Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 18:08, контрольная работа
Актуальность данной темы состоит также в том, что христианизация Древней Руси не только проливает свет на далекое прошлое, но и высвечивает немало современных проблем, непосредственно соотносимых с оценкой религии в целом, ее роли в общественной жизни для каждой конкретной исторической эпохи. Для этого именно сейчас будет актуально рассмотреть первопричины появления и распространения христианства на Руси.
Цель работы состоит в том, чтобы выяснить: что способствовало принятию христианства; была - ли в этом необходимость; почему именно это религиозное течение прижилось на Руси; и, наконец, насколько важным было это историческое событие.
Введение
1. Причины принятия христианства
1.2. Выбор веры
2. Крещение Руси
2.1 Крещение Владимира
2.2 Распространение христианства на Руси
3. Государство и церковь
Заключение
Список использованной литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Причины принятия христианства
1.2. Выбор веры
2. Крещение Руси
2.1Крещение Владимира
2.2Распространение христианства на Руси
3. Государство и церковь
Заключение
Список использованной литературы
Введение.
Каждая эпоха нуждается в своем осмыслении истории Отечества в тесной связи с мировой историей.
История - это важнейший способ самоидентификации общества, средство «ориентации» людей в социальном пространстве.
Крещение Руси - историческое событие не только отечественного, но и общеевропейского значения. Оно - итог долгих и сложных экономических, социально-политических и культурных процессов, в которых Древняя Русь выступает в ее широких международных связях. Крещение Руси как научная проблема чрезвычайно сложна, и ее всесторонняя разработка требует объединенных усилий историков, религиоведов, философов, литературоведов, этнографов и искусствоведов: неоднозначен взгляд исследователей как на сам акт крещения, так и на его долговременные духовные, общественно-политические и культурные последствия.
Христианство, издавна двуединое - западное и восточное, представленное после церковного раскола 1054 г. двумя церквами - западной (католической) и восточной (православной), имеет специфику при особенностях, обусловленных отличительными чертами генезиса, распространения и утверждения его в качестве господствующей религии на Западе и Востоке. Особенности восточного и западного христианства выявляются в пределах его общего типа как мировой религии. В частности, особый интерес вызывают судьбы христианства восточного, его влияние на социокультурное развитие Руси.
Христианство возникло как мировая религия, поскольку обращалась ко всем людям безотносительно к их принадлежности, к каждому отдельному человеку, не спрашивая какого он «рода и племени», во что верует, свободный он или подневольный, то есть, к человеку, как таковому, на равных основаниях. Христианство предложило новую систему духовных ценностей и ориентаций, потеснившую идолов ради идеалов, утверждающую связь между Богом и человеком, вверявшую духовному миру человека свободу - прогресс, который был внесен христианством в духовную историю человечества. Культурное наследие (письменность, литература, изобразительные и прикладные искусства, зодчество и т. д.) - все это было тесно связано с духовным возрождением и освобождением. Христианство привнесло эпохальную смену ценностных ориентаций - прогресс в сознании свободы, дающий выход положительному выражению индивидуальности человека.
Становление древнерусской духовной культуры отличалось значительным своеобразием. Она формировалась в результате синтеза славянской языческой культуры с культурой, доступ к которой открылся Руси с принятием христианства. Причем восприятие этой культуры шло через письменность на славянском языке, понятном населению. Церковная служба в православных славянских государствах совершалась на славянском языке, и литература была славяноязычной. Благодаря этому после принятия христианства на Русь поступило (в основном из Болгарии, ставшей христианской страной еще во второй половине 9 века) большое количество славяноязычной, главным образом церковной литературы. Через неё, а отчасти и через переводимые на Руси греческие книги, страна приобщалась к культурам античной, ближневосточной, раннехристианской, византийской, славянской, христианской.
В 1988 году прошел тысячелетний юбилей принятия христианства на Руси. Признавая международную значимость этого события в истории, ЮНЕСКО приняла решение широко отметить эту дату. В нашей стране и за рубежом проходили встречи, конференции, выставки.
Нужно признать, что в конце 80-х годов 20 века нельзя было говорить о всеобщем признании христианства. Несколько поколений воспитанные в неверии, не могли смириться в сопричастности, единства действий церковных организаций и организаций государственных - прежде всего таких, как школа и вуз. Но даже тогда, в преддверии очередного крутого исторического перелома, думающие люди России признавали, что все мы, будь, то верующие или неверующие, - соотечественники и все одинаково заинтересованы в благополучии и лучшем будущем нашей Родины. Вот почему разные люди, независимо от их отношения к религии, должны иметь возможность знать о системах ценностей, мировидении, нравственности друг друга.
На данном этапе современная действительность начала 21 века позволяет посмотреть на важное историческое событие, принятие христианства на Руси, не через призму религиозности, как это было до 1917 года, не через повальный атеизм, как в середине 20 века, а трезвым взглядом человека свободного от предрассудков в своих суждениях и оценках. Именно это стало главным критерием выбора темы «Крещение Руси» для моей работы. Мне кажется, что моему поколению настало время разобраться в отношении его к религии.
Актуальность данной темы состоит также в том, что христианизация Древней Руси не только проливает свет на далекое прошлое, но и высвечивает немало современных проблем, непосредственно соотносимых с оценкой религии в целом, ее роли в общественной жизни для каждой конкретной исторической эпохи. Для этого именно сейчас будет актуально рассмотреть первопричины появления и распространения христианства на Руси. Цель моей работы состоит в том, чтобы выяснить: что способствовало принятию христианства; была - ли в этом необходимость; почему именно это религиозное течение прижилось на Руси; и, наконец, насколько важным было это историческое событие. На тему крещения Руси, выбора между язычеством и христианством написано много книг, научных статей и работ. «Введение христианства на Руси» Институт философии АН СССР; под ред. А.Д.Сухова - книга, которая вызывает интерес, тем, что проблема христианизации рассматривается в рамках марксистского подхода. В ней приведены как письменные исторические источники, так и иллюстративный материал.
«Лекции по русской истории» С.Ф.Платонова, «Об истории древней России». Соловьева С. М. - построены, как обзорный материал и способствуют общему уяснению исследуемого материала.
Использованная мной литература в основном имеет обзорный характер, но объединяет ее то, что описывается как сам факт крещения Руси - неизбежный этап цивилизации, так и его историческое значение.
1. Причины принятия христианства
Следует учитывать и то обстоятельство, что принятие христианства вводило Русь в семью европейских народов, а язычество обрекало на изоляцию и враждебность со стороны христианизированных соседей, относящихся к язычникам как к нелюдям. При этом надо иметь в виду, что окончательный раскол христианства на католическую и православную ветви произошел лишь в 1054 г.
Вероятно, сказались и какие-то личные соображения Владимира, и некоторые эпизоды его жизни. Он, наверное, принимал во внимание крещение своей бабки Ольги, оставившей по себе добрую память. Не исключено, что его греховное языческое прошлое, например, братоубийство во время борьбы за власть, насилие, многоженство, в итоге, заставили задуматься о духовном очищении, которое могло бы оставить о нем добрую память. Но, скорее всего, он действовал, исходя из прагматических соображений. Дело в том, что принятие им христианства было обусловлено женитьбой на сестре византийского императора. Это необычайно поднимало его авторитет, а, следовательно, укрепляло и княжескую власть.
1.2. Выбор веры
Важной представляется и т.н. проблема «выбора веры», от решения которой во многом зависел весь ход русской истории.
Согласно летописной легенде к Владимиру
в Киев явились представители трех монотеистических религий: ислама,
иудаизма и христианства. Князь отверг ислам. Описание Магометова рая и цветущих гурий
пленило воображение сластолюбивого князя;
но обрезание казалось ему ненавистным
обрядом и запрещение пить вино уставом
безрассудным. «Вино, - сказал он, - есть
введение для русских; не можем быть без
него''. «Веселие Руси есть питие, без пития
Руси не бытии»,- так, якобы, ответил он
на соблазны мусульман. Иудаизм он не принял по причине отсутствия у
евреев собственного государства, в результате
чего они были рассеяны по всей земле.
Выслушав иудеев, он спросил, где их отечество.
«В Иерусалиме», ответствовали проповедники,
- но Бог во гневе своем расточил нас по
землям чуждым». «И вы, наказываемые Богом,
дерзаете учить других?»- сказал Владимир.
»Мы не хотим подобно вам лишиться своего
отечества». Не принял он и предложение,
сделанное посланцами папы римского, сославшись
на то, что и его бабка отвергла католичество. Послы немецких католиков
говорили ему о величии невидимого Вседержителя
и ничтожности идолов. Князь ответствовал
им: «Идите обратно». Отцы наши не принимали
веры от папы. Только проповедь представителя православной виз