Политические учения Древней Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 10:14, курсовая работа

Краткое описание

Формирование и развитие древнерусской политико-правовой идеологии проходило в условиях становления феодального общества и возникновения государственности, осложненных внешней опасностью. Важными факторами были образование к 882 г . государства - Киевской Руси и принятие в 988 г . христианства. Цель работы – изучение политических и правовых учений Древней Руси, усвоение характерных отличий и общностей теорий, взглядов, позиций.

Оглавление

Введение
Глава I Общая характеристика политико-правовых учений древней руси
Глава 2. Политические взгляды Владимира Мономаха
Глава 3. Политико-правовые труды Даниила Заточника
Глава 4. Политические и правовые идеи "нестяжательства"
Глава 5. Политическое и правовое учение И.С.Пересветова
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

ппДрРусь.doc

— 233.00 Кб (Скачать)

     Представляя князя охранителем православной христианской веры, русские мыслители  касались тем самым проблемы соотношения  светской власти и церковной. Эта  проблема была одной из главных в  политической и правовой идеологии  Киевской Руси.

     Как известно, в Византии данная проблема решалась на основании шестой новеллы императора Юстиниана I, согласно которой власть императора (imperium) и власть церкви (sacerdotium) объявлялись двумя божественными дарами, исходившими из одного источника – Бога. Гармония между этими двумя властями поддерживалась тем, что каждая из них исполняла свои функции: императорская – светские, церковная – духовные. Рассматриваемая идея получила развитие в созданном в 883—886 гг. своде законов под названием "Эпанагога". Нормы, регулирующие статус императора и патриарха, были выделены в нем в два отдельных параграфа. Император, по нормам Эпанагоги, должен был хранить устои государства и церкви, являться образцом благочестия. На патриарха возлагались обязанности руководства клиром, толкование Священного писания и церковных установлений. "Согласие и единомыслие царственности и первосвященства" Эпанагога объявляла условием "духовного и телесного благоденствия" подданных. Зпанагога, а следовательно, и закрепленные ею принципы взаимоотношения светской и церковной властей были хорошо известны на Руси. Тем более, что константинопольские патриархи, в ведении которых находилась русская православная церковь, иногда специальными посланиями напоминали данные принципы русским князьям и митрополитам. Так, около 1162 г. тогдашний Цареградский (Константинопольский) патриарх Лука Хрисоверг в своей грамоте к великому князю Андрею Боголюбскому писал о том, что князь должен повиноваться поучениям епископа. ("...А не будешь к нему, якоже подобаеть, ни повинутися начнеши его поучением и наказанием, но и еще начнеши гонити сего, Богом ти данного святителя и учителя, повинуяся инем" чрез закон поучением, а ведомо ти буди, благословеный сыну, то аще всего мира исполниши церкви и грады и возградиши паче числа, гониши же епископа, главу церковную и людскую, то не церкви, то хлеви, ни единоя жити...")

     Знали государственные и церковные  деятели Киевской Руси и то решение  проблемы соотношения государства  и церкви, которое проповедовалось  современной им римской католической церковью (см. гл. 5). Идеологи последней исходили из принципа безусловного верховенства церковной власти над государственной. Государство при этом объявлялось творением дьявола. "Кто не знает, – писал Григорий VII (римский папа в 1073—1085 гг.), – что власть королей и князей ведет свое начало от незнающих Бога, гордостью, хищничеством, коварством, убийствами, короче, преступлениями всякого рода, приобретших ее от дьявола, чтоб со слепою страстью и невыносимою гордостью и неправдой господствовать над себе подобными". Объявляя государственную власть греховной по своему происхождению, Григорий VII тем не менее признавал ее божественной и считал необходимым союз церкви с ней. При этом он, правда, заявлял: "Папа так превышает императора, как солнце превосходит луну, а потому власть апостольского трона стоит далеко выше могущества королевского престола".

     Русские мыслители пошли в решении  проблемы соотношения светской и  церковной властей своим путем, не приняв ни византийского принципа диархии, ни римско-католической идеи безусловного превосходства церкви над государством. Выработанный политико-правовым сознанием Киевской Руси принцип решения данной проблемы соответствовал сложившейся практике взаимоотношений русских князей и церковных деятелей, тому реальному месту, которое занимали в общественной жизни государство и церковь.

     После крещения Руси Киевским князем Владимиром (988 г.) русские князья неизбежно становились  в особое положение по отношению  к христианской религии и церкви – такое, какое не занимал ни один византийский император. В Византии верховный властитель всходил на престол в условиях, когда в обществе уже господствовала христианская религия и существовала сложившаяся церковная организация. В Киевской же Руси глава государства был распространителем христианства и в некотором смысле даже создателем церковной организации. От русских князей в огромной мере зависела судьба христианской религии и церкви на Руси. Именно поэтому церковные деятели проявляли особую заботу о мировоззрении князей: не остался ли кто из князей в язычестве, не уклонился ли от православия в католицизм ("латинство"). И в случае, когда обнаруживалось, что кто-либо из князей подпадал под влияние римско-католической церкви, они немедленно принимали все возможные меры, дабы воспрепятствовать отходу князя от православия.

     Русские мыслители не отделяли государство  от церкви и церковь от государства, не разделяли их функций, как это  делали византийские и западноевропейские идеологи, отводя государству светские дела, а церкви – религиозные. Русский  церковный деятель часто выступал в своих произведениях с позиций государственного деятеля, отстаивая интересы великокняжеской власти, возвышая государство над церковью. Государственный же деятель нередко представал в своих трудах как церковный проповедник и смотрел на государственную власть так, как должен был бы смотреть священнослужитель, а не князь. В этом плане примечателен приводившийся нами выше рассказ о беседе Киевского князя Владимира с епископами. Напомним, что епископы спросили у князя, почему он не казнит разбойников, и князь ответил, что боится греха. Как видим, церковные деятели и князь здесь как бы поменялись саном – епископы говорят то, что должен был бы говорить князь, а князь изрекает то, что приличествовало бы изречь епископам. Не случайно многие русские князья получали от православной церкви персональные звания святых, блаженных, боголюбивых, благочестивых или благоверных, более подходящие для священнослужителей, чем для государственных деятелей. 
 

ГЛАВА 2 ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВЗГЛЯДЫ  ВЛАДИМИРА МОНОМАХА 

     Владимир  Мономах – знаковая политическая фигура в истории государства  Российского. Он воплощал собой идеи преемственности царской власти Руси от власти византийского императора.

     В памяти русского народа время правления  этого великого киевского князя  запечатлелось как период могущества Руси, ее единства, люди не опасались ни набегов кочевников, ни междоусобных войн. В знаменитом произведении, освещавшем события того времени, замечалось, что даже половцы «своих детей пугали в колыбели. А литва из болота на свет не показывалась. А венгры каменные города укрепляли железными воротами, чтобы на них великий Владимир не ходил войной. А немцы радовались, что они далеко за синим»1.

     К началу XII века, удельные русские князья превратились в самостоятельных правителей. Но на любеческом съезде в 1097 г они принимают решение объединиться в интересах укрепления земли Русской. Такая политика была полностью поддержана Владимиром Мономахом, который, можно сказать, был главным ее идеологом, понимая, что сильное государство-это единое государство.

     Политическая  программа Мономаха, его взгляд на проблему государственной власти, взаимоотношения  государства и церкви, принципов  отправления правосудия в стране, изложена в его труде «Поучение». Условно его можно разделить  на три части, каждая из которых составляет отдельное произведение. Первая часть- это собственно само «Поучение», вторая часть- «Автобиография» и третья – заключительная часть - «Послание Олегу Черниговскому».

     В «Поучении» Мономах обращается с  размышлениями и советами ко всем русским князьям, но, прежде всего к своим детям. «Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться. Поистине, дети мои, разумейте, что человеколюбец бог милостив и премилостив»2. Князь показал тем самым, что его дети не простые христианские люди, а русские князья.

     Основной  проблема, которая раскрывается в  «Поучении», является организация и  осуществление верховной власти. Все решения должны приниматься великими князьями в согласии с Советом дружины, дабы избежать беззакония в государстве. Что касается судебным функций, то они должны осуществляться исключительно великим князем, проявляя милосердие.

     В «Послании Олегу Черниговскому» он пишет, что нет такого спора, которого нельзя было бы разрешить мирным путем, и призывает к этому всех князей. Нельзя в управлении государством руководствоваться местью, и сам он заявляет, что не станет мстить Олегу Черниговскому «за смерть сына Изяслава, погибшего в междоусобном с ним бою, потому что такая месть способна погубить русскую землю»3.

     При написании своего труда Владимир Мономах опирается на принципы «религиозной христианской этики, наполненных словами  о Боге»4. Но, тем не менее, власть не обожествляется. «Власть- это не дар, возвышающий того, кто ее получает, над другими людьми, возлагая на них обязанность, повиноваться властителю. Она не освобождает ее носителя от соблюдения правил общежития, предписанных христианством всем людям. Властитель должен быть прежде всего человеком. Ему надлежит помогать обездоленным, чтить старых, как отца, и молодых, как братьев, остерегаться лжи, пьянства и других пороков, не свирепствовать словом, не хулить в беседе, избегать суеты и т.д.»5.

     Владимир  Мономах создал в своих трудах образ могущественного, процветающего государства, и его «Поучение» всегда будет примером единения Руси. 
 

ГЛАВА 3 ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ТРУДЫ ДАНИИЛА  ЗАТОЧНИКА 

     Произведение  Даниила Заточника дошло до нас  под названиями «Слово» и «Моление». Оно постоянно перерабатывалось, дополнялось, оно жило, творилось  в течение ряда веков. Предположительно, это послание некоего Даниила  к князю Переславля северного Ярославу Всеволодовичу. Кроме подписи под посланием, об авторе ничего неизвестно: ни точного времени жизни, ни времени написания послания.

     Интересно, что Даниил назвал себя Заточником, но мы не знаем, действительно ли он был «заточен» или находился  в «заточении» каких-то жизненных обстоятельств.

     Трудно  определить его положение в обществе. Можно только предположить, что он был служилым дворянином, положение  которых было достаточно шатко в  XIII-XIV вв. В труде «Моление» он упоминает о потере своего состояния: «Закончилась жизнь моя, как у ханаанских царей, бесчестием; и покрыла меня нищета, как Красное море фараона»6. Даниил вынужден «молить» князя о предоставлении ему службы. Возможно, поэтому одна из редакций получила название «Моление». Стараясь расположить князя и вызвать доверие его доверие к своим советам, он красочно описывает свои достоинства: «Я, господине, хоть одеянием и скуден, но разумом обилен; юн возраст имею, а стар смысл во мне. Мыслию бы парил, как орел в воздухе»7.

     Большое внимание Даниил уделяет описанию формы  правления в государстве. Подробно рассматривает формирование Совета при князе – Думы, дает советы по подбору думцев, которые не богатством знатны должны быть, а умом. Так в «Слове» он пишет: «Господине мой! Не лиши хлеба нищего мудрого, не вознеси до облак глупого богатого. Ибо нищий мудрый - что золото в грязном сосуде, а богатый разодетый да глупый - что шелковая подушка, соломой набитая»8.

     Даниил  ярко описывает образ князя: «Княже мой, господине! Покажи мне лицо свое, ибо голос твой сладок и образ  твой прекрасен; мед источают уста твои, и дар твой как плод райский»9. И сила князя в его «грозе», подразумевающей под собой наличие многочисленного войска, которым должен восхваляться князь: «Нашь царь богатей тебе не множеством злата, но множеством воя; зане мужи злата добудуть, а златом мужей не добыти»10. Такое войско это должно существовать не для захватнических войн, а для защиты своей земли Русской.

     Процветание государства, прежде всего, зависит  от князя. Нищета толкает людей на разбой. «Лучше смерть, чем долгая жизнь  в нищете. Если же буду беден, задумаю  воровство или разбой, как женки  распутство»11. Князь должен заботится и о численности населения, не только сохранить ее, но и приумножить.

     В «Послании» автор подвергает критике  боярское самоуправство. «Боярское  засилье порождает беспорядки в  государстве и наносит ущерб  авторитету княжеской власти»12. «Лучше бы мне ноги свои видеть в лаптях в твоем дворе, нежели в червленых сапогах на боярском дворе, лучше мне в дерюге служить тебе, нежели в багрянице на боярском дворе. Лучше бы мне воду пить в твоем дворе, нежели мед пить на боярском дворе. Лучше мне воробей испечен принимать от твоей руки, нежели баранье плечо от господарей злых»13.

     Даниил  Заточник желает видеть свою страну сильной, хорошо защищенной и управляемой  мудрым князем, опирающимся на Думу, составленную из разносословных и разновозрастных членов, отличающихся умом и способных решать государственные дела. 
 

ГЛАВА 4 ПОЛИТИЧЕСКИЕ И  ПРАВОВЫЕ ИДЕИ «НЕСТЯЖАТЕЛЬСТВА» 

     «Нестяжательство» - направление политической мысли, выступившее  с предложением о реорганизации  русской православной церкви и потребовавшие  от нее отторжения земельных владений. Начало данному течению было положено во второй половине XV в. Очень часто, особенно в литературных произведениях, его именуют движением «заволжских старцев», так как в качестве главных его проводником выступали монахи Заволжья. Само название «нестяжатели» появилось благодаря характеру их учений. Они проповедовали бескорыстие, то есть нестяжание, а именно, призывали монастыри отказаться от владения каким-либо имуществом, туда входили и земельные наделы, селами, и превратиться в школу духовной жизни. Основная идея – это стремление не к материальному богатству, а к духовной гармонии внутри человека. Для этого необходима свобода от внешнего мира, от некоторых «мирских благ»14. Данная идеология призывала также отказ иерархов русской православной церкви от «владения огромным материальным богатством»15.

Информация о работе Политические учения Древней Руси