Этапы принятия Конституции Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 01:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является исследование основных этапов принятия Конституции Республики Беларусь.
Из цели исследования вытекают следующие задачи:
дать правовую характеристику Конституций 1919, 1927, 1937
и 1978 гг.;
исследовать порядок принятия Конституции Республики Беларусь 1994 г.;
сделать правовой анализ основных положений Конституции Республики Беларусь 1994 г.;
исследовать международную практику проведения референдумов;
изучить понятие и виды референдумов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..
3
ГЛАВА 1
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………..
1.1 Правовая характеристика Конституций 1919, 1927, 1937 и 1978 гг…………………………………………….....


5


5
1.2 Порядок принятия Конституции Республики Беларусь 1994 г. …………………………………………...................
9
ГЛАВА 2
ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 1994 Г…

13
ГЛАВА 3
ПРОВЕДЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМОВ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ…………………………………………
3.1 Международная практика проведения референдумов..
3.2 Понятие и виды референдумов…………………………..
3.3 Референдум как гарант сохранения и укрепления политической стабильности в Республике Беларусь……..
21
21
23

24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………
34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………
35

Файлы: 1 файл

курсовая конституция.docx

— 61.04 Кб (Скачать)

     Право и закон нельзя отождествлять, как  это делают сторонники этатистского позитивизма. Иначе значение права  можно будет придать любому властному  решению, сформулированному в процессе законодательной процедуры. Необходимо помнить, что праву всегда присущи  признаки справедливости, равенства  и свободы, а присущи ли они  конкретному закону, иному нормативному акту — зависит прежде всего от законодателя, и законы могут быть действительно удачными и неудачными, «хорошими» и «плохими». Ключевую роль в процессе законотворчества играет адекватность формулирования в виде норм законов и подзаконных актов  того права, которое отражает существующие в обществе ценности социальной справедливости, свободы и т. д. Сущность любого правотворческого процесса, в том числе и законодательного, должна быть ориентирована на высокие  идеалы. Не следует упускать из виду, что право включает и нормы  международного права.

     В переходных положениях Конституции (имеется  в виду закон о порядке вступления ее в силу) было предусмотрено, что  законы, указанные в Конституции, должны быть приняты в течение  двух лет после ее вступления в  силу. 30 марта 1996 г. этот срок истек, однако ряд необходимых законов так  и не был принят. Необходимо искать выход из сложившейся ситуации. Считаю, что в случае отсутствия либо недостаточности  законодательного массива для реализации в полном объеме основных прав и  свобод парламенту необходимо активно  использовать свое право толкования Конституции, возможно, это не должно касаться уголовно-правовой сферы, где должен действовать закон.

     Конституция Республики Беларусь 1994 года точно  также представляет собой синтез всего лучшего, что накоплено  многовековой историей белорусской  государственности. Новая Конституция, как сказано в ее преамбуле, принимается  от имени народа, исходя из ответственности  за настоящее и будущее Беларуси, с осознанием себя полноправным субъектом  мирового сообщества. При этом ставятся такие гуманные цели, как: стремление утвердить права и свободы  каждого гражданина Республики Беларусь, обеспечить гражданское согласие, незыблемые устои народовластия и правового  государства. Эти побудительные  мотивы и составляют истоки Конституции  Республики Беларусь, определяют ее демократический  характер, гуманное содержание и в  конечном итоге ее преимущества перед  ранее действовавшей Конституцией.

     Конституция 1994 года вобрала в себя все лучшее, что было наработано теорией и  практикой конституционного строительства  стран с устойчивыми демократическими традициями. Она закрепила в конституционных  нормах ряд общепризнанных принципов  международного права. Республика Беларусь провозглашена демократическим  государством, в котором человек  является высшей ценностью общества, обеспечение прав и свобод граждан  есть высшая цель государства. Конституция  получила положительную оценку международных  экспертов в области конституционного права. В ходе разработки проекта  Конституции было подготовлено около  трех десятков ее вариантов. В печати публиковались три проекта Конституции, что позволило провести их широкое  и обстоятельное обсуждение, проанализировать и учесть поступившие замечания  и предложения. Это был настоящий  научный поиск оптимального варианта Конституции. В архивах Национального  собрания содержатся тысячи отзывов, рецензий, поправок и предложений на проект Конституции, поступивших от различных  органов власти, научных учреждений и учебных заведений, международных организаций, правовых центров ближнего и дальнего зарубежья, от рядовых граждан.

     Основные  изменения, внесенные в Конституцию  Республики Беларусь на референдуме 24 ноября 1996 года:

     Учрежден  новый законодательный орган  – Национальное Собрание (вместо Верховного Совета); Учрежден новый контрольный  орган – Комитет государственного контроля (вместо Контрольной палаты); Конституционный Суд включен  в систему судебной власти (ранее  входил в систему органов контроля и надзора); Закреплен более широкий  круг прав и свобод человека и гражданина; Установлен более жесткий и справедливый принцип разделения властей; Русскому языку, наряду с белорусским, придан статус государственного; Изменились место и роль Президента Республики Беларусь в государственном механизме  как Главы государства, расширена  его компетенция.

     Порядок внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь.

     Прежние советские конституции закрепляли достаточно простой порядок их изменения. На практике это приводило к тому, что голосом одного депутата без  какой-либо предшествующей подготовительной процедуры запускался механизм голосования  об изменении того или иного положения  Конституции.

     Теперь, в силу статьи 138 Конституции Республики Беларусь вопрос об ее изменении и  дополнении рассматривается палатами Парламента – Национального собрания по инициативе Президента или не менее 150 тыс. граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом. Закон  об изменении и дополнении Конституции  Республики Беларусь может быть принят – Национальным собранием, но только после двух обсуждений и одобрений  с промежутком не менее 3 месяцев (за исключением разделов I, II, IV и VIII Конституции, которые могут быть изменены только путем референдума) [8].

     Законы  о внесении в Конституцию изменений  и дополнений считаются принятыми, если за них проголосовало не менее  двух третей от полного состава каждой из палат Парламента. Изменения и  дополнения Конституции могут быть проведены и через референдум, если за это проголосовало большинство  граждан, внесенных в списки для  голосования.

     Изменения и дополнения Конституции Парламентом  не производятся в период чрезвычайного  положения, а также в последние  шесть месяцев полномочий Палаты представителей.

     В заключение вопроса следует отметить, что Конституция Республики Беларусь (как, впрочем, и большинства стран  мира) не случайно устанавливает усложненный  порядок внесения в нее изменений  и дополнений (является «жесткой»), поскольку это требует серьезного обоснования. Поэтому, прежде чем вторгаться в конституцию, следует все тщательно  и многократно взвесить и обдумать.

 

     ГЛАВА 3

ПРОВЕДЕНИЕ  РЕФЕРЕНДУМОВ: ИСТОРИЯ  И СОВРЕМЕННОСТЬ

     3.1 Международная практика проведения референдумов

 

 

     Широко  используемый во всех европейских странах  референдум имеет довольно глубокие корни. Он находил свое проявление еще  в плебисцитах Римской республики. Здесь же можно упомянуть вечевые  собрания Пскова, Новгорода, Киева, на которых всеобщим голосованием принимались  решения по наиболее важным проблемам.

     Имеются и более современные формы, которые  появились в средние века. Как  отмечают исследователи, впервые референдум был проведен в Швейцарии в  кантоне Берн в 1439 г. при решении  вопроса о финансовом положении.

     С тех пор референдумы прочно вошли  в политическую жизнь многих государств. Только в Швеции с 1800 года было проведено  более 300 референдумов. В США народным голосованием принято более 130 решений  об утверждении новых конституций  и свыше двух тысяч поправок и  дополнений в действующие конституции  штатов. Богатый опыт проведения референдумов имеют также Франция, Германия, Швейцария. На референдумах ставились самые  различные вопросы, например, о вхождении  в Лигу Наций, об отклонении договора с соседним государством, об отмене 8-часового рабочего дня, о запрете  алкоголя.

     Экскурс в историю XX века дает возможность назвать многочисленные примеры прямого волеизъявления народов по вопросам государственного развития.

     В последнее время были проведены  многочисленные референдумы в Швейцарии, Италии, Великобритании и других странах. Их количество значительно возросло в 90-е годы ушедшего столетия[7, с. 83].

     Референдумы проводились неоднократно и на просторах  бывшего СССР. 17 марта 1991 года на референдум выносился вопрос о дальнейшей судьбе Советского Союза. Проводились референдумы  и в Российской Федерации: 17 марта 1991 года – по вопросу о введении поста Президента; 25 апреля 1993 года – о доверии Президенту, одобрении  проводимой им социально-экономической  политики, о досрочных выборах; 12 декабря 1993 года – о принятии новой  Конституции Российской Федерации.

     Во  многих европейских государствах референдумы  проводились по поводу принятия конституций, развития и углубления европейской  интеграции. Конституции путем народного  голосования принимались в переломные моменты во многих странах: Франции, России, Эстонии, Казахстане, Румынии, Таджикистане, восточных землях объединенной Германии, Польше.

     Всенародные голосования стали наиболее частым явлением в политической жизни европейских  стран, государств СНГ.

     Эффективность совета с народом можно проиллюстрировать  прошедшим в канадской провинции  Квебек референдумом о возможном  отделении этой провинции с франкоязычным  большинством населения от Канады. Народное волеизъявление показало несостоятельность  притязаний сепаратистов.

     Можно упомянуть и прошедший в 2004 г. в Венесуэле референдум о поддержке  Президента Чавеса. Народное волеизъявление в очередной раз показало несостоятельность  притязаний противников президентского курса.

     В конституции ряда зарубежных государств еще в начале века были включены положения, в соответствии с которыми можно было проводить референдумы, причем инициатива могла исходить как  от государственных органов, так  и от избирателей, – это конституции  Германии 1919 г. (статьи 43, 73–76), Австрии 1920 г. (статьи 41, 43–46 и 60), Чехословакии 1920 г. (§46), Греции 1927 г. (статья 125) и другие.

     Особенностью  референдумов является не только то, что  они, помимо утверждения или отклонения законопроектов, т.е. традиционного  их назначения, еще стали рассматриваться  и как средство арбитража в  конфликте между различными органами власти, как это имело место  по Веймарской Конституции Германии.

     После 1945 года "отцы" западногерманской  Конституции предусмотрели возможность  изменения земельных границ посредством  референдумов. На практике пришлось проводить  только один референдум по поводу разделения земли Баден-Вюртемберг на прежние  Баден и Вюртемберг. Но большинство  избирателей предпочло оставить землю объединенной.

     Существует  различная практика проведения референдумов. Например, Швейцария, которая считается  родиной референдумов, проводит референдумы  наиболее интенсивно, причем на всех уровнях  – коммунальном, кантональном и  федеральном.

     Референдумы прочно вошли в политическую жизнь  многих государств мира. Только в Швеции с 1800 года было проведено более 300 референдумов. В США народным голосованием принято  более 130 решений об утверждении  новых конституций и свыше  двух тысяч поправок и дополнений в действующие конституции штатов. Богатый опыт проведения референдумов имеют также Франция, Германия, Швейцария.

     Конституции путем народного голосования  принимались в переломные моменты  во многих странах: Франции, России, Эстонии, Казахстане, Румынии, Таджикистане, восточных  землях объединенной Германии и т.д.  

     3.2 Понятие и виды референдумов

 

 

     Референдум, как и выборы, основывается на принципах  всеобщего, равного и прямого  волеизъявления, тайном голосовании  участников, территориальном принципе его проведения, участия граждан, трудовых коллективов, общественно-политических организаций в его подготовке и проведении.

     Народные  голосования, проводимые по вопросам, указанным в Конституции именуются  обязательными, потому что эти вопросы не могут быть решены иначе как путем референдума. Референдумы по другим вопросам считаются факультативными, поскольку вынесение на народное голосование соответствующих законопроектов зависит от усмотрения законодательного органа. В Конституции Республики Беларусь предусматривается проведение обязательного (не консультативного) референдума[6, с. 103].

     Решения, принятые в порядке обязательного  референдума, обладают наивысшей юридической  силой по сравнению с решениями, принятыми органами государственной  власти. Такое решение может быть отменено или существенно изменено лишь посредством другого народного  голосования.

     Референдум  считается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, внесенных в списки граждан, имеющих право участвовать в референдуме. Решение считается принятым референдумом, если за него в целом по Республике Беларусь проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании.

     Решение о принятии, изменении  и дополнении Конституции  Республики Беларусь считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, внесенных в списки для голосования.   

     3.3 Референдум как гарант сохранения и укрепления политической стабильности в Республике Беларусь

 

 

     В соответствии со ст.3 Конституции Республики Беларусь единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Референдум является высшей формой волеизъявления народа, способом принятия гражданами посредством народного голосования решений по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни (ст. 111 Избирательного кодекса). Референдумы как народные голосования по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни являются одним из основных институтов непосредственной демократии.

Информация о работе Этапы принятия Конституции Республики Беларусь