Политические учения Древней Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 10:14, курсовая работа

Краткое описание

Формирование и развитие древнерусской политико-правовой идеологии проходило в условиях становления феодального общества и возникновения государственности, осложненных внешней опасностью. Важными факторами были образование к 882 г . государства - Киевской Руси и принятие в 988 г . христианства. Цель работы – изучение политических и правовых учений Древней Руси, усвоение характерных отличий и общностей теорий, взглядов, позиций.

Оглавление

Введение
Глава I Общая характеристика политико-правовых учений древней руси
Глава 2. Политические взгляды Владимира Мономаха
Глава 3. Политико-правовые труды Даниила Заточника
Глава 4. Политические и правовые идеи "нестяжательства"
Глава 5. Политическое и правовое учение И.С.Пересветова
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

ппДрРусь.doc

— 233.00 Кб (Скачать)

     Основным  идеологом доктрины нестяжания был преподобный Нил Сорский, мирское имя – Николай Майков (ок. 1433 – 1508). Сведений о его жизни сохранилось совсем мало. Известно, что еще в юности он постригся в монахи Кирилло-Белозерского монастыря, много странствовал по Востоку, посещая места, связанные с Иисусом Христом. Основал на Вологодчине Нилову пустынь. Так называлось сообщество монахов, живущих в отдельных кельях в лесных дебрях. Фамилия «Сорский» происходит от названия реки Сорка.

     Придерживаюсь идеалов раннего христианства, Нил  Сорский считал, что праведный человек должен бороться со страстями, самой пагубной из которых, по его мнению, является сребролюбие. Оно не появляется у человека с рождением, а приобретается вследствие воздействия его с внешней средой. Страсть эта приводит к возникновению страшного порока в обществе - «стяжания». Поэтому главной задачей православной церкви является оказание помощи человеку в преодолении страстей.

     Необходимым условием праведной жизни, то есть жизни  по мнению Сорского, является бескорыстие. Подобная жизнь может быть установлена внутри самого человека.

     Преподобный не допускал владения частной собственностью ни отдельным монахом, ни даже монастырем. Используя, идея Нила Сорского, Иван III пытался провести секуляризацию церковных и монастырских земель в пользу государства. Но попытка оказалась неудачной. Духовенство было решительно против данного нововведения, и Иван III решает не вступать в открытый конфликт с церковью.

     Касаясь проблемы еретичества, Нил Сорский  считал, что нельзя совершать насилие  над волей человека, и каждый выбирает свой путь духовного спасения. «Мнозем же ненавидимо, еже по Бозе своеа воля отсечение, но свое кождо оправдание лихоимствует»16. Это исключает возможность наказания еретика средствами и силами государства. Сорский считает, что даже церковь не имеет права преследовать человека за убеждения, она лишь обязана помочь ему найти путь истинный посредствам дружеской беседы, советов. И «только Бог способен внушить ему исправление»17.

     Продолжатели  учения Нила Сорского не были столь  последовательны как их наставник.

     В числе сторонников идеологии  нестяжательства следует отметить Максима Грека, подлинное имя  Михаил Триволис (ок.1470 – 1556). Он родился  в знатной и богатой семье  греческих аристократов. Получил  достойное образование, слушая лекции в лучших итальянских университетах Флоренции, Падуе, Болонье, Ферраре и Милане. Увлечение богословием возникло Грека во Флоренции под влиянием проповедей Джироламо Савонаролы, настоятеля доминиканского монастыря, куда в последующем и постригся в монахи. В 1504 году Максим Грек принял православие и поселился в Ватопедском монастыре в Афоне. В Москву он попадает случайно, причиной тому - просьба великого князя Василия III о переводе Псалтыря на русский язык.

     «Главным  пунктом всех рассуждений Максима  Грека является евангельская проповедь предпочтительности «нестяжания» и обязательности личного труда»18. Те, кто принял монашеский обет, лучше «обнищати же изволяй паче, нежели сребром облиятися»19. А существующая церковь пренебрегает евангельскими заповедями, собирая вокруг себя земельные богатства. Грек считал, что необходимо прекратить монастырские «стяжания», рабскую эксплуатацию крестьян, которая доводила их до полного обнищания; использовать церковно-монастырские богатства для раздачи милостыни. Государство обязано было использовать силу принуждения в том случае, если духовенство будет пренебрегать данными требованиями.

     Немаловажными вопросами, интересовавшими Максима  Грека, были происхождение и сущность верховной власти, формы ее организации  и способы реализации. Он считал, что к законным способам происхождения власти можно отнести наследственное принятие престола и занятие его путем выборов, причем они должны осуществляться посредствам общественного мнения.

     Форма власти, по мнению Грека, должна представлять такую ее организацию, при которой во главе государства стоит царь, он управляет подвластным ему советом. В его состав входят боярство и дворянство (начальники и воеводы). Плохих советников следует немедленно удалять, дабы они не оказывали дурного воздействия на князя. Роль по поддержанию мирной и стабильной жизни общества отведена воинству как одной из первостепенных сил.

     Существование советов и советником является неотъемлемой частью государственного правления. Происходит некое ограничение самоволия  царствующей персоны. Другой критерий для ограничения власти государя он видит в его моральных качествах. В этом просматривается мысль его предшественников о том, что «царь, как господин над людьми»20, должен избавиться от таких пороков, как сребролюбие, славолюбие, властолюбие и др.

     Верховная власть, считает Максим Грек, – это  реализация божественной воли. Царь рассматривается  как образ царя небесного. «Носителя  верховной власти он называет «высшим  царем», русское государство –  «всевидимой преславной державой», Москву – «царствующим всея Руси преславным градом»21. Авторитет государства, в понимании Грека, незыблем.

     В вопросе о соотношении церковной  и светской властей Максим Грек придерживался  византийской концепции, согласно которой  церковь занимает главенствующую позицию над властью государя, ибо «святительство и царя мажет и венчает и утверждает, а не царство святителей»22.

     Власть  царя, согласно учению Максима Грека, обязательно должна быть ограничена законом. Термин «правда» употребляется  у него для характеристики законных форм реализации власти. Государство должно быть очищено от разбойничества и всяческих беспорядков при помощи «правды» и правосудия, которое должно производиться так же на основании закона и с оказанием милости двум сторонам процесса. Тем самым князь будет удостоен милости божьей. Возникает идея «праведного государства», построенного на принципах «правды».

     Учения  Максима Грека, его положения  об ограничении верховной власти законом, о должностных обязанностях царя, об устройстве правосудия получили свое продолжение в трудах мыслителей современности.

     Каждый  из идеологов нестяжательства, самостоятельно мыслящий, привносил в учение что-то свое, присущее только ему. Однако присутствует немало сходных для всех жизненных  принципов, идей, воззрений. Всё это  формировало единую идеологию нестяжательства. Представители данного течения стремились к созданию в обществе духовной власти, которая будет независима от государства и пользовалась бы предельным авторитетом среди всего населения.

     В сущности, «нестяжательство» - это учение о том, как остаться человеком и не потерять собственного достоинства приобретя высшую государственную власть. 
 
 
 

ГЛАВА 5 ПОЛИТИЧЕСКОЕ И  ПРАВОВОЕ УЧЕНИЕ И.С. ПЕРЕСВЕТОВА 

     Широкая программа политико-правовых преобразований была представлена видным русским мыслителем XVI в. Иваном Семеновичем Пересветовым. В своей теории он рассматривал такие вопросы, как форма правления, объем полномочий верховной власти, организация общерусского войска, создание единого законодательства. Им была проведена финансовая реформа и ликвидация наместничества, которые осуществлялись в области управления внутренними делами страны. Его удивительная дальновидность позволила ему наметить основную линию государственного развития на будущие годы.

     Мысль о том, что наилучшей формой государственной  власти и устройства государства  было самодержавие, не подвергалась сомнению в русской политико-правовой мысли  того времени. Но при этом самодержавие не должно было быть абсолютным. Пересветов придерживался той же точки зрения. В своих трудах он осуждал тех вельмож, которые вели к истощению страны. Беззаконие, которое они вершили, негативно сказывалось на царской власти: «Сами вельможи русского царя богатеют и в лени пребывают, а царство его в скудость приводят»23; а само «имя царя» обесценивается.

     Необходимым атрибутом центральной власти является Совет мыслителей. В своем произведении «Сказание о Магмете-салтане» он даже дает анализ социального состава  такого совета, куда входят знать, военачальники, судьи и духовенство. В принятии решений «Магмет-салтан» руководствуется не своми собственными желаниями, а прислушивается к мнению этого Совета. «Да и помыслил салтан с сеиты и с молнами и с абызы и с паши мудрыми и со всею своею верной Думой»24.

     Военная тема занимает одно из центральных  мест в произведениях Пересветова. Он сравнивает страну-победительнину и организацию войска в побежденной  стране у греческого царя Константина, которую подвергает беспощадной  критике. Он предлагает целый ряд преобразований по реорганизации вооруженных сил.

     Наличие общегосударственной казны необходимо, дабы заменить существующее наместничество. «Магмет-салтан» назначал вельможам  жалование из свое казны в размере, какого кто достоин, а налоги, собираемые со всех городов и волостей, он отправлял в единую царскую казну. При наличии денег в государстве можно создать единое, постоянное войско, находящееся всегда в боевой готовности. Обязательно должны поощряться усердие и талант воинов, должно происходить распределение благ и почестей. Царь же должен заботиться и уважать своё войско: «Царь турецкий взрастил сердце войску своему»25.

     Любые формы кабальной зависимости  были отрицаемы Иваном Пересветовым. Он считал, что из холопов хороших  воинов не будет. Именно поэтому мудрый «Магмет-салтан» уничтожил в своем государстве все формы кабальной зависимости людей.

     Упоминает Пересветов и о торговле. Она должна осуществляться только на основе «правды  закона». «Нечистый торг» (который  имел место у царя Константина) должен быть искоренен»26.

     Ключевыми категориями политико-правовой теории Ивана Пересветова выступают  понятия «правда» и «вера», а именно, соотношение между ними. «Правда» - это нечто такое, в соответствии, с чем следует жить, совершать  различные поступки, судить, управлять. Синонимами этого понятия могут быть «мораль», «справедливость», «право». «Под «верой» в русской литературе понималась система религиозных (христиански) догматов, или религия»27. Но вместе тем, она могла использоваться и в значении истины, правила поведения, тем самым соприкасаясь с «правдой». Процветание государства, по мнению Пересветова, зависит от того, соблюдается ли в нем правда. Потеря же ее ведет к неминуемой гибели такого государства. Падение Византии Иван Пересветов связывает с потерей правды греками в 1453г. Главной, по его мнению, причиной является поведение вельмож, которые «богатели от слез и от крови роду человеческаго, и праведный суд порушали, да неповинно осужали по мздам. Велможи царевы до возрасту царева богатели от нечистого своего собрания»28.

     Пересветом  предусмотрел и прведение судебной реформы. Судьи, жалованные из государственной  казны, должны быть направлены во все  города. Судить они обязаны по Судебным книгам, опираяь на принципы закоы, пред которым все равны. Судебная пошлина должна идти в государственную казну. Судьи, отправляющие правосудие «не ради мзды, а ради правды»29, должны быть подвержены суровым наказаниям.

     «Пересветов впервые ставит вопрос об отделении  суда от администрации и образовании  единой централизованной системы»30.

     В своем учении Иван Пересветов был  довольно близок к модели сословно-представительной монархии, в принцип праведного правления  он включает законную деятельность всего  государственного механизма, возглавляемого центральной властью.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Периодизация  развития политической мысли России совпадает с этапами в становлении и развитии русской государственности. Развивающиеся социальные противоречия, порой выливавшиеся в восстания городских низов Киева во второй половине XI — начале XII в., необходимость отражения внешней угрозы со стороны кочевников и упрочения независимости государства, гегемонию над которым пыталась установить Византия, были главными источниками, питавшими основное содержание политической идеологии того времени. Все это обусловило цель и задачи  работы — показать развитие во времени политико-правовой идеологии России, определить этапы ее развития и факторы, оказавшие свое влияние на ее формирование.

     К памятникам древнерусской литературы, отображающих актуальные для того времени  политико-правовые идеи, относятся  «Слово о законе и благодати» киевского  митрополита Илариона (1049 г.), летопись «Повесть временных лет» (1113 г.), «Поучение Владимира Мономаха» (1125 г.), поэма «Слово о полку Игореве» (XІІ ст.), «Моления Даниила Заточника» (1229 г.) и др.

     Главные идеи этих произведений – равноправие  русского народа с другими европейскими народами; – единство русской земли; – защита угнетенных от нарушений законов внутри страны. Государственная деятельность представала при этом как служение Русской земле, а также началам правды, справедливости и добра, воплощенным в православной христианской религии.

     Факты показывают, что политико-правовая идеология  Руси была не просто отражением практики политических отношений. Эта идеология создавалась для того, чтобы активно влиять на данную практику, определять характер политического поведения государственных деятелей. Политическая и правовая мысль, выработанная в 11-14вв., не исчезла. Эти идеи влились в политико-правовую идеологию Московского государства, вступив в симбиоз с новыми идеями, став в определенных случаях даже их корневой основой. Русь сумела сохранить свою религию, систему управления, культуру в условиях татаро-монгольского ига. На протяжении всего ордынского ига Русь боролась за обретение своей независимости, однако только с ликвидацей феодальной раздробленности, сплочение земель вокруг Москвы, утверждением сильной великокняжеской власти иго было побеждено. Так политико- правовые идеи Древней Руси продолжили свою жизнь в последующих эпохах русской истории.

Информация о работе Политические учения Древней Руси