Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 20:35, курсовая работа
Развитие Византийского государства, отличавшееся самобытностью, прошло несколько этапов. Первый этап (IV — середина VII в.) был периодом разложения рабовладельческого строя, зарождения в недрах византийского общества элементов раннефеодальных отношений. Государство этого периода представляло централизованную монархию с развитым военно-бюрократическим аппаратом, но с некоторыми ограничениями власти императора. Второй этап (с конца VII до конца XII в.) был периодом формирования феодальных порядков. В это время государство приобретает законченные черты своеобразной формы неограниченной монархии, отличной от деспотических монархий Востока и монархий феодального Запада. Императорская власть в Византии достигает наивысшего уровня. Наконец, на третьем этапе (XIII—XV вв.) происходит углубление политического кризиса византийского общества, вызванного усилением процесса его феодализации в условиях нарастания турецкой военной агрессии. Этот период характеризуется резким ослаблением византийского государства и его фактическим распадом в XIII—XIV вв., что привело его в XV в. к гибели.
Введение …………………………………………………………….. 3
1. Император……………………………………………………….. 5
2. Двор и центральное управление империи…. 10
3. Местное управление…………………………………….. 12
Заключение………………………………………………………….. 14
Список литературы………………………………………………. 15
План:
Введение …………………………………………………………….. 3
1.
Император………………………………………………………
2. Двор и центральное управление империи…. 10
3. Местное управление…………………………………….. 12
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………….
15
Введение
Византийское государство оформилось в результате отделения восточной части Римской империи в конце IV в. н.э. Оно просуществовало свыше тысячи лет, вплоть до разгрома в 1453 г. ее столицы Константинополя в ходе турецкого нашествия. Началом Византийской империи принято считать 395 год когда император Феодосий I разделил Римское государство на две части – восточную и западную. Столицей восточной части империи сделался Константинополь.
Развитие Византийского государства, отличавшееся самобытностью, прошло несколько этапов. Первый этап (IV — середина VII в.) был периодом разложения рабовладельческого строя, зарождения в недрах византийского общества элементов раннефеодальных отношений. Государство этого периода представляло централизованную монархию с развитым военно-бюрократическим аппаратом, но с некоторыми ограничениями власти императора. Второй этап (с конца VII до конца XII в.) был периодом формирования феодальных порядков. В это время государство приобретает законченные черты своеобразной формы неограниченной монархии, отличной от деспотических монархий Востока и монархий феодального Запада. Императорская власть в Византии достигает наивысшего уровня. Наконец, на третьем этапе (XIII—XV вв.) происходит углубление политического кризиса византийского общества, вызванного усилением процесса его феодализации в условиях нарастания турецкой военной агрессии. Этот период характеризуется резким ослаблением византийского государства и его фактическим распадом в XIII—XIV вв., что привело его в XV в. к гибели.
Немногие государства пережили столь частые перевороты как византийская империя.
Посчитано,
что с 395 года по 1453
год из 107 государей,
занимавших трон Византии,
только 34 умерли своей
смертью, 8 – на войне
или жертвами случая;
остальные отреклись,
добровольно или уступая
насилию, или же умерли
насильственной смертью,
будучи отравлены, заколоты
кинжалом, удавлены,
искалечены; за 1058 лет
насчитывается в общей
сложности 65 дворцовых
переворотов, совершенных
улицей или казармой,
и Моммзен имел право
сказать, что Византийская
империя – это «абсолютизм,
умеряемый переворотом
или убийством». На протяжении
всей истории Византия
сталкивается с очевидными
противоречиями, на
основе которых выдвигается
политическая проблема
и проблема государственного
устройства. Для стабилизации
жизни государства необходимо
было создать такой
аппарат управления,
который сам не являлся
бы причинами волнений
и действовал бы наиболее
эффективно. На протяжении
всей истории органы
государственного управления
претерпевали изменения,
формируя основу государства.
Император
Немного было в мире государей, обладавших большей властью, чем византийский император. Немного было государств, развивших более совершенную концепцию монархической власти. Наследник римских цезарей, правитель Византии был император, то есть одновременно военный вождь и законодатель. Под влиянием Востока он сделался автократором, деспотом, а начиная с 7 века басилевсом, то есть императором по преимуществу, государем, располагающим абсолютной властью.
Наконец христианство превратило его в божьего избранника и помазанника, представителя Бога на земле, его наместника во главе империи и равноопостольного государя.
Выразителем единства империи и центром государственной жизни был император. Этот старый почетный титул получил со времен Цезаря новый смысл и значение, т.к. Цезарь объединил под своим начальством все военные силы государства. Военный элемент был сущностью новой центральной власти с самого начала ее существования. С установлением нового порядка в государстве не было больше самостоятельных командиров военной силы, кроме одного императора. Обладая всей полнотой военной власти, император оставался военным лицом везде и всегда, даже в пределах городской черты, внутри которой прекращалась военная власть магистра времен республики, и в стенах курий, и на заседаниях сената. Император как единый глава военной силы был окружен военной охраной.
Византийская империя долго страдала тяжелым конституционным пороком, - отсутствием закона о престолонаследии, регулирующего правильную смену правителей на троне. Первые императоры назначались по выбору Сената, при одобрении народа и армии. Не было императорской фамилии, императорской крови; к трону могли прийти самые низшие; каждый имел возможность стать императором.
Свое личное дело император исправлял через своих людей, вольноотпушенников и рабов, из которых составлялись огромные ведомства, получившие лишь с течением времени значение государственных учреждений Провинции, окружавшие кольцом Италию, населенную державным народом, представляли собой территорию, на которой лежала верховная власть народа,осуществлявшаяся через избранных народом магистратов. Вместе с установлением нового порядка произошло разделение провинций на имперские и сенатские. Так как император был единый глава всех военных сил государства, то к нему перешло верховное управление всех тех провинций, где стояли войска, и командиры отдельных армий были представителями его власти в пределах расположения областей всех данных армий. В провинциях, считавшихся умиротворенными, во главе управления по-прежнему стояли сменявшиеся из года в год проконсулы и пропреторы, которые в случае надобности получали поддержку от начальников военной силы в соседних провинциях. Все многочисленные в ту пору царства в восточных областях, состоявшие в отношении зависимости Византии, перешли в ведение императора.
Вместе с этим делением империи на две части финансовое ведомство разделилось на две казны, в которые стекались доходы от налогов и податей, лежавших на провинциальном населении. Наряду со старой казной, оставшейся в ведении Сената возникла другая, оказавшаяся в заведовании и распоряжении императора. При Августе восстановилась деятельность Сената со старым кругом его компетенций, а также жизнь Народного Собрания как для выбора магистратов, так и для проведения законов путем народного голосования. Законодательная функция Народного Собрания, если и не была формально отменена, то после Августа почти никогда не вызывались к жизни, и отсутствие законодательного органа в государстве восполнилось расширением значения сенатских постановлений, в форме которых развивалось законодательство. Так как законодательная инициатива фактически принадлежала императору, который сохранял за собой положение первого члена Сената, то видимость и живая действительность находились в противоречии.
Право проверки квалификации кандидатов в магистраты при ежегодном составлении их списка и право их рекомендовать, а также зачисление новых членов в Сенат держало в зависимости от императора состав этого высшего государственного учреждения; но с формальной стороны Сенат сохранил свое старое значение и удержал его за собой в течение веков.
Забота
о благоустройстве
города и общественной
безопасности по необходимости
легла на императора,
что привело к созданию
целого ряда новых, зависящих
от него органов администрации.
Наряду с этой вновь
зародившейся центральной
администрацией продолжала
существовать старая
магистратура, которая
хотя и не сохранила
прежнего круга компетенций,
но удержала за собой
высокое сановное значение.
По старой традиции,
было удержано включение
в карьеру сенатора
высших офицерских постов
армии, трибунов и легатов
легиона.
Чрезвычайные полномочия, которые принял Август в 27 году да н.э. от Сената, как временное и ограниченное сроком поручение, оставались за ним всю его должностную жизнь путем продления на новый срок. После Августа срочность была устранена, и полномочия были приняты новым императором без упоминания о каком-либо сроке. Но существовавшая в начале срочность оставила свой след в обычае праздновать пятилетие власти императора, который прочно утвердился в 4 веке до н.э.
В резком противоречии с представлением императорской власти. Как временным поручением от Сената, стоял институт присяги на верность, который начал действовать при Августе. Когда гражданин становился в следствие избрания безответственным на год своего избрания магистром, он должен был дать публичное обязательство в том, что будет соблюдать законы государства. Медные доски, на которых были начертаны законы, хранились в заведовании квесторов, а потому и присяга приносилась перед квесторами и совершалась вскоре после вступления в должность, 3 января. По окончании срока власти, в последний ее день, перед ее сложением, 31 декабря, магистрат вновь приносил присягу перед теми же квесторами, в свидетельство перед общиной о том, что он соблюдал законы государства. Когда гражданин являлся отбывать первую свою обязанность, защищать с оружием в руках свое отечество, то при формировании легиона он также приносил присягу в обязательстве повиноваться главе государства, консулу, который поведет его в бой с врагом. Так как присяга приносилась на имя консула, то и действие ее оканчивалось вместе со сроком власти консула. В следствие того, что войско давно потеряло характер ополчения и служба в легионах затягивалась на несколько лет, то войны повторяли присягу вместе со сменой консулов, т.е. в начале января каждого года. Позже изменилась формула присяги, и поступающий под знамена гражданин давал присягу на все продолжение службы, 16 лет, но повторяемость военной присяги оставалась.
Гражданская
присяга магистров
получила большое
широкое развитие.
Присягали не только
магистры, но и весь
Сенат. Присягу произносили 1января,
а вслед затем 3-го января
приносили обеты за
благополучие императора.
Так как император был
единым главнокомандующим
всей римской армии,
то присяга солдат могла
совершаться только
на его имя. Она повторялась
всеми войнами и их командирами
каждый год в начале
января. Формула присяги
не была закреплена
и могла подвергаться
изменению, по усмотрению
императора. В нее включалось
имя не только императора,
но и его ближайших родных.
Таким образом, в сознание
населения империи внедрялась
идея династического
преемства верховной
власти в данном роде.
Институт присяги существовал
в двух формах – гражданской
и военной.
Особа императора была
облечена особым ореолом
обожествления лица
государя.
Титулы:
бог, спаситель, благодетель
– были давно обычны
в титулатуре государей.
Так мощно сложилась
императорская власть.
В числе тех полномочий,
которые принял от сената
император, было право
самолично вести отношения
с царями востока, и
по своему усмотрению
он утверждал приемников
власти из лиц, имевших
право наследования
на разные троны, смещал
неугодных ему лиц, или
провинившихся перед
ним, иначе разграничивал
царства, увеличивал
или уменьшал, а иногда
и вовсе упразднял, превращая
их в императорские
провинции низшего ранга,
управление которыми
поручал своим людям
в положении приказчиков.
Позже императоры принимали власть не на срок, а на всю жизнь. С этого времени Сенат являлся органом государственной жизни, зависящего в своих функциях от воли императора. Деятельность народного Собрания в выборах магистратов и законодательстве прекратилась. Вольноотпущенники императора, исполнявшие при императоре всякого рода службы, возвысились до положения всевластных направителей государственной политики. В императорском доме появлялись целые ведомства, состоящие под управлением вольноотпущенников. Это были канцелярии ведомства финансов, государственной переписки по всем делам управления, канцелярия прошений и жалоб. Осуществление императором судебной власти и перенесение на его суд как уголовных, так и гражданских дел, по желанию самих тяжущихся и обвиняемых, создало новое ведомство. Эти канцелярии, получившие значение общегосударственных органов центрального управления, стали замещаться свободными людьми, во главе которых стояли лица из всаднического сословия. Для обозначения начальника этих ведомств появился титул магистра. И постепенно выработалась иерархия государственных чиновников всаднического ранга.
Старое
деление провинций
на императорские
и сенатские исчезло
с течением времени
и появилось однообразное
государственное
управление, имевшее
своим центром
особу императора.
Коренное изменение
произошло и в
осуществлении законодательной
инициативы в империи.
Помимо отношения к
законодательной деятельности
государства через Народное
Собрание, или Сенат,
на императора перешла
та часть законодательства,
которая искони осуществлялась
в виде поручения, данного
одному лицу. К законам
такой категории относились
прежде всего дарование
права гражданства,
как отдельным лицам,
так и целым общинам,
основание новых городов
и их организация.
Наряду с этим, как и
магистрат народа, имел
неограниченное право
издавать в пределах
своей компетенции эдикты
и принимать решения
по разным частным обращениям
к нему. Такие решения
не были законами и в
теории имели силу только
при жизни издавшего
их императора; но жизнь
вела к тому, чтобы эта
функция верховной власти
вытеснила собой другие
формы законодательства.
Двор и центральное управление империи.
На протяжении всей истории административный механизм империи непрерывно изменялся. Прежнее деление провинций на сенатские и императорские постепенно исчезло, и повсюду водворилась однообразная система управления.
После того как Константин перенес столицу в Константинополь, учреждения римской империи продолжали существовать в прежнем виде. В основу системы управления легли реформы Диоклетиана и Константина. Такое положение продолжалось до начала 7 века. Когда в 7 веке Юстиниан завоевал Африку и Италию, его первой заботой было восстановить там римские учреждения, с которыми эти провинции уже были знакомы. С этой целью Юстиниан определил роль чиновника в двух указах, изданных в апреле 535 года до н.э. Роль эта заключалась в том, чтобы собирать налоги аккуратно, но не притесняя подданных и воздерживаясь от взяточничества. Одним словом, Юстиниан желал, чтобы чиновники придерживались политики «чистых рук» - требование, которое все чаще встречается в императорских новеллах. Византийская администрация на протяжении долгого времени сохраняла некоторые основные черты: хороший подбор чиновников,
тщательно
подготовляемых к
выполнению своих
задач, высокую централизацию,
полную зависимость
от императорской власти,
хорошую систему контроля,
понимание чиновниками
своих обязанностей.
И этими качествами
они отличались до конца
существования империи.
Информация о работе Органы центрального и местного управления Византийской Империи