Особенности государственного регулирования экономики в годы НЭПа

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 11:24, курсовая работа

Краткое описание

Новая экономическая политика (НЭП) — это экономическая политика, проводившаяся в Советской России начиная с 1921 года. НЭП была принята X съездом РКП(б), сменив политику «военного коммунизма», проводившуюся в ходе Гражданской войны.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..………3

Глава I. Теоретические основы
§1. Рыночная экономика и ее основные черты………………………………….4
§2. Понятие, формы и методы государственного регулирования в условиях рыночной экономики ………………….……………………………………..…..8

Глава II. Государственное регулирование экономики в годы НЭПа
§1. Экономический метод……………………………………………………….12
§2. Административный метод…………………………………………………..15
§3. Государственно – правовое регулирование………………………………..17
§4. Оценка итогов НЭПа………………………………………………………...28

Заключение……………………………………………………………………...30

Список использованной литературы………………………………………..32

Файлы: 1 файл

курсовая Шашина.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

К методам (средствам) регулирования относятся экономический, государственно - правовой, административный. Важнейшее из них — экономическое регулирование – подразделяется на прямое и косвенное.

Схема 3. Методы государственного регулирования экономики[3]

1) Прямое экономическое регулирование

Во всех промышленно развитых странах существуют более  или  менее значительный по своим масштабам государственный сектор экономики.  Его размеры могут служить критерием экономической роли  государства,  хотя он не абсолютен. Государство обладает капиталами в самых разнообразных формах, предоставляет кредиты,  принимает  долевое  участие,  является собственником предприятия. Это делает государство владельцем части общественного капитала. 

К прямому вмешательству относятся следующие меры: развитие и регулирование государственного сектора экономики (а также долевое участие государства в различных акционерных обществах), кредитование или льготное налогообложение коммерческих структур через ЦБ, принятие регулирующих актов. Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики.

2) Косвенное экономическое регулирование

В зависимости  от  цели вмешательства меры экономической политики могут быть направлены на:

      стимулирование капиталовложений и восстановление (если это возможно) равновесия  между сбережениями и инвестициями;

      обеспечение полной занятости;

      стимулирование экспорта и импорта товаров,  капиталов и рабочей силы;

      воздействие на общий уровень цен в целях его стабилизации и цены на некоторые  специфические товары;

      поддержку устойчивого экономического роста;

      перераспределение доходов и некоторые другие цели.

Прямые формы регулирования способствуют выравниванию финансового положения отдельных звеньев хозяйства. В то же время они искажают реальное соотношение цен и издержек, реальную конкурентоспособность предприятий, снижая тем самым действенность рыночных регуляторов. В отличие от них косвенные формы государственного регулирования задействуют экономические стимулы и открывают простор для действия механизмов рыночного регулирования.

3) Государственно - правовое регулирование

Правовое регулирование производится путем принятия и совершенствования правовой базы (соответствующего комплекса юридических законов и поправок к ним и т. д.).

4) Административное регулирование

Административное регулирование предусматривает использование мер запрета, разрешения и принуждения. К административным мерам относится, в частности, выдача лицензий, разрешающих какую – либо деятельность, установление квот на экспорт и импорт, квот для молодежи при создании новых рабочих мест, контроль над ценами, качеством продукции, доходами и др. С помощью административных мер проводятся денежные реформы и другие мероприятия.

Глава II. Государственное регулирование экономики в годы НЭПа

§1. Экономический метод

Экономический механизм в период НЭПа базировался на рыночных принципах. Товарно-денежные отношения, которые ранее пытались изгнать из производства и обмена, в 1920-е годы проникли во все поры хозяйственного организма, стали главным связующим звеном между его отдельными частями. Если ранее центр прямо устанавливал в приказном порядке натуральные, технологические пропорции воспроизводства, то теперь он перешёл к регулированию цен, пытаясь косвенными, экономическими методами обеспечить сбалансированный рост.

Прямой экономический метод

В годы НЭПа государство предпочло воздействовать на экономику косвенным методом. Прямые меры были применены лишь в сельском хозяйстве. Так, большую помощь в восстановлении сельскохозяйственного производства оказали государственные мероприятия по улучшению агрокультуры, массовое распространение сельскохозяйственных знаний и улучшенных приемов ведения земледелия среди крестьян.

Среди мер, направленных на развитие сельского хозяйства в 1921-1927гг., важное место занимала финансовая помощь деревне. В стране была создана сеть районных и губернских обществ сельскохозяйственного кредита. Ссуды предоставлялись маломощным безлошадным, однолошадным крестьянским хозяйствам и середнякам для приобретения рабочего скота, машин, орудий, удобрений, для повышения породности скота и т.п.

Косвенный экономический метод

В сельском хозяйстве первым актом новой экономической политики стал переход от продразверстки к продналогу. Продналог — продовольственный, твердо фиксированный натуральный налог, взимаемый с крестьянских хозяйств. Он определялся «в виде процентного или долевого отчисления от произведенных в хозяйстве продуктов, исходя из учета урожая, числа едоков в хозяйстве и наличия скота в нем». Таким образом, крестьяне знали заранее, сколько продукции нужно сдать государству. Продналог устанавливался как прогрессивный налог, с усилением тяжести обложения для кулацкой части деревни. Хозяйства беднейших крестьян освобождались от продналога. Размер продналога был значительно меньше, чем продразверстки. Если по продразверстке в 1920—1921 крестьяне сдали государству 367 млн. пудов зерновых, то продналог в 1921—22 определялся в 240 млн. пудов.

Уже в первый год введения продналога значительное количество хлеба и других продуктов оставалось в распоряжении крестьянских хозяйств, что повышало экономическую заинтересованность крестьян в развитии своего хозяйства, расширении посевов, увеличении поголовья скота и повышении урожайности возделываемых культур.

Изначально продналог взимался в виде продукции. Однако после проведения денежной реформы, единый налог принял исключительно денежную форму. В среднем размер продналога был в два раза меньше размера продразверстки.

В промышленности же возник частный сектор. Основной позицией государства в этом вопросе являлось то, что свобода торговли и развитие капитализма допускалось лишь до известной степени и только при условии государственного регулирования.

Организация труда строилась на принципах материального стимулирования, пришедших на смену внеэкономическому принуждению «военного коммунизма». Была восстановлена денежная оплата труда, введены тарифы, зарплаты, исключающие распределение по уравнительному принципу, и сняты ограничения для увеличения заработков при росте выработки.

Немаловажное значение для проведения НЭПа имело создание устойчивой финансовой системы и стабилизации рубля.

Для стабилизации рубля была проведена деноминация денежных знаков, то есть изменение их нарицательной стоимости по определенному соотношению старых и новых знаков.

Осенью 1922 года были созданы фондовые биржи, где разрешалась купля-продажа валюты, золота, государственных займов по свободному курсу. Уже в 1925 году червонец стал конвертируемой валютой, он официально котировался на различных валютных биржах мира. Заключительным этапом реформы была процедура выкупа совзнаков.

Одновременно с денежной была проведена налоговая реформа. Уже в конце 1923 года основным источником доходов государственного бюджета стали отчисления от прибыли предприятий, а не налоги с населения. Логическим следствием возврата к рыночной экономике был переход от натурального к денежному налогообложению крестьянских хозяйств.  В этот период активно разрабатываются новые источники получения денежного налога. В 1921-1922 гг. были установлены налоги на табак, спиртные напитки, пиво, спички, мед, минеральные воды и другие товары.

Также в годы НЭПа постепенно возрождалась кредитная система. В 1921 году восстановил свою работу Госбанк, который был упразднен в 1918 году. Началось кредитование промышленности и торговли на коммерческой основе. В стране возникли специализированные банки: Торгово-Промышленный банк (Промбанк) для финансирования промышленности, Электробанк для кредитования электрификации, Российский коммерческий банк (с 1924—Внешторгбанк) для финансирования внешней торговли и другие. Эти банки осуществляли краткосрочное и долгосрочное кредитование, распределяли ссуды, назначали ссудный, учетный процент и процент по вкладам.

Была создана целая сеть акционерных банков, среди акционеров которых был Госбанк, синдикаты, кооперативы, частные лица и даже иностранные предприниматели. Эти банки кредитовали, в основном, отдельные отрасли промышленности.

Широкое распространение получил коммерческий кредит, то есть кредитование друг друга различными предприятиями и организациями.

§2. Административный метод

Допущение рыночных механизмов, приведшее к восстановлению экономики, позволило политическому режиму укрепиться. Однако принципиальная несовместимость его с сущностью НЭПа как временного экономического компромисса с крестьянством и буржуазными элементами города неизбежно вела к отторжению идеи НЭПа.

Поэтому уже на начальном этапе рыночные методы регулирования экономики в годы НЭПа сочетались с внеэкономическими, с административным вмешательством. Преобладание государственной собственности на средства производства, крупной промышленности, являлось объективной основой такого вмешательства.

Сфера деятельности частника в основном ограничивалась производством товаров широкого потребления, добычей и переработкой некоторых видов сырья, изготовлением простейших орудий труда.

Также проявлением административного метода государственного регулирования экономики является перевод предприятий на хозяйственный расчет. Хозяйственный расчет — метод планового ведения хозяйства, принятый на социалистических предприятиях промышленности, строительства, транспорта. Сущность его в том, чтобы хозяйствовать разумно, бережливо, с прибылью.

Главное требование хозрасчета состоит в том, чтобы затраты на выпуск продукции не только полностью возмещались доходами от ее продажи (реализации), но и давали бы предприятию возможно большую прибыль.

В основе производственной деятельности любого социалистического предприятия лежит государственный план. Чтобы коллектив предприятия мог выполнять и перевыполнять его при наименьших затратах труда и средств, государство наделяет каждое предприятие средствами производства: машинами, оборудованием, сырьем и материалами, а также денежными средствами. Предприятию дано право самостоятельно решать, как наилучшим образом использовать эти средства для выполнения плана. Оно само налаживает производство, набирает рабочих, организует их труд, старается полнее загрузить машины и оборудование.

Свою продукцию предприятие реализует по утвержденным ему ценам, а вырученные деньги расходует на выплату заработной платы, приобретение сырья, материалов, топлива, на оплату электроэнергии, транспорта, ремонт и содержание оборудования.

Хозяйственный расчет предусматривает материальную заинтересованность коллектива в повышении рентабельности своего предприятия. Ведь в руках рентабельно работающих фабрик и заводов остается часть прибыли, за счет которой могут создаваться три фонда для поощрения, называемые фондами экономического стимулирования.

Наряду с материальной заинтересованностью хозяйственный расчет предусматривает и материальную ответственность предприятий и их работников за невыполнение планов, за плохое использование трудовых, материальных и денежных ресурсов. Если предприятие допустило убыток, то оно обязано покрыть его за счет внутренних средств и возможностей предприятия, а не за счет средств, полученных .от государства. За брак в работе, бесхозяйственность виновные несут материальную ответственность.

Хозяйственный расчет предполагает постоянный контроль рублем за деятельностью предприятия. Это означает, что предприятие получает денежные средства в зависимости от выполнения плана, всех его показателей. Контроль рублем заставляет предприятия добиваться выполнения государственного плана при наименьших трудовых и денежных затратах.

Советская и в значительной своей части постсоветская историография, сводя причины свертывания НЭПа к чисто экономическим факторам, лишила себя возможности в полной мере раскрыть его противоречия – между требованиями нормального функционирования экономики и политическими приоритетами партийного руководства, направленными сначала на ограничение, а затем и полное вытеснение частного производителя. Однако следует отметить, что эти ограничения, хотя и были проявлением административного вмешательства, прежде всего оговаривались в нормативно – правовых актах.

§3. Государственно – правовое регулирование

С переходом к НЭПу меняется отношение советской власти к праву.

Конституционное право

31 января 1924 г. была утверждена общесоюзная Конституция, которая состояла из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР.

Согласно Договору, ведению СССР в области внутренней политики подлежали: установление основ и общего плана всего народного хозяйства Союза, определение отраслей промышленности и отдельных промышленных предприятий, имеющих общесоюзное значение, заключение концессионных договоров как общесоюзных, так и от имени союзных республик; утверждение единого Государственного бюджета СССР, в состав которого входят бюджеты союзных республик; установление общесоюзных налогов и доходов, а также отчислений от них, надбавок к ним, поступающих на образование бюджетов союзных республик; разрешение дополнительных налогов и сборов на образование бюджетов союзных республик; установление единой денежной и кредитной системы; установление общих правил землеустройства и землепользования, а равно пользования недрами, лесами и водами на территории СССР; установление основ судоустройства и судопроизводства; установление основных законов о труде; установление системы мер и весов; организация общесоюзной статистики; отмена нарушающих настоящую Конституцию постановлений съездов Советов и центральных исполнительных комитетов союзных республик.

Информация о работе Особенности государственного регулирования экономики в годы НЭПа