Новгородская судная грамота

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 19:52, доклад

Краткое описание

Новгородская судная грамота была найдена Н.М. Карамзиным в одном рукописном сборнике. В ней были изложены юридические нормы, которыми руководствовались судьи Новгорода. Новгородская судная грамота целиком не дошла до нашего времени, сохранился лишь отрывок, состоящий из 42 статей; последняя статья обрывается на полуслове. Сохранившийся отрывок содержит в себе постановления процессуальные.

Файлы: 1 файл

Новгородская судная грамота(конкретно о ней).docx

— 13.31 Кб (Скачать)

Новгородская  судная грамота была найдена Н.М. Карамзиным в одном рукописном сборнике. В ней были изложены юридические нормы, которыми руководствовались судьи Новгорода. Новгородская судная грамота целиком не дошла до нашего времени, сохранился лишь отрывок, состоящий из 42 статей; последняя статья обрывается на полуслове. Сохранившийся отрывок содержит в себе постановления процессуальные.

В памятниках права  Новгорода и Пскова содержится подробная  система судоустройства и судопроизводства: суд владыки, суд веча, суд князя  и посадника, суд тысяцкого, суд  старост.

Судебный процесс  начинался подачей жалобы - челобитья в суд со стороны истца против ответчика. Выслушав жалобу, суд выносил постановление о вызове ответчика к известному сроку. Получив на руки постановление суда (позовницу), истец отправлялся к месту жительства ответчика, вызывал его к местной церкви и там читал позовницу пред народом и священником. В случае неявки ответчика в суд по первому вызову на пятый день истец и позовники (должностные лица) получали новую грамоту, дающую им право привести ответчика в суд силою, но при этом истец и позовники не имели права бить и мучить ответчика, а равно ответчику запрещалось бить истца и позовников под угрозой уголовного наказания.

При явке ответчика  в суд начинался разбор доказательств, представленных тяжущимися сторонами, из которых упоминаются показания  свидетелей, старожилов и соседей, разного  рода грамоты, записи, доски, лицевые  знаки, крестное целование и судебный поединок.

При отсутствии убедительных доказательств споры  сторон решались присягою или судебным поединком. Право поставить вместо себя на судебный поединок наемного бойца  предоставлялось только малолетним, больным, увечным, престарелым, монахам  и монахиням и священнослужителям. Женщина могла выставить наемника в тяжбе с мужчиной. Если одна из сторон пользовалась правом выставить  за себя наемного бойца, то и другая сторона имела такое же право. Победивший на судебном поединке как  доказавший свою правоту судом божьим выигрывал тяжбу, а сверх того имел право снять с побежденного “доспех”, т.е. оружие и вооружение, с которым он вышел в бой.

Существенными отличиями судебного процесса в  Новгороде и Пскове от процесса Русской  Правды являются:

1) замена публичного процесса (на княжьем дворе) процессом канцелярским, закрытым для публики;

2) замена устного делопроизводства письменным, преобладание письменных доказательств;

3) учреждение апелляционной судебной инстанции под именем суда докладчиков, состоявшего из выборных бояр и житьих людей. Процесс носил обвинительный характер.

Новгородская  судная грамота требует обязательного  письменного судопроизводства в  форме судебных протоколов, засвидетельствованных  и скрепленных печатями. Судебные грамоты именовались срочными, обетными, бессудными, судными и полевыми. Срочная грамота за печатью посадника  содержала решение суда о вызове тяжущихся сторон на суд к определенному  сроку; обетная грамота в случае троекратного уклонения от явки в  суд назначала обязательный призыв в суд в трехдневный срок; бессудная  грамота содержала решение суда в пользу истца в том случае, когда ответчик не явился на суд  в срок, обозначенный в срочной  грамоте; судная грамота содержала  судебное решение в пользу стороны, выигравшей данную тяжбу; судная грамота, содержавшая решение суда о поземельной  тяжбе, называлась полевою грамотою. За выдачу грамот судьи получали пошлину. Все гражданские акты требовали  печати владыки и хранились в  храме Святой Софии (Новгород) или  Святой Троицы (Псков). Юридические  акты частных лиц, положенные на хранение в ларь, признавались бесспорными  судебными доказательствами, а их хранитель назывался “ларником”.

Информация о работе Новгородская судная грамота