Особенности государственного регулирования экономики в годы НЭПа

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 11:24, курсовая работа

Краткое описание

Новая экономическая политика (НЭП) — это экономическая политика, проводившаяся в Советской России начиная с 1921 года. НЭП была принята X съездом РКП(б), сменив политику «военного коммунизма», проводившуюся в ходе Гражданской войны.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..………3

Глава I. Теоретические основы
§1. Рыночная экономика и ее основные черты………………………………….4
§2. Понятие, формы и методы государственного регулирования в условиях рыночной экономики ………………….……………………………………..…..8

Глава II. Государственное регулирование экономики в годы НЭПа
§1. Экономический метод……………………………………………………….12
§2. Административный метод…………………………………………………..15
§3. Государственно – правовое регулирование………………………………..17
§4. Оценка итогов НЭПа………………………………………………………...28

Заключение……………………………………………………………………...30

Список использованной литературы………………………………………..32

Файлы: 1 файл

курсовая Шашина.doc

— 191.00 Кб (Скачать)


Министерство образования Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Государственный университет управления

 

Институт национальной и мировой экономики

 

Кафедра государственного регулирования национальной экономики

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Экономическая история»

на тему

«Особенности государственного регулирования

экономики в годы НЭПа»

 

 

 

 

Выполнила студентка

Дневной формы обучения

Специальности Мировая экономика

1 курса  группы МЭ – 1 – 2

Шашина Е.П.

Проверила:

Вощанова Г. П.

 

 

Москва - 2008

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………..………3

 

Глава I. Теоретические основы

§1. Рыночная экономика и ее основные черты………………………………….4

§2. Понятие, формы и методы государственного регулирования в условиях рыночной экономики ………………….……………………………………..…..8

 

Глава II. Государственное регулирование экономики в годы НЭПа

§1. Экономический метод……………………………………………………….12

§2. Административный метод…………………………………………………..15

§3. Государственно – правовое регулирование………………………………..17

§4. Оценка итогов НЭПа………………………………………………………...28

 

Заключение……………………………………………………………………...30

 

Список использованной литературы………………………………………..32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Новая экономическая политика (НЭП) — это экономическая политика, проводившаяся в Советской России начиная с 1921 года. НЭП была принята X съездом РКП(б), сменив политику «военного коммунизма», проводившуюся в ходе Гражданской войны.

Суть новой экономической политики - возвращение к рыночной экономике. Цель НЭПа - восстановление народного хозяйства и последующий переход к социализму.

В экономической истории России НЭП занимает особое место. Это обусловлено прежде всего тем, что НЭП представляет собой пример эффективного проведения комплексного реформирования экономики. Поэтому изучение опыта НЭПа очень актуально в настоящее время как для анализа результатов современного реформирования российской экономики, так и для определения путей экономической политики.

Объектом данной курсовой работы является государственное регулирование экономики в годы НЭПа.

Целями работы являются:

      сформулировать теоретические основы и дать определения основным экономическим понятиям рыночной экономики;

      определить методы государственного регулирования экономики в годы НЭПа;

      проанализировать развитие рыночных отношений в годы НЭПа;

      оценить итоги проведения НЭПа;

      сделать вывод об особенностях государственного регулирования экономики в годы НЭПа на основе изученного материала.

Курсовая работа разделена на 2 главы, соответствующие формулировке теоретических основ (рыночная экономика и ее основные черты; понятие, формы и методы государственного регулирования в условиях рыночной экономики) и анализу государственного регулирования экономики в годы НЭПа.

Глава I. Теоретические основы

§1. Рыночная экономика и ее основные черты

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.

При выявлении сущности рыночных отношений нужно исходить из того, что понятие «рынок» имеет двойственное значение. Во-первых, в собственном смысле рынок (market) означает сбыт, который осуществляется в сфере обмена, обращения. Во-вторых, рынок- это система экономических отношений между людьми, охватывающих процессы производства, распределения, обмена и потребления. Он выступает в качестве сложного механизма функционирования экономики, основанного на использовании разнообразных форм собственности, товарно-денежных связей и финансово-кредитной системы. Кроме обращения как такового рыночные отношения включают:

      отношения, связанные с арендой предприятий и других структур экономики, когда взаимосвязь между двумя субъектами осуществляется на рыночной основе;   

      обменные процессы совместных предприятий с зарубежными                          фирмами;

      процесс найма и использования рабочей силы через биржу труда;

      кредитные отношения при выдаче кредитов под определенный процент;

      процесс функционирования рыночной инфраструктуры управления, включающей в себя товарные, фондовые, валютные биржи и другие подразделения.

В соответствии с той ролью, которую играют экономические агенты, основные субъекты рыночного хозяйства принято разделять на домашние хозяйства, бизнес (предприниматели) и правительство.

Домашние хозяйства являются собственниками и поставщиками факторов производства в рыночной экономике. Полученные от продажи услуг труда, капитала и других факторов производства деньги расходуются для удовлетворения личных потребностей, а не для наращивания прибыли.

Бизнес – это деловое предприятие, функционирующее с целью получения дохода (прибыли). Он предполагает вложение в дело собственного или заемного капитала, доход от которого расходуется не просто на личное потребление, а для расширения производственной деятельности. Бизнес является поставщиком товаров и услуг в рыночном хозяйстве.

Правительство представлено главным образом различными бюджетными организациями, которые не имеют своей целью получение прибыли, а реализуют функции государственного регулирования экономики.

К объектам рынка относятся товары и деньги.

К основным элементам рыночного механизма относятся цена, спрос, предложение.

Схема 1. Основные элементы рыночного механизма[1]

     

Спрос объединяет всех покупателей товаров (услуг). Он определяется количеством потребителей, согласных купить товары и услуги по определенным ценам и выражается в денежной форме. Как видно из схемы 1, спрос включает в себя два элемента. Изменение спроса оказывает влияние на предложение товаров (услуг), а следовательно, и на всю сферу бизнеса.

Под предложением понимается совокупность товаров и услуг, представляемых на рынок в каждый данный момент времени. Оно объединяет всех производителей (продавцов), увязывая их в сферу бизнеса. Предложение включает в себя, как видно из схемы 1, также как и спрос, два элемента.

Цена - основной рыночный индикатор для предпринимателя, т.е. источник информации. Она позволяет предпринимателю иметь прогноз относительно шансов своего изделия (услуги) на рынке, а также рассчитать возможные доходы от своих действий.

Таким образом, основными условиями эффективного функционирования рынка являются: самостоятельность экономических субъектов, их материальная ответственность за результаты своей деятельности; достаточное насыщение рынка, обеспечивающее опережающий рост товарных фондов по сравнению с доходами населения; наличие товаров, удовлетворяющих требования покупателей к их качеству и ассортименту; гибкая система цен (тарифов), позволяющая быстро реагировать на конъюнктуру рынка; развитие конкуренции, ограничение монополии, ликвидация диктата производителя.

Становление и развитие рыночной экономики сопряжено с реализацией основных правил, воплощающих ее социально-экономическую идеологию. Наиболее важные правила такого рода и образуют принципы. Чем полнее принципы согласованы с экономическими законами, тем эффективнее действует экономическая система, тем меньше в ней несбалансированность, неудовлетворенность спроса, дефициты, инфляция, кризисные явления. Для успешного функционирования рынка должны быть соблюдены следующие принципы:

31

 



            Свобода выбора видов и форм деятельности.

            Всеобщность рынка.

            Равноправие рыночных субъектов с разными формами собственности.

            Саморегулирование деятельности.

            Принцип договорных отношений.

            Свобода ценообразования.

            Самофинансирование.

            Децентрализация управления и самостоятельность.

            Экономическая ответственность.

            Государственное регулирование.

            Конкуренция и механизмы социальной защиты.

31

 



Рынок выполняет несколько функций, среди которых:

      Функция ценообразования. Механизм установления рыночных цен представляет собой уникальный способ коммуникации, распространения информации, других важных сведений, необходимых для человека в мире экономики.

      Функция саморегулирования товарного производства. Она проявляется в том, что при росте спроса на товар производители расширяют масштабы своего производства и повышают цены. Спрос падает и в результате производство начинает сокращаться.

      Стимулирующая функция. При понижении цен производители сокращают производство, одновременно изыскивают возможности снижения издержек путем внедрения новой техники, технологии, совершенствования организации труда.

      Функция установления общественной значимости произведенного продукта и затрат труда. Однако эта функция может действовать в условиях бездефицитного производства (когда покупатель имеет выбор, отсутствия  монопольного положения в производстве, наличия нескольких производителей и состязательности между ними).

      Регулирующая функция. С помощью рынка устанавливаются основные микро- и макропропорции в экономике, в производстве и обмене.

      Функция демократизации хозяйственной жизни, реализации принципов самоуправления. С помощью рыночных рычагов воздействия происходит освобождение общественного производства от экономических нежизнеспособных его элементов и за счет этого осуществляется дифференциация товаропроизводителей.

§2. Понятие, формы и методы государственного регулирования в условиях рыночной экономики

Многообразие задач,  которые  стоят перед государством в рыночной экономике, можно выразить через выполняемые государством экономические функции.

Схема 2. Экономические функции государства[2]

Таким образом, к экономическим функциям государства относят:

1.     Создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, определённые права и обязанности граждан;

2.     Стабилизация экономики. Правительство использует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику для преодоления спада производства, для сглаживания инфляции, снижение безработицы, поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты;

3.     Социально-ориентированное распределение ресурсов. Государство организует производство товаров и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создаёт условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, на науку, формирует программы развития образования, здравоохранения и т. д.. Кроме того, государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим и т. д..

Такая классификация удобна для анализа,  хотя и достаточно условна. В  реальной действительности все функции переплетены между собой и в комплексе воздействуют на экономическую ситуацию.  Для выполнения этих функций государство прибегает к различным методам государственного регулирования экономики.

Государственное регулирование экономики - одна из основных форм участия государства в экономике, состоящая в его воздействии на распределение ресурсов и доходов, на уровень и темпы экономического развития и благосостояние населения страны. Государственное регулирование дополняет и корректирует чисто рыночный механизм.

Объектами государственного регулирования являются: экономический цикл; структура хозяйства (отраслевая, региональная и пр.); условия накопления капитала; занятость; денежное обращение; платежный баланс; цены; НИОКР; условия конкуренции; социальные отношения и социальное обеспечение; подготовка и переподготовка кадров; окружающая среда; внешнеэкономические связи. Объекты совершенно различны, но охватывают практически все сферы экономической деятельности.

Формами государственного регулирования выступают планирование (долго-, средне- и краткосрочное), программирование (прежде всего в виде составления целевых комплексных программ) и прогнозирование как на национальном, так и на наднациональном уровнях. Высшей формой государственного регулирования является национальное демократическое экономическое планирование.

Информация о работе Особенности государственного регулирования экономики в годы НЭПа