Политические учения Древней Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 10:14, курсовая работа

Краткое описание

Формирование и развитие древнерусской политико-правовой идеологии проходило в условиях становления феодального общества и возникновения государственности, осложненных внешней опасностью. Важными факторами были образование к 882 г . государства - Киевской Руси и принятие в 988 г . христианства. Цель работы – изучение политических и правовых учений Древней Руси, усвоение характерных отличий и общностей теорий, взглядов, позиций.

Оглавление

Введение
Глава I Общая характеристика политико-правовых учений древней руси
Глава 2. Политические взгляды Владимира Мономаха
Глава 3. Политико-правовые труды Даниила Заточника
Глава 4. Политические и правовые идеи "нестяжательства"
Глава 5. Политическое и правовое учение И.С.Пересветова
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

ппДрРусь.doc

— 233.00 Кб (Скачать)
 

СОДЕРЖАНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ           3 

Глава I Общая характеристика политико-правовых                учений древней руси         6 

ГЛАВА 2 ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВЗГЛЯДЫ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА  13 

ГЛАВА 3 ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ТРУДЫ ДАНИИЛА ЗАТОЧНИКА 15 

ГЛАВА 4 ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ИДЕИ                «НЕСТЯЖАТЕЛЬСТВА»         17 

ГЛАВА 5 ПОЛИТИЧЕСКОЕ И ПРАВОВОЕ УЧЕНИЕ                                            И.С. ПЕРЕСВЕТОВА          22 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ           25 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ     28 

 

ВВЕДЕНИЕ 
 

     Умение  анализировать отечественные политико-правовые учения будет актуально во все времена. Это нужно для того, чтобы овладеть ключом к пониманию многих происходящих в наше время политических процессов, развитию права. Эти знания и умения помогут проследить специфику формирования русского политического мышления, российских государственных и правовых институтов, дадут представление об особенностях отечественного менталитета в целом. Особенно для меня важным является этап становления, зарождения русской политико-правовой мысли..

     Формирование  и развитие древнерусской политико-правовой идеологии проходило в условиях становления феодального общества и возникновения государственности, осложненных внешней опасностью. Важными факторами были образование  к 882 г . государства - Киевской Руси и принятие в 988 г . христианства.

     Развивающиеся социальные противоречия, порой выливавшиеся в восстания городских низов  Киева во второй половине XI - начале XII в., необходимость отражения внешней  угрозы со стороны кочевников и упрочения  независимости государства, гегемонию над которым пыталась установить Византия, были главными источниками, питавшими основное содержание политической идеологии того времени. Идеи независимости Русского государства, его единства, сильной княжеской власти становятся ведущими в политической литературе Киевской Руси. В дальнейшем по мере упрочения феодальных отношений, развития процессов феодальной раздробленности и усиления внешней опасности все более настойчиво начинают пропагандироваться идеи единения всех русских земель (сначала вокруг Киева, а затем Москвы) и смягчения социальных противоречий путем умерения эксплуатации и угнетения.

     Для анализа господствующих общественно-политических идей Киевского государства служат дошедшие до нас весьма многочисленные источники: летописи, политико-религиозные трактаты религиозных деятелей, сборники и своды законов и др. Среди них особо важное значение имеют: "Повесть временных лет", "Слово о законе и благодати" Илариона, "Русская правда", "Остромирово Евангелие", "Изборник Святослава", "Слово о полку Игореве", "Поучение Владимира Мономаха" и др. В этих произведениях рассматриваются такие важнейшие проблемы: происхождение государства, возникновение правящей династии, единство и противоречия политической власти, формы организации власти, возможность и необходимость ограничения власти великого князя с помощью дружины, рады, бояр и др., взаимоотношения между церковью и государством.

     Объектом  исследования в данной работе станут - основные политико-правовые учения в трудах отечественных государственных деятелей и ученых периода Средневековья.

     Предметом исследования – социально-правовые положения и политические особенности отечественной политико-правовой мысли.

     Цель  работы – изучение политических и правовых учений Древней Руси, усвоение характерных отличий и общностей теорий, взглядов, позиций.

     Для достижения цели мы ставим следующие  задачи:

  • систематизация, накопление и закрепление знаний
  • изучение научных публикаций по проблеме;
  • проведение анализа изученных работ;
  • обобщить полученные результаты.

     Теоретическая и методологическая основа исследования. Выбор методов для данного исследования определился спецификой объекта и предмета исследования. Автор опирался на труды по истории и теории происхождения государства, философии, социологии. Использовались общенаучные, частнонаучные и специальные методы познания (диалектический, исторический, системный, сравнительно-правовой, логико-юридический, социологические и др.).

     Теоретическую основу исследования составили труды  российских ученых в сфере теории государства, истории государства, а также философии, антропологии, социологии, политологии, истории и других отраслей знания, в частности работы Т.В. Кашанина, В.С. Нерсесянц, М.В. Цыбульской, И.А. Исаева, Р.М. Золотухина, Л.И. Антонова, И.Ю. Козлихина, Н.Н. Матузова, А.В. Малько, В.В. Лазарева, А.В. Клименко, А.В. Румынина и др.

     Структура курсовой работы.

     Курсовая  работа состоит из введения, пяти глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

 

     

Глава I Общая характеристика политико-правовых учений древней руси 

     Политическая  и правовая мысль Древней Руси дошла до нас в виде совокупности политических и правовых идей и взглядов, содержащихся в текстах летописей, правовых памятников, произведений древнерусской  литературы. Эти идеи и взгляды  не складывались еще в политические и правовые теории, для их выражения использовались не специальные понятия и термины, а обыденный язык, общепринятый для общения в устной речи и на письме.

     Жанры произведений, в которых воплощалась  политическая и правовая мысль, –  это одновременно жанры и литературы, и устного творчества, такие, как: послание, поучение, слово, моление и т.п. То, что политические и правовые идеи и концепции излагались преимущественно в произведениях подобных жанров, явно указывает на их практическую направленность. Они были предназначены служить целям практической политики, т.е. вызывать и оправдывать определенные политические действия, давать идеологические аргументы в политической борьбе и т.п. Иначе говоря, политическая и правовая мысль Древней Руси сама по себе была важным элементом практической политики. Не случайно поэтому, что среди творцов древнерусской политической и правовой идеологии явно преобладают государственные и церковные деятели – князья, митрополиты и т.д. Эта укорененность политической и правовой мысли в реальную общественно-политическую жизнь была залогом ее самостоятельного развития – важнейшим фактором, ослаблявшим влияние на нее чужеземной политической и правовой идеологии.

     На  Руси сравнительно хорошо были известны политические и правовые идеи и концепции, выработанные в Византии. Однако, распространяясь в среде русского образованного слоя, они не могли подчинить себе его сознание и деформировать тем самым русскую политическую и правовую мысль. Наоборот, византийская политико-правовая идеология сама неизбежно реформировалась на русской почве, приспосабливаясь к реалиям русской общественно-политической жизни. Византийская политическая и правовая идеология вообще была чрезвычайно сложным, неоднородным явлением. Она включала в себя самые разнообразные, часто противоречащие одна другой идеи, многие же высказывания византийских идеологов были и просто неопределенны, неясны и требовали соответственно толкования, разъяснения. К тому же политическая и правовая культура Византии развивалась по мере эволюции византийского общества, менялись содержание и смысл старых идей и концепций, появлялись новые идеологические постулаты. Русские мыслители, обращавшиеся к произведениям византийской литературы, должны были со всей неизбежностью делать выбор идей, а часто и по-своему их истолковывать. В рамках политической и правовой мысли Киевской Руси невозможно поэтому выделить собственно византийские идеи и концепции.

     Содержание  политической и правовой мысли Древней  Руси (в том виде, в каком оно  дошло до нас в сохранившихся памятниках письменности) отличалось довольно большим разнообразием. Однако в нем можно выделить целый «ряд идей и концепций, повторяющихся из произведения в произведение, составляющих своего рода остов, каркас древнерусского политико-правового сознания.

     Это в первую очередь концепция Русской  земли. В текстах литературных произведений Киевской Руси понятие "Русская земля", как и синоним его – слово "Русь", во многих случаях употребляется  для обозначения территории проживания русского народа, т е. в географическом смысле. Вместе с тем оно нередко обозначает собой образ некоего огромного дома – обители русского народа и православной веры христианской. Причем образ этот зачастую приобретает явно выраженную эстетическую окраску. Русская земля – не простая обитель, но светло светлая, прекрасно украшенная, многими красотами прославленная. Именно так характеризуется она в "Слове о погибели Русской земли" – дошедшем до нас отрывке из большого произведения о нашествии войск хана Батыя на Русь, созданного между 1238—1246 гг.

     Любопытно, что раздробление единого государства  Киевской Руси на ряд обособленных одно от другого в политическом отношении  княжеств было воспринято в древнерусской  литературе не как раздробление его  территории и соответственно исчезновение Русской земли, но лишь как распад единого прежде княжеского рода на враждующие между собой группировки. В "этой вражде, в которой брат шел на брата, русские писатели усматривали главную причину всех несчастий, свалившихся на Русскую землю. Когда начинались княжеские междоусобицы, "тогда на Русской земле редко пахари покрикивали, но часто вороны граяли, трупы между собой деля, а галки по-своему говорили, собираясь лететь на поживу", – констатировало "Слово о полку Игореве" (ок. 1187 г.). Все это произведение звучало призывом к князьям прекратить междоусобную вражду. "Ярославы все внуки и Всеславовыi Не вздымайте более стягов своих, вложите в ножны мечи свои затупившиеся, ибо потеряли уже дедовскую славу. В своих распрях начали вы призывать поганых на землю Русскую, на достояние Всеславово. Из-за усобиц ведь началось насилие от земли Половецкойi" Подобный призыв звучал и в созданном в это же время, т.е. во второй половине XII в.. произведении, известном под названием "Слово о князьях": "Одумайтесь, князья, вы, что старшей братии своей противитесь, рать воздвигаете и поганых на братью свою призываете, – пока не обличил вас Бог на Страшном своем суде"

     Выраженная  в приведенных словах идея ответственности  князей перед Богом была распространенной в литературе Киевской Руси. К ней, в частности, обращался в своем "Поучении" и Владимир Мономах. "Оже ли кто вас не хочеть добра, ни мира хрестья-ном, а не буди ему от Бога мира узръти на оном свъть души егоi" – предупреждал он русских князей.

     Идея  ответственности князей перед Богом закономерно вытекала из учения о божественном происхождении княжеской власти, составлявшего стержень официальной политико-правовой идеологии Киевской Руси. Духом данного учения проникнуты и русские летописи, и послания митрополитов князьям, и различные литературные произведения. Так, в "Повести временных-лет" в записи за 1015 г. летописец замечает в ответ на предполагаемый замысел князя Святополка убить своих братьев и взять себе одному всю власть русскую: "Помысливъ высокоумьемъ своимъ, не въдый яко "Богь дает власть, ему же хощеть; поставляеть бо цесаря и князя вышний, ему же хощеть, дасть" (думая так, не знал он, что Бог дает власть тому, кому захочет, и поставляет цесаря и князя, каких захочет). Подобная мысль проводится и в рассказе о преступлении рязанских князей Глеба и Константина Владимировичей, убивших в 1218 г. на специально для этого организованном пиру одного родного и пятерых двоюродных братьев своих. Рассказ этот содержится в Синодальном списке XIII в. Новгородской первой летописи. Согласно ему Глеб и Константин думали, что если перебьют своих братьев, то захватят в свои руки всю власть. "И не вьеси, оканьные, божия смотрения: даеть власть ему же хощеть, поставляеть цесаря и князя вышний", – заявляет в данном случае летописец, употребляя почти точно такие же слова, какие говорились в рассказе об убиении Святополком своих братьев Бориса и Глеба.

     Таким образом, учение о богоизбранности  князей имело для своего выражения  в политической идеологии Киевской Руси даже и некую устойчивую формулу. Иногда, правда, употреблялись и другие формулы. К примеру, Никифор, Митрополит Киевский в 1104—1121 гг., в одном из своих посланий писал просто о князе "яко от Бога избранном".

     Среди функций князя одной из важнейших  считалась функция защиты православного  христианства. Идея о князе—охранителе православия дополняла концепцию его богоизбранности. Согласно данной идее князь, будучи избранным Богом на престол, не просто призывался к православной вере, но должен был хорошо знать Христово учение и служить опорой Святой церкви. В послании митрополита Никифора великому князю Владимиру о латинах указанная идея выражалась следующим образом: "Подобает бо Князем, яко от Бога избранном и призваном Правоверную веру Его, Христова словеса разумети известно и основание, якоже есть святыя церкве, на свет и наставление порученым им людем от Бога. Един бо Богь царствует небесными, вам же, с Его помощш, царьствовати земными, дольшнимъ симъ въ роды и роды".

Информация о работе Политические учения Древней Руси