Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 21:28, дипломная работа
Цель исследования состоит в раскрытии основных этапов развития и становления прокуратуры для лучшего понятия исторического предназначения этого органа, в изучении тенденций развития прокуратуры на современном этапе, как многофункционального органа, обеспечивающего в РФ верховенство закона, единство и укрепление законности, защиту прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства, а также в разработке предложений по совершенствованию правового регулирования деятельности органов прокуратуры.
Введение 3
Глава 1. Исторические этапы развития прокуратуры РФ. 5
§ 1. Прокуратура Российской Империи. 5
§ 2. Советская прокуратура. 15
§ 3. Постсоветская прокуратура 29
Глава 2. Современная деятельность прокуратуры в РФ. 34
§ 1. Место прокуратуры в системе государственных органов современной России. 34
§ 2. Основные направления организации и деятельности прокуратуры. 39
§ 3. Правовые основы и пути совершенствования деятельности органов прокуратуры. 49
Заключение 60
Литература 63
4. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания и заключенных под стражей.
Комплекс законов регулирует права и свободы граждан, задержанных в связи с подозрением в совершении преступлений, заключенных под стражу или отбывающих наказание.
Деятельность прокуратуры РФ направлена на прокурорский надзор за деятельностью и исполнением специфического комплекса законов регулирующих права и свободы граждан, задержанных в связи с подозрением в совершении преступления, заключенных под стражу или отбывающих наказание – органами, исполняющими эти законы. Это распространяется не только на дознание, предварительное следствие и оперативно - розыскную деятельность, но и лица, чья вина доказана судом также имеют права и свободы, которые четко определены и регулируются законодательством, прежде всего Уголовно-процессуальный кодекс РФ[54].
«Прокурорский надзор выступает гарантией законности при ограничении свободы, в случае задержания или заключения под стражу лиц подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, чья вина не установлена судом. В этом случае прокурорский надзор должен обеспечить соблюдение прав и свобод граждан и интересов государства»[55].
Прокуратура РФ обеспечивает надзор за исполнением законов государственными органами – Федеральной службой судебных приставов, территориями органов Федеральной службы судебных приставов.
Направлением деятельности прокурорского надзора является надзор за обеспечением законности в деятельности судебных приставов, а также защита прав и законных интересов физических и юридических лиц, относительно которых были приняты судебные акты.
5. Самостоятельным направлением в деятельности прокуроров является их участие в рассмотрение дел судами.
Прокурор, согласно Федеральному закону «О прокуратуре РФ» и процессуальному законодательству, участвует в рассмотрении уголовных, гражданских, арбитражных, и административных дел. Полномочия прокурора, проверяющего законность решений суда, также регламентируются процессуальным законодательством.
Наиболее важным направлением деятельности прокурора является защита прав и свобод человека и гражданина, защита охраняемых законом интересов общества и государства, защита прав предприятий, организаций и юридических лиц.
В соответствии со ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ», прокурор имеет следующие права:
1) участвовать в рассмотрение дел судами;
2) осуществлять уголовное преследование в суде;
3) выступать в качестве государственного обвинителя в суде. Осуществляя уголовное преследование (в судебной стадии уголовного судопроизводства) прокурор может изменить позицию относительно виновности подсудимых, отказаться от обвинения, от выступления в качестве государственного обвинителя;
4) обращаться в суд с заявлением. Прокурор может обратиться в суд с заявлением о признании правовых актов должностных лиц незаконными и, следовательно, недействительными; с исковым заявлением с целью защиты материальных и иных интересов определенных граждан, групп населения или юридических лиц;
5) вступить в дело, если это требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Вступление прокурора в начальный процесс судопроизводства требует соблюдения определенных требований, установленных процессуальным законодательством. Какое это дело – уголовное, гражданское или иное закон не конкретизирует;
6) обжаловать (оспорить) в вышестоящий суд не вступившее в законную силу незаконное или необоснованное решение, приговор или постановление суда;
7) обжаловать вступившее в законную силу решение, приговор, определение или постановление суда по любому делу.
Генеральный прокурор РФ имеет дополнительные права:
1) участвовать в заседаниях Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ;
2) обращаться в Конституционный Суд РФ в связи с нарушением или возможностью нарушения конституционных прав и свобод граждан каким-либо примененным или подлежащим применению законом;
3) обращаться с представлением в Пленум Верховного Суда РФ и Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ о дачи судам разъяснений по вопросам судебной практики по гражданским, арбитражным, уголовным и административным делам.
Одно из основных направлений деятельности прокуратуры РФ – это рассмотрение жалоб, заявлений и иных обращений граждан. Нарастающей набор этих обращений с одной стороны говорит о социальной активности и доверии, а с другой стороны, о несовершенстве организации проверок этих обращений и граждане обращаются в прокуратуру РФ последней инстанции, где надеются решить и решают свои проблемы[56].
В Федеральном законе «О прокуратуре РФ» нет прямого указания на то, что обеспечение неотвратимости ответственности за преступление – одно из направлений деятельности прокуратуры РФ, но это следует из того, что прокуратура РФ осуществляя «надзор за исполнением законов органами, производящими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначенные судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу, а также из того что прокуратура РФ осуществляет уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством и «таким образом участвует в обеспечении неотвратимости ответственности за каждое совершенное преступление»[57].
«Другим направлением деятельности прокуратуры РФ является международное сотрудничество, которое стало возможным в связи с необходимостью сотрудничества прокуратуры РФ с правоохранительными и иными компетентными органами других государств, международными организациями, в целях повышения эффективности, совершенствования практики применения международных договоров и соглашений о правовой помощи, борьбе с преступностью, защите прав и свобод человека и гражданина»[58]. Органы прокуратуры РФ, кроме этого принимают участие в координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, в правотворческой деятельности; рассматривают и разрешают заявления, жалобы и иные обращения граждан, поступивших в прокуратуру. Особое место занимает уголовное преследование, осуществляемое прокурором, вместе со следователем и дознавателем. И деятельность направлена не только на прокурорский надзор за исполнением законов органами следствия и дознания, но и участия в качестве государственного обвинителя.
Еще одно из направлений деятельности прокуратуры РФ это участие прокуроров в правотворческой деятельности.
Обязанность прокуроров участвовать в правотворческой деятельности закреплена в ст. 1.9 Федерального закона «О прокуратуре РФ».
Правотворческая деятельность прокуроров направлена на то, чтобы принятые законодательными и исполнительными органами нормативно-правовые акты соответствовали Конституции РФ и законам, обеспечивает верховенство законов, предупреждает нарушение прав и свобод граждан, законных интересов юридических лиц, способствует повышению авторитета органов представительной и исполнительной власти, что положительно сказывается на укреплении законности и правопорядка.
Широкий круг прокурорских работников совместно с другими правоохранительными органами в разработке нормативных актов, федеральных и региональных программ, направленных на укрепление законности, правопорядка и борьбу с преступностью, особенно организованной.
Закон не запрещает прокурорам разрабатывать проекты законов и других нормативных актов, направленных на укрепление законности, правопорядка и борьбу с правонарушениями.
Проекты наиболее важных законов законодательные органы направляют в органы прокуратуры РФ для дачи заключения на предмет соответствия их законодательству, кроме этого прокуроры консультируют авторов проектов, законодательных актов по правовым вопросам, участвуют в их обсуждении.
Для отмены незаконных правовых актов прокурор их опротестовывает, обращением с заявлениями в суды общей юрисдикции и арбитражные суды.
Конституция РФ не наделила Генерального прокурора РФ и других прокуроров-руководителей законодательным правом, но Федеральный закон «О прокуратуре РФ» дает право вносить предложения в законодательные органы и в органы обладающими правом законодательной инициативе.
«Правотворческая деятельность прокуратуры РФ осуществляется в целях обеспечения единства правовой политики, реализуемой Генеральной прокуратурой РФ. На основании нормативно-правовых актов правотворческая деятельность прокуратуры РФ осуществляется в целях обеспечения единства правовой политики, реализуемой Генеральной прокуратурой РФ, исключения фактов направления в законодательные и иные органы не согласованных между собой инициативных законопроектов и заключений по поступающим проектам нормативных актов органов законодательной и исполнительной власти, повышения уровня работы по систематизации законодательства в органах прокуратуры РФ»[59].
Направления деятельности прокуратуры РФ характеризуются значительной подвижностью и определяются актуальностью задач, на том или ином этапе стоящих перед государством и обществом. При этом должны быть правильно выбраны приоритеты, от обеспечения которых зависит состояние законности и правопорядка в районе, городе, субъекте Федерации, в стране в целом.
Приоритетные направления деятельности прокуратуры РФ являются основными и реализуются с помощью надзорных и иных функций прокуратуры в первоочередном порядке и на определенные периоды могут быть основной деятельностью органов и учреждений прокуратуры.
«Прокуратура должна не подменять другие государственные органы, а осуществлять надзор за тем, как эти органы и соответствующие должностные лица (прежде всего правоохранительных и контролирующих органов) выполняют возложенные на них законом обязанности по обеспечению и контролю за исполнением законов всеми органами, организациями и гражданами, на которых распространяются их компетенция. Акцент делается на надзор за исполнением всеми органами, организациями и должностными лицами их конституционной обязанности по обеспечению законности в деятельности подконтрольных и подчиненных им структур, а также на то, как они обеспечивают права и свободы граждан»[60].
На наш взгляд, прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, исполнением законов органами государственной власти и управления, во многом, дублирован специальным ведомственным контролем, возможности которого несравнимо выше, поскольку проводится компетентными специалистами в узкой области. В этих случаях необходимо законодательно расставить акценты, возложив на прокуратуру принятие принципиальных решений по материалам контрольных органов, освободив от рутинных дублирующих проверок. Одним из приоритетных направлений прокурорской деятельности в настоящее время считаем надзор за исполнением законов в сфере экономики - за исполнением базовых законов о реформе: о приватизации, собственности, монополиях, внешнеэкономической деятельности, борьбе с коррупцией, бюджетного, налогового и таможенного законодательства.
Деятельность прокуратуры РФ и ее организация, как единого централизованного органа государства, осуществляющего от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, осуществляющего уголовное преследование и координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и выполняющего иные функции, установленные федеральными законами, должны быть точно и полно урегулированы нормами федерального законодательства.
Основные компоненты правовых основ деятельности прокуратуры определены в ст. 3 Федеральном законе «О прокуратуре РФ». В ней установлено, что организация и порядок деятельности прокуратуры РФ и полномочия прокуроров определяются Конституцией РФ, Федеральным законом «О прокуратуре РФ» и другими федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.
В ст. 129 Конституции РФ установлено:
1. Прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ
2. Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ.
3. Прокуроры субъектов РФ назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с ее субъектами
4. Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором РФ
5. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются ФЗ
Конституция РФ является Основным законом государства, регулирующим важнейшие государственные и общественные основы жизни РФ.
Все нормы и правовые акты, в том числе и регулирующие организацию и порядок деятельности прокуратуры не должны противоречить, а только могут развивать и детализировать нормы Конституции РФ.
Ст. 129 Конституции РФ является правовой основой деятельности прокуратуры и предусматривает, что полномочия деятельности и организацию прокуратуры необходимо конкретизировать специальным федеральным законом.
В ст. 71 Конституции РФ и ФЗ «О прокуратуре РФ» говорится, как об объекте исключительного ведения РФ, и поэтому, о полномочиях, порядке деятельности и организации прокуратуры могут приниматься только федеральные правовые акты.
Правовые нормы, определяющие полномочия прокуроров, организацию и порядок деятельности прокуратуры определяет Федеральный закон «О прокуратуре РФ».
Информация о работе Прокуратура РФ: история, современность, тенденции развития