Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 11:24, курсовая работа
Новая экономическая политика (НЭП) — это экономическая политика, проводившаяся в Советской России начиная с 1921 года. НЭП была принята X съездом РКП(б), сменив политику «военного коммунизма», проводившуюся в ходе Гражданской войны.
Введение…………………………………………………………………..………3
Глава I. Теоретические основы
§1. Рыночная экономика и ее основные черты………………………………….4
§2. Понятие, формы и методы государственного регулирования в условиях рыночной экономики ………………….……………………………………..…..8
Глава II. Государственное регулирование экономики в годы НЭПа
§1. Экономический метод……………………………………………………….12
§2. Административный метод…………………………………………………..15
§3. Государственно – правовое регулирование………………………………..17
§4. Оценка итогов НЭПа………………………………………………………...28
Заключение……………………………………………………………………...30
Список использованной литературы………………………………………..32
Министерство образования Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Государственный университет управления
Институт национальной и мировой экономики
Кафедра государственного регулирования национальной экономики
Курсовая работа
по дисциплине «Экономическая история»
на тему
«Особенности государственного регулирования
экономики в годы НЭПа»
Выполнила студентка
Дневной формы обучения
Специальности Мировая экономика
1 курса группы МЭ – 1 – 2
Шашина Е.П.
Проверила:
Вощанова Г. П.
Москва - 2008
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретические основы
§1. Рыночная экономика и ее основные черты………………………………….4
§2. Понятие, формы и методы государственного регулирования в условиях рыночной экономики ………………….……………………………………..…..8
Глава II. Государственное регулирование экономики в годы НЭПа
§1. Экономический метод……………………………………………………….12
§2. Административный метод…………………………………………………..15
§3. Государственно – правовое регулирование………………………………..17
§4. Оценка итогов НЭПа………………………………………………………...28
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………..32
Введение
Новая экономическая политика (НЭП) — это экономическая политика, проводившаяся в Советской России начиная с 1921 года. НЭП была принята X съездом РКП(б), сменив политику «военного коммунизма», проводившуюся в ходе Гражданской войны.
Суть новой экономической политики - возвращение к рыночной экономике. Цель НЭПа - восстановление народного хозяйства и последующий переход к социализму.
В экономической истории России НЭП занимает особое место. Это обусловлено прежде всего тем, что НЭП представляет собой пример эффективного проведения комплексного реформирования экономики. Поэтому изучение опыта НЭПа очень актуально в настоящее время как для анализа результатов современного реформирования российской экономики, так и для определения путей экономической политики.
Объектом данной курсовой работы является государственное регулирование экономики в годы НЭПа.
Целями работы являются:
сформулировать теоретические основы и дать определения основным экономическим понятиям рыночной экономики;
определить методы государственного регулирования экономики в годы НЭПа;
проанализировать развитие рыночных отношений в годы НЭПа;
оценить итоги проведения НЭПа;
сделать вывод об особенностях государственного регулирования экономики в годы НЭПа на основе изученного материала.
Курсовая работа разделена на 2 главы, соответствующие формулировке теоретических основ (рыночная экономика и ее основные черты; понятие, формы и методы государственного регулирования в условиях рыночной экономики) и анализу государственного регулирования экономики в годы НЭПа.
Глава I. Теоретические основы
§1. Рыночная экономика и ее основные черты
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.
При выявлении сущности рыночных отношений нужно исходить из того, что понятие «рынок» имеет двойственное значение. Во-первых, в собственном смысле рынок (market) означает сбыт, который осуществляется в сфере обмена, обращения. Во-вторых, рынок- это система экономических отношений между людьми, охватывающих процессы производства, распределения, обмена и потребления. Он выступает в качестве сложного механизма функционирования экономики, основанного на использовании разнообразных форм собственности, товарно-денежных связей и финансово-кредитной системы. Кроме обращения как такового рыночные отношения включают:
отношения, связанные с арендой предприятий и других структур экономики, когда взаимосвязь между двумя субъектами осуществляется на рыночной основе;
обменные процессы совместных предприятий с зарубежными
процесс найма и использования рабочей силы через биржу труда;
кредитные отношения при выдаче кредитов под определенный процент;
процесс функционирования рыночной инфраструктуры управления, включающей в себя товарные, фондовые, валютные биржи и другие подразделения.
В соответствии с той ролью, которую играют экономические агенты, основные субъекты рыночного хозяйства принято разделять на домашние хозяйства, бизнес (предприниматели) и правительство.
Домашние хозяйства являются собственниками и поставщиками факторов производства в рыночной экономике. Полученные от продажи услуг труда, капитала и других факторов производства деньги расходуются для удовлетворения личных потребностей, а не для наращивания прибыли.
Бизнес – это деловое предприятие, функционирующее с целью получения дохода (прибыли). Он предполагает вложение в дело собственного или заемного капитала, доход от которого расходуется не просто на личное потребление, а для расширения производственной деятельности. Бизнес является поставщиком товаров и услуг в рыночном хозяйстве.
Правительство представлено главным образом различными бюджетными организациями, которые не имеют своей целью получение прибыли, а реализуют функции государственного регулирования экономики.
К объектам рынка относятся товары и деньги.
К основным элементам рыночного механизма относятся цена, спрос, предложение.
Схема 1. Основные элементы рыночного механизма[1]
Спрос объединяет всех покупателей товаров (услуг). Он определяется количеством потребителей, согласных купить товары и услуги по определенным ценам и выражается в денежной форме. Как видно из схемы 1, спрос включает в себя два элемента. Изменение спроса оказывает влияние на предложение товаров (услуг), а следовательно, и на всю сферу бизнеса.
Под предложением понимается совокупность товаров и услуг, представляемых на рынок в каждый данный момент времени. Оно объединяет всех производителей (продавцов), увязывая их в сферу бизнеса. Предложение включает в себя, как видно из схемы 1, также как и спрос, два элемента.
Цена - основной рыночный индикатор для предпринимателя, т.е. источник информации. Она позволяет предпринимателю иметь прогноз относительно шансов своего изделия (услуги) на рынке, а также рассчитать возможные доходы от своих действий.
Таким образом, основными условиями эффективного функционирования рынка являются: самостоятельность экономических субъектов, их материальная ответственность за результаты своей деятельности; достаточное насыщение рынка, обеспечивающее опережающий рост товарных фондов по сравнению с доходами населения; наличие товаров, удовлетворяющих требования покупателей к их качеству и ассортименту; гибкая система цен (тарифов), позволяющая быстро реагировать на конъюнктуру рынка; развитие конкуренции, ограничение монополии, ликвидация диктата производителя.
Становление и развитие рыночной экономики сопряжено с реализацией основных правил, воплощающих ее социально-экономическую идеологию. Наиболее важные правила такого рода и образуют принципы. Чем полнее принципы согласованы с экономическими законами, тем эффективнее действует экономическая система, тем меньше в ней несбалансированность, неудовлетворенность спроса, дефициты, инфляция, кризисные явления. Для успешного функционирования рынка должны быть соблюдены следующие принципы:
31
Свобода выбора видов и форм деятельности.
Всеобщность рынка.
Равноправие рыночных субъектов с разными формами собственности.
Саморегулирование деятельности.
Принцип договорных отношений.
Свобода ценообразования.
Самофинансирование.
Децентрализация управления и самостоятельность.
Экономическая ответственность.
Государственное регулирование.
Конкуренция и механизмы социальной защиты.
31
Рынок выполняет несколько функций, среди которых:
Функция ценообразования. Механизм установления рыночных цен представляет собой уникальный способ коммуникации, распространения информации, других важных сведений, необходимых для человека в мире экономики.
Функция саморегулирования товарного производства. Она проявляется в том, что при росте спроса на товар производители расширяют масштабы своего производства и повышают цены. Спрос падает и в результате производство начинает сокращаться.
Стимулирующая функция. При понижении цен производители сокращают производство, одновременно изыскивают возможности снижения издержек путем внедрения новой техники, технологии, совершенствования организации труда.
Функция установления общественной значимости произведенного продукта и затрат труда. Однако эта функция может действовать в условиях бездефицитного производства (когда покупатель имеет выбор, отсутствия монопольного положения в производстве, наличия нескольких производителей и состязательности между ними).
Регулирующая функция. С помощью рынка устанавливаются основные микро- и макропропорции в экономике, в производстве и обмене.
Функция демократизации хозяйственной жизни, реализации принципов самоуправления. С помощью рыночных рычагов воздействия происходит освобождение общественного производства от экономических нежизнеспособных его элементов и за счет этого осуществляется дифференциация товаропроизводителей.
§2. Понятие, формы и методы государственного регулирования в условиях рыночной экономики
Многообразие задач, которые стоят перед государством в рыночной экономике, можно выразить через выполняемые государством экономические функции.
Схема 2. Экономические функции государства[2]
Таким образом, к экономическим функциям государства относят:
1. Создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, определённые права и обязанности граждан;
2. Стабилизация экономики. Правительство использует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику для преодоления спада производства, для сглаживания инфляции, снижение безработицы, поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты;
3. Социально-ориентированное распределение ресурсов. Государство организует производство товаров и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создаёт условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, на науку, формирует программы развития образования, здравоохранения и т. д.. Кроме того, государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим и т. д..
Такая классификация удобна для анализа, хотя и достаточно условна. В реальной действительности все функции переплетены между собой и в комплексе воздействуют на экономическую ситуацию. Для выполнения этих функций государство прибегает к различным методам государственного регулирования экономики.
Государственное регулирование экономики - одна из основных форм участия государства в экономике, состоящая в его воздействии на распределение ресурсов и доходов, на уровень и темпы экономического развития и благосостояние населения страны. Государственное регулирование дополняет и корректирует чисто рыночный механизм.
Объектами государственного регулирования являются: экономический цикл; структура хозяйства (отраслевая, региональная и пр.); условия накопления капитала; занятость; денежное обращение; платежный баланс; цены; НИОКР; условия конкуренции; социальные отношения и социальное обеспечение; подготовка и переподготовка кадров; окружающая среда; внешнеэкономические связи. Объекты совершенно различны, но охватывают практически все сферы экономической деятельности.
Формами государственного регулирования выступают планирование (долго-, средне- и краткосрочное), программирование (прежде всего в виде составления целевых комплексных программ) и прогнозирование как на национальном, так и на наднациональном уровнях. Высшей формой государственного регулирования является национальное демократическое экономическое планирование.
Информация о работе Особенности государственного регулирования экономики в годы НЭПа