Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 11:25, контрольная работа
Рассмотрение темы «Основные этапы развития государства и права» позволит
дать характеристику каждому из таких периодов, определить причины, пути
и способы возникновения государства, закономерности смены одного типа
права и государства другим. Все эти вопросы будут раскрыты в данной
работе.
Введение …………………………………………………………...Стр. 3
Основы периодизации развития государства и права………..Стр.3
Характеристика государства и права Древнего времени …...Стр. 6
Характеристика государства и права Средневековья ……...Стр. 10
Характеристика государства и права Нового времени …….Стр. 13
Заключение……………………………………………………….Стр. 18
Список литературы ……………………………………………...Стр. 19
Выполнил
Студент 2 курса
Юридического факультета
Группы № 202
Шаповалов Роман Юрьевич
Проверил:
Гончаров Александр Алексеевич
Санкт-Петербург
2001
Содержание
Введение …………………………………………………………...Стр.
3
Основы периодизации развития государства
и права………..Стр.3
Характеристика государства и права Древнего
времени …...Стр. 6
Характеристика государства и права Средневековья
……...Стр. 10
Характеристика государства и права Нового
времени …….Стр. 13
Заключение……………………………………………………
Список литературы ……………………………………………...Стр.
19
Введение.
Рассмотрение темы «Основные этапы развития
государства и права» позволит
дать характеристику каждому из таких
периодов, определить причины, пути
и способы возникновения государства,
закономерности смены одного типа
права и государства другим. Все эти вопросы
будут раскрыты в данной
работе.
Основы периодизации развития государства
и права.
Периодизация – это один из старейших
методов познания исторических
процессов, который позволяет определить
главные направления в развитии
общества в целом или его отдельных сфер,
например государства и права.
Современной наукой не выработана универсальная
концепция исторического
процесса, но существуют два основных
подхода к периодизации государства
и права. Это – цивилизационная (культурологическая)
и формационная
теории.
Основоположниками цивилизационного
критерия периодизации были О.
Шпенглер и А. Тойнби. Цивилизация – относительно
замкнутое и локальное
состояние общества, отличающееся общностью
культурных, экономических,
географических, религиозных, психологических
и других факторов. Каждая
цивилизация придает устойчивую общность
всем государствам, существующим
в ее рамках, при этом сама она проходит
четыре этапа развития:
зарождение, становление, расцвет и гибель.
С точки зрения Шпенглера,
цивилизации не могут сосуществовать,
т.к. вступают в антагонистические
противоречия. Они могут соприкасаться
на периферии, но столкновение ядер
влечет за собой «взрыв».
Цивилизационный подход к истории обладает
рядом несомненных преимуществ,
так он позволяет понять, что общественные
процессы (в том числе и
развитие государства и права) проходят
асинхронно в различных странах и
регионах. Но в тоже время культурологический
критерий не обладает в
достаточной степени определенностью
и однозначностью, до настоящего
времени сторонниками данного подхода
не выработано общепризнанной
трактовки развития человечества. Сторонники
теории локальных
цивилизаций, исходя из несовместимости
систем социальных ценностей,
абсолютизируют уникальность развития
отдельных народов. В такой
трактовке история разбивается на фрагменты,
изолированные в пространстве
и во времени, что исключает возможность
всемирной периодизации
исторического развития. Однако значительная
часть ученых склоняется к
мнению о стадиальном развитии цивилизаций
и выделяет три типа общества:
доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную.
Таким образом, цивилизационная теория
рассматривает в основном общество
в целом, а не государство и право в частности.
Несмотря на это, данная
концепция в настоящее становится более
популярной и получает все
большее признание в отечественной науке.
Другим, единственным признаваемым до
последнего времени в нашей стране,
подходом к типологии государства и права
является формационный,
предложенный К. Марксом и Ф. Энгельсом.
Она базируется на категории
общественно-экономической формации.
Формация – это исторический тип
общества, основанный на определенном
способе производства. Уровень
развития производительных сил определяет
материально-техническую базу
общества, а производственные отношения,
складывающиеся на однотипной
форме собственности на средства производства,
которому соответствуют
определенные политические, государственно-правовые
и другие надстроечные
явления. По данной теории общество в своем
развитии проходит пять
формаций: первобытнообщинный строй, рабовладельческий,
феодальный,
буржуазный, прогнозируемый коммунистический
(в двух фазах). «При
изучении истории государства и права
последовательно рассматривались
рабовладельческий тип государства и
права (в первобытнообщинном строе их
не было), феодальный, буржуазный и социалистический
типы (при
коммунизме государства и права не будет)».
За пределами этой концепции остается
множество исторических явлений,
составляющих особенности общества и
государственной организации, что
влечет за собой ряд недостатков.
Во-первых, это абсолютизация зависимости
государства и права от
классовой структуры общества и господствующей
формы собственности, что
упускает факт многоукладности, которая
сопровождает практически всю
историю общества с момента перехода его
к цивилизации.
Во-вторых, - обусловленная детерминизмом,
фатальная неизбежность
развития государства и права от одного
исторического типа к другому.
Если в отношении истории данное положение
вполне приемлемо, то
прогнозирование социалистического государства
необоснованно. Для этого
необходимо, чтобы прямое направление
развития (базис-надстройка)
сменилось обратным (надстройка-базис),
что противоречит самой теории.
В-третьих, - необоснованное превосходство
социалистического типа
государства и права над всеми другими.
Это унифицирует общественное
развитие, не оставляет возможности для
многообразия.
В-четвертых, - неоправданное утверждение
о неизбежности отмирания
государства и права в исторически обозримый
период. В независимости от
постоянного изменения формы государства
его сущность остается
неизменной, и в отсутствии государства
функция поддержания социальной
стабильности не будет выполняться.
В настоящее время наиболее распространенные
отечественные периодизации
истории государства и права по-прежнему
– завуалировано или открыто –
исходят из формационных критериев. Они
включают в себя три основных
этапа: государство и право Древнего времени,
Средневековья и Нового
времени. Характеристики данных типов
будут даны в соответствующих
разделах работы.
Характеристика государства и права Древнего
времени.
В условиях первобытного строя экономическое
состояние общества
характеризовалось крайней неразвитостью
производительных сил, экономика
носила потребляющий характер. В соответствии
с этим были простые и
производственные отношения: люди добывали
только столько средств,
сколько хватало для непосредственного
поддержания жизни, распределение
было уравнительным. Простой социальной
организации соответствовала
простая организация управления и социального
регулирования. Управление
происходило путем решения наиболее важных
дел на «общем собрании»,
«сходе». Выделялась деятельность старейшин,
совета старейшин, военного
предводителя, совета военных предводителей,
жрецов (колдунов, шаманов и
т.п.), но она не была отделена от основной
задачи – добывания пищи.
«Таким образом, управление в первобытном
обществе основывалось на
мужской иерархии, причем это касается
любых социальных образований». А
социальное регулирование осуществлялось
с помощью древних обычаев –
таких правил, которые внедрялись в сознание
людей в результате их
многократного повторения в качестве
полезных эталонов поведения.
Таким образом, в первобытный период общество
не нуждалось в государстве
и праве и не могло создать таких институтов,
т.к. не могло их
обеспечить.
Государство и право возникают в силу
закономерного, объективного
процесса развития первобытного общества
в нескольких направлениях. В
первую очередь это совершенствование
экономики, связанное с ростом
производительности труда и появлением
избыточного продукта, укрепление
организационных структур общества, специализация
управления, изменения в
нормативном регулировании. Происходит
процесс разделения труда: из
земледелия выделяется скотоводство,
появляется ремесло, позднее
возникает торговля, необходимой становится
военная профессия. Бывшие
вожди со своими приближенными заняли
особую область профессиональной
деятельности – управление.
В.В. Лазарев выделяет следующие признаки
государства, отличающие его от
органов управления первобытного общества:
Наличие отделенной от общества публичной
власти. В отличие от
первобытного общества, где власть осуществлялась
всеми членами, в
государстве она осуществляется государственным
аппаратом, который
отделен от остального общества. «Во-первых,
он представляет собой особую
группу людей, которая занимается исключительно
управлением и не
участвует в непосредственном общественном
производстве. Во-вторых, этот
аппарат чаще всего выражает в первую
очередь интересы не всего общества,
а определенной его части (класса, социальной
группы и т.п.), а нередко и
самого себя».
Взимание налогов и сборов. Такая необходимость
возникает в силу того,
что сам аппарат власти ничего не производит,
а его содержание
необходимо.
Разделение населения на территории. Такая
организация позволяет
упростить сбор налогов и обеспечить оптимальные
условия управления.
В этот период происходит разделение путей
развития человечества на
«восточный» и «западный». Основной причиной
такого деления стала
господствующая форма собственности на
средства производства и в основном
на землю.
Азиатский путь возникновения государств
характерен для территорий,
экономика которых основана на поливном
земледелии. Здесь необходимость
создания ирригационных сооружений обусловила
объединение общин под
единым началом и централизацию управления.
Происходил процесс узурпации
не самих средств производства, а власти
над ними. Эта власть приобрела
деспотический характер, имела идеологическую
окраску.
Примером такой государственности может
быть Древний Египет. Во главе его
стоял фараон, считавшийся «сыном бога»
и поэтому являлся верховным
жрецом. Власть фараона была неограниченной
и осуществлялась через
огромный строго централизованный бюрократический
аппарат, центральное
управление которым возлагалось на визиря
(джати), ему принадлежала
высшая судебная власть. Помимо визиря
были должности казначея,
начальника работ, управляющего «домом
оружия». Органами государственного
подавления были армия и полиция. «Господствующий
класс древнеегипетского
общества составляли рабовладельческая
знать и жречество. Положение
знатного человека определялось тремя
условиями древностью рода,
величиной землевладения, занимаемой
должностью».
В отличие от универсального восточного
пути, западный путь был скорее
исключением из общего правила. Здесь
на стадии протогосударства
происходило интенсивное формирование
частной собственности на землю, а
также иные средства производства. Ведущим
государствообразующим фактором
на территории Европы стало классовое
разделение общества. С развитием
частной собственности растет влияние
экономически сильной группы,
которая стремится ослабить народную
власть и передать власть своим
представителям. «Неразвитость экономических
связей восполнялась
установлением связей политических, выступавших
как закрепленные
юридически господство и подчинение, и
поэтому классы античности с самого
начала формировались посредствам права
в качестве сословий». Ф. Энгельс
считал Древние Афины классическим примером
такого рода возникновения
государства. Верховным органом города-государства
было народное
собрание, выполнявшее законодательную
функцию. Но его деятельность
существенно ограничивалось системой
сдержек: автор законопроекта нес
уголовную ответственность, если его предложение
противоречило
действующему закону; законопроекты подлежали
предварительному
рассмотрению в Совете пятисот; окончательное
решение принадлежало гелиэе
– суду присяжных, – игравшей в таких
случаях роль второй палаты. Совет
пятисот являлся органом непосредственного
управления, исполнительную
власть с ним делили коллегии стратегов
и архонтов. Таким образом, в
управлении государством должен был быть
задействован каждый гражданин.
Проанализировав предпосылки и пути образования
государства и права,
можно сделать вывод, что данные институты
возникают тогда, когда
появляется необходимость поддержания
стабильности в
социально-неоднородном обществе. «Возникающее
государство не может не
быть властью, поскольку после распада
родового строя потребность в
решении общих дел не имела иных механизмов
самообеспечения. Государство
не могло не стать силой, стоящей над населением».
Характеристика государства и права средневековья.
Период европейского средневековья является
следующей после эпохи
античности ступенью развития Запада.
Средневековая цивилизация
зародилась как результат синтеза римского
и варварских начал.
Соотношение этих этнокультурных элементов
в разных областях культуры
было своеобразным, поэтому процесс становления
данного типа общества, а,
следовательно, государства и права, имел
региональные особенности и
протекал асинхронно. Социально-экономический
и политический строй,
утвердившийся в Средние века в Европе,
в исторической науке принято
называть феодализмом. Феодальные государства
проходили ряд стадий
развития. Они возникали как централизованные
монархии, затем происходило
раздробление единых государств, связанное
с тем, что монарх раздавал
землю феодальной знати за ее службу. Возникающие
части (герцогства,
графства, княжества и пр.), формально входя
в состав прежнего
государства, фактически, а часто и юридически
приобретали полную
независимость. Затем вновь происходило
объединение земель, возникали
сословно-представительские и абсолютные
монархии.
На основе феодальных отношений складывается
сословный строй
средневековья. Для сословной организации
западноевропейского
Средневековья характерна четкая иерархия,
выраженная в неравенстве
правового положения сословий. Первоначально
особенности правового
статуса сословий, как правило, фиксировались
юридическим обычаем, а
впоследствии все больше норм о сословных
преимуществах закреплялось в
законе. Классическим образцом подобной
социальной организации является
французское феодальное общество, которое
с XIV-XV вв. четко разделялось
на два привилегированных сословия (дворянство
и духовенство) и два
податных – не привилегированное третье
сословие (горожане) и
феодально-зависимое крестьянство, которое
официально было не принято
обозначать термином «сословие».
Дворянство и духовенство представляют
два высших сословия феодального
общества. Основой их экономического и
политического влияния являлась
монопольная собственность на главное
средство производства аграрного
общества – землю. Характерной чертой
феодализма является отчуждение
права собственности на землю от основного
производителя – крестьянина и
соединение ее с политической властью.
Отчуждение проявлялось в том, что
обрабатываемый крестьянином земельный
участок находился в собственности
феодала, и за пользование его землей зависимый
крестьянин был обязан
работать на господском поле (барщина)
или платить оброк. В свою очередь
соединение феодальной собственности
с политической властью
обнаруживалось в том, что высшей государственной
властью обладали
только представители класса крупных
земельных собственников – светских и
духовных феодалов. Крестьяне никакого
участия в управлении государством
не принимали. «Государство было орудием
диктатуры господствующего класса
и защищало его интересы».
Монархия является оптимальной формой
правления средневекового
государства, которая наиболее адекватна
его социально-экономическим
условиям, уровню культуры всех слоев
населения, жесткой иерархии
сословной структуры. Известные разновидности
этой формы правления
последовательно сменяли друг друга в
течение Средневековья. В период
раннего Средневековья роль королевской
власти была весьма значительной,
но становление феодального строя привело
к сеньориальной или
сюзерениальной монархии. Рост собственных
королевских владений и
усиление королевской власти вызвали
появление сословно-представительской
монархии – формы правления, при которой
власть монарха сочеталась с
органами сословного представительства
дворян, духовенства и горожан. Но
значение таких органов практически было
сведено к нулю в период
абсолютной монархии – формально неограниченной
феодальной монархии, при
которой верховная власть в полном объеме
принадлежит монарху.
Право Средневековья сохранило черту
древних правовых систем – раскол на
две основные государственно-правовые
модели: западную и восточную. Если
восточная сохраняла консерватизм, сдерживалась
в своем развитии нормами
религии и этики, то западная пережила
рождение новой цивилизации, что
дало сильный толчок развитию юриспруденции
и права в целом. В данный
период происходит оформление континентальной
(романо-германской),
основанной на рецепции римского права
кодификации законодательства, и
островной (англосаксонской), основанной
на судебном прецеденте, систем
права.
Таким образом, развитие государства и
права в период Средневековья шло
по направлению к более адекватному выражению
их сущности: расширился
круг лиц (сословно-предствавительные
органы), влияющих на решения
государственных дел, и в большей степени
стала воплощаться
согласованная воля.
Характеристика государства и права Нового
времени.
Средние века сменились эпохой формирования
и развития современного
государства и права. В нее входят период
Нового времени (буржуазное
государство и право домонополистической
и раннемонополистической эпохи –
от начала Великой Английской буржуазной
революции в 1640г. до окончания
Первой мировой войны в 1918г.) и период Новейшего
времени (буржуазное
государственно-
наших дней). Их общей чертой можно считать
преодоление политической
несвободы, стремление к юридической раскрепощенности
людей, становление
демократических тенденций и структур.
На первой стадии Нового времени (период
свободной конкуренции) класс
буржуазии состоит из множества собственников,
обладающих более или менее
равным объемом собственности, что определяет
необходимость механизма
выявления их общеклассовых интересов
и воли. Этим механизмом становиться
буржуазное государство, основанное на
буржуазной демократии,
парламентаризме и законности. «Демократия
в данный период носит ярко
выраженный классовый характер: запрещаются
различные объединения
рабочих, в том числе профсоюзы, вводится
специальное средство,
ограничивающее участие трудящихся в
управлении государством,
отстраняющее их от власти, в виде избирательных
цензов – имущественного,
образовательного, ценза оседлости и др.».
Таким образом, всеобщее
равенство было лишь декларативным, законодательство
утверждало
политическое неравенство.
Конец XIX – начало XX вв. являлись этапом
монополистического
капитализма, он характеризуется тем,
что наряду с большим числом
разрозненных мелких предпринимателей
происходит монополизация некоторых
видов производства и распределения, возникают
мощные объединения –
тресты, синдикаты, корпорации и т.п. Индустриализация
общества влечет за
собой усиление власти крупной буржуазии.
Функции государства
осуществляются главным образом в интересах
этой части господствующего
класса. «И вместе с тем, было бы безосновательным
упущением утверждать,
что буржуазное государство XIX в. подменяло
общие интересы интересами
господствующего класса буржуазии, выдавая
эти интересы за интересы всего
общества». Развитие демократических
форм заставило большее внимание
уделять общесоциальным задачам, иначе
не удавалось привлечь голоса
избирателей, интересы буржуазии служили
интересам всего общества.
На современном этапе развития общество
пережило ряд значительных
изменений, которые были вызваны различными
обстоятельствами: мощный рост
революционного рабочего движения в 20
гг. прошлого столетия, начало
научно-технической революции, приведшей
к необходимости повышения
квалификации большинства работников.
И то и другое приводило к повышению
оплаты труда и уровня жизни большинства
населения. По существу начал
исчезать класс пролетариата, большинство
рабочих образуют с другими
слоями «средний» класс. И хотя государственная
власть находится в руках
буржуазии, постепенно повышается влияние
на нее остальной части
общества, поскольку всеобщее государство
и право дает возможность отдать
предпочтение той или иной политической
партии, тому или иному
политическому деятелю. Все большее значение
приобретают право и
законность: идет определенное продвижение
к реальному формированию
социального и правового государства.
В современном мире каждое государство
или даже какая-либо его часть
имеет свое право. Свое право имеют и негосударственные
общности:
каноническое право, мусульманское, иудейское
и пр. Существует также и
международное право, призванное регулировать
во всемирном или
межрегиональном масштабе межгосударственные
и внешнеторговые отношения.
Нормы права могут быть бесконечно разнообразны,
но способы их выражения,
систематизации, толкования показывают
наличие некоторых типов. На
основании этих параметров Р. Давид выделил
ряд правовых систем
современности, которые он назвал «правовыми
семьями». К ним относятся:
романо-германская правовая система, семья
общего права и семья
социалистического права.
Романо-германская правовая система включает
в себя страны, в которых
юридическая наука сложилась на основе
римского права. Здесь на первый
план выдвинуты кодифицированные нормы
права, которые рассматриваются как
нормы поведения, отвечающие требованиям
справедливости и морали.
Семья общего права (common-law) включает в
себя право Англии и стран,
последовавших ее образцу. Норма общего
права менее абстрактна, чем норма
континентальная, она создана судьями
и направлена на разрешение
конкретной проблемы, а не на формулировку
общего правила поведения на
будущее. Эта семья почти не знает кодексов,
но придает огромное значение
судебной практике, ставя ее на один уровень
с законом.
Социалистическое право основывалось
на романо-германской системе, но
отошло от нее и образовало собственную
семью. Это произошло в силу того,
что здесь законодатель имеет перед собой
иные задачи – он использует
право как орудие и средство революционного
преобразования общества,
создания нового порядка.
Наравне с названными системами права
Р. Давид выделяет семьи
религиозного права. Самая крупная из
них – мусульманское право, меньшее
распространение имеет индусское право.
По мнению автора, техническое
превосходство запада не означает превосходства
западной цивилизации в
целом. Страны с религиозной системой
права признают большую его
ценность, но само право понимают иначе.
В целом все современные страны стремятся
к созданию правового и
социального государства (в данном случае
речь идет только о тех
государствах, в которых не осталось феодальных
пережитков и не
существует тоталитарный режим). Характеристика
правового государства
традиционно включает в себя принцип разделения
властей, господство
правового закона, приоритет прав и свобод
человека перед всеми иными
социальными ценностями, равенство всех
перед законом и включение норм
международного в систему национального
права и их приоритет. Понятие
«социальное» государство характеризуется
в основном не формой, как
«правовое», а содержанием его деятельности.
Социальное государство
должно обеспечить своих граждан/подданных
всеми условиями нормальной
жизнедеятельности.
История Нового времени связана с развитием
конституционализма. Вопросы
прав человека и разделения властей, так
или иначе, решались во всех
основных законах. Конституция США – старейшая
из ныне действующих –
была принята в 1787 г. Она закрепила фундаментальные
начала систему
правового государства: механизм разделения
властей (первоначальный текст
конституции) и права граждан (Билль о
правах 1789 г.). Возможно, именно
ее лаконичность и обращенность к самым
главным проблемам
государственно-правового устройства
объясняют долговечность этого
документа. А стабильность конституции
является одним из признаков
стабильности в обществе.
Таким образом, в период Нового и Новейшего
времени право и государство
в наибольшей степени стали выражать собственную
сущность. Право
всеобщего равного голосования позволил
обеспечить существенное
расширение круга лиц, непосредственно
влияющих на осуществление
государственной власти. Государство
же стало подконтрольно праву,
которое все в большей степени начинало
воплощать согласованные интересы
значительной части населения.
Заключение.
Анализ причин появления, развития и функционирования
государства и
права, характеристика государства и права
каждого периода их
существования позволяют сделать выводы,
что:
Государство и право возникают на определенном
этапе развития общества в
силу объективной необходимости – поддержания
стабильности в социально
неоднородном обществе;
По мере смены исторических типов государства
оно шло к все более
адекватному выражению своей сущности
– расширялось число людей,
участвующих в осуществлении государственной
власти;
По мере развития право так же, как и государство,
все в большей степени
начинало воплощать согласованные интересы
значительной части населения.
Список литературы.
Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые
системы современности. М.,
1999.
Кашанина Т.В. Происхождение государства
и права. Современные трактовки и
новые подходы. М., 1999.
Ковлер А.И. Исторические формы демократии:
проблемы правовой теории. М.,
1990.
Лившиц Р.З. Теория права. М., 1994.
Спиридонов Л.И. Социальное развитие и
право. Л., 1973.
Спиридонов Л.И. Теория государства и права.
М., 1997.
Теория права и государства. Под ред. Лазарева
В.В. М., 1997.
Черниловский З.М. Всеобщая история государства
и права. М., 1973.
Четвернин В.А. Демократическое конституционное
государство: введение в
теорию. М., 1993.
Лившиц Р.З. Теория права. М., 1994. С. 38.
Кашанина Т.В. Происхождение государства
и права. Современные трактовки
и новые подходы. М., 1999. С. 27.
Теория права и государства. Под ред. Лазарева
В.В. М., 1997. С. 50.
Черниловский З.М. Всеобщая история государства
и права. М., 1973. С.
26.
Спиридонов Л.И. Социальное развитие и
право. Л., 1973. С.95.
Спиридонов Л.И. Теория государства и права.
М., 1997. С. 19.
Теория права и государства. Под ред. Лазарева
В.В. М., 1997. С. 295.
Теория государства и права. Под ред. Лазарева
В.В. М., 1997. С. 297.
Четвернин В.А. Демократическое конституционное
государство: введение в
теорию. М., 1993. С. 37.