Основные этапы развития теории финансового права

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 20:07, контрольная работа

Краткое описание

На различных этапах развития человеческого общества отношение к регулированию финансовых проблем государства или государственного образования было неодинаковым. Соответственно этому, развитие сначала науки финансового права, затем финансового законодательства и, наконец, оформление отрасли финансового права в самостоятельную ветвь системы права связано с постоянными научными дискуссиями, существованием противоположных взглядов, противостоянием так называемых «административистов» и «финансистов» и прочими атрибутами, свидетельствующими об остроте предмета спора.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
3
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ ФИНАНСОВОГО ПРАВА
6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Контрольная1.doc

— 113.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ  РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ ФИНАНСОВОГО ПРАВА

6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

18


 

 

ВВЕДЕНИЕ

Финансовое  право – это самостоятельная отрасль российского права. Такой подход к финансовому праву обусловлен наличием специфического предмета и метода правового регулирования, источников права, категорий.

Предметом финансового  права являются финансовые отношения, которые возникают в процессе финансовой деятельности государства (образования, распределения и использования фондов денежных средств). Таким образом, с помощью финансового права государство регулирует общественные отношения, складывающиеся в области финансовой деятельности.

Метод финансового  права – это совокупность юридических приемов и средств, при помощи которых производится правовое регулирование общественных отношений. По своей сути – это метод властных предписаний, предполагающий неравенство субъектов правоотношений. Такие предписания исходят в основном от финансовых, налоговых и кредитных органов, входящих в систему государственных органов и наделенных соответствующими полномочиями.

Метод финансового  права характеризуется следующими особенностями:

  • одной из сторон финансовых отношений всегда выступает орган государственной власти;
  • любое юридическое и физическое лицо обязано выполнить предписание, данное органом государственной власти, поскольку оно является односторонне властным;
  • властные предписания не основываются на отношениях подчинения “по вертикали”.

Финансовое  право действует по определенным принципам.

  1. Принцип законности означает, что весь процесс аккумуляции, распределения и использования фондов денежных средств регламентируется нормами финансового права.
  2. Принцип федерализма проявляется в разграничении компетенции Российской Федерации и ее субъектов в области финансов.
  3. Принцип разделения властей – законодательной и исполнительной. Согласно российскому законодательству, приоритет в сфере финансовой деятельности государства отдается законодательным органам власти перед исполнительными. Так, в компетенцию органов исполнительной власти входят составление проекта бюджета и внесение его на утверждение законодательного органа власти, исполнение бюджета и представление об этом отчета законодательному органу. Последние утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении, контролируют исполнение бюджета.
  4. Принцип плановости означает, что вся финансовая деятельность государства опирается на систему финансово-плановых актов – федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, сметы бюджетных учреждений, балансы предприятий и организаций, балансы доходов и расходов населения и т.д.
  5. Принцип гласности – доведение до сведения физических и юридических лиц, в том числе и через средства массовой информации, содержания проектов различных финансово-правовых актов и других сведений по вопросам финансовой деятельности государства.

Финансовая  деятельность государства регламентируется специальными правовыми нормами. Финансово-правовая норма – это установленное и контролируемое государством правило поведения участников общественных отношений, которые обладают соответствующими правами и обязанностями.

Нормы финансового  права всегда связаны с регулированием отношений по поводу выполняемых  в ходе финансовой деятельности функций  государства при распределении  национального богатства. В нормах финансового права закрепляются требования государства для обеспечения осуществления его задач и функций на определенном этапе общественного развития.

Финансово-правовые нормы носят государственно-властный, императивный характер: их содержание не может быть изменено по соглашению участников общественного отношения. Требования норм однозначно определяют объемы прав и обязанностей участников финансовых отношений.

Нормы финансового  права в Российской Федерации  многочисленны, они содержатся в  большом числе разнообразных правовых нормативных актов, или источниках финансового права. К ним относятся акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления разных масштабов и уровней. Источниками финансового права являются:

  • Конституция РФ;
  • Кодексы РФ (Гражданский кодекс, Налоговый кодекс, Бюджетный кодекс);
  • законы;
  • Указы Президента и Постановления Правительства;
  • акты органов государственного управления, ведомственные положения, приказы, инструкции;
  • нормативные акты Министерства финансов РФ, Министерства по налогам и сборам РФ, органов государственных внебюджетных фондов, Банка России и др.;
  • решения Конституционного Суда Российской Федерации;
  • международные договоры и соглашения Российской Федерации с другими государствами.

Финансовое право в своем развитии прошло путь от элементарного обособления правовых норм в рамках публично-правовых отраслей до провозглашения суперотраслью, способной генерировать и отпочковывать иные отрасли права [1].

 

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ ФИНАНСОВОГО ПРАВА

На различных  этапах развития человеческого общества отношение к регулированию финансовых проблем государства или государственного образования было неодинаковым. Соответственно этому, развитие сначала науки финансового  права, затем финансового законодательства и, наконец, оформление отрасли финансового права в самостоятельную ветвь системы права связано с постоянными научными дискуссиями, существованием противоположных взглядов, противостоянием так называемых «административистов» и «финансистов» и прочими атрибутами, свидетельствующими об остроте предмета спора.

«Административисты» – сторонники того, что финансовое право является структурной единицей отрасли административного права.

«Финансисты» – приверженцы идеи самостоятельности финансового права.

Наука финансового  права в России как самостоятельная  юридическая наука появилась  в конце XIX века.

Появлению финансового права в России, как, впрочем, и в других странах, предшествовало возникновение и развитие других наук: камералистики, финансовой науки. Наука финансового права постепенно выделилась из этих наук.

В XVIII в. под влиянием потребностей эффективного ведения  дворцового хозяйства в Германии появилась наука камералистика, корни которой уходят в XVI век.

Эта наука исследовала  целый ряд взаимосвязанных проблем; государственное управление, государственные финансы, экономику, аграрное дело, горное дело, торговлю и т.д. Ее наиболее яркими представителями являлись ученые – Зонненфельс, Шредер, Юсти, Берг и др. Эти ученые исследовали государственные финансы под углом зрения проблем государственного управления или, что одно и то же, так называемого полицейского права.

Камералистика получила распространение и в  России. Она преподавалась на юридических  факультетах вузов России вплоть до 1863 г.

Из камералистики в XIX в. в различных странах выделилась в качестве самостоятельной наука о финансах. В XVIII в. серьезное влияние на самостоятельное значение науки о финансах оказал английский политэконом А.Смит. В 1776 г. он издал книгу «Исследование о природе и причинах богатства народов». Это сочинение состояло из пяти книг, последняя из которых была посвящена финансам — расходам и доходам государства, Некоторое внимание в работе уделялось и правовой регламентации финансов. Наибольшее влияние учение А. Смита имело в Англии и во Франции, т.е. тех странах, где промышленное развитие в конце XVIII - начале XIX вв. шло наиболее интенсивно. Собственно, в этих странах наука о финансах начала формироваться относительно самостоятельно под влиянием различных экономических теорий.

Одной из первых отечественных работ в русле  финансовой науки считается трактат  И.Т. Посошкова «Книга о скудости и богатстве», написанный в 1724 году. Однако всерьез о науке финансового права в России заговорили в первой половине XIX века. К этому периоду относятся работы М.М.Сперанского, Н.И. Тургенева, М.Ф.Орлова, Е.Г.Осокина. Эти ученые, исследуя финансы России, в той или иной мере, затрагивали и вопросы финансово-правового регулирования.

Описывая этапы  становления финансового законодательства в России, И.Ю. Патлаевский отмечал, что наше финансовое законодательство, как и в западной Европе, развивалось исторически; оно изменялось и дополнялось в отдельных частях, сообразно требованиям времени и обстоятельств.

М.М. Сперанский написал в 1810 году по заказу Александра I работу (записку) под названием «План финансов». Будучи государственным деятелем, М.М. Сперанский предлагал конкретный план преобразования финансовой системы России и, в частности, уделял внимание развитию финансового законодательства. Он предлагал предоставить бюджету силу закона, законодательно регулировать пошлины, ввести новые налоги.

Н.И. Тургеневу  принадлежит работа «Опыт теории налогов», написанная в 1818 г. Она представляет собой учение о налогах, содержащее информацию о происхождении налогов, классификации источников и способов налогообложения и т.д. Однако учитывая, что налоги всегда устанавливались не иначе как в правовой форме, многие выводы автора в какой-то мере вносят вклад в правовую науку.

М.Ф. Орлов написал  в 1832 г. работу под названием «О государственном кредите». М.Ф. Орлов связывал вопросы государственного кредита в России с разрешением проблемы уменьшения налогов. Как и Н.И. Тургенев, М.Ф. Орлов не уделял специального внимания правовым вопросам государственного кредита. Однако его работа представляет интерес для финансово-правовой науки, так как определяет пределы государственного кредита, а значит, пределы финансово-правового регулирования в сфере государственного кредита.

Со второй половины XIX в. в России финансовое право начинает активно выделяться из финансовой науки. Это происходит по двум направлениям. Во-первых, ученые, исследующие финансы, рассматривают финансово-правовые вопросы в качестве самостоятельных разделов, частей в своих работах. Во-вторых, появляются специальные исследования по финансовому праву, а также оно включается в качестве самостоятельной дисциплины в систему преподавания юридических вузов России.

Расцвет финансово-правовых идей, создание научных школ и направлений, изучающих вопросы финансового права, публикации многочисленных исследований российских финансоведов приходятся на конец XIX - начало XX века. В это время приобрели известность труды Ф.Б.Мильгаузена, И.Ю. Патлаевского, И.И. Янжула, В.А. Лебедева, А.А.Исаева, И.Х. Озерова и других.

Так, известный российский ученый И.И. Янжул писал работы по финансам, где серьезное внимание уделял финансовому законодательству. Среди них: «Опыт исследования английских косвенных налогов» (1874), учебник «Основные начала финансовой науки» (1899). Выдающимся русским ученым в области финансов и права являлся И.Х. Озеров, который долгое время исследовал вопросы финансовой науки во взаимосвязи с вопросами финансового права. Такова, в частности, его работа «Основы финансовой науки», изданная в Москве в 1905 г.

Вместе с тем в конце XIX в. в России появляются и самостоятельные исследования по финансовому праву. Так, в 1865 г. в Москве была издана работа Ф.Б. Мильгаузена «Финансовое право»; в 1882-1883 гг. Профессор Петербургского университета В.А. Лебедев издал учебник «Финансовое право»; в 1883 г. был опубликован «Очерк науки финансового Права» И.Т.Тарасова, а в 1888 г. учебник Д.М. Львова «Курс финансового права»; в 1899 г. в Одессе выходит в свет учебник финансового права С.И. Илловайского. Издание таких работ было связано с включением финансового права в учебные планы вузов. В частности, в 80-е гг. XIX столетия создаются кафедры финансового права в Московском, Казанском и Новороссийском университетах.

Наука финансового права очень активно развивалась в России до Октябрьского переворота 1917 года.

В начале XX века отдельные аспекты финансового  права изучались в составе  административного, но затем все  увереннее и громче стали раздаваться  голоса об обособлении положительного финансового права.

Поставленные  в этой плоскости вопросы стали впоследствии краеугольным камнем в теории финансового права, так как поиски ответов на них разделили ученых на два «лагеря» - приверженцев идеи самостоятельности финансового права (так называемых «финансистов») и сторонников теории о том, что финансовое право является структурной единицей отрасли административного права («административистов»).

На протяжении последующих десятилетий вопрос о месте финансового права  в системе отраслей права оставался  открытым и время от времени интенсивность научных споров по данному поводу достигала наивысшей отметки. По существу в XX столетии было зафиксировано три этапа крупной научной дискуссии, вылившейся на страницы периодической печати и специальной литературы.

Хронология  первого этапа относит нас  к 20-30 годам прошлого столетия, когда молодое советское государство не только создавало собственную правовую систему, но и строило новую модель государственного управления, в том числе в области финансов. До 1939 года наука финансового права в России развивалась очень слабо, это было обусловлено в конечном итоге принижением роли финансов в условиях социализма.

Возрождение финансового  права началось в 1939 году, когда оно снова было включено в программы юридических факультетов.

Вторая волна научной дискуссии пришлась на послевоенное время - конец 40-х - середину 50-х годов. В 40-х - начале 50-х гг. появляются учебники по финансовому праву, начинают исследоваться теоретические проблемы финансового права с учетом достижений в области общей теории государства и права.

Информация о работе Основные этапы развития теории финансового права