Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 01:05, курсовая работа
Целью исследования является исследование основных этапов принятия Конституции Республики Беларусь.
Из цели исследования вытекают следующие задачи:
дать правовую характеристику Конституций 1919, 1927, 1937
и 1978 гг.;
исследовать порядок принятия Конституции Республики Беларусь 1994 г.;
сделать правовой анализ основных положений Конституции Республики Беларусь 1994 г.;
исследовать международную практику проведения референдумов;
изучить понятие и виды референдумов.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..
3
ГЛАВА 1
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………..
1.1 Правовая характеристика Конституций 1919, 1927, 1937 и 1978 гг…………………………………………….....
5
5
1.2 Порядок принятия Конституции Республики Беларусь 1994 г. …………………………………………...................
9
ГЛАВА 2
ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 1994 Г…
13
ГЛАВА 3
ПРОВЕДЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМОВ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ…………………………………………
3.1 Международная практика проведения референдумов..
3.2 Понятие и виды референдумов…………………………..
3.3 Референдум как гарант сохранения и укрепления политической стабильности в Республике Беларусь……..
21
21
23
24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………
34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………
35
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….. |
3 | |
ГЛАВА 1 |
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ
КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………………….. 1.1 Правовая
характеристика Конституций |
5 5 |
1.2 Порядок принятия
Конституции Республики |
9 | |
ГЛАВА 2 | ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 1994 Г… |
13 |
ГЛАВА 3 |
ПРОВЕДЕНИЕ
РЕФЕРЕНДУМОВ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ…………………3.1 Международная
практика проведения
|
21
21 23 24 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………… | 34 | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………… |
35 |
Практически во всех современных государствах (независимо от формы государственного устройства и господствующей политической идеологии) существуют конституции. На заре ХХ века под Конституцией понималась совокупность правоположений, определяющих высшие органы государства, порядок призвания их к отправлению их функций, их взаимные отношения и компетенцию, а также принципиальное положение индивида по отношению к государственной власти. Именно Конституция в юридически значимой форме устанавливает те цели и принципы организации и жизнедеятельности, которые общество перед собой ставит. Это основной закон, регулирующий на демократической и гуманной основе отношения, вытекающие из организации и деятельности государственной власти, закрепляющий консенсус интересов, их разграничение, соединение, сплачивающий все население страны в единый народ - носитель власти, в единое общество, которому подчиняется само государство.
Современную
Конституцию можно
В условиях разнообразия мнений по поводу исторической ценности Конституции, разразившейся полемики о необходимости критического подхода к анализу ее норм, на задний план отходит тот факт, что конституция является следствием произошедших в стране социально-экономических и политических перемен. Следовательно, даже исходя только из этого положения можно утверждать, что любая Конституция является историческим памятником своего времени, о чем свидетельствует немаловажная роль в формировании общественного мнения о стране по положениям конституции
Целью исследования является исследование основных этапов принятия Конституции Республики Беларусь.
Из цели исследования вытекают следующие задачи:
Методами, использованными при проведении исследования, являются: диалектический, логический, сравнительный, метод анализа.
ГЛАВА 1
ЭТАПЫ
РАЗВИТИЯ КОНСТИТУЦИИ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
1.1
Правовая характеристика
Конституций 1919, 1927, 1937
и 1978 гг.
История
конституционного законодательства Беларуси
теснейшим образом связана с
историей советского общества и государства,
прошедших в своем развитии ряд
ярко выраженных этапов, каждый из которых
характеризовался новыми явлениями
в отношениях между классами и
социальными группами, уровнем экономики,
распределении компетенции
В течение советского периода времени в Беларуси было принято четыре Конституции (1919, 1927, 1937 и 1978 гг.). Каждые из этих Конституций имели свои характерные особенности, о чем будет сказано ниже. В то же время им был присущ и ряд общих моментов. В частности, они носили классовый характер (в особенности первые три), закрепляли в качестве господствующей лишь одну идеологию – марксизм-ленинизм, исключали многопартийность, многообразие форм собственности. В этих конституциях не отражались положения важнейших международных актов о правах и свободах личности, не провозглашался приоритет общепризнанных принципов международного права. Многие их нормы носили декларативный характер и не имели прямого действия на практике, иногда некоторые нормативные акты реально имели верховенство перед Конституцией.
Первая Конституция Беларуси была принята 3 февраля 1919 года Первым Всебелорусским съездом Советов. Конституция юридически закрепила образование БССР. Она была небольшой по объему: состояла из Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа и трех разделов. В ней провозглашено полновластие Советов, создана новая система государственных органов. Высшим органом власти в БССР объявлялся Всебелорусский съезд Советов, а в период между съездами – избираемый съездом ЦИК, который являлся одновременно высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом. Функции правительства возлагались на Великий президиум, который формировался ЦИКом. Была отменена частная собственность на землю, вводилась всеобщая трудовая повинность.
Белорусская Конституция восприняла основные идеи и принципы Конституции БССР 1919 г. Из всех Конституций БССР она была в наибольшей степени идеологизированной, напрямую утверждала диктатуру пролетариата, открыто признавала применение насилия в целях утверждения нового социалистического строя.
Некоторые положения Конституции содержали и позитивные моменты. Так, провозглашалась свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды, предусматривалось право трудящихся на публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации, шествия), закреплялось равенство независимо от расовой или национальной принадлежности. В качестве государственных объявлялись четыре языка – белорусский, русский, польский и еврейский.
Однако
в целом Конституция БССР 1919 года
характеризуется как
Вторая Конституция была принята 11 апреля 1927 года VII Всебелорусским съездом Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Основной причиной ее принятия явилось образование к этому времени СССР (30 декабря 1922г.). 31 января 1924 года была принята первая союзная Конституция, явившаяся основой для принятия республиками, вошедшими в состав СССР, своих Основных Законов.
Конституция
1927 года в значительной степени сохранила
черты преемственности
В Конституции регламентировалась деятельность высших органов власти и управления: Всебелорусского съезда Советов, ЦИКа, Президиума ЦИКа, Совета Народных Комиссаров, а также местных органов власти и управления. В последующем в Конституцию вносились лишь частичные незначительные изменения.
К
середине 30-х годов в СССР были
построены т.н. основы социализма, было
объявлено о полной ликвидации эксплуататорских
классов и невозможности
Вскоре, 19 февраля 1937 года была принята и новая, третья по счету, Конституция БССР. Это было сделано на VII чрезвычайном съезде Советов БССР. Высшим органом власти в республике провозглашался Верховный Совет, который избирал Президиум и создавал Правительство – Совет Народных Комиссаров (в 1946 г. был переименован в Совет Министров). В Конституции был отражен факт победы социализма, государство социалистической системы хозяйствования, перерастание диктатуры пролетариата в общенародное государство, провозглашено всеобщее избирательное право (т.е. его получили и т.н. «нетрудящиеся»), закреплено равенство граждан, расширен круг прав и свобод личности. Конституция содержала и ряд других прогрессивных положений.
Вместе
с тем, многие положения Конституции
только декларировались и на практике
не реализовывались, в особенности
это относится к политическим
правам граждан. Например, в ней провозглашались
свобода печати, собраний, митингов,
уличных шествий и
режима [5, с. 68].
Четвертая Конституция БССР была принята Верховным Советом БССР 14 апреля 1978 года. К этому времени в 1977 году была принята очередная (и последняя) Конституция СССР, в которой было провозглашено построение развитого, зрелого социалистического общества и создание «общенародного государства». В качестве цели указывалось на построение «бесклассового коммунистического общества». В Конституции закреплялась «руководящая и направляющая» роль компартии. Эти положения нашли отражение и в Конституции БССР. В целом по своему содержанию эта Конституция была более прогрессивной и совершенной по своему строению в сравнении с предыдущим Основным Законом. В частности, в ней впервые закреплялось положение о том, что наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение. Конституция впервые утверждала в преамбуле (в предыдущих конституциях она отсутствовала), что ее принимает и провозглашает народ БССР. В Конституции впервые содержалась норма о суверенитете БССР, правда на практике в тех условиях его реализовать было нереально.
Конституции
БССР 1978 года был присущ и ряд
недостатков. К примеру, в ней
отсутствовал механизм реализации ряда
положений; в качестве главной силы
в обществе и государстве сохранялась
компартия, органы государственной
власти были по существу ее придатком.
В 1989-90гг. в Конституцию были внесены
ряд серьезных изменений, направленных
на ее демократизацию. В частности,
эти изменения коснулись
90-е
годы остро назрела проблема
принятия новой Конституции,
Информация о работе Этапы принятия Конституции Республики Беларусь