Образование и развитие абсолютной монархии в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 10:59, реферат

Краткое описание

Период со второй половины XVII в. по XVIII в. - это время образования и развития в России абсолютной монархии. Оформление ее происходит в первой четверти XVIII в. в результате реформ Петра I. Перестают созываться Земские соборы. Ликвидируется Боярская дума. Усиливается процесс подчинения церкви государству. В системе государственного аппарата отсутствует орган, который в какой-либо мере ограничивал власть монарха. Развитие права знаменуется кодификацией уголовного и процессуального права

Оглавление

Образование и развитие абсолютной монархии в России. 5

1.1 Предпосылки образования и юридическое оформление абсолютизма. 5

1.2 Развитие общественного строя. 9

1.3 Государственный аппарат в период абсолютизма. 13

2. Военные и военно-судебные реформа Петра I 17

2.1 Исторические условия и предпосылки петровских реформ. 17

2.2 Военно-судебные реформы Петра. 21

2.3 Развитие права в период абсолютной монархии. 23

Заключение. 29

Список использованной литературы.. 30

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 111.69 Кб (Скачать)

1. Образование и развитие абсолютной монархии в России. 5 
 
1.1 Предпосылки образования и юридическое оформление абсолютизма. 5 
 
1.2 Развитие общественного строя. 9 
 
1.3 Государственный аппарат в период абсолютизма. 13 
 
2. Военные и военно-судебные реформа Петра I 17 
 
2.1 Исторические условия и предпосылки петровских реформ. 17 
 
2.2 Военно-судебные реформы Петра. 21 
 
2.3 Развитие права в период абсолютной монархии. 23 
 
Заключение. 29 
 
Список использованной литературы.. 30 
 
 
 
 
Введение. 
Период со второй половины XVII в. по XVIII в. - это время образования и развития в России абсолютной монархии. Оформление ее происходит в первой четверти XVIII в. в результате реформ Петра I. Перестают созываться Земские соборы. Ликвидируется Боярская дума. Усиливается процесс подчинения церкви государству. В системе государственного аппарата отсутствует орган, который в какой-либо мере ограничивал власть монарха. Развитие права знаменуется кодификацией уголовного и процессуального права  
 
Хронологически период образования и развития абсолютной монархии в России (конец XVII — XVIII в.) невелик. В стране не только сохранились, но укреплялись и господствовали крепостнические отношения со всеми сопутствовавшими им порождениями, как в экономике, так и в области надстройки. Однако изменения во всех сферах социально-экономической и политической жизни страны, постепенно накапливавшиеся и назревавшие в XVII в., привели в первой четверти XVIII в. к качественному скачку — средневековая Московская Русь превратилась в Российскую империю. В экономике, уровне, формах развития производительных сил, политическом строе, структуре и функциях органов власти, управления и суда, в организации армии, в классовой и сословной структуре населения, в культуре страны и быту народа произошли огромные перемены. Коренным образом изменились место России и ее роль в международных отношениях того времени. 
 
Все вышеперечисленные факторы и обусловили актуальность исследования. 
 
Цель работы – рассмотреть правовые основы образования абсолютной монархии в России  
 
В развитии этой цели можно выделить следующий круг задач: 
 
- изучить предпосылки образования абсолютизма; 
 
- охарактеризовать развитие общественного строя;  
 
- рассмотреть государственный аппарат в период абсолютизма; 
 
- определить исторические условия и предпосылки петровских реформ; 
 
- изучить военно-судебные реформы Петра;  
 
- проанализировать развитие права в период абсолютной монархии. 
 
Методы исследования: 
 
- обработка, анализ научных источников; 
 
- анализ научной литературы, учебников и пособий по исследуемой проблеме.  
 
Объект исследования – абсолютная монархия в России 
 
Предмет исследования – правовые основы образования и развития абсолютной монархии в России. 
 
 
 
 
1. Образование и развитие абсолютной монархии в России. 
1.1 Предпосылки образования и юридическое оформление абсолютизма. 
На протяжении XVII в. в истории России произошли большие перемены. Они касались всех сторон ее жизни. К этому времени и территория Российского государства заметно расширилась. Потерянные еще в начале XVII в. в результате интервенции и захвата русские земли были почти полностью возвращены, за исключением прибалтийских и карельских, оставшихся под властью Швеции. В состав России вошли Левобережная Украина с Киевом и область Запорожья, земли по реке Яику. Шло продвижение в Сибирь, где россияне достигли берега Тихого океана. В целом в XVII в. пределы России подошли вплотную к Крымскому ханству, Северному Кавказу и Казахстану. Рос и численный состав населения. К концу XVII в. в России насчитывалось более 10,5 млн. человек. За счет движения на север, где не было помещичьего землевладения, и существовали «черные» волостные крестьянские «миры», происходил рост населения в Приморье и по бассейнам северных рек. На берегах Дона еще в XVI в. появились поселения ушедших из центра вольных людей — казаков[1].  
 
XVII век в истории России знаменовался дальнейшим развитием феодально-крепостнической системы, значительным укреплением феодальной земельной собственности. Новая феодальная знать сосредоточивала в своих руках огромные вотчинные богатства. Например, только один боярин Б.И. Морозов имел в этот период более 300 сел и деревень в 67 уездах России[2]. 
 
Переход России к абсолютизму проявился в системе местного управления. Еще в 1613 г. в 33 городах появились назначенные правительством воеводы, которые затем были направлены во все города России, что означало сужение местного самоуправления. В ряде случаев сохранялись губные старосты, ведавшие судебно-полицейскими делами. Но губные учреждения стали всего лишь исполнительными органами при воеводах. Некоторые уезды были объединены под властью одного воеводы в так называемые разряды и явившиеся зачатками будущего (при оформлении абсолютизма) деления страны на губернии. 
 
Видное место в процессе складывания абсолютизма занимали изменения в составе и организации армии. Во второй половине XVII в. правительство, учитывая тот факт, что многие служилые люди (дворяне) укрывались от выполнения своих военных обязанностей, прибегло к принудительному набору, заложив основу той практики, которая позднее развилась в систему рекрутских наборов при Петре I. Комплектование солдатских полков нового строя (в отличие от дворянского ополчения служилых людей по отечеству) на основе принудительного набора даточных людей, которых записывали на пожизненную военную службу, сыграло большую положительную роль в системе организации вооруженных сил Русского государства к концу XVII столетия. В итоге снизился удельный вес дворянского ополчения и стрелецкого войска (служилые люди по прибору), возросла роль солдатских и рейтарских (конных) полков. Тем самым был сделан важный шаг к созданию в будущем регулярной армии[3]. 
 
Экономическое развитие в конце XVII начале XVIII веков характеризовалось дельнейшем прогрессом в области сельского хозяйства, ростом товарного производства, развитием крупного мануфактурного производства, укреплением Всероссийского рынка и расширением внешней торговли.  
 
Это вело к возникновению буржуазных отношений, резко усилило классовую борьбу, обострило противоречия между боярством и дворянством, между феодалами и посадским населением, между русским и иноземным купечеством.  
 
В 1670-1671 гг. (под предводительством Разина) и в 1707-1708 гг. (под руководством Булавина) Россию потрясли крестьянские войны 
 
Внешнеполитическим условием установления абсолютизма была необходимость борьбы за выход к морю, так как только сильная центральная власть могла вести дорогостоящие войны.  
 
Особенностями абсолютизма в России были (в отличии от европейских государств) слабость нарождающейся буржуазии и отсутствия борьбы между дворянством и буржуазией, с одной стороны, и резкое обострение классовой борьбы крестьян и помещиков, требовавшие консолидации сил господствующего класса - с другой.  
 
Идеологическое обоснование абсолютизма были даны в трудах современника Петра I Феофана Прокоповича («Правда воли монаршей») и И.Т. Посошкова («О скудости и богатстве»).  
 
Ф. Прокопович писал: «Русский народ таков есть от природы своей, что только самодержавным владельством храним, быть может, а, если каков - ни будь иное владение, правило воспримет, содержаться ему в целости и благосостоянии отнюдь не возможно». Он же обосновал завещательный порядок престолонаследия как выражение воли самодержавца[4].  
 
Немало изменений в последней четверти XVII в. произошло в развитии культуры и просвещения, куда проникают светские начала. Происходит обмирщение искусства. Таким образом, буквально во всех сферах и отраслях жизни России XVII в. назрела необходимость серьезных реформ; предпринимались определенные попытки приступа к их осуществлению, однако ни в одном из направлений они не были завершены. Поэтому проблема состояла в том, чтобы правильно понять и осознать сложность тех задач, которые стояли перед страной, и приступить целенаправленно к их реализации, имея в виду, как непременное условие, выход к Балтийскому и Черному морям для установления прямых связей с Западной Европой, естественно обеспечивающих дальнейшее политическое, экономическое, социальное и культурное развитие Российского государства. 
 
Установление абсолютизма в России отмечено следующими событиями:  
 
1) Во второй половине XVII века перестали созываться Земские соборы, которые в значительной мере ограничивали власть монарха. Вместе с тем продолжалась практика созыва совещаний различных сословий.  
 
2) Укреплялась приказная система управления, подчиненная непосредственно царю.  
 
3) Было создано постоянное войско, монарх стал менее зависим от дворянского войска (шесть тысяч человек), так как численность стрельцов, рейтаров, драгун и солдат в 1681 году составила 82 тысячи.  
 
4) Царь получил финансовую самостоятельность и имел возможность создавать и содержать огромный государственный аппарат.  
 
5) Упало значение Боярской Думы (к 1688 году в ней было 68 гл. из дворян и 28 - из бояр). Место Боярской Думы заняла «Ближняя» или «Тайная» Дума. В 1711 году функции Думы полностью перешли к «Ближней Канцелярии». Совет канцелярии состоял из 8-14 человек и назывался «Конзилией». В феврале 1711 года с учреждением Сената Ближняя Дума прекратила существование как последний орган, ограничивающий власть монарха.  
 
6) В этот период происходит интенсивный процесс подчинения церкви государству. 20 октября 1721 года в связи с победой в Северной войне Сенат и Духовный Синод присвоили Петру I титул «Отца Отечества, Императора всероссийского», что также сыграло определенную роль в укреплении власти монарха.  
 
7) В начале XVIII века абсолютизм получил законодательное закрепление. В толковании к артикулу 20 Воинского устава 1716 года устанавливается: «...его величество есть самовластный Монарх никому на свете о своих делах ответу дать не должен; но силу и власть имеет свои Государства и земли, яко Христианский государь по своей воле и благомнению управлять».  
 
В Регламенте (Уставе) духовной коллегии (1721 г.) так же зафиксирована абсолютная власть: «Монархов власть есть самодержавная, которым повиноваться Сам Бог за совесть повелевает»[5]. 
 
Таким образом, в России в конце XVII - начале XVIII веков сформировался абсолютизм, как государственная форма диктатуры класса феодалов. По классовой сущности он выражал, прежде всего, интересы дворянства и нарождающегося купечества, а для крепостного крестьянства и городских низов означал усиление эксплуатации.  
1.2 Развитие общественного строя. 
Эволюция государственного строя во второй половине XVII в. к абсолютизму, то есть неограниченной и бесконтрольной власти монарха, — явление закономерное, имеющее, как было уже показано, свои объективные предпосылки, из которых явствует, что переход к абсолютизму определяется в первую очередь социально-экономическими причинами. И здесь вполне применимо следующее высказывание К. Маркса по этому поводу: «Современная историография показала, что абсолютная монархия возникает в переходные периоды, когда старые феодальные сословия приходят в упадок, а из средневекового сословия горожан формируется современный класс буржуазии, и когда ни одна из борющихся сторон не взяла еще верх над другой»[6]. Устанавливается весьма своеобразное для классового общества равновесие сил двух одинаково эксплуататорских и все же очень разных классов — буржуазии и феодального дворянства. Воспользовавшись этим равновесием сил, государственная власть получает известную самостоятельность по отношению к обоим классам. 
 
При этом следует помнить, что упомянутое равновесие применимо для европейского переходного периода. В России исторические условия возникновения абсолютизма отличались от западноевропейских. Здесь (в России) дворянство в конце XVII — начале XVIII в. находилось еще в расцвете. Развивающееся купечество было весьма далеко от буржуазии. Складывание же абсолютизма было вызвано не столько равновесием между дворянством и буржуазией, сколько наличием внутри- и внешнеполитических факторов. 
 
Особенностью общественного строя России периода становления абсолютизма является тенденция правовой регламентации положения каждого сословия. Все общество в это время делилось на 4 сословия:  
 
1) дворянство,  
 
2) духовенство,  
 
3) мещане,  
 
4) крестьянство. 
 
Правовое положение «шляхетства» (позже дворянства) закреплено в законодательных актах. Соборным уложением 1649 года и Указом о единонаследии от 23 марта 1714 года практически было уравнено правовое положение вотчины и поместья под общим понятием "недвижимая вещь", с правом наследования. В соответствии с ними дворяне имели монопольное право на земельную собственность.  
 
По указу о подушной переписи от 26 января 1718 года законодательно было закреплено положение дворянства как неподатного сословия в отличии от друг сословий.  
 
Значительную роль в усиление дворянской диктатуры сыграл Табель о рангах от 24 января 1722 года. В Табеле давался перечень чинов: военных - морских, сухопутных, артиллерийских, гвардейских; гражданских; придворных.  
 
В каждом ведомстве чины подразделялись на 14 классов, а служба начиналась с низших чинов. Лица, дослужившиеся до чинов 8-го класса, становились наследственными дворянами, а с 14-го по 9-й класс получали только личное дворянство.  
 
При Петре I по его указу дворяне начинали службу с солдатского звания и служили пожизненно, а с 1730 года - 25 лет, начиная с 20 лет.  
 
По манифесту Петра III «О даровании вольности и свободы всему Российскому дворянству» 1762 года дворяне освобождались от обязательной военной и государственной службы.  
 
По Указу 1760 года дворяне получили право ссылать провинившихся крестьян в Сибирь, а с 1765 года - на каторжные работы.  
 
Важнейшим актом принятым при Екатерине II, закрепившим привилегии дворян, являлась «Жалованная грамота дворянству» 1785 года. По этой грамоте дворяне:  
 
·        освобождались от обязательной службы;  
 
·        приобрели в собственность недра своих земель;  
 
·        имели право торговать и владеть заводами;  
 
·        освобождались от податей, телесных наказаний;  
 
·        получили право создавать сословные собрания в каждой губернии.  
 
Дворяне имели ряд личных преимуществ. Дворянское достоинство могло передаваться жене и детям (причем муж имел право передавать жене дворянство, а жена мужу - нет). Дворяне имели право поступать на службу в другие державы. Создавался дворянский суд, выборный судебный орган, избирались органы дворянской опеки (гл. опеки могли быть дворяне с годовым доходом более 100 руб.). Дворяне имели фамильный герб, составлялись родовые дворянские книги. Если дед и отец в течение 20 лет имели царскую службу, то внуки могли претендовать на дворянство (если 12 благородных дворян свидетельствовали о 20-летней службе деда и отца)[7].  
 
Духовенство в России продолжительное время оставалось замкнутым сословием. Вместе с тем в конце XVII начале XVIII вв. усилилась правовая регламентация духовенства, и шел процесс подчинения его государству.  
 
С 1722 года устанавливались жесткие правила вступления в духовное сословие из дворян (только младший сын дворянина по достижении 40 лет).  
 
По Указу 1764 г. (26 февраля) была произведена секуляризация церковных и монастырских земель, а епархиальные архиереи и монастыри переводились на штатные оклады. В результате свыше 800 тыс. крестьянских душ мужского пола перешли в разряд государственных. Указ оставил на правах пользования для архиерейских домов 30 десятин, а для монастырей 6-9 десятин незаселенных земель.  
 
По Указу 1797 года они были увеличены соответственно до 60 и 30 десятин.  
 
С 1784 г. всем беспоместным детям духовенства с 15 лет разрешалось по желанию поступать в купечество, в цехи, в крестьянство и на военную службу. Правда, желающих переходить в другие сословия было очень мало. Практически духовенство оставалось замкнутым, закрытым сословием.  
 
Мещане (городовые обыватели) - составляли большинство городского населения и в соответствии с «Грамотой на права и выгоды городам России» с 1785  г. разделялись на 6 разрядов (частей)[8].  
 
1. Настоящие обыватели (имели земли и здания в городе, банкиры и т.д.);  
 
2. Купцы в свою очередь разделялись на три гильдии (первой - имеющие капитал от 10 до 50 тыс. руб.; второй - от 5 до 10 тыс. руб.; третьей - от 1 до 5 тыс. руб.);  
 
3. Ремесленники, записанные в цеха;  
 
4. Иностранные гости и иностранные лица, записанные в мещане;  
 
5. Именитые горожане - лица, избиравшиеся дважды заседателями совместного суда или на пост городского главы, ученые, художники, капиталисты с капиталом не менее 50 тыс. руб., банкиры с капиталом свыше 100 тыс. руб., музыканты, оптовые торговцы;  
 
6. посадское население, не вошедшее в первые 5 разделов (частей).  
 
Крестьяне составляли основную массу зависимого населения и являлись главной производительной силой общества.  
 
Крестьяне платили подушную подать (введенную Петром I в 1719 году), несли барщину и оброк, рекрутскую, постойную и мостовую повинности.  
 
Работными людьми назывались разорившиеся крестьяне и горожане. В XVIII в. они представляли целую социальную группу. 
1.3 Государственный аппарат в период абсолютизма. 
 
 
 
В первой четверти XVIII в., при Петре I, получила окончательное оформление и законодательное выражение абсолютная монархия, самодержавие. Царь издает законы, назначает чиновников, собирает и расходует народные деньги без всякого участия народа в законодательстве и в контроле за управлением.  
 
Формирование в России абсолютизма проявилось в прекращении созыва Земских соборов, отмене местничества, централизации государственного аппарата, появлении «особого слоя лиц, специализировавшегося на управлении и поставленного в привилегированное положение перед народом». В XVII в. власть государя еще была в некоторой мере связана Боярской думой. При Петре I эта власть полностью стала неограниченной, абсолютной. 
 
Умаление значения Боярской думы началось в конце XVII в. Из сборища родовитых бояр, «думавших» вместе с государем, она стала постепенно превращаться в бюрократическое учреждение, в которое проникали приказные чины. Уезжая в 1697 году за границу, Петр I еще более подорвал значение Боярской думы, подчинив ее своему приближенному — правителю Преображенского приказа князю Ф. Ю. Ромодановскому, не имевшему никакого думного чина. Бояре, составлявшие Думу, обязаны были вместе с начальниками приказов съезжаться к Ромодановскому и «советовать, когда он похочет»[9]. 
 
В период абсолютизма большое внимание уделялось укреплению государственного аппарата. Сначала Петр I, затем Екатерина II произвели ряд реформ, в результате которых сформировался разветвленный, строго централизованный, бюрократический государственный аппарат.  
 
В 1711 году был создан Правительствующий Сенат, а Боярская Дума прекратила свое существование. Сенат являлся в соответствии с положением о сенате 1722 года высшим исполнительно-распорядительным, судебным органом. В отсутствии царя и по его распоряжению он осуществлял функции верховной государственной власти. Состав Сената назначался царем. При Сенате была учреждена должность генерал - прокурора, осуществлявшим контроль за деятельностью Сената, он мог приостановить исполнение решений Сената и докладывать об этом царю.  
 
После смерти Петра I роль Сената упала, и он превратился в высший судебный орган.  
 
Петр I был сторонником коллегиального управления. Решения в Сенате и в коллегиях принимались по большинству голосов.  
 
В 1702 году были ликвидированы губные и земские избы, их функции переданы воеводам.  
 
В 1708 году произведена губернская реформа, в результате которой России была разделена на 8 губерний.  
 
Крестьянская война 1773-1775 годов показала слабость карательной функции государства. Подавив восстание с привлечением армии Екатерина II учредила чиновничий аппарат. В 1775 году было проведено разукрупнение губерний. К концу XVIII в. губерний было около 50, провинции упразднялись, губернии делились на уезды. В основе деления лежала численность податного населения: в губернии от 300 до 400 тысяч, в уезде от 20 до 30 тысяч[10].  
 
Большое влияние на местное управление оказывали сословные дворянские органы - уездные и губернские дворянские собрания во главе с предводителями, созданные по жалованной грамоте дворянству.  
 
При Петре I в России была создана полиция общая и политическая.  
 
В 1720-21 гг. была проведена городская реформа - созданы магистраты, а в 1785 году - новые органы городского управления по сословному принципу - общая дума, избираемая на 3 года.  
 
В XVIII в. были созданы судебные органы.  
 
Петр I принял попытку отделить суд от администрации с целью ограничить судебный произвол.  
 
В 1719 году в 9 городах были созданы коллегиальные суды, а в других городах - единоличные.  
 
После смерти Петра I судебные дела стали решаться губернаторами и воеводами.  
 
В 1775 году была проведена судебная реформа на сословных началах: для дворян были созданы уездный суд и верхний земский суд; для мещан - городовой магистрат и губернский магистрат; для государственных крестьян - нижняя расправа и верхняя расправа.  
 
Помещичьих крестьян судили сами помещики или их приказчики (кроме убийства, разбоя и политических преступлений).  
 
В губерниях создавались палаты уголовного и гражданского суда как апелляционные и ревизионные инстанции для судов губернии.  
 
Следствие в 1782 году было изъято из функций судебных органов и передано полиции - управам благочиния. (Судоустройство Российской империи в период абсолютизма объяснить по схеме или на доске).  
 
Таким образом, на рубеже XVI-XVII вв. в России сложилась абсолютная монархия. Она получила юридическое оформление в соответствующих правовых документах. Со становлением абсолютной монархии существенно ухудшилось правовое положение широких слоев населения, особенно крестьянства.  
 
 
2. Военные и военно–судебные реформы Петра I. 
 
2.1 Исторические условия и предпосылки петровских реформ. 
В начале XVIII в. Россия находилась в крайне неблагоприятной внешнеполитической обстановке. России постоянно угрожали Швеция, Польша, Турция. Англия, Голландия и Франция стали на путь капиталистического развития, начали борьбу за колонии и также угрожали России. Экономическому развитию страны мешало отсутствие выходов к морю.  
 
Социально-политическая обстановка в стране оставалась сложной, т.к. окончательное закрепощение населения грозило социальным взрывом. В этих условиях, прежде всего господствующему классу, были нужны гарантии успешного разрешения внутренних и внешних задач. Таким государством и явилась абсолютная монархия с сильным бюрократическим аппаратом, армией и флотом. В результате Россия в начале 18 века была поставлена перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем могла обеспечить себе достойное место среди государств Запада и Востока[11]. 
 
Регулярная армия характеризуется:  
 
·        постоянной системой комплектования всех родов войск на основе рекрутских наборов;  
 
·        единой системой подготовки военных кадров и прохождение военной службы;  
 
·        единой организационной системой и устройством, а также едиными штатами подразделений и частей;  
 
·        однотипностью вооружения;  
 
·        наличием единых документов, регламентирующих службу (устав);  
 
·        единой системой боевого обучения;  
 
·        всесторонним государственным содержанием.  
 
Создание такой армии в истории России связано с именем Петра I. В результате военных реформ, проведенных им:  
 
·        были ликвидированы стрелецкие войска и дворянское ополчение;  
 
·        установлены новые способы комплектования армии и флота солдатами и офицерами;  
 
·        выработаны твердые основы прохождения воинской службы;  
 
·        определено правовое положение солдат и офицеров;  
 
·        изменена организационная структура армии;  
 
·        реорганизовано военное управление;  
 
·        установлен новый порядок материального обеспечения личного состава;  
 
·        изменены методы обучения и воспитания войск;  
 
·        проведено перевооружение армии;  
 
·        улучшена система снабжения.  
 
Юридическое оформление регулярная армия получила в Воинском уставе 1716 г. и в Морском уставе 1720 г.  
 
Петром I были разработаны твердые основы комплектования армии.  
 
Первым актом был указ от 8 ноября 1699 года о добровольной записи в солдатские регулярные части «охочих людей всех сословий». В случае зачисления в солдаты холопы получали свободу, а закабаленные люди освобождались от кабалы. 17 ноября 1699 года были изданы указ о наборе в армию даточных людей.  
 
Указом 20 февраля 1705 г. «О наборе рекрут с 20 дворов по человеку» была введена рекрутская повинность, установлена единая система комплектования регулярных войск. По указу, рекрутской повинности подлежали люди податных сословий: крестьяне всех категорий и мещане. Рекрутские наборы проводились периодически. В установленный срок с 20 дворов призывался один физически здоровый рекрут: сначала в возрасте от15 до 20 лет, а позднее от 17 до 32 лет. Бегство рекрутов строго наказывалось. В случае смерти, гибели в бою или бегства рекрута вместо них брали в солдат людей с тех же дворов[12].  
 
В 1706 году был издан указ, по которому рекруты набирались и с боярских вотчин (от300 дворов - 1 рекрут) и от престарелых, увеченных помещиков, вдов помещиков и купечества (от 100 дворов - рекрут).  
 
Рекруты набирались по одному от 100 душ. Устанавливалась очередность губерний в наборе рекрутов: они чередовались через 5 лет. Возраст рекрутов был повышен до 35 лет, срок службы был установлен до 20-25 лет.  
 
В то время рекрутская система была передовой системой комплектования для создания национального регулярного войска, относительно дешевого в сравнении с наемными армиями западноевропейских стран.  
 
При создании регулярной армии, наряду с набором даточных людей и рекрутов, использовались «полки нового строя». В ходе Северной войны они были преобразованы в полки новой регулярной армии. Использовались стрелецкие полки и драгунские полки.  
 
В создании регулярной армии важное значение имели подготовка кадров и регламентация системы прохождения службы офицерами.  
 
Значительным событием было принятие 2 января 1722 года такого правового акта, как «Табеля о рангах всех чинов воинских, статских, придворных». По этому документу чинопроизводство осуществлялось в зависимости от личных заслуг и способностей, а не по знатности рода.  
 
В соответствии с Табелем о рангах, командный состав армии и флота получил воинские чины, которые делились на сухопутные, гвардейские, артиллерийские и морские. Все должности были разделены на 14 классов (степеней). Каждый класс пользовался определенными привилегиями. Хотя должности комплектовались из дворян, за большое усердие и способности допускались представители других сословий. Причем в случае получения обер-офицерского чина (8 ранг, майор), то они становились потомственными дворянами. Служба в должностях с 9 по 14 классов давала личное дворянство.  
 
В 1716 году был принят Воинский устав, обобщивший опыт деятельности регулярной армии. При его издании в 1719 году в него вошел Артикул воинский 1715 года как самостоятельная часть. Устав состоял из 4 частей.  
 
Нормы, определенные Уставом, действовали без изменений до конца XVIII в., а военно-уголовные нормы - до середины XIX в. Воинский устав ввел военную присягу в армии. Петр I установил порядок торжественного принятия при распущенном знамени в полку или роте.  
 
Для создания высокой воинской дисциплины и порядка и установление юридических норм уголовно-правового характера был принят Артикул воинский 1715 г. Артикул является достаточно полным и завершенным военно-правовым кодексом, защищающим дворянско-помещичье государство, его аппарат, офицерский состав от покушения солдат[13].  
 
Таким образом, результатом военных реформ начала XVIII в. в России были созданы регулярные армия и флот. Армия была национальной, комплектовавшейся на основе рекрутских наборов. По своему характеру она была армией феодально-крепостнического государства, опорой абсолютизма.  
2.2 Военно-судебные реформы Петра.  
Значительным событием первой четверти XVIII в. в области права были военно-судебные реформы.  
 
Согласно гл. VII Соборного уложения 1649 года «О службе ратных людей Московского государства» в военное время и сборе суда над ратными людьми осуществляли полковые командиры (или полковые судьи по поручению командира), стрелецкие головы, сотские и т. д. Их ведению подлежали преступления, совершённые ратными людьми при нахождении их в полках, а за преступление, совершённое или «на перёд военной государственной службы, в поместьях и вотчинах... а не полках, судите... как им государства служба меняться»[14].  
 
Служилых людей высшего и среднего чина (бояр, окольничих, московских и городовых дворян) судили полковые командиры (воеводы); детей боярских, дворян - полковые судьи; стрельцов, пушкарей и даточных людей - стрелецкие и сотенные головы; драгунов, рейтаров, солдат - свои полковники.  
 
Петр I в 1702 году создал военные суды, структура и деятельность которых регламентировались Воинским уставом 1716 г. Низшей инстанцией Военного суда был полковой суд (полковых кригерехт). Он включал в себя председателя (презуса) - полковника, подполковника или майора и 6 ассесоров (2 капитана, 2 поручика и 2 прапорщика).  
 
Апелляционной инстанцией для полковых судов был генеральный кригирехт. Он же осуществлял суд по наиболее важным делам. Председателем его был старший генерал и 6 асессоров - членами (2 генерал-поручика, 2 генерал-майора и 2 полковника).  
 
Генеральному суду были подсудны:  
 
·        все государственные преступления,  
 
·        преступления целых частей войск,  
 
·        преступления, совершенными высшими чинами,  
 
·        преступления против высших чинов.  
 
В 1699 г. - были изданы статьи «Как должен капитан между корабельными людьми расправу чинить и ведать их».  
 
В 1706 г. - был издан «Устав корабельный».  
 
В 1710 г. – «Инструкция и артикул, военные Российскому флоту». В них устанавливались наказания за совершаемые матросами преступления.  
 
В 1720 г. - был принят Морской устав, определивший обязанности должностных лиц корабля, правила внутреннего распорядка на флоте, порядок плавания кораблей, преступления и наказания за их совершение.  
 
Наряду с генеральным и полковым судом был учрежден скорорешительный суд, который учреждался в военное время и в походах. Суд на месте преступления выносил приговор, в основном смертную казнь, и сразу же приводил приговор в исполнение. Допросов, обсуждений по делу не производилось, преступника только приводили к исповеди перед расстрелом[15].  
 
В соответствии с Морским уставом 1720 г. наблюдение за правосудием осуществлял интендант флота, который должен был обеспечить «добрый порядок, правый суд и справедливый приход и расход».  
 
Военно-уголовное Законодательство Петра I, в частности Артикулы Воинские, предусматривали смертную казнь в 122 случаях. Многочисленные наказания по Артикулам отличались жестокостью.  
 
Таким образом, судоустройство и судопроизводство, разработанные при Петре I действовали еще 150 лет, до буржуазных реформ XIX в. Право по прежнему служило господствующему классу, еще больше ухудшая положение население, стоящее на низшей ступени общества.  
2.3 Развитие права в период абсолютной монархии. 
В рассматриваемый период источниками права являлись законодательные акты, изданные в форме указов, регламентов, уставов и манифестов.  
 
Наиболее важные мероприятия различного плана определялись Указами:  
 
·        Указ о единонаследии от 18 марта 1714 г.  
 
·        Табель о рангах от 2  января 1722 г.  
 
·        Указ о форме суда от 5 ноября 1723 г.  
 
Регламентами учреждались государственные органы управления, состав и порядок их работы:  
 
·        Генеральный регламент коллегии от 29 февраля 1720 г.  
 
·        Регламент главному Магистрату от 16 января 1721 г.  
 
·        Духовный регламент от 29 января 1721 г.  
 
Под уставами понимались сборники законов, где были собраны нормы права, относящиеся к определенной сфере деятельности государства:  
 
·        Устав о векселях 1722 г.  
 
·        Устав о купеческом водоходстве 1781 г.  
 
·        Устав благочиния 1782 г.  
 
·        Воинский Устав 1716 г.  
 
·        Морской Устав 1720 г.  
 
Манифестами объявлялись особо важные и торжественные мероприятия. Так, например: Манифест о даровании вольности и свободы всему российскому дворянству 1762 г.  
 
В 1715 г. были созданы:  
 
«Артикул воинский» - уголовный кодекс, и «Краткое изображение процессов или судебных тяжб» - процессуальный кодекс.  
 
Источником права являлось и Соборное уложение 1649 года. Попытки создать новое Уложение при Петре I и Екатерине II не увенчались успехом из-за противоречий в интересах различных сословий, блокировавших работу комиссии.  
 
Получило развитие гражданское право. Большое внимание было уделено регулированию права собственности на недвижимое имущество, в первую очередь на землю. Завершился длительный процесс по установлению единого правового режима вотчин и поместий, получивших наименование «недвижимое имение 
 
В целях поощрения промышленности собственникам земель разрешалось устройство заводов или же получать 1/32 часть прибыли от разработки полезных ископаемых на его землях. Было разрешено промышленникам ставить заводы и на казенных землях.  
 
Указом «О покупке деревень к заводам 1721 г.» промышленность обеспечивалась рабочей силой. Купленные к заводам деревни не подлежали отчуждению отдельно от предприятий.  
 
Отличительной особенностью сферы обязательственного права было то, что дворянство, духовенство и купечество пользовались широкими возможностями, а для мещан и крестьян устанавливались большие ограничения.  
 
До 1754 года запрещалось взимать проценты с должника, а после было установлено получение по договору займа 6% годовых. В 1754 году был создан заемный банк. С 1729 года купцы получили право выдавать векселя.  
 
В   брачно-семейном праве произошли существенные изменения. Указом о единонаследии 1714 года был установлен брачный возраст 20 лет для мужчин и 17 для женщин. После смерти Петра I был установлен прежний брачный возраст 15 и 13 лет соответственно. В 1830 году во избежание «вредных последствий, кои происходят от сочинения браков между несовершеннолетними и потрясают добрые нравы» был установлен брачный возраст 18 и 16 лет[16].  
 
Указом Синода 1744 г. определены предельный брачный возраст - 80 лет. «Брак от бога установлен для умножения рода человеческого, чего от имеющего за 80 лет надеяться весьма отчаянно, ибо ... человек может быть в силах только до 80 лет ...». Синод также осудил несоразмерность лет между брачующимися (женят же в крестьянстве малолетних ребят с возрастными девками, а сии их умерщвляют), но не запретил их.  
 
Указом 1722 г. запрещено было вступать в брак с неполноценным рассудком («дуракам»), «которые ни в науку, ни в службу не годились и впредь не годятся».  
 
При Петре I впервые появляется термин «преступление» для обозначения наказуемых деяний. Преступлением является деяние общественно опасное для господствующего класса и государства. 
 
Более детально рассматриваются деяния случайные, неосторожные и умышленные. Случайные деяния не наказывались, в зависимости от степени неосторожности.  
 
Законодательство более четко устанавливает различия между умышленным и предумышленным, т.е. заранее задуманным намерением. Например, умышленное убийство наказывалось смертной казнью через отсечение головы, предумышленное - колесованием.  
 
Не до конца разработан был принцип индивидуальной ответственности. За совершение некоторых преступлений отвечали, наряду с виновниками, их близкие - жена и дети.  
 
Необходимая оборона рассматривается в случае посягательства на жизнь, в случае если обороняющийся не мог уклониться от нападения. Впервые устанавливается правило соразмерности обороны и нападения. В случае если уклониться от нападения было невозможно, то разрешалось обороняться не дожидаясь первого удара, «ибо через такой удар может такое причитаться, что и противиться весьма позабудет». Только в случае угрозы жизни разрешалось обороняться чем угодно[17].  
 
Преступления против веры (религии), как и в Соборном уложении, занимают первое место.  
 
Существенно увеличилось количество видов преступлений против церкви в сравнении с Соборным уложением.  
 
Подробно разработаны были государственные преступления. Особенно тяжкими преступлениями считались оскорбление государя и членов его семьи, осуждение его действий и намерений. За них следовало наказание отсечение головы.  
 
Заключительное место в Артикуле занимают должностные преступления.  
 
Неповиновение, нарушение правил несения караульной службы, ослушание приказа влекли наказание вплоть до смертной казни.  
 
Сурово наказывались нарушения дисциплины, нерадивое отношение к службе. Уголовную ответственность несли военнослужащие за оставление оружия, продажу, порчу оружия или мундира[18].  
 
Взяточничество влекло телесные наказания, конфискацию имущества или даже смертную казнь.  
 
Преступления против суда: лжесвидетельство и лжеприсяга карались отсечением двух пальцев.  
 
К  имущественным преступлениям относились - кража, ограбление, поджег, истребление или повреждение чужого имущества.  
 
Кража на сумму не свыше 20 рублей считалась мелкой кражей, свыше - крупной. Крупной кражей считалось кража в 4-й раз: кража при наводнении, пожаре, из военных складов, в карауле, у господина или товарищей.  
 
За мелкую кражу назначались шпицрутены, каторга, отрезание ушей, носа; за крупную - смертная казнь через повешение, церковная кража - колесованием.  
 
Поджег и разбой карались сожжением.  
 
Из  преступлений против личности строго наказывались убийства. Квалифицированным убийством считалось: убийство родителей, младенца, офицера, отравление или наемное убийство. Покушение солдата на офицера, крестьянина на помещика наказывалось как оконченное преступление. За простое убийство назначалось отсечение головы, за квалифицированное - колесование.  
 
Особенностью законодательства XVIII в. было установление в широком плане преступления против нравственности, чести, порядка и спокойствия. По Уставу благополучия 1782 г. к преступлениям были отнесены буйство, драки, брань, карточная игра.  
 
Система наказаний по законодательству Петра I и вообще XVIII в. характеризуется применением смертной казни и телесных повреждений во многих случаях.  
 
Для системы наказаний были характерны неопределенные санкции: наказать «по усмотрению», «по благорассуждению», «в зависимости от дела», «наказать полегче» или «жестоко», что позволяло произвольно назначать наказания.  
 
Смертная казнь была простой (расстрел, «аркибузирование», «обезглавливание мечом» и повешение); квалифицированной (четвертование, колесование т.е. раздробление костей рук, ног и спины с оставлением тела на колесе, сожжение или кипячение на медленном огне, закапывание в земле по плечи, залитие горла расплавленным металлом, повешение за ребро на крюке, посажение на заостренный кол и т.д.).  
 
Главной целью наказания было удержать народные массы в повиновении. Система наказаний в этот период носит открыто террористический характер.  
 
Таким образом, в развитии права более четко просматриваются ужесточение законодательства, ухудшение положения большинства податного населения.  
 
 
Заключение. 
Таким образом, с середины XVII в. сословно-представительная монархия перерастает в абсолютную, что отражает вступление феодализма в новую стадию. В эпоху позднего феодализма классовое деление общества оформляется как сословное. Сословный строй приобретает черты замкнутости, консерватизма. 
 
Форма правления при абсолютизме остается, в принципе, прежняя — монархическая, но содержание ее и внешние атрибуты меняются. Власть монарха становится неограниченной, провозглашение его императором подчеркивает могущество как во внешней, так и во внутренней сферах. 
 
В данный период усиливается многонациональность России, причем к ней присоединяются районы, близкие по уровню развития к Великороссии. В целом же в Российской империи развиваются отношения унитаризма, закрепленные в особенности реформами административно-территориального устройства, проведенными при Петре I и Екатерине II. 
 
Переход к абсолютизму характеризуется заметными изменениями в государственном механизме. Отмирают и упраздняются сословно-представительные органы, создается сложная, разветвленная, дорогостоящая система органов, наполненных чиновниками-дворянами. 
 
В период становления и упрочения абсолютизма происходит существенное развитие права. Издается много крупных законов, проводится работа по систематизации законодательства. Хотя новое общее уложение подготовлено не было, впервые в истории русского права создаются кодексы — военно-уголовный, процессуальный. 
 
Россия выходит на новый серьезный рубеж — в недрах феодализма возник и развивается капиталистический уклад, который скоро заявит о себе во весь голос. 
 
 
 
 
Список использованной литературы: 
1.           Бушков А.А. Россия, которой не было: загадки, версии, гипотезы. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование; Спб.: НЕВА; Красноярск: Бонус, 2002. 
 
2.           Волков М.Я. О становлении абсолютизма в России. // История СССР,1970. -№ 1. – с. 90. 
 
3.           Вся история в одном томе / Автор составитель И.О. Родин, Т.М. Пименова. – М.: «Родин и компания, ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997. 
 
4.           Демидова  Н.Ф.  Служилая  бюрократия  в  России  ХVП в.  и  ее  роль   в формировании абсолютизма, 1988г. 
 
5.           Демидова Н.Ф. Бюрократизация  государственного  аппарата  абсолютизма  в XVII-XVIII вв. // Абсолютизм в России. (Сборник статей).  –  М.,1963.  –  с. 206. 
 
6.           Ефремова Н.Н. Судоустройство Российской империи XVIII — начала XX века. М.,1996. 
 
7.           Исаев И.А. История государства и права России. – М.,1995 
 
8.           История государства и права России. Отв. редактор: д.ю.н. Чибиряев С.А. – М. 1998. 
 
9.           История отечественного государства и права. Ч. I / Под ред. О.И.Чистякова. М., 2000. 
 
10.       История отечественного государства и права. Ч. II / Под ред. О.И.Чистякова. М., 2001. 
 
11.       История России с древнейших времен до 1917 года / В.В. Каргалов, Ю.С. Савельев, В.А. Федоров. – М.: Русское слово, 1998. 
 
12.       История России с древнейших времен до наших дней. Учебник Рожников, 2001 
 
13.       Маркс К. Морализующая критика и критизирующая мораль // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 4. С. 306. 
 
14.       Молчанов Н.Н. «Дипломатия   Петра   Великого»  -    М.: Международные    отношения,1990. 
 
15.       Орлов А.С., В.А. Георгиев, Н.А. Георгиева, Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. – М.: ПБОЮЛ Л.В. Рожников, 2001.   
 
16.       Отечественное законодательство XI—XX веков. Ч. I—II. М., 1999. 
 
17.       Попова А.В. Курс лекций: «История государства и права России» РУДН 2002. 
 
18.       Проценко Ю.Л. Образование и развитие абсолютной монархии в России (вторая половина XVII - XVIII век): Учебное пособие. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004. - 162 с. 
 
19.       Россия при царевне  Софье  и  Петре  I:  записки  русских  людей /сост.     А.П.Богданов. - М.:Современник,1990. 
 
20.       Цветков С. Петр I. – М.: Центрополиграф, 2000.  
 
21.       Черепнин В. «К вопросу о складывании абсолютной монархии в России (ХVI – ХVШ в.в.) М., 1968.

 

 

 
[1] Орлов А.С., В.А. Георгиев, Н.А. Георгиева, Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. – М.: ПБОЮЛ Л.В. Рожников, 2001.  

 
[2] История отечественного государства и права. Ч. II / Под ред. О.И.Чистякова. М., 2001. 

 
[3] Проценко Ю.Л. Образование и развитие абсолютной монархии в России (вторая половина XVII - XVIII век): Учебное пособие. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004. - 162 с. 

 
[4] Молчанов Н.Н. «Дипломатия   Петра   Великого»  -    М.: Международные     отношения,1990. 

 
[5] Попова А.В. Курс лекций: «История государства и права России» РУДН 2002. 

 
[6] Маркс К. Морализующая критика и критизирующая мораль // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 4. С. 306.

 
[7] Волков М.Я. О становлении абсолютизма в России. // История СССР,1970. -№ 1. – с. 90.

 
[8] Ефремова Н.Н. Судоустройство Российской империи XVIII — начала XX века. М.,1996.

 
[9] История России с древнейших времен до 1917 года / В.В. Каргалов, Ю.С. Савельев, В.А. Федоров. – М.: Русское слово, 1998. 

 
[10] Попова А.В. Курс лекций: «История государства и права России» РУДН 2002. 

 
[11] Проценко Ю.Л. Образование и развитие абсолютной монархии в России (вторая половина XVII - XVIII век): Учебное пособие. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004. - 162 с. 

 
[12] Черепнин В. «К вопросу о складывании абсолютной монархии в России (ХVI – ХVШ в.в.) М., 1968. 

 
[13] Бушков А.А. Россия, которой не было: загадки, версии, гипотезы. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование; Спб.: НЕВА; Красноярск: Бонус, 2002. 

 
[14] Орлов А.С., В.А. Георгиев, Н.А. Георгиева, Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. – М.: ПБОЮЛ Л.В. Рожников, 2001.   

 
[15] Попова А.В. Курс лекций: «История государства и права России» РУДН 2002. 

 
[16] Цветков С. Петр I. – М.: Центрополиграф, 2000.  

 
[17] Черепнин В. «К вопросу о складывании абсолютной монархии в России (ХVI – ХVШ в.в.) М., 1968. 

 
[18] Демидова Н.Ф. Бюрократизация  государственного  аппарата  абсолютизма  в XVII-XVIII вв. // Абсолютизм в России. (Сборник статей).  –  М.,1963.  –  с. 206.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
К концу XVII в. в России начинает складываться абсолютная монархия. Ее возникновение не произошло сразу же после образования централизованного государства, после установления самодержавного строя. Самодержавие еще не есть абсолютизм. Для последнего требуется целый ряд условий и предпосылок.

Для абсолютной монархии характерно максимальное сосредоточение власти (как  светской, так и духовной) в руках  одной личности. Однако это не единственный признак - сосредоточение власти осуществлялось египетскими фараонами, римскими императорами и диктатурами XX в. И все же это  не было абсолютной монархией. Для возникновения  последней необходима ситуация перехода от феодальной к капиталистической системе. В разных странах этот переход происходил в различные исторические периоды, сохраняя при этом общие черты.

Для абсолютной монархии характерно наличие сильного, разветвленного профессионального  бюрократического аппарата, сильной  постоянной армии, ликвидация всех сословно-представительных органов и учреждений. Все признаки были присущи и российскому абсолютизму.

Однако у него были свои существенные особенности:

1) если абсолютная монархия  в Европе складывалась в условиях  развития капиталистических отношений  и отмены старых феодальных  институтов (особенно крепостного  права), то абсолютизм в России  совпал с развитием крепостничества;

2) если социальной базой  западноевропейского абсолютизма  был союз дворянства с городами (вольными, имперскими), то российский  абсолютизм опирался почти исключительно  на крепостническое дворянство, служилое сословие.

Установление абсолютной монархии в России сопровождалось широкой  экспансией государства, его вторжением во все сферы общественной, корпоративной  и частной жизни. Экспансионистские  устремления выразились прежде всего в стремлении к расширению территории и выходу к морям. Другим направлением и стала политика дальнейшего закрепощения: наиболее формы этот процесс принял именно в XVIII г. Наконец, роли государства проявилось в детальной, обстоятельной регламентации прав и обязанностей отдельных сословий и jx групп. Наряду с этим происходила юридическая консолидация правящего класса, из разных феодальных слоев сложилось сословие дворянства.

Идеология абсолютизма может  быть определена как "патриархальная". Глава государства (царь, император) представляется как "отец нации", "отец народа", который любит  и хорошо знает чего хотят его дети. Он вправе их воспитывать, поучать и наказывать. Отсюда стремление контролировать все даже малейшие проявления общественной и частной жизни: указы первой четверти XVIII в. предписывали населению когда гасить свет, какие танцы танцевать на ассамблеях, в каких гробах хоронить, брить или не брить бороды и т.п.

Государство, возникшее в  начале XVIII в. называют "полицейским" не только потому, что именно в этот период была создана профессиональная полиция, но и потому, что государство стремилось вмешиваться во все мелочи жизни, регламентируя их.

В отдельные периоды существования  абсолютной монархии ее идеологией становилась  идеология "просвещения": возникали  правовые формы, напоминающие западноевропейские (французские, английские), предпринимались  попытки создания правовых основ  государственности ("правового государства"), конституции, культурного просветительства. Эти тенденции были обусловлены  не только личностью того или иного  монарха (Екатерины II, Александра I), но и социально-экономической и политической ситуацией. Часть дворянства отказывалась от традиционных и консервативных методов  хозяйствования и политики, искала более гибкие формы. Этому способствовало культурное и промышленное развитие страны. "Просвещенный" абсолютизм возникал в периоды, когда старые (полицейские и патриархальные) методы давления становились неэффективными. Однако, в любой момент мог быть осуществлен возврат к старым приемам (либеральный период правления Екатерины II заканчивается после крестьянской войны Пугачева).

Для системы властвования, установившейся в эпоху абсолютизма  характерны довольно частые дворцовые  перевороты, осуществляемые дворянской аристократией и дворцовой гвардией. Означало ли это ослабление и кризис системы абсолютной монархии? Видимо, наоборот. Легкость, с которой происходила  смена монархов, свидетельствует  о том, что в установившейся и  укрепившейся системе абсолютистской монархии, личность монарха уже не имела особого значения. Все решал сам механизм власти, в котором каждый член общества и государства представлял только деталь, "винтик".

Для политической идеологии  абсолютизма характерно стремление к четкой классификации социальных групп и индивидов: личность растворяется в таких понятиях как "солдат", "заключенный", "чиновник" и  т п. Государство с помощью  правовых норм стремиться регламентировать деятельность каждого подданного. Поэтому  для абсолютизма характерен еще  один признак: обилие писаных юридических  актов, принимаемых по каждому поводу. Государственный аппарат в целом, отдельные его части действуют  по предписанию специальных регламентов, иерархию которых замыкает Генеральный  регламент.

В сфере экономической  идеологии господствующей становится философия меркантилизма, ориентирующая  экономику на превышение экспорта над  импортом, накопление, бережливость и  государственный протекционизм.

Областью зарождения капиталистических  элементов (без проявления которых  невозможно установление абсолютизма) в России стали, мануфактурное производство (государственное и частное), барщинное  помещичье производство, отходные промыслы и крестьянская торговля (областью накопления капитала, разумеется оставалась и купеческая торговля).

В XVIII в. в России действовало около двухсот мануфактур (государственных, купеческих, владельческих), на которых было занято до пятидесяти тысяч рабочих. Проблему составляло отсутствие свободного рынка труда: на мануфактурах были заняты приписные крестьяне, отходники и беглые.

Складывается всероссийский  рынок, центром торговых связей остается Москва. В состав торговцев входят купцы, помещики и крестьяне. Характерно отношение законодателя к торгующим  крестьянам - наряду с установлением  разрешений и льгот для них, закон  постоянно склонен ограничивать эту деятельность.

В 1711 г. установлены льготы крестьянам, торгующим в городах, но уже в 1722 г. деревенским торговцам  запрещается торговать в городах, в 1723 г. устанавливаются ограничения  для записи крестьян в посад. С 1726 г. начинается выдача паспортов крестьянам-отходникам. В 1731 г. крестьянам запрещается торговать  в портах, выпускать промышленные товары и брать подряды.

В 1739 г. вводятся серьезные  штрафы на деятельность неразрешенных  мануфактур. Крестьянам не разрешается  записываться добровольцами в армию (1727 г) и приносить присягу (1741 г.). В 1745 г издается Указ, разрешающий  крестьянам торговать в селах, а  в 1748 г. они получают право записываться в купечество.

Несмотря на сопротивление  дворянства и бюрократии крестьянство, как экономический фактор играло более важную роль. Наряду с этим крепостной труд все еще превалировал над свободным. Этому способствовало и то, что сильный сектор государственной промышленности основывался на труде крепостных. Крестьянские повинности (барщинные дни) не были регламентированы законом, что усиливало произвол. Эксплуатация непашенных крестьян (ремесленников, отходников) была невыгодна помещикам, поэтому они препятствовали неземледельческой хозяйственной деятельности крестьян. Сильно ограничивалась миграция крестьян: характерно, что плодородные южные земли осваивали помещики и беглые крестьяне, хуторская система там не развивалась (этому препятствовало также правовое уравнивание однодворцев с государственными крестьянами).

Изменения в социальной структуре  российского общества периода абсолютизма (на его ранних стадиях) приводили  к появлению нового социального  слоя. связанного с капиталистическим развитием экономики. Мелкие промыслы и мануфактуры составили основу для его появления.

Поскольку большинство мануфактур были частновладельческими, вопрос о  рабочих руках приобрел особую остроту  для нарождающегося предпринимательства. Законодатель, учитывая государственный  интерес к развитию промышленности, принял ряд мер, направленных на решение  проблемы. Был установлен порядок  приписки к мануфактурам государственных  крестьян (в государственном секторе  экономики) и покупки крестьян с  землей при обязательном использовании  их труда на мануфактурах (в частном  секторе). Эти категории крестьян получили наименование приписных и  посессионных (1721 г.).

В 1736 г. предпринимателям дается разрешение покупать крестьян без земли, специально для использования в  промышленности, с 1744 г. их можно приобретать  целыми деревнями. Рост заработной платы  в промышленном производстве стимулировал процесс приписки крестьян (значительная часть их заработков поступала через налоги в казну и через оброк помещикам).

Со своей стороны приписные  крестьяне предпринимали меры для  того, чтобы устраниться от работы на мануфактурах: они могли откупиться, уплатив определенные суммы или  выставить вместо себя нанятых людей. Большая часть приписных формировалась  из частновладельческих крестьян и  крестьян, закрепленных по Указу 1736 г.

Дифференциация крестьянства приводила к выделению из его  среды мануфактуристов, ростовщиков  и купцов. Процесс этого выделения  наталкивался на многие препятствия  социально-психологического, экономического и правового характера.

Крестьянский отход ограничивался  владельцами, заинтересованными в  эксплуатации крестьян на барщине. Вместе с тем возрастание сумм оброка стимулировало помещиков к использованию  труда крестьян на стороне, в отходах. Запрет продавать крестьян без земли  и в розницу (1721 г.) затруднял для  промышленников использование их труда  на предприятиях и мануфактурах. В  том же 1721 г. купцы получили о покупать крестьян целыми деревнями и приписывать их к мануфактурам. Управление этими крестьянами осуществлялось берг-коллегией и мануфактур-коллегией. Продажа этих крестьян разрешалась только вместе с мануфактурами. Такая организационная мера была возможна только в условиях крепостнического найма и по характеру напоминала прикрепление посадского населения к посадам, а крестьян - к земле, произведенное Соборным Уложением 1649 г. Она препятствовала перераспределению рабочей силы внутри отрасли и за ее пределами, не стимулировала повышение производительности труда и его качества. С другой стороны, это оказалось единственным способом в тех условиях сформировать контингент рабочей силы в промышленности, создать "предпролетариат".

Промышленные предприятия  и мануфактуры организовывались вблизи крупных центров, где сосредотачивались  торговые связи, товарные массы и  рабочие руки. Вокруг вновь образованных предприятий, приисков, шахт и верфей начинали возводиться новые поселения  городского типа. Нарождающаяся городская  буржуазия была довольно пестрой  по ему составу и происхождению. В целом она являлась податным сословием, но для некоторых ее групп (мануфактуристов, купцов высших гильдий и др.) устанавливались особые привилегии и льготы.

В городах стали формироваться  органы самоуправления: посадские сходы, магистраты. Стало юридически оформляться  городское сословие. По регламенту Главного магистрата 1721 г. оно стало  делиться на регулярных граждан и "подлых" людей. Регулярные, в очередь, подразделялись на первую гильдию (банкиры, купцы, доктора, аптекари, шкиперы купеческих судов, живописцы, иконописцы и серебряных дел мастера) и вторую гильдию (ремесленники, столяры, портные, сапожники, мелкие торговцы).

Гильдии управлялись гильдейскими сходами и старшинами. Создавались  по европейскому образцу, цеховые организации, в которых состояли мастера, подмастерья  и ученики, и которыми отводили старшины. Появление гильдий и цехов  означало, что корпоративные начала противопоставлялись феодальным (сюзерен-новассальным) принципам хозяйственной организации, возникали новые стимулы к  труду, не известные крепостнической  системе.

Однако эти системы (гильдейская  и цеховая), вышедшие из средневековья, отнюдь не означали порождения новых  буржуазных и капиталистических  начал. Они вначале уживались  с крепостничеством и абсолютизмом.

Мануфактурное производство стимулировало рост торгового оборота. Основными формами торговой деятельности были ярмарки и торжки. Тенденциями  в этой сфере стали: проникновение  в состав купечества разбогатевших  крестьян, отход от протекционистской  политики, смягчение тарифов. Новые  явления вызывали нестабильность в  положении старого традиционного  купечества.

Правящим классом оставалось дворянство. В ходе складывания абсолютной монархии, происходила консолидация этого сословия. Особое положение  феодальной аристократии (боярства) уже  в конце XVII в. резко ограничивается, а затем и ликвидируется. Важный шаг в этом направлении сделал акт об отмене местничества (1682 г.). Аристократическое происхождение утрачивает значение критерия при назначении на руководящие государственные посты. Его заменяют принципы выслуги, квалификации и личной преданности государю и системе. Позже эти принципы будут оформлены в Табели о рангах (1722 г.) функция государственной службы объединяет дворянство (поначалу Петр I хотел назвать это сословие "шляхетством") в политически и юридически консолидированную группу. Экономическую консолидацию завершил Указ о единонаследии (1714 г.), ликвидировавший правовые различия между вотчиной и поместьем и объединивший их в единое юридическое понятие "недвижимостей".

Дворянство становится единственным служилым сословием, а служба - главной  сферой приложения сил и энергии. В 1724 г. были приняты законодательные  меры для ограничения продвижения  по службе недворян. Табель о рангах перевернула старую идею местничества: титул и звание превращались из основания  для получения должности в  результат продвижения по службе. Достигнув определенного чина можно  было превратиться из недворянина в  дворянина, т.е. получить личное или  потомственное дворянство. К концу 20-х годов XVIII в. число дослужившихся  до дворянства составило треть всего  дворянского сословия.

В интересах дворянства продолжался  процесс дальнейшего закрепощения крестьян. В 1722 - 1725 гг. была проведена  перепись, которая дала основу для  закрепощения категорий крестьянства, имевшего до этого иной статус. В 1729 г. были прикреплены кабальные (лично  зависимые, но не крепостные) и "гулящие" люди. Делались неоднократные попытки  распространить крепостную зависимость  на казаков и однодворцев, однако эти группы продолжали занимать промежуточное  место между государственными крестьянами  и служилыми людьми.

Земельная собственность  оставалась экономической основой  существования дворянского сословия. Землевладение наряду с государственной  службой было его важнейшей социальной функцией. Однако между этими направлениями  деятельности довольно часто возникали  серьезные противоречия: дворянство, Стремившееся использовать службу для  приобретения земли и чинов, начинает тяготиться обязательностью государственной  службы, как таковой.

Табель о рангах приравняла гражданскую службу к военной. Продвижение по иерархической лестнице чинов было возможным только начиная с низшего чина. Служба для дворянина была обязанностью и продолжалась до конца его жизни. В 1714 г. была произведена перепись дворян в возрасте от десяти до тридцати лет с 1722 г. за неявку на службу назначалось шельмование.

Уже в 1727 г. было введено частичное  освобождение дворян от военной службы. С 1736 г. срок государственной службы стал ограничиваться двадцатью пятью  годами. В 1762 г. обязательность дворянской службы отменяется, дворянину предоставляется  свобода выбора.

Оформление новых социальных групп проходило на фоне ломки  старых сословно-представительных учреждений. Последний Земский собор проходил в середине XVII в. После этого созывались сословные собрания, на которых обсуждались  различные вопросы: о денежной системе, ценах, местничестве и пр. (60 - 80-е  годы XVII в.). Ликвидация сословно-представительных •Органов была обусловлена усилием позиций центральной администрации, реформой финансовой системы и вооруженных сил.

Централизация власти, формирование профессиональной бюрократии с одной  стороны, и усиление крепостнической  системы (т.е. ликвидация остатков крестьянского  самоуправления), с другой, разрушали  систему земского представительства. Дворянство становилось единственным правящим сословием, захватив в центре почти все места в государственном  аппарате и армии, а на местах став полноправным хозяином над крестьянами. Почти столь же сильные позиции  дворянство имело и в городах.

Существенные перемены в  социальной структуре общества конца XVII в.- начала XVIII в. выявились в ходе военных pеформ. В конце XVII в. основу войска все еще составляла дворянская конница. Все сильнее она начинает дополняться, а затем и оттесняться новыми формированиями: стрелецкими частями и полками "иноземного строя" (рейтарскими и драгунскими). Эти части, находившиеся на жаловании, численно превосходили дворянский контингент: в 1679 г. "по прибору" служило около семидесяти тысяч человек, 1681 г. - уже свыше восьмидесяти тысяч. Дворянская конница в то же время насчитывала не более шести тысяч. К 1681 г. восемьдесят девять тысяч из ста шестидесяти четырех были переведены в "иноземный строй".

Если стрельцы были еще  полурегулярным войском (и были привязаны  к своим дворам и огородничеству на посадах), то полки "иноземного строя" были зародышем профессиональной армии. Офицерский корпус уже в конце XVII в. быстро пополнялся иностранными специалистами. Этот путь военных реформ позволял центральной власти стать независимой от дворянства в деле формирования вооруженных сил, одновременно используя служилую роль дворянства при создании офицерских кадров.

В финансовой сфере конец XVII в. отмечен интенсивным преобразованием  всей податной и налоговой системы. Остававшаяся основным видом обложения - "соха" пополняется длинным рядом дополнительных налогов. Важнейшим из них были: таможенный сбор, кабацкие (косвенные налоги), данные (прямые налоги), оброчные, ямские, стрелецкие, неокладные сборы, соляной и табачный акцизы.

Налоговые преобразования опирались  на организационные меры, призванные упорядочить, централизовать и регламентировать эти мероприятия. В конце XVII в. "соха" как единица обложения уступает место новой единице - "двору". Происходит перенос фискального  внимания с обезличенной территории на субъекта, обложение начинает приобретать все более персональный характер. В 1646 г. проводятся подворная перепись, а в 1678 г. составляются переписные книги.

Для персонального выявления  круга налогоплательщиков к вопросам финансового управления начинают привлекаться даже земские общества (активность которых на некоторое время вновь  возрождается). Характерным является то, что уже в конце XVII в. осуществлялась сословная разверстка прямых налогов: принцип сословности возрождался при абсолютизме в новом качестве - для распределения сословных привилегий, обязанностей и службы.

В 1718 г. была проведена подушная перепись и финансовые службы перешли  к подушному обложению населения. В результате этой акции были выделены группы неподатных сословий (дворянства и духовенства) и фактически уравнены в податном отношении различные  группы крестьянского населения (государственные, владельческие, посессионные, холопы). С точки зрения фискалитета, разные группы населения отличались друг от друга только степенью платежеспособности.

Усиление монархической  власти неизбежно столкнулось с  политическими интересами церкви.. Соборное Уложение стало юридическим препятствием для концентрации земельной собственности церкви и расширения ее юрисдикции. Уже в конце XVII в. стали ограничиваться некоторые финансово-налоговые льготы церковных учреждений - на них стали распространяться разного рода подати: ямские, полоняночные, стрелецкие. С 1705 г. на служителей церкви, не имеющих прихода, стали налагаться особые денежные сборы, приходы облагались сборами на военные и иные нужды. С 1722 г. вступление в духовное сословие стало жестко регламентироваться: из дворянских родов сан могли принимать только младшие сыновья, достигшие сорокалетнего возраста. За представителей податных сословий, поступивших в духовенство, подушный налог должны были уплачивать их родичи. С 1737 г. часть духовенства стала подвергаться военному призыву, с 1722 г. - на часть духовенства была распространена подушная подать (этим повинностям подвергалось безместное духовенство, не имевшее приходов).

Попытки секуляризации церковных  земель, начавшиеся еще в конце XVI в., продолжались в начале XVIII в. Подвергались секуляризации вотчины патриарха, монастыри облагались значительными податями.

В 1701 г. был учрежден Монастырский приказ, ведавший церковным управлением, однако почти полный государственный  контроль над церковью был установлен только после учреждения Синода, как  органа государственного отраслевого  управления церковными делами (1721 г.).

Решающим актом секуляризации  церковных земель стал Указ 1764 г. лишивший церковь всех вотчин и переведший монастыри и епархии на штатные  оклады. Крестьяне, принадлежавшие ранее  церкви, переводились в положение  государственных. Была восстановлена ликвидированная в ходе реформы Коллегия экономии и к ней приписаны все эти крестьяне - около восьмисот тысяч человек. За монастырями и архиерейскими домами оставались незначительные земельные наделы (несколько увеличенные в 1797 г.).

В 1778 г. были утверждены новые  приходские штаты и в 1784 г. был  проведен "разбор", в результате которого всем безместным священникам  и детям священников предлагалось по выбору поступать в купечество, в цехи, в крестьянство или на военную службу. Предоставлялось  право перехода их духовного сословия в любое другое. Духовенство становилось  открытым сословием.


 

 

 

 

 

Введение………………………………………………………………3

Часть 1. Отмирание сословно-представительных учреждений и вызревание предпосылок  абсолютизма…………………………….. 4

Часть 2. Формирование мощного  бюрократического аппарата, регулярной армии и регламентация всех проявлений общественной жизни…………………………………………………………………..8

Часть 3. Публично-правовые принципы абсолютизма……………..12

Заключение…………………………………………………………….15

Список использованной литературы…………………………………16

ВВЕДЕНИЕ  

 В истории России  есть отрезок времени, который  должен заслуживать большего  внимания, если мы говорим об  абсолютизме. Так как, во второй  половине XVII – первой четверти XVIII вв. – это период поднятия классовой  борьбы, кризиса господствующей  формы религиозной идеологии,  острой борьбы за власть в  верхах и, наконец, утверждения  абсолютизма.  

 Раскрытие темы «Становление  абсолютизма в России» предполагает  освещение основных элементов  этой темы, указанных в пунктах  плана. Во-первых, это предпосылки  возникновения абсолютизма, то  есть причины, приведшие к смене  характера монархии с сословно-представительной  на абсолютную. Во второй части контрольной работы автор рассмотрит процесс бюрократизации государственного аппарата, происходивший в вышеуказанном хронологическом периоде. Третья часть работы посвящена определению политико-правовых принципов, концепций и доктрин абсолютизма.  

 Рассматривая тему  становления абсолютизма в России я использовал литературу, указанную в тематике контрольных работ по истории отечественного государства и права. В основном я пользовался такими изданиями как: «Абсолютизм в России», «История государства и права России» Краснова Ю.К., «История государства и права СССР» (под ред. Ю.П. Титова). Из числа дополнительной литературы использована статья М.Я. Волкова «О становлении абсолютизма в России», помещенная в журнале «История СССР», № 1 за 1970 г.

Часть 1. Отмирание сословно-представительных учреждений и вызревание предпосылок  абсолютизма.  

 Абсолютная монархия  является такой формой правления,  когда монарху юридически принадлежит  вся полнота государственной  власти в стране.  Его власть не ограничена каким-либо органом, он ни перед кем не отвечает и никому в своей деятельности не подконтролен. Фактически, абсолютная монархия представляет собой государственную форму диктатуры класса феодалов. Для возникновения абсолютной монархии необходимо наличие экономических, социальных и политических предпосылок.  

 В исторической науке  существует ряд точек зрения  на то, что послужило предпосылками  возникновения абсолютизма. Так,  М.Я. Волков считает, «… что  объективные условия для возникновения  абсолютизма в России возникли  вследствие не одного, … а двух  основных социально-экономических  процессов, составлявших в переходный  период (новый период) две неразрывные  стороны общего социально-экономического  развития России. Один из этих  процессов – развитие феодальной  системы хозяйства и старых  отношений, и другой – развитие  в недрах позднего феодализма  капиталистических отношений и  формирование класса буржуазии.  Их развитие определяет соотношение  классовых сил, от которого  в свою очередь, зависит исход  классовых и внутриполитических  конфликтов».[1] По мнению автора работы, М.Я. Волков предлагает традиционный для того времени марксистско-ленинский поход к изучению исторических явлений, но это вовсе не означает, что рассмотрение проблемы в таком аспекте является неправильным. Действительно, в параллельно с становлением абсолютизма в России идет генезис буржуазных отношений, появляются первые мануфактуры.   

 «В начальный период  становления абсолютизма в России  монарх в борьбе с боярской  аристократией опирается и на  верхи посада. В XVII в. наблюдаются  определенные противоречия между  феодалами и посадским населением. Так, Соборное Уложение 1649 г. удовлетворило  требование посадского населения  о ликвидации конкурирующих с  посадом, так называемых, «белых»  слобод, принадлежащим светским  и духовным феодалам».[2]  

 Нарождавшийся абсолютизм  в целях реализации своих внешних  и внутренних задач поощрял  развитие торговли и промышленности, особенно в первой четверти XVIII в. Проблема обеспечения возникающих мануфактур рабочей силой решалась путем приписки к ним государственных крестьян. Кроме того, разрешалось покупать крестьян с землей при обязательном условии использования труда на мануфактурах.  

 Установление абсолютизма  в России было вызвано и  внешнеполитическими причинами:  необходимостью борьбы за экономическую  и политическую независимость  страны, за выход к морю. Абсолютная  монархия оказалась более приспособленной  к решению этих задач, нежели  сословно-представительная монархия. Так, двадцатипятилетняя Ливонская  война (1558-1583) закончилась поражением  России, а абсолютная монархия  в результате Северной войны (1700-1721 гг.) блестяще справилась с решением этой проблемы.  

 «Абсолютизм возник  и развивался в специальных  условиях существования крепостного  права и сельской общины, подвергнутой  уже значительному разложению. Определенную  роль в становлении абсолютизма  сыграла и политика царей, направленная  на уситление своей власти».[3]  

 Итак, абсолютизм в  России возник во второй половине XVII в. Именно с этого времени перестали созываться Земские соборы, которые в определенной степени ограничивали власть царя. Теперь он уже обходился без них. Однако еще проходили государственные совещания с представителями отдельных сословий по вопросам: о ценах на товары, о денежной системе, об условиях договора о торговле с армянскими купцами, о местничестве (1660, 1662, 1667, 1682 гг.). Укрепилась приказная система управления, подчиненная непосредственно царю. Было создано постоянное царское войско. Монарх стал менее зависимым от дворянского войска, которое, например, в 1681 г. насчитывало лишь 6000 чел. В то же время постоянное войско состояло из 82000 стрельцов, рейтаров, драгун, солдат.  

 Царь приобрел значительную  финансовую самостоятельность, получая  доходы от своих вотчин, сбора  подати с покоренных народов,  от таможенных сборов, возросших  в связи с развитием торговли. Важное значение имели налоги (стрелецкие, ямские и т.д.), царская монополия на изготовление и продаже водки, пива, меда. Это давало возможность создавать и содержать государственный аппарат, о котором пойдет речь в следующей части контрольной работы.  

 С ослаблением экономической  и политической роли бояр снизилось  значение Боярской думы. Изменился  и ее состав, пополнившийся дворянами.  Так, в 1688 г. из 62 членов Боярской  дуемы лишь 28 принадлежали к старым  боярским родам, остальные же  были выходцами из дворян и  даже из купечества. «Боярская  дума редко созывалась, ее место  стала занимать, так называемая  «Тайная» или «Ближняя», дума  из небольшого числа близких  к царю лиц, с которыми он  решал остальные вопросы. Об  упадке Боярской думы свидетельствовало  резкое увеличение именных указов, изданных царем без совещания  с думой. Царь Алексей Михайлович  издал 588 именных указов, в то  время как указов одобренных  Боярской думой, - лишь 49».[4]  

 Таким образом, возникновение  абсолютной монархии было вызвано  ходом общественно-экономического  развития, зарождением буржуазных  отношений, усилением классовых  противоречий и классовой борьбы, внешнеполитическим положением  России в то время. В целом  возникновение абсолютизма в  России было таким же закономерным  явлением, как и в других странах  (Англии, Франции, Германии). Однако  между абсолютными монархиями  различных государств имеются  как общие черты, так и особенные,  определяемые конкретными условиями  развития каждой страны. Так, в  России и во Франции абсолютизм  существовал в завершенном виде, то есть в системе государственных  органов не было такого органа, который мог бы ограничивать  власть монарха. Для этого абсолютизма  характерна высокая степень централизации  государственной власти, наличие  чиновничьего аппарата, многочисленной  армии.

Информация о работе Образование и развитие абсолютной монархии в России