Структура местных органов управления Дании

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 18:29, реферат

Краткое описание

Мировая практика дает огромное разнообразие организационных и экономических решений в области местного самоуправления.
Это разнообразие принципиально важно. Если ряд органов местного самоуправления примет неверные решения, в условиях демократии и свободного обмена опытом общая «цена ошибки» все равно меньше, а устойчивость системы выше, чем если государство, пытаясь централизованно решать вопросы местного значения, допускает одну маленькую ошибку.

Оглавление

Введение. 3
Структура местных органов управления Дании 4
Заключение. 9
Список использованной литературы……………………………………………. ..10

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 27.33 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ» 
 
 

Кафедра национальной экономики и государственного управления 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 
 

По дисциплине: Иностранный опыт муниципального управления

На тему: Структура  местных органов управления Дании 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Студентка

ФМ, 5 курс, ДКМ И.А.Зубрицкая 
 
 

Проверил 

Доктор экономических  наук,

профессор                                                                                        В.С. Фатеев 
 
 
 

МИНСК 2010

Содержание: 

Введение. 3

Структура местных органов управления Дании 4

Заключение. 9

Список использованной литературы……………………………………………. ..10 

Ведение 

     Мировая практика дает огромное разнообразие организационных и экономических  решений в области местного самоуправления.

     Это разнообразие принципиально важно. Если ряд органов местного самоуправления примет неверные решения, в условиях демократии и свободного обмена опытом  общая «цена ошибки» все равно  меньше, а устойчивость системы выше, чем если государство, пытаясь централизованно  решать вопросы местного значения, допускает одну маленькую ошибку. И политики, и ученые согласны в  том, что «коммунальная глупость – не аргумент, чтобы государство  брало на себя все сферы деятельности. Местное самоуправление как самостоятельное явление общественной жизни и институт гражданского общества зародилось в глубокой древности. Оно существовало в качестве общинного самоуправления еще до государственно-организованного общества, прошло этапы античного мира, средних веков и нового времени. С конца XVIII в. и особенно в XIX в. местное самоуправление становится постоянным объектом теоретического научного осмысления. Оно активно используется при проведении политических, административных и правовых реформ. Именно поэтому особо важным является изучение практики местного самоуправления в зарубежных странах.

 

     Структура местных органов  управления и самоуправления Дании 
 

     Как и в других континентальных европейских  странах, местное управление в Дании  развивается поначалу как общинное самоуправление, быстро ставшее лишь частью более общей системы, в  которую с развитием в средние  века сеньориальной зависимости  включились и феодальные институты  управления. Развитие ремесел и особенно торговых гильдий и компаний послужило  основой для устойчивых традиций городского самоуправления, прежде всего  в Копенгагене.

     Классическое, несмотря на раннюю централизацию, разнообразие организационных структур местного управления существовало достаточно долго. Наполеоновская оккупация окончательно подорвала эту систему и принятая в 1849 г. Конституция закрепляла сочетание, в местном управлении, избранных  органов в городах и приходах с назначаемыми Короной чиновниками  в округах (амтах). Однако самоуправление оставалось во многом формальным ввиду  отсутствия общих норм, регулирующих формирование выборных органов власти, финансовых ресурсов и полномочий на местном уровне. Большая часть вопросов, связанных с управлением, решалась на уровне округа.

     Появление в начале XX в. ряда нормативных актов, реально позволивших самоуправляться  датским коммунам (kommune), не изменило общего характера отношений между  центральным правительством и органами местного самоуправления: Датское королевство  остается одним из самых централизованных в Европе государств и, несмотря на наличие собственных полномочий, закрепленных законом, местные органы выступают прежде всего как исполнители  государственной политики. Централизация  как почти полное всевластие центра, и существование единой политики им направляемой, удивительным образом  сочетается с максимальной децентрализацией исполнительской деятельности и  самостоятельностью местных органов  при формировании их структуры. Реформа  местного управления, осуществленная в 1970 г., объединила многие маленькие  коммуны и графства, сформировав  сегодняшнее административно-территориальное  деление королевства: 14 округов (амтов) и 273 коммуны.

     Правовой  основой местного управления в Дании  является Конституция 1953 г., закон о  местном управлении 1970 г. и законы, посвященные организации деятельности публичной власти в той или  иной сфере. В Дании отсутствует  практика принятия специальных законов, регулирующих отдельные аспекты  деятельности местной власти. Принцип  самоуправления местных сообществ  закреплен в Конституции; центральные  органы власти имеют право принимать  решения, затрагивающие функционирование местного самоуправления лишь при наличии  закона, предполагающего подобные меры.

     Низшим  уровнем территориальной организации  является коммуна (kommune). На этом уровне существуют лишь органы самоуправления, состоящие из представительного  уровня - совета коммуны, и бургомистра (borgmester), руководящего работой совета и муниципальной администрации. Выборы в совет проходят раз в  четыре года, одновременоо по всей стране, в тот же день, что и выборы в парламент. Они осуществляются на основе пропорциональной системы; кроме  совершеннолетних датских граждан, правом голоса обладают иностранцы, проживающие  на территории коммуны не менее трех лет.

     Совет самостоятельно определяет свою численность; таким образом она варьируется  от одной коммуны к другой, но в рамках одного муниципального образования  меняется сравнительно редко.

     Деятельность  совета осуществляется прежде всего  через комиссии, которым он делегирует большую часть своих полномочий, и которые принимают решения  от его имени. Законом установлен крайне небольшой список вопросов, по которым решения могут приниматься  только на пленарном заседании совета, в частности - вопросы территориального планирования и принятие бюджета. Количество, характер деятельности и состав комиссий определяется советом самостоятельно; законом предусмотрено лишь обязательное создание комиссии по финансам и как  минимум одной постоянной комиссии. На практике количество комиссий может  меняться от трех до десятка.

     Администрация коммуны подчиняется, прежде всего, совету, который решает вопросы принятия на службу и увольнения. Эта деятельность может осуществляться специальной комиссией, но чаще всего делегирована комиссии по финансам. Однако эта иерархия усложняется тем, что административные службы на практике оказываются в двойном подчинении у соответствующей комиссии и, с другой стороны, у бургомистра.

     Бургомистр  избирается советом из своего состава  сроком на четыре года. Он одновременно выполняет функции председателя совета, руководителя администрации  и председателя комиссии по финансам. Он является лишь представтелем совета и может действовать только от имени последнего и во исполнение его решений. Бургомистр может быть смещен досрочно лишь в результате судебного решения. Оперативное  руководство администрацией коммуны  осуществляет директор администрации, подчиняющийся только бургомистру. Одновременно с этим он является, в  большинстве случаев, секретарем совета коммуны.

     В таблице представлено распределение 273 муниципалитетов (за исключением  Копенгагена и Фридериксбурга) в  зависимости от количества жителей  в них.  На 1 января 1998 года разница  между наибольшим (исключая Копенгаген) и наименьшим муниципалитетом составляла примерно 280 000 человек – самый  маленький муниципалитет, остров Лэсо, с населением 2400 человек, и самый  большой Архус, примерно 400 000 человек.

     Следующим уровнем территориальной организации  является амт (amt) или округ. Самоуправление на этом уровне осуществляется советом  округа и председателем, которого совет  избирает из своего состава. Органы управления округом формируются на тех же основаниях, что и органы коммуны, повторяя все их характеристики. Так  же как и в коммунах, решающую роль играет комиссия по финансам, возглавляемая  председателем совета.

     Амтер состоит из Амтманд и Амстрад. Амтманд является представителем центрального правительства. Амстрад -совет, состоящий  из 13-21 членов в зависимости от величины территории и  численности населения. Функции этих советов распространяются на  среднее образование, региональный транспорт и больницы, поэтому территория амта является одновременно и территорией самоуправляющегося сообщества, и административной единицей прямого государственного управления. Государственную администрацию в округе возглавляет амтсман, чиновник, назначаемый правительством. В его подчинении находятся силы порядка, и он обладает рядом регламентарных полномочий. В целом органы прямого государственного управления крайне немногочисленны, поскольку большая часть полномочий на местном уровне передана органам самоуправления.

     Таблица иллюстрирует количество населения  в округах, в большинстве из них  от 200 000 до 400 000 жителей.

     В Дании существуют территориальные  сообщества, пользующиеся особым статусом. Гренландия и Фарерские острова  пользуются правом региональной автономии, что предусматривает ряд статусных  различий и дополнительные полномочия (в частности, связанные с поддержанием местных диалектов). В метрополии особым статусом пользуются Копенгаген и Фредериксберг, которые одновременно являются коммунами и округами, что  связано как с историческими  традициями, так и с плотностью населения: в агломерации Копенгагена, с примыкающим к нему Фредериксбергом, проживает треть населения страны.

     Главными  муниципальными функциями являются: местное (городское) планирование, начальные  школы, социальное обслуживание, забота о престарелых, снабжение водой, переработка отходов,  местные дороги.

     Муниципалитеты  не всегда сами осуществляют эти функции. Нередко снабжение водой, теплом и электричеством осуществляют частные  предприятия и кооперативы, но муниципалитеты в любом случае участвуют в  этой деятельности. Они должны обеспечивать, чтобы снабжались все пользователи, где эта услуга осуществима технически и с финансовой точки зрения.

     Деятельность  местных органов по оказанию коммунальных услуг не должна, по мнению датских  государствоведов, приносить доходов.  Они не могут финансироваться  в конечном счете через налоги (за исключением строительства и  содержания дорог) или быть частью финансирования других видов муниципальной деятельности. Пользователи должны оплатить стоимость  предоставления услуг даже в том  случае, если услуги предоставляются  муниципалитетом, а пользователи уже платят налоги этому муниципалитету. Причина отделения коммунальных услуг от других видов деятельности муниципалитета, финансируемых налогами, в том, что не обязательно каждый житель в отдельно взятом муниципалитете пользуется, например, местным газопроводом. Соответственно, та часть горожан, квартиры которых присоединены к газопроводу, должны сами платить за потребление газа; это не должно затрагивать других горожан на территории муниципалитета налогообложением. Региональный (окружной) уровень осуществляет следующие  функции: региональное планирование, больницы, забота о нетрудоспособных и инвалидах, средние школы, качество окружающей среды,  охрана природы и природных ресурсов, магистрали и общественный  транспорт.

     Финансовое  обеспечение полномочий происходит за счет классических источников. Основным налогом, общим для государства, округов и коммун, является подоходный - около 90% доходной части бюджета  коммун, около 70% доходов округов; органы местного самоуправления самостоятельно фиксируют ставку налога. К нему добавляется поземельный налог, на основе устанавливаемой государством кадастровой стоимости и ограниченной налогом вилки, в рамках которой  советы устанавливают ставку.

     Основными источниками доходов местных  органов Дании являются:

     1) Налоги. Оба уровня местного управления устанавливают собственные налоги; главными источниками пополнения бюджета как для муниципалитетов, так и для округов являются подоходный налог и налог на землю. Они взимаются на основе декларации о доходах и о собственности. Распространен также налог на доходы юридических лиц.

Информация о работе Структура местных органов управления Дании