Особенности государственного регулирования экономики в годы НЭПа

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 11:24, курсовая работа

Краткое описание

Новая экономическая политика (НЭП) — это экономическая политика, проводившаяся в Советской России начиная с 1921 года. НЭП была принята X съездом РКП(б), сменив политику «военного коммунизма», проводившуюся в ходе Гражданской войны.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..………3

Глава I. Теоретические основы
§1. Рыночная экономика и ее основные черты………………………………….4
§2. Понятие, формы и методы государственного регулирования в условиях рыночной экономики ………………….……………………………………..…..8

Глава II. Государственное регулирование экономики в годы НЭПа
§1. Экономический метод……………………………………………………….12
§2. Административный метод…………………………………………………..15
§3. Государственно – правовое регулирование………………………………..17
§4. Оценка итогов НЭПа………………………………………………………...28

Заключение……………………………………………………………………...30

Список использованной литературы………………………………………..32

Файлы: 1 файл

курсовая Шашина.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

Гражданское право

Задача детального правового регулирования имущественных отношений в условиях многоукладной экономики      была    решена     введением     Гражданского    кодекса   СССР,  который был принят 31 октября 1922 г. и вступил в силу с 1 января 1923 г.

В период НЭПа гражданское право должно было выполнять две трудно совместимые задачи: всемерно способствовать развитию товарно-денежных отношений, становлению экономики страны, развитию частной инициативы, предпринимательства и в то же время ставить надежные заслоны любым попыткам частных лиц извлекать материальную выгоду за счет ухудшения экономического положения государственных предприятий и организаций.

В целях максимально полного вовлечения оставшихся в СССР представителей буржуазии, купечества, помещиков и их капиталов в дело восстановления разрушенного хозяйства советского государства ГК устанавливал равные гражданские права всем гражданам СССР независимо от их пола, расы, национальности, вероисповедания и происхождения. Любой неограниченный в правах гражданин СССР имел право свободно передвигаться и селиться на всей территории СССР, избирать не воспрещенные законом занятия и профессии, приобретать и отчуждать имущество с ограничениями, указанными в законе, совершать сделки и вступать в обязательства, организовывать промышленные и торговые предприятия. При этом кодекс торжественно заверял, что никто не может быть лишен гражданских прав или ограничен в правах иначе, как в случаях, установленных законом.

Законодатель различал две категории субъектов гражданско-правовых отношений: правоспособных граждан и юридические лица. Права юридического лица предоставлялись учреждениям, организациям и объединениям лиц, причем в 1924 г. было установлено, что участие государственных учреждений и предприятий в гражданском обороте определяется особыми правилами. Поскольку законодатель допускал частный капитал в гражданский оборот, возникла необходимость предоставления государственным предприятиям ряда преимуществ. Ограничивается, например, их имущественная ответственность. Государственные предприятия, находившиеся на хозяйственном расчете, отвечали по обязательствам лишь частью своего капитала, а именно, оборотным. На основной капитал, в который входила стоимость машин, оборудования, зданий и т.п., не могло быть наложено взыскание. Сводилась к минимуму возможность использования государственными предприятиями коммерческих посредников. Закон строго следил, чтобы юридические лица действовали согласно цели определенной их уставами.

Особую группу юридических лиц составляли государственные предприятия, переведенные на хозяйственный расчет. Среди них в первую очередь надо отметить тресты. Государственное промышленное предприятие – трест – наделялся обособленным имуществом и действовал самостоятельно «на началах коммерческого расчета с целью извлечения прибыли». При этом «государственная казна за долги трестов не отвечает». В тресты входило одно или несколько предприятий, причем правом юридического лица обладал лишь трест в целом. Тресты объединяли не только промышленные, но также коммунальные и сельскохозяйственные предприятия.

Для защиты интересов государственных предприятий в сфере обмена и распределения создавались синдикаты. На них была возложена крупная оптовая торговля по сбыту и заготовкам в целях укрепления экономической позиции государственной торговли. Синдикаты являлись не просто торговыми объединениями, которые занимались не только реализацией продукции трестов, но и заготовительными операциями, финансированием, даже производственными вопросами.

Закон допускал широкий круг объектов кооперативной собственности, приравнивая ее во многих отношениях к государственной. Так, размеры промышленных предприятий, принадлежащих кооперативным организациям, не ограничивались числом рабочих. Собственность этих предприятий усиленно охранялась, как и государственная.

Частная собственность, напротив, допускалась только на мелкие промышленные предприятия и не муниципализированные строения. Мелкие промышленные предприятия и маломерные жилые строения денационализировались. Это была не столько уступка частному капиталу, сколько мера, создававшая удобство для государственного управления социалистическим сектором экономики. Государство освобождалось от мелких хозяйственных объектов, руководство которыми затруднительно и нерентабельно.

Особый способ использования частного капитала был предложен Декретом ЦИК СССР от 13 июля 1923 г. «О недрах земли и разработке их». Согласно Декрету все граждане и юридические лица при получении соответствующего разрешения и внесении платы могли реализовать право на горно-промысловые работы, поиск, разведку, добычу и переработку полезных ископаемых. Частные предприниматели и кооперативные организации имели возможность арендовать государственные промышленные предприятия. При этом государство снимало с себя обязанность снабжения арендуемых предприятий сырьем, финансовыми средствами и пр.

Одной из главных мер по восстановлению сельского хозяйства стала легализация торговли. В губерниях, выполнивших план заготовок, отменялась государственная хлебная монополия и разрешалась свободная торговля хлебом и всеми другими сельскохозяйственными продуктами. Продукцию, оставшуюся сверх налога, можно было продавать государству или на рынке по свободным ценам, и это, в свою очередь, заметно стимулировало расширение производства в крестьянских хозяйствах.

В связи с крайне тяжелым положением с жилым фондом возникла необходимость привлечь частный капитал и в эту сферу. Маломерные жилые строения демуниципализировались. В домах местных Советов стала взиматься квартплата, причем она рассчитывалась таким образом, чтобы обеспечить самоокупаемость жилого фонда при учете одновременно и классового положения квартиросъемщиков.

Выполняя указания В.И. Ленина о необходимости активного вмешательства государства в частно-правововые отношения, ГК СССР устанавливал существенные ограничения свободы предпринимательской деятельности и частной инициативы. Это прежде всего положение Кодекса о том, что гражданские права охраняются законом за исключением тех случаев, когда они осуществляются в противоречии с их социально-хозяйственным назначением (сделка признается недействительной, если она совершена с целью противной закону, а равно к явному ущербу для государства).

Допуская существование частной собственности Гражданский кодекс существенно ограничивал виды и размеры имущества, допускаемые в частном обороте. Так, из него были изъяты земля, национализированные и муниципальные предприятия и их оборудование, строения, железные дороги и подвижной состав, взрывчатые вещества, телеграфное имущество, спиртные напитки свыше установленной законом крепости. Сохранялось монопольное право государства на покупку и продажу иностранной валюты, золотой, серебряной и платиновой монеты. Физическое лицо не могло иметь в собственности более одного жилого строения. Можно было продавать жилое строение не чаще одного раза в три года. Запрещалось взимание процентов на проценты. Ни одно частное предприятие не могло нанимать на работу более двадцати рабочих.

Трудовое право

Переход от политики военного коммунизма к новой экономической политике потребовал внесения изменений в советское трудовое законодательство, приведения его в соответствие с новыми условиями общественно-экономической жизни.

Введение хозяйственного расчета на предприятиях, допущение частного предпринимательства потребовали возобновить заключение коллективных договоров между профсоюзными организациями и администрацией. В этих договорах должны были быть оговорены условия труда работников, а также содержаться тарифы заработной платы. На профсоюзы в условиях НЭПа ложилась задача контроля за соблюдением администрацией государственных предприятий и частными предпринимателями норм советского трудового права.

Все эти изменения нашли отражение в новом Кодексе законов о труде, который был принят 9 ноября 1922 г. Кодекс законов о труде действовал без какого-либо исключения на всех государственных предприятиях, в общественных организациях, в кооперации, концессионных и частнособственнических хозяйствах. И социалистические предприятия, и частный сектор должны были в равной мере исполнять и соблюдать требования Кодекс законов о труде. За нарушение трудового законодательства владельцы частных предприятий и администрация государственных заводов и фабрик привлекались к уголовной и административной ответственности.

В основу трудовых отношений был положен свободный наем рабочей силы. Были отменены трудовые повинности, трудовые мобилизации квалифицированных рабочих и специалистов для работы на государственных предприятиях. Трудовая повинность допускалась лишь в исключительных случаях для борьбы со стихийными бедствиями либо для выполнения важнейших государственных заданий по специальному постановлению СНК. Условия найма рабочих и служащих на отдельных предприятиях устанавливались коллективным договором, заключенным между профсоюзом и нанимателем – органом управления предприятием, организацией, учреждением. При этом специально оговаривалось, что всякие условия договора, ухудшающие положение работника по сравнению с условиями, установленными законами о труде, условиями коллективного договора и правилами внутреннего трудового распорядка, являются недействительными.

Кодекс законов о труде разрешал расторгать трудовой договор как по инициативе работника, так и нанимателя. Закон устанавливал исчерпывающий перечень оснований увольнения работников по инициативе нанимателя.

Наниматель обязывался предоставлять бесплатно в распоряжение работников инструменты и приспособления, необходимые для работы, а также бесплатно снабжать работников одеждой и обувью по нормам, устанавливаемым постановлениями СНК. Если предприятие не имело возможности выполнять эти обязательства перед работниками, то должно было компенсировать деньгами стоимость одежды, обуви и необходимых инструментов.

Продолжительность рабочего времени вновь устанавливалась в восемь часов. Для лиц в возрасте от 16 до 18 лет, лиц, занятых на подземных работах, а также умственным или конторским трудом, устанавливался шестичасовой рабочий день. При работе в ночное время продолжительность рабочего дня сокращалась на один час. Сверхурочные работы допускались лишь в особых исключительных случаях и подлежали дополнительному вознаграждению. При этом общее количество сверхурочных работ ограничивалось 120 часами в год и четырьмя часами в течение двух дней подряд. Новый закон гарантировал каждому продолжительность отпуска не менее двух недель. Устанавливалось семь праздничных дней в году, но отделам труда по соглашению с губернскими советами профсоюзов разрешалось дополнительно устанавливать праздничные дни, не свыше десяти в году, согласуя эти дни с местными условиями, составом населения, народными праздниками.

Кодекс законов о труде заменил систему государственного социального обеспечения системой социального страхования. Страховые фонды образовывались за счет страховых взносов предприятий, организаций, учреждений, пользующихся наемным трудом. Запрещалось страховые взносы вычитать из заработной платы работников.

Таким образом, Кодекс законов о труде 1922 г., в целом продолжил и закрепил курс советского государства на наиболее полное отражение в действующем законодательстве трудовых прав и свобод рабочих и служащих, на всемерную охрану их интересов.

Земельное право

Перед земельным правом стояла задача способствовать восстановлению и развитию сельского хозяйства в условиях преобладания индивидуального крестьянского хозяйства и существования общины.

В 1922 – 1925 гг. были приняты Земельные Кодексы во всех союзных республиках, которые исходили из принципа национализации земли. Они определяли правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, городов и поселков, свободных земель государственного фонда.

Обладая правом собственности на землю, государство передает ее во владение и пользование. Владение землями сельскохозяйственного назначения было обусловлено ведением трудового хозяйства, т.е. хозяйства, основанного на труде владельцев земли. Правом на получение земли для сельскохозяйственного использования обладали, согласно закону, все граждане СССР, способные ее обрабатывать. Кодекс гарантировал крестьянам и всем гражданам СССР без различия пола, вероисповедания и национальности право на получение земли в трудовое пользование и самостоятельно, по своему усмотрению решать вопрос о форме землепользования: обрабатывать землю в составе земельного общества либо единолично. Право на землю, предоставленную в трудовое пользование, действовало бессрочно и прекращалось только по основаниям, установленным Кодексом.

Ограничения в трудовом землепользовании коснулись только бывших помещиков. Согласно постановлению ЦИК и СНК СССР от 20 марта 1925 г. они подлежали выселению из местностей, где у них раньше были поместья, но при желании заниматься сельским хозяйством им предоставлялось право наделения землей в пределах трудовой нормы в других губерниях из земель колонизационно-переселенческого фонда.

Право граждан СССР на землю, предоставляемую в трудовое землепользование, обеспечивалось ее нахождением в руках государства. Все земли, в чьем бы ведении они не состояли, объявлялись собственностью государства. Земли сельскохозяйственного назначения или пригодные для сельского хозяйства образовывали единый государственный земельный фонд, управление которым возлагалось на Наркомат земледелия и его местные органы. Непосредственными пользователями этого фонда признавались трудовые земледельцы и их объединения, городские поселения и государственные учреждения и предприятия. Все гражданско-правовые договоры: купли-продажи, завещания, мены, дарения земли, а также залога запрещались. Виновные лица подлежали привлечению к уголовной ответственности и лишались права пользования землей.

Информация о работе Особенности государственного регулирования экономики в годы НЭПа