Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 19:34, реферат
Развитие и становление политико-правовых путей развития государства является одной из наиболее сложных и интересных. Целью данной работы является изучить направления политической мысли России во второй половине 19 – первой половине 20 века. Для достижения поставленной цели, я рассмотрела основные учения о форме государства, появившихся в то время в России.
стр.
введение 2
1. Утопический социализм 3
2. Воззрения М. А. Бакунина
2.1. Анархическое учение о государстве Бакунина 5
2.2. Происхождение, сущность и формы государства по Бакунину 7
3. Учение Б. А. Чичерина о государстве
3.1 Сущность государства 13
3.2 Оценка форм правления 15
3.3 Государство и институт собственности 18
3.4 Государство и церковь 19
Заключение
Содержание
стр. | |
введение | 2 |
1. Утопический социализм | 3 |
2. Воззрения М. А. Бакунина | |
2.1.
Анархическое учение о |
5 |
2.2.
Происхождение, сущность и |
7 |
3. Учение Б. А. Чичерина о государстве | |
3.1 Сущность государства | 13 |
3.2 Оценка форм правления | 15 |
3.3
Государство и институт |
18 |
3.4 Государство и церковь | 19 |
Заключение | 20 |
Введение
Развитие
и становление политико-
1. Утопический социализм
Россия позднее западноевропейских стран вступила на путь капиталистического развития. Лишь к середине XIX века в России налицо признаки, характеризующие кризис феодально-крепостнического строя. В силу этих причин закат западно-европейского утопического социализма по времени совпадает с его восходом в России.
Социальная структура российского общества в основном была представлена крестьянством. Именно его интересы представляла передовая русская социально-политическая мысль того времени, в лице А. И. Герцена (1812-1870) , В. Г. Белинского (1811-1848) , Н. Г. Чернышевского (1828-1889) , К. А. Добролюбова (1836-1861) , учение которых ближе всего стояло к научному коммунизму, являлось высшей ступенью в развитии утопического социализма. Утопический социализм русских революционных демократов в целом нашел свое выражение в так называемом русском общинном социализме А. И. Герцена. В основе его учения находилось идеалистическое положение о том, что крестьянская община с ее традиционными формами владения землей и самоуправления является носителем социалистических отношений в социально-экономической жизни России, т.е. основы социалистического строя заложены в Российской деревне. Взамен капитализма Герцен предлагает социализм, который опирается на крестьянскую общину и ремесленную артель при демократической народной власти. При этом необходимым условием является уничтожение крепостнических отношений и самодержавия. Таким образом, в творчестве Герцена четко прослеживаются две линии – теоретическая и практическая, направленные на разработку революционной теории и ее реализацию в специфических условиях России. Социалистические идеи Герцена были развиты с позиций революционного демократизма в творчестве В. Г. Белинского. Основной социальной силой, способной создать демократическую республику, Белинский считал революционное крестьянство. Он выступает как открытый сторонник крестьянской революции. Историческая заслуга Белинского в развитии передовой русской социальной мысли состоит в том, что идею народной революции он тесно связал с идеей социализма, что в корне отличает его мировоззрение от критического утопического социализма Западной Европы.
Особое место в истории утопического социализма занимает учение Н. Г. Чернышевского. В основе его взглядов о социологии, так же как и у Герцена, – общинное землевладение. Исходя из этого, Чернышевский считает, что специфические особенности России, а именно – традиционная крестьянская община, уменьшают тиски частнособственнических отношений и облегчают переход к социализму.
2. Воззрения М. А. Бакунина
Рассматривая вопрос о соотношении государства и общества, Бакунин выступал против их отождествления. "Государство, - писал он, - вовсе не однозначно с обществом, оно есть лишь историческая форма". Общество им определялось как "естественный вид существования совокупности людей, независимый от всяких договоров". Общество - часть природы; государство же не является "непосредственным продуктом природы" и не предшествует "пробуждению мысли в людях". Государство, в отличие от естественного общества, - механическая сила, искусственная организация. Бакунин противопоставлял общество государству по времени возникновения и существования, по влиянию на человека, соотношению этого влияния и свободы человека, по отношению этого влияния к прогрессу и т.д.
Бакунин критиковал договорную теорию образования государства как сводящуюся к отрицанию общества и подчеркивал, что "никакое историческое государство никогда не имело основой своей договор, все они были основаны насилием, завоеванием". Ставя вопрос о происхождении государства, он обращался к догосударственному обществу, пытался найти биопсихологическую основу возникновения государства, установить соотношение государства и церкви, стремился проследить разнообразные черты этого сложного исторического процесса.
Государство Бакунин связывал с эволюцией борьбы за существование и вытекающим из нее (и проявляющимся в пей, по его мнению), "властническим инстинктом". Борьба за существование, по Бакунину, проходит ряд этапов вместе с развитием общества, принимая вид как борьбы индивидов, так и их групп. В условиях капиталистического общества борьба за существование между людьми "происходит двояким образом: в ниде экеилуашции наемного труда капиталом и в виде юридического, гражданского, военного, олицейского угнетения государством и государственною официальною церковью, продолжая вызывать всегда во всех личностях, рождающихся в обществе, желание, потребность, иногда необходимость повелевать другими и эксплуатировать их". Бакунин видел в государстве одну из форм борьбы за существование, в которой реализуется "желание повелевать" или "пластический инстинкт", присущий, как он полагал, всем людям. Первоначально это был "животный инстинкт дикаря", "плотоядный инстинкт", но постепенно изменяясь под влиянием "умственного развития людей", он внешне облагораживается. Принцип власти существует как "естественный инстинкт" в каждом человеке в "зародышевой форме". Он растет и развивается, если находит в окружающей среде благоприятные условия: "тупость, невежество, безразличное ко всему отношение, апатия и рабские привычки масс". Согласно Бакунину, не борьба за существование и не "властнический инстинкт" непосредственно порождают государство, а благоприятные условия, при которых эти явления насильственно реализуются в государственные формы.
Деятельность государства, по Бакунину, распадается на несколько направлений, соответственно задачам государства. Он выделял основную внутреннюю и внешнюю задачу государства. Внутри страны государство решает задачу, "как наименьшими и наилучше организованными средствами и силами, взятыми у народа, держать этот народ в повиновении или гражданском порядке...". В области внешних отношений государство имеет задачу, - "с одной стороны, предохранить независимость, не... народа, о котором здесь и речи не может быть, но своего государства против честолюбивых замыслов соседних держав, а с другой стороны, как увеличить свои владения в ущерб тем же самым державам". Деятельность государства во всех, направлениях сводится Бакуниным к насилию, притеснению, грабежу, захвату. Правительство, действующее в интересах народа, по Бакунину, - квадратура круга.
3.
Учение Б. А. Чичерина о
Сущность государства, по Чичерину, определяется следующими признаками и чертами. Согласно его концепции, государство представляет "организацию народной жизни, сохраняющуюся и обновляющуюся в непрерывной смене поколений. Государство есть союз, союз целого народа, имеющего свою территорию, единый закон. В нем народ становится юридическим лицом. Оно управляется верховной властью, его целью является всеобщее благо”. Государство образуется как результат общей воли и высшего политического сознания народа, способного "разумно и добровольно подчиняться верховной власти и поддерживать ее всеми силами".
Сущность
политического союза (государства)
Чичерин рассматривает в
Государство и гражданское общество - два противоположных, но "равно необходимых элемента человеческого сожительства". Это особый мир человеческих отношений: с одной стороны, люди являются носителями частных отношений, с другой, членами общего духовного сожительства, всегда должны существовать, не уничтожая друг друга. Без первых исчезает самостоятельность, следовательно, и свобода лица, без последних исчезает единство Чичерин Б. Н. Собственность и государство. С. 192.. Государство как вершина общественного здания, опирающееся на гражданское общество и зависимое от него, сводит все самостоятельные индивидуальные потребности и интересы (материальные, духовные, научные) к высшему органическому единству.
Заключение.
Итак, в данной работе были рассмотрены основные теории политической мысли России, появившиеся в середине 19 – начале 20 веков. В зависимости от времени возникновения и мировоззрения авторов, теории имеют различные характеры. Различны так же и их представления о сущности государства. Представители социализма представляют государство, опирающимся на крестьянскую общину и ремесленную артель при демократической народной власти, закладывая в основу своих идей социальную структуру российского общества того времени. Бакунин связывал государство с эволюцией борьбы за существование и вытекающим из нее (и проявляющимся в ней, по его мнению), "властническим инстинктом". Согласно же концепции Чичерина, сущность государства представляется, как "организация народной жизни, сохраняющая и обновляющаяся в непрерывной смене поколений.
Информация о работе Политико-правовые пути развития государства