Этапы принятия Конституции Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 01:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является исследование основных этапов принятия Конституции Республики Беларусь.
Из цели исследования вытекают следующие задачи:
дать правовую характеристику Конституций 1919, 1927, 1937
и 1978 гг.;
исследовать порядок принятия Конституции Республики Беларусь 1994 г.;
сделать правовой анализ основных положений Конституции Республики Беларусь 1994 г.;
исследовать международную практику проведения референдумов;
изучить понятие и виды референдумов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..
3
ГЛАВА 1
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………..
1.1 Правовая характеристика Конституций 1919, 1927, 1937 и 1978 гг…………………………………………….....


5


5
1.2 Порядок принятия Конституции Республики Беларусь 1994 г. …………………………………………...................
9
ГЛАВА 2
ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 1994 Г…

13
ГЛАВА 3
ПРОВЕДЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМОВ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ…………………………………………
3.1 Международная практика проведения референдумов..
3.2 Понятие и виды референдумов…………………………..
3.3 Референдум как гарант сохранения и укрепления политической стабильности в Республике Беларусь……..
21
21
23

24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………
34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………
35

Файлы: 1 файл

курсовая конституция.docx

— 61.04 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ

 
 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..

3

ГЛАВА 1

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………………….. 

1.1 Правовая  характеристика Конституций 1919, 1927, 1937 и 1978 гг…………………………………………….....

 
 
5 
 
 

5

  1.2 Порядок принятия  Конституции Республики Беларусь 1994 г. …………………………………………...................  

9

ГЛАВА 2

ПРАВОВОЙ  АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ КОНСТИТУЦИИ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 1994 Г…

 

13

ГЛАВА 3

ПРОВЕДЕНИЕ  РЕФЕРЕНДУМОВ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ………………………………………… 

3.1 Международная  практика проведения референдумов..

3.2 Понятие  и виды референдумов…………………………..

3.3 Референдум  как гарант сохранения и укрепления  политической стабильности в  Республике Беларусь……..

21 

21 

23 
 

24

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………

34

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………

35

 

     ВВЕДЕНИЕ

 

     Практически во всех современных государствах (независимо от формы государственного устройства и господствующей политической идеологии) существуют конституции. На заре ХХ века под Конституцией понималась совокупность правоположений, определяющих высшие органы государства, порядок призвания  их к отправлению их функций, их взаимные отношения и компетенцию, а также  принципиальное положение индивида по отношению к государственной  власти. Именно Конституция в юридически значимой форме устанавливает те цели и принципы организации и  жизнедеятельности, которые общество перед собой ставит. Это основной закон, регулирующий на демократической  и гуманной основе отношения, вытекающие из организации и деятельности государственной  власти, закрепляющий консенсус интересов, их разграничение, соединение, сплачивающий все население страны в единый народ - носитель власти, в единое общество, которому подчиняется само государство.

     Современную Конституцию можно охарактеризовать следующим образом. Это наивысшая  правовая форма, в которой официально закрепляются ценности, институты и  нормы конституционного строя, основы государственно-правового регулирования  качественных общественных связей и  отношений государственной власти. Она - первое необходимое условие  и центральный институт конституционного государства, сводящий в целостную  систему его иные свойства.

     В условиях разнообразия мнений по поводу исторической ценности Конституции, разразившейся  полемики о необходимости критического подхода к анализу ее норм, на задний план отходит тот факт, что  конституция является следствием произошедших в стране социально-экономических  и политических перемен. Следовательно, даже исходя только из этого положения  можно утверждать, что любая Конституция  является историческим памятником своего времени, о чем свидетельствует немаловажная роль в формировании общественного мнения о стране по положениям конституции

     Целью исследования является исследование основных этапов принятия Конституции Республики Беларусь.

     Из  цели исследования вытекают следующие  задачи:

  • дать правовую характеристику Конституций 1919, 1927, 1937 
    и 1978 гг.;
  • исследовать порядок принятия Конституции Республики Беларусь 1994 г.;
  • сделать правовой анализ основных положений Конституции Республики Беларусь 1994 г.;
  • исследовать международную практику проведения референдумов;
  • изучить понятие и виды референдумов.

       Предметом исследования курсовой рабоы являются теоретические положения, высказанные различными учеными и юристами.

     Методами, использованными при проведении исследования, являются: диалектический, логический, сравнительный, метод анализа.

 

     ГЛАВА 1

     ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КОНСТИТУЦИИ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 

     1.1 Правовая характеристика Конституций 1919, 1927, 1937 
и 1978 гг.
 

     История конституционного законодательства Беларуси теснейшим образом связана с  историей советского общества и государства, прошедших в своем развитии ряд  ярко выраженных этапов, каждый из которых  характеризовался новыми явлениями  в отношениях между классами и  социальными группами, уровнем экономики, распределении компетенции между  Союзом и республиками, полномочиях  и направлениях работы государственных  органов и т.д. Эти коренные изменения, происходившие в стране, требовали  конституционного закрепления. При  этом следует отметить, что Конституции  Республики Беларусь (впрочем, как и  иных бывших советских республик) всегда принимались после принятия соответствующей  новой Конституции СССР [9, с. 183].

     В течение советского периода времени  в Беларуси было принято четыре Конституции (1919, 1927, 1937 и 1978 гг.). Каждые из этих Конституций  имели свои характерные особенности, о чем будет сказано ниже. В  то же время им был присущ и ряд  общих моментов. В частности, они  носили классовый характер (в особенности первые три), закрепляли в качестве господствующей лишь одну идеологию – марксизм-ленинизм, исключали многопартийность, многообразие форм собственности. В этих конституциях не отражались положения важнейших международных актов о правах и свободах личности, не провозглашался приоритет общепризнанных принципов международного права. Многие их нормы носили декларативный характер и не имели прямого действия на практике, иногда некоторые нормативные акты реально имели верховенство перед Конституцией.

     Первая  Конституция Беларуси была принята 3 февраля 1919 года Первым Всебелорусским съездом Советов. Конституция юридически закрепила образование БССР. Она  была небольшой по объему: состояла из Декларации прав трудящегося и  эксплуатируемого народа и трех разделов. В  ней провозглашено полновластие Советов, создана новая система государственных органов. Высшим органом власти в БССР объявлялся Всебелорусский съезд Советов, а в период между съездами – избираемый съездом ЦИК, который являлся одновременно высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом. Функции правительства возлагались на Великий президиум, который формировался ЦИКом. Была отменена частная собственность на землю, вводилась всеобщая трудовая повинность.

     Белорусская Конституция восприняла основные идеи и принципы Конституции БССР 1919 г. Из всех Конституций БССР она была в наибольшей степени идеологизированной, напрямую утверждала диктатуру пролетариата, открыто признавала применение насилия  в целях утверждения нового социалистического  строя.

     Некоторые положения Конституции содержали и позитивные моменты. Так, провозглашалась свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды, предусматривалось право трудящихся на публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации, шествия), закреплялось равенство независимо от расовой или национальной принадлежности. В качестве государственных объявлялись четыре языка – белорусский, русский, польский и еврейский.

     Однако  в целом Конституция БССР 1919 года характеризуется как Конституция  революционного типа, принимаемая в  результате насильственного изменения  общественного и государственного строя и отвергающая все прежние  правовые установления, существовавшие до революции.

     Вторая  Конституция была принята 11 апреля 1927 года VII Всебелорусским съездом Советов  рабочих, крестьянских и красноармейских  депутатов. Основной причиной ее принятия явилось образование к этому времени СССР (30 декабря 1922г.). 31 января 1924 года была принята первая союзная Конституция, явившаяся основой для принятия республиками, вошедшими в состав СССР, своих Основных Законов.

     Конституция 1927 года в значительной степени сохранила  черты преемственности Конституции  БССР 1919 г. Она провозглашала республику государством диктатуры пролетариата, вся власть в котором принадлежит Советам рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. «Не трудящиеся» лишались избирательного права, им запрещалось участвовать и проводить общественные массовые мероприятия. Почетное право защищать революцию имели только рабочие и крестьяне (трудящиеся).

     В Конституции регламентировалась деятельность высших органов власти и управления: Всебелорусского съезда Советов, ЦИКа, Президиума ЦИКа, Совета Народных Комиссаров, а также местных органов власти и управления. В последующем в  Конституцию вносились лишь частичные  незначительные изменения.

     К середине 30-х годов в СССР были построены т.н. основы социализма, было объявлено о полной ликвидации эксплуататорских классов и невозможности реставрации  капитализма. Наступивший новый  этап в развитии общества предполагал  необходимость и конституционных  изменений. Текст новой Конституции  СССР был подготовлен конституционной  комиссией во главе со Сталиным И.В., после чего она была опубликована для всенародного обсуждения (что  было сделано впервые), которое продолжалось более 5-ти месяцев. 5 декабря 1936 года VIII Чрезвычайный съезд Советов СССР утвердил новую Конституцию, вошедшую в историю как «сталинская».

     Вскоре, 19 февраля 1937 года была принята и  новая, третья по счету, Конституция  БССР. Это было сделано на VII чрезвычайном съезде Советов БССР. Высшим органом  власти в республике провозглашался Верховный Совет, который избирал  Президиум и создавал Правительство  – Совет Народных Комиссаров (в 1946 г. был переименован в Совет Министров). В Конституции был отражен факт победы социализма, государство социалистической системы хозяйствования, перерастание диктатуры пролетариата в общенародное государство, провозглашено всеобщее избирательное право (т.е. его получили и т.н. «нетрудящиеся»), закреплено равенство граждан, расширен круг прав и свобод личности. Конституция содержала и ряд других прогрессивных положений.

     Вместе  с тем, многие положения Конституции  только декларировались и на практике не реализовывались, в особенности  это относится к политическим правам граждан. Например, в ней провозглашались  свобода печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Однако на самом деле все это серьезно наказывалось, вплоть до ареста и смертной казни – если участники соответствующих  мероприятий в чем-то проявляли  недовольство и их мнения расходились  с установками правящего  
режима [5, с. 68].

     Четвертая Конституция БССР была принята Верховным  Советом БССР 14 апреля 1978 года. К  этому времени в 1977 году была принята  очередная (и последняя) Конституция  СССР, в которой было провозглашено  построение развитого, зрелого социалистического  общества и создание «общенародного государства». В качестве цели указывалось  на построение «бесклассового коммунистического  общества». В Конституции закреплялась «руководящая и направляющая» роль компартии. Эти положения нашли  отражение и в Конституции  БССР. В целом по своему содержанию эта Конституция была более прогрессивной  и совершенной по своему строению в сравнении с предыдущим Основным Законом. В частности, в ней впервые  закреплялось положение о том, что  наиболее важные вопросы государственной  жизни выносятся на всенародное  обсуждение. Конституция впервые  утверждала в преамбуле (в предыдущих конституциях она отсутствовала), что  ее принимает и провозглашает  народ БССР. В Конституции впервые  содержалась норма о суверенитете БССР, правда на практике в тех условиях его реализовать было нереально.

     Конституции БССР 1978 года был присущ и ряд  недостатков. К примеру, в ней  отсутствовал механизм реализации ряда положений; в качестве главной силы в обществе и государстве сохранялась  компартия, органы государственной  власти были по существу ее придатком. В 1989-90гг. в Конституцию были внесены  ряд серьезных изменений, направленных на ее демократизацию. В частности, эти изменения коснулись порядка  организации и деятельности Советов  депутатов, в т.ч. Верховного Совета и его Президиума, ликвидирована  монополия компартии. Однако эти  изменения уже не могли повлиять и остановить нараставшие в стране процессы, в результате которых СССР вскоре прекратил свое существование. А вместе с этим прекратили свое действие и Конституции как Союза, так и входивших в его состав республик.

     90-е  годы остро назрела проблема  принятия новой Конституции, базирующейся  на общечеловеческих ценностях,  опыте конституционного строительства  стран с устойчивым развитием.  История подготовки проекта новой  Конституции интересна и весьма  поучительна. 

Информация о работе Этапы принятия Конституции Республики Беларусь