Органы центрального и местного управления Византийской Империи

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 20:35, курсовая работа

Краткое описание

Развитие Византийского государства, отличавшееся самобытностью, прошло несколько этапов. Первый этап (IV — середина VII в.) был периодом разложения рабовладельческого строя, зарождения в недрах византийского общества элементов раннефеодальных отношений. Государство этого периода представляло централизованную монархию с развитым военно-бюрократическим аппаратом, но с некоторыми ограничениями власти императора. Второй этап (с конца VII до конца XII в.) был периодом формирования феодальных порядков. В это время государство приобретает законченные черты своеобразной формы неограниченной монархии, отличной от деспотических монархий Востока и монархий феодального Запада. Императорская власть в Византии достигает наивысшего уровня. Наконец, на третьем этапе (XIII—XV вв.) происходит углубление политического кризиса византийского общества, вызванного усилением процесса его феодализации в условиях нарастания турецкой военной агрессии. Этот период характеризуется резким ослаблением византийского государства и его фактическим распадом в XIII—XIV вв., что привело его в XV в. к гибели.

Оглавление

Введение …………………………………………………………….. 3

1. Император……………………………………………………….. 5

2. Двор и центральное управление империи…. 10

3. Местное управление…………………………………….. 12

Заключение………………………………………………………….. 14

Список литературы………………………………………………. 15

Файлы: 1 файл

ОРГАНЫ ЦЕНТРАЛЬНОГО И МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ ВИЗАНТИИ.doc

— 88.00 Кб (Скачать)

Священный дворец был центром  политической и административной жизни империи.

Все зависело от императора: и юстиция, и финансы, и администрация – все направлялось верховной волей. Константин вместе с двором перенес в Константинополь и Сенат, который в 5 и в начале 6 века играл еще важную роль, особенно в решение вопроса о выборе императора. Однако этот

Сенат все более походил  на малочисленное  собрание, составленное из высших сановников, и, следовательно,  вполне подчинялся воле государя. Мало – помалу его влияние все ослабевало.  Между тем вне Сената все еще существовала сенаторская знать, члены которой играли в византийском обществе определенную роль. Эта сенаторская аристократия разделялась на 18 разрядов, из которых каждый отвечал определенной должности. Наиболее высокими из этих должностей были магистр, проконсул, патриций, протоспатарий и т.д.  Лица, облеченные высшими должностями, составляли избранный круг. В системе управления империи эта знать имела важное место. Но только император мог указом включать новое лицо в состав сенаторской знати или перемещать сановников на более высокие должности.

В столице, вокруг государя, центральное управление осуществлялось начальниками крупных ведомств – министрами, руководившими высшей администрацией и творившими волю императора по всей империи. Эти ответственные перед императором министры были во времена Римской империи малочисленны и, следовательно, имели весьма широкие полномочия. В Византийской империи число министров увеличилось. Хотя они оставались ответственными перед императором, их компетенция была менее широка.  По сравнению с началом 7 века названия должностных лиц изменились, латинские названия были постепенно вытеснены греческими. Крупными сановниками

византийского управления были: четыре логофета – логофет  дрома, который первоначально  руководил путями сообщения и постепенно превратился в  министра внутренних дел и полиции, иностранных дел, а затем, к концу 12 века, в титулом великого логофета  стал поистине первым министром. 

Логофет государственной  казны был руководителем  финансового ведомства; военный логофет

главным логофетом армии; логофет доменов  управлял царскими конюшнями  и имениями. Другие высокие должности финансового ведомства поручались картулярию сакеллия, управлявшему частным имуществом императора; эйдику, заведовавшему мастерскими и арсеналом; и, наконец, особо высокому лицу, сакелларию, который ведал финансами и осуществлял сверх того контроль над всем аппаратом центральных ведомств. Доместик схол, или великий доместик, был высшим главой армии; великий друнгарий – главой флота. Наконец, на эпарха возлагалась нелегкая обязанность управлять столицей; он наблюдал за корпорациями, полицией, заботился о снабжении столицы продовольствием. Таким образом, он занимал особо важное место в византийском правительственном аппарате. 

От  каждого из этих министров  зависели их управления с многочисленным персоналом. Эта умело организованная бюрократия обеспечила в Византии прочное управление, дисциплину и связь между различными частями империи. Множество низших чиновников, изучавших все мелочи дел, подготовлявших решения, проводивших волю императора, действительно были мощным орудием, поддерживавшим Византийскую империю.  

Местное управление 

Крупной бюрократии, управлявшей  из Константинополя  всей системой имперской  администрации, подчинялся провинциальный административный аппарат,  полностью  преобразованный  в  6 веке при Ираклии  и его преемниках. Немного позднее, в конце 6 в., необходимость усиления обороны вызвала подобное  же изменение в экзархатах  Африки и Италии, где представители гражданского управления были подчинены военачальнику – экзарху. Это было началом большой реформы,

завершенной в 7 в. и носившей название  фемного устройства.  Военная и гражданская власть были соединены в руках  одного лица, и управление возложено на стратига, командующего корпусом армии, получившей теперь название фемы. При новой административной системе вся империя была разделена на семь крупных военных управлений, перечисленных в одном крупном императорском письме конца 7 в. Но эти обширные, богатые провинции, занятые большими военными силами, не были безопасны  для внутреннего состояния империи, так как у командовавших ими стратигов возникали честолюбивые стремления, вызывавшие тревогу  у центрального правительства. Исаврийские императоры сочли поэтому целесообразным  раздробить эти обширные управления.

Число фем в 9 в. еще возросло: в 899 г. в империи  было 25 фем, а в  середине 10 в. – 31. Но до конца существования Византийской империи фемное устройство и его принципы оставались основой управления. Не все фемы имели одинаковое значение.

Азиатские фемы занимали первое место в административной иерархии, их правители  лучше оплачивались и пользовались особенным почетом. Европейские фемы считались низшими по  своему рангу. Только две из них, Фракийская, на территории которой находился Константинополь, и Македонская, относилась к той же  категории, что и азиатские фемы, и их правители имели такое же значение.  Остальные фемы Балканского полуострова имели меньший вес. Это легко понять, если вспомнить, что до конца 11 века Азия была мощной опорой империи, страной, которая

доставляла  ей лучших солдат  и моряков. 

Во  главе фемы стоял  стратиг, крупный военачальник, командовавший войсками, руководивший их операциями и облеченный сверх того всей полнотой власти над административным аппаратом, судом, финансами и т.д. Объединенная властью стратига фема разбивалась на подразделения, называвшиеся турмами,  во главе с турмархами.  Турма, в свою очередь содержала известное число

подразделений, управлявшихся комитами или трибунами.  В виде исключения правители  накоторых  провинций носили особый титул –  комита в феме Опсикий, катапана в южной  Италии, дука в Антиохи, проноэта в Болгарии. Но всюду оставался в силе один и тот же принцип объединение всей власти в руках крупного военачальника. Наконец, некоторые крепости, имевшие особое стратегическое назначение, составляли небольшие управления, называвшиеся клисурами и неоднократно преобразовывавшиеся в фемы. Они управлялись командиром с титулом клисурарха.  

Стратиг был, таким образом, всевластным сановником, подлинным наместником  императора в провинции. Он имел право непосредственно  сноситься с императором, что еще больше укрепляло его авторитет. Свои функции он осуществлял через должностных лиц, из которых одни составляли его штаб, а другие под его руководством ведали непосредственно делами управления. Среди последних наиболее значительным был протонотарий фемы, в виде исключения – лицо гражданское. Он подчинялся стратигу, но имел также право и непосредственных сношений с императором. Протонотарий руководил в феме судом и особенно организацией финансов. Он управлял многочисленными чиновниками, собиравшими налоги, ведал всеми расходами в провинции, распределял жалованье служашим и солдатам, отпускал средства монастырям и благотворительным учреждениям, отсылал излишек доходов в Константинополь. Таким образом, он играл в феме роль своеобразного противовеса всесильному стратигу, и центральное правительство

имело в его лице представителя  интересов гражданской  власти, наблюдавшего за стратигом. 

Впрочем центральное правительство  очень внимательно  наблюдало за лицами, стоявшими во главе  управления. Император  охотно посылал в  фемы ревизоров, которым поручалось вести борьбу с злоупотреблением властей. Император охотно принимал донесения епископов о деятельности провинциальной администрации и жалобы, которые подданные империи имели право представлять в суд государя.

Несмотря  на свои неоспоримые достоинства, византийская администрация не была лишена недостатков. Продажа должностей, издавна практиковавшаяся в Византии, вызывала у чиновников

стремление  выколотить из населения  все средства, затраченные  ими на покупку  должности. Коррупция, нарушение служебного долга были распространенным явлением среди чиновников. Сбор налогов часто проводили в обременительной для населения форме. Чиновники финансового ведомства стремилисть прежде всего выполнить все требования императора и удовлетворить все нужды казны.  Это тормозило экономическое развитие империи.  Несмотря на свои недостатки эта  администрация играла первостепенную роль в управлении Византийской империей. Политикой

эллинизации она создала  интеллектуальное и моральное единство, которого недоставало империи. С помощью церкви она постепенно распространяла православие, которое до некоторой степени восполняло отсутствие национального единства. 
 
 
 
 

Заключение 

Несмотря  на наследие, которое  передала Римская  империя Византии, последняя все-таки изменялась в течение долгого времени, дополняя пробелы, оставленные еще со времен Рима. Византийская империя имела свой аппарат управления, создавая его под воздействием времени, изменения культурных традиций, все более обращаясь к Востоку, но базируясь на опыте Рима. Это государственное устройство не было совершенным, в нем были свои недостатки и свои преимущества. Однако не существовало в мире государств, где главы этих государств обладали большей бы властью, чем византийский император. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература 

  • Батыр К. С. Всеобщая история  государства и  права зарубежных стран. М., 2000 г.
  • Всемирная история государства и права. Энциклопедический словарь. /
  • Под редакцией А.В. Крутских. – М.: Инфра-М, 2001.
  • Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. а
  • Хвостова К.В. Византийская цивилизация.
  • Электронная энциклопедия http://ru.wikipedia.org/wiki/

Информация о работе Органы центрального и местного управления Византийской Империи