Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 21:28, дипломная работа
Цель исследования состоит в раскрытии основных этапов развития и становления прокуратуры для лучшего понятия исторического предназначения этого органа, в изучении тенденций развития прокуратуры на современном этапе, как многофункционального органа, обеспечивающего в РФ верховенство закона, единство и укрепление законности, защиту прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства, а также в разработке предложений по совершенствованию правового регулирования деятельности органов прокуратуры.
Введение 3
Глава 1. Исторические этапы развития прокуратуры РФ. 5
§ 1. Прокуратура Российской Империи. 5
§ 2. Советская прокуратура. 15
§ 3. Постсоветская прокуратура 29
Глава 2. Современная деятельность прокуратуры в РФ. 34
§ 1. Место прокуратуры в системе государственных органов современной России. 34
§ 2. Основные направления организации и деятельности прокуратуры. 39
§ 3. Правовые основы и пути совершенствования деятельности органов прокуратуры. 49
Заключение 60
Литература 63
3
Введение
Глава 1. Исторические этапы развития прокуратуры РФ.
§ 1. Прокуратура Российской Империи.
§ 2. Советская прокуратура.
§ 3. Постсоветская прокуратура
Глава 2. Современная деятельность прокуратуры в РФ.
§ 1. Место прокуратуры в системе государственных органов современной России.
§ 2. Основные направления организации и деятельности прокуратуры.
§ 3. Правовые основы и пути совершенствования деятельности органов прокуратуры.
Заключение
Литература
Актуальность темы исследования заключается в том, что необходимые условия социального, экономического и политического развития государства – это обеспечение законности на всей территории страны. Обеспечение законности на территории РФ осуществляют органы прокуратуры РФ.
Прокуратура РФ является единственным органом в стране, который выполняет функции надзора за единообразным и точным соблюдением законов.
Вопрос о значении прокуратуры в демократическом государстве и обществе находится в центре дискуссии об определении места и роли прокуратуры в системе государственных органов, разделения и взаимодействия властей, вызывая потребность четкого определения деятельности прокуратуры, а также сохранение прокуратуры в качестве универсального государственно-правового института, осуществляющего все объемлющий надзор за законностью.
Цель исследования состоит в раскрытии основных этапов развития и становления прокуратуры для лучшего понятия исторического предназначения этого органа, в изучении тенденций развития прокуратуры на современном этапе, как многофункционального органа, обеспечивающего в РФ верховенство закона, единство и укрепление законности, защиту прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства, а также в разработке предложений по совершенствованию правового регулирования деятельности органов прокуратуры.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие основные задачи:
- исследовать исторические этапы становления российской прокуратуры;
- определить место прокуратуры в системе органов государственной власти, основанной на принципе разделения властей;
- сформулировать основные направления деятельности органов прокуратуры РФ;
- исследовать правовую основу и пути совершенствования деятельности прокуратуры.
Теоретическую основу исследования составляют труды следующих авторов: Баскова В.И., Борисенко Ю.С., Бессарабова В.Г., Ванькаева А.Н., Галустьяна О.А., Григорьева В.Н., Ендольцевой А.В., Жильцова И.А., Козлова А.Ф., Петрухина И.Л., Савенкова А.Н., Сухарева А.Я,
В этих работах рассматриваются вопросы, связанные с историческими этапами развития прокуратуры в царское, советское и постсоветское времена, вопросы о направлениях и правовой основе деятельности прокуратуры в современный период.
В процессе написания работы были использованы законодательные акты РФ, учебная и специальная литература, а также материалы периодической печати по изучаемому вопросу.
Объектом исследования данной работы является прокуратура, как федеральная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов действующих на территории РФ.
Предмет исследования составляют конституционные нормы, нормы федеральных законов, определяющие деятельность прокуратуры.
Методологической основой исследования является диалектический метод познания, который позволяет рассматривать явления и процессы в развитии эффективности деятельности прокуратуры с учетом исторического опыта, современных тенденций и путей совершенствования.
При написании дипломной работы исследовались общенаучные и частнонаучные методы, в частности, исторический, сравнительно-правовой, систематический.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования и включает в себя введение, 2 главы, включающие 6 параграфов, заключение, список литературы.
Условия и предпосылки возникновения прокуратуры связаны с общественно-политическим строем и характером экономических отношений. Точкой отчета при определении условий возникновения прокуратуры Государства Российского избран 1649 г., а конечной границей 1721 г.
Период времени с 1649 г. по 1721 г. ознаменовался сменой нескольких правлений и был определен единоличной властью. Необходимость преобразования Государства Российского из слаборазвитого с архаичным укладом жизни, в высокоразвитое, самодостаточное и процветающее, уже существовала.
Серьезное препятствие представляла так называемая система «кормления», при которой чиновники «государеву службу» несли на безвозмездной основе, а обеспечивали себя только «мздоимством» с населения вверенной территории[1].
О том, что этот социальный порок приобрел широкое распространение, говорит Именной указ «О злоупотреблениях, происходящих от отдачи на откуп мытов, мостов, перевозов, съестных и других припасов о стеснении тем народной промышленности и уменьшение для сего некоторых налогов»[2].
Предусматривалась и ответственность за злоупотребления. В апреле 1654 г. был принят Именной указ «О наказаниях за взятки». Аналогичный Именной указ «О воспрещении взяток и посулов и о наказании за них» от 24 декабря 1714 г.
Преступность, как социальное явление не только констатировалось, но и принимались правовые акты по борьбе с ней.
Принимались Именные указы организационного и экономического характера. Рассматривались и предпринимались безуспешные попытки ликвидировать системы «кормления» подданных, состоящих на государственной службе.
Наряду с условиями возникновения прокуратуры за период с 1649 г. по 1721 г., имеется и достаточно обширный перечень предпосылок возникновения прокурорского надзора в Российском Государстве, такие как: надзор за должностными лицами; надзор старост; отдача под суд воевод; наблюдение за торговыми людьми; наблюдение земскими бургомистрами за исправностью таможенных и путейных сборов; установление запретов; надзор за государственными расходами; взыскания с губернаторов за учинений медленности; предписания вице губернатору иметь надзор; строжайшее взыскание за неточное исполнение предписаний; взыскание штрафа «губернаторов за исполнение предписаний по указам Сената»; наказание взыскателей государственного интереса; рассмотрение дел по Уложению; предостережения губернаторов, вице-губернаторов, вице-губернаторов и воевод о недопустимости притеснения при сборе налогов; надзирание высшими должностными лицами.
Рост преступности, должностных преступлений, казнокрадства и взяточничества вызвал историческую потребность в создании государственной службы по борьбе с ними.
Основателем органов прокуратуры и прокурорского надзора в России считается Петр Ι. Указом от 2 марта 1711 г. Петр Ι учреждает фискальную службу, назначение ее состояло в том, чтобы «…над всеми делами тайно надсматривать и проведывать про неправый суд, также сбор казны и прочего»[3].
В 1713 г. в России вводилась должность Генерал-фискала. Полномочия фискалов, процессуальные средства их деятельности были определены в Указе от 17 марта 1714 г. «О должности фискалов». В Указе получили четкое разграничение компетенции обер-фискалов, провинциал-фискалов, городских и низших (рядовых). К фискалам предъявлялись высокие профессиональные и морально-этические требования. Фискальная служба являлась сугубо тайной, поэтому она была весьма непопулярной, слабо влияла на создание обстановки законности и правопорядка. К тому же фискалы всех рангов не получали материального обеспечения от казны, существовали за счет «собственных кормовых», а это вело к поборам, взяточничеству и иным злоупотреблениям.
Институт фискалата претерпел некоторые изменения в связи с переходом от приказной к коллегиальной системе управления. В 1719 г. фискалы были подчинены юстиц-коллегии.
Подчинение фискалата юстиц-коллегии знаменует начало новых форм надзора, в том числе надзора за самим Сенатом. Для этих целей в 1715 г. была введена должность генерал-ревизора для надзора за исполнением указов Сената. Дежурившие в Сенате гвардейские офицеры унаследовали некоторые функции сенатского обер-секретаря, которые он получил в 1720 г., а именно: надзор за порядком производства и законностью при решении дел Сенатом и право доносить царю о злоупотреблениях и упущениях сенаторов.
Таким образом, появлению прокуратуры в России предшествовало несколько различных форм надзорной власти: фискалы, генерал-ревизоры, обер-секретарь Сената и дежурные гвардейские офицеры в Сенате, не считая того, что надзорные функции в той или иной мере осуществляли и сам царь, и Сенат.
Именным Указом от 12 января 1722 г. Петр І вводит в России новый государственный институт – прокуратуру.
Петр І убедился в неэффективности службы фискалов, и этот указ стал началом ликвидации фискальных органов (они прекратили свое существование 29 декабря 1729 г.) с передачей их функций прокуратуре[4].
Цель, поставленная перед прокуратурой, - проведение в жизнь экономических, социальных и политических реформ царя, вопреки сопротивлению местных органов власти.
В отличие от службы фискалов прокуроры осуществляли надзор за исполнением законов гласно. Прокуроры имели назначение выполнять роль «взыскателей наказания» и одновременно «защитников невиновности».
Прокуратура была учреждена тремя петровскими указами: «Быть при Сенате Генерал-прокурору и обер-прокурору, также во всякой коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать Генерал-прокурору» от 12 января 1722 г.; «Об установлении должности прокуроров в надворных судах и о пределах компетенции надворных судов в делах по доносам фискальных и прочих людей» от 18 января 1722 г.; «О должности Генерал-прокурора» от 27 апреля 1722 г. Данным Указом Петр І учредил должность Генерал-прокурора, которому надлежало осуществлять надзор за тем, чтобы высший государственный орган – Сенат, действовал в строгом соответствии с регламентами и императорскими указаниями:- «сей чин яко око наше и стряпчий в делах государственных», а также, что Генерал-прокурор является «оком государевым». Ему предписывалось строго следить за тем «чтобы на столе только дела вершились, но самым действом по указам исполнялись»[5]. Указ поставил прокурора над Сенатом и в прямое подчинение императору.
Петр І очень тщательно подходил к выбору первого Генерального прокурора. Им стал известный в истории России государственный деятель – П. И. Ягужинский, который пребывал в этой должности 14 лет, с 1722 по 1736 гг.
Генерал-прокурор непосредственно надзирал за тем, чтобы высший государственный орган – Сенат рассматривал все относящиеся к его компетенции дела, действовал в строгом соответствии с регламентом и императорскими указами. Генерал-прокурор наделялся полномочиями и в сфере правотворчества: предлагал Сенату принимать решения по вопросам, не урегулированных правом.
Постепенно Генерал-прокурор занимает ключевое положение в государственном управлении. Ему подчинялись обер-прокурор, прокуроры коллегий Сената, провинций, все прокуроры в коллегиях и судах.
Органы прокуратуры создавались постепенно в различных губерниях в течение ряда лет. Указом от 11 мая 1722 г. была создана специализированная прокуратура во главе со светским чиновником обер-прокурором, центрального органа управления государственной православной церковью – Святейшего Синода. В епархиях православной церкви, которые управлялись духовными консисториями, прокурорские надзорные функции возлагались на секретарей консисторий. Они назначались и увольнялись с должности Синода по предложению обер-прокурора, находились в его непосредственном подчинении «как блюстителя законных постановлений по духовному ведомству» и были обязаны исполнять его предписания.
На прокуратуру была возложена обязанность осуществлять наблюдение за соблюдением законов под надзорными ей государственными органами. В случае установления нарушений законов прокуратура предлагала соответствующим лицам и учреждениям устранять эти нарушения, а если его обращение не помогало, он приносил протест. Письменный протест поступал в орган, который нарушил закон и от которого зависело на том «протесте утвердиться», то есть принять его или же «остаться при своих мнениях». В последнем случае руководитель учреждения обязан был направить в вышестоящую инстанцию или Сенат вместе с протестом прокурора свои объяснения о причинах несогласия с прокурором. Принесение прокурором протеста приостанавливало действия опротестуемого постановления или действия. В то же время прокурор, чей протест был отклонен, направлял специальное «доношение» Генерал-прокурору, от которого зависело, поддержать своего подчиненного или нет. Прокуроры наблюдали за ходом расследования дел и имели «попечение» о «колоднических», то есть арестантских делах[6].
Но прокурор не пользовался решающим голосом ни по одному административному вопросу. Органы управления производили и решали дела, а прокуроры наблюдали за этим производством и решением, охраняли их закономерность, но не принимали другого ближайшего участия в самом существе дела, в их возбуждении. Таким образом, средства прокурора несли чисто надзорный характер и основным среди них являлась протестация.
По мнению Амирова З. И.., «прокуратура создавалась в России, как представительный орган, прежде всего императорской власти, осуществляющий от ее имени и по ее поручению повсеместный и постоянный надзор и контроль за действиями и решениями Правительствующего Сената, других центральных и местных учреждений»[7].
В соответствии с замыслом Петра І в последние годы его царствования прокурорский надзор стал выполнять существенную роль в укреплении государственности, в финансовых делах.
Прокуратура Российской Империи всегда была верным стражем царского самодержавия, являясь органом сугубо реакционным. Но уже при Екатерине І отмечается значительный отход от установленного Петром І порядка осуществления надзора прокуратуры за соблюдением законов в государстве; сужается государственное значение прокуратуры. Перестали играть важную роль Сенат, весьма парадоксальное положение: de jure прокуратура продолжала действовать в соответствии с принятым Петром І Указом от 12 января 1722 г., a de facto ее влияние было существенно ограничено[8].
Информация о работе Прокуратура РФ: история, современность, тенденции развития