Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 10:19, реферат
Сегодня нет никаких сомнений в том, что крещение Руси было событием огромной исторической важности не только в политическом и социальном отношении, но и в культурном. По существу, история русской (древнерусской) культуры только началась после принятия Русью христианства, и дата крещения Руси (988 г.) становится, таким образом, начальной точкой отсчета национального культурно-исторического развития России. На месте разрозненных и слабо развитых в экономическом, социальном и политико-государственном отношении восточнославянских племен, разбросанных на окраине европейского континента, на границе между оседлыми поселениями и Великой Степью - жизненным пространством кочевых народов, - возникло европейское феодально-монархическое централизованное государство, сплоченное единой идеологией и созидательными устремлениями.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРИЧИНЫ ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА 5
2. СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ВОСТОЧНОГО ХРИСТИАНСТВА 11
3. ЗАРОЖДЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА 13
4. ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКОВЬ В ИСТОРИИ РОССИИ 16
5. ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ДАЛЬНЕЙШЕЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЕ РАЗВИТИЕ КИЕВСКОЙ РУСИ 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
ИСТОЧНИКИ 27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 27
Таким образом, на Руси вместе с новым вероучением появились новые власти, новое просвещение, новые законы и суды, новые землевладельцы и новые землевладельческие обычаи. Так как Русь приняла веру из Византии, то все новое, что пришло вместе с верою, имело византийский характер и служило проводником византийского влияния на Русь.
Церковь старалась поднять значение княжеской власти. Князей она учила, как они должны управлять: "Воспрещать злым и казнить разбойников". "Ты поставлен от Бога на казнь злым, а добрым на милование", - говорило духовенство князю Владимиру, указывая ему, что князь не может оставаться безучастным к насилию и злу в своей стране, что он должен блюсти в ней порядок1. Такой взгляд духовенство основывало на убеждении, что княжеская власть, как и всякая земная, учинена от Бога и должна творить Божью волю. Но так как "всяка власть от Бога" и так как князь "есть Божий слуга", то ему надлежит повиноваться и его надлежит чтить. Церковь требовала от подданных князя, чтобы они "имели приязнь" к князю, не мыслили на него зла и смотрели на него как на избранника Божия. Очень грубо было воззрение языческой Руси на князей как на дружинных конунгов, которые берут дань за свои военные услуги земле и которых можно прогонять, если они неугодны, и даже убивать (как древляне Игоря). Церковь всячески боролась с таким взглядом и поддерживала авторитет князей, смотря на них как на прирожденных и богоданных государей. Когда князья подрывали свой авторитет, участвуя в грубых ссорах и междоусобицах ("которах" и "коромолах"), духовенство старалось мирить их и учить, чтобы они "чтили старейших" и "не переступали чужого предела". Так духовенство проводило в жизнь идеи правильного государственного порядка, имея перед собой пример Византии, где царская власть почиталась очень высоко.
Церковь
затем влияла и на улучшение семейных
отношений и нравственности вообще
в русском обществе. На основании
греческого церковного закона, принятого
и подтвержденного первыми
В особенности восставало духовенство против грубых форм рабства на Руси. В поучениях и проповедях, в беседах и разговорах представители духовенства деятельно учили господ быть милосердными с рабами и помнить, что раб - такой же человек и христианин, как и сам его господин. В поучениях запрещалось не только убивать, но и истязать раба. В некоторых случаях церковь прямо требовала у господ отпуска рабов и рабынь на свободу. Получая рабов в дар, церковь давала им права свободных людей и селила их на своих землях; по примеру церкви иногда то же делали и светские землевладельцы. Хотя такие примеры были редки, хотя увещания благочестивых поучений и не искореняли рабства, однако изменялся и смягчался сам взгляд на раба, и дурное обращение с рабами стало почитаться "грехом". Оно еще не каралось законом, но уже осуждалось церковью и становилось предосудительным. Так широко было влияние церкви на гражданский быт языческого общества. Оно охватывало все стороны общественного устройства и подчиняло себе одинаково как политическую деятельность князей, так и частную жизнь всякой семьи. Это влияние было особенно деятельно и сильно благодаря одному обстоятельству. В то время, как княжеская власть на Руси была еще слаба и Киевские князья, когда их становилось много, сами стремились к разделению государства, - церковь была едина и власть митрополита простиралась одинаково на всю Русскую землю. Настоящее единовластие на Руси явилось прежде всего в церкви, и это сообщало церковному влиянию внутреннее единство и силу.
В
целом следует отметить, что христианство
стало государственной
Через христианство Древняя Русь вступает в творческое и живое взаимодействие со всем окружающим культурным миром1". Влияние принятия христианства на историю и культуру Руси можно свести к следующим положениям:
Было бы преувеличением утверждать, что христианство стало основой культуры всех слоев общества Киевско-Новгородской Руси той эпохи. Официальное утверждение христианства на Руси происходило еще в течение многих лет. Но и в это время, и в последующие годы оно существовало рядом с языческими верованиями. Крещение, как пишет Г, Флоровский, означало разрыв. "Язычество не умерло и не было обессилено сразу. В смутных глубинах народного подсознания... продолжалась своя уже утаенная жизнь, теперь двусмысленная и двоеверная. И в сущности, слагались две культуры: дневная и ночная".
В целом, принятие христианства на Руси способствовало:
Таким образом, церковь и христианство сыграли значительную роль в истории Киевской Руси, дальнейшем политико-правовом развитии государства, которое актуально и в настоящее время.
Принятие христианства, сменившего собой изжившее себя, жестокое и жертвоненасытное язычество, позволило продолжить дальнейший экономический рост страны, позволило значительной увеличить вес Руси в окружающем ее мире, превратив варварскую страну язычников в просвещенную нацию. Принятие монотеистического Христианства способствовало объединению и сплочению людей русских под началом непоколебимой веры в Бога,- Высшего творца и Христа–спасителя. Христианство, как наиболее гуманистическая религия, способствовала духовному и моральному росту нашего народа. В настоящее время именно гуманистические идеалы христианства приняты за основу многочисленных организаций, защищающих права человека (ООН, ЮНЕСКО). Важным аспектом принятия Христианства является то, что Христианство проповедовало жизнь после смерти. Но самое главное заключалось в зависимости жизни души человека после физической его смерти, от того, как он провел жизнь в бренном мире. Если он жил праведно и уважал каноны церкви, усердно молился, то в награду он получал вечное блаженство в рае, если же он богохулил, совершал преступления и злодеяния, то он был обречен мучиться в аду. Это вызывало уменьшение числа злодеяний, ведь преступник, даже не наказанный в суде, обязательно должен предстать пред лицом божьим. Христианское духовенство влияло прямо уже на строй общественный: не в церковных делах, не о средствах распространения христианства советовался Владимир с епископами, но о том, как наказывать преступников; вместе с старцами епископы предлагали князю о том, куда употреблять виры, заботились о внешней безопасности, и князь соглашался с ними.
Само русское христианство сохранило в себе влияние не только византийское, но таких стран, как
1. Великая Моравия
В
конце X века распалось под ударами
немцев-католиков держава
2.Арианство
Ирландская церковь, долгое время существовавшая обособленно от Рима, выплеснулась в VI - VIII вв. миссионерством по всей Европе. Аналоги новгородских православных крестов особой формы ученые находят по южному берегу Балтики задолго до 988 года. Возможно, оттуда же на Руси в церквах появились колокола.
На мой взгляд, основное значение принятия христианства заключается в следующем:
1. Укрепление власти князя
2. Создание церковной организации
3. Церковное просвещение и культура