Развитие образования в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 20:51, курсовая работа

Краткое описание

Образование определяет положение государства в современном мире и человека в обществе. Социально-экономическое и духовное развитие любого общества во многом определяется состоянием в нем образования и воспитания. Именно эта сфера человеческой деятельности оказывает решающую роль в разработке научной политики, оптимальной модели реформирования общественных отношений, формирования образа жизни людей.

Файлы: 1 файл

введение.docx

— 94.56 Кб (Скачать)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

Экономический факультет                                                                           Кафедра социальной работы

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ  В РОССИИ

 

 

 

 

 Курсовая работа студентки  2 курса, специальности «социальная работа»

 

Научный руководитель:               

 

кандидат педагогических наук, доцент

Дата_____________________

Оценка___________________                                                                                                                                        

 

Ставрополь, 2010

Введение

Образование определяет положение  государства в современном мире и человека в обществе. Социально-экономическое  и духовное развитие любого общества во многом определяется состоянием в  нем образования и воспитания. Именно эта сфера человеческой деятельности оказывает решающую роль в разработке научной политики, оптимальной модели реформирования общественных отношений, формирования образа жизни людей.  
Отечественное образование имеет глубокие исторические традиции, признанные достижения: в XX в. Россия стала страной всеобщей грамотности, первой вышла в космос, достигла передовых позиций во всех областях фундаментальной науки, существенно обогатила мировую культуру. Для России это было время надежд и разочарований, приобретений и утрат. В решении задач образования отчетливо проступили позитивные и негативные тенденции и противоречия. Постепенно вызревали объективные и субъективные предпосылки перестройки процесса обучения и воспитания.

Актуальность рассматриваемой  проблемы обусловлена потребностью объективного освещения причин высокого подъема искусства, архитектуры, литературы, философской мысли и всей культурной жизни России с древнейших времён по сегодняшний день. Данная тема актуальна и потому, что сейчас необходимо изучать историю образования, так как она является важной составляющей истории России. История человечества свидетельствует, что образование и общество неотделимы. Все глобальные проблемы (экономические, социальные, политические, культурологические, демографические, экологические и др.), с которыми сталкивается общество, так или иначе сказываются на сфере образования.

История школы и образования  в целом остается до сих пор  менее изученной частью культуры (особенно Древней Руси). Особенность  информации по вопросам грамотности  и образованности русских людей  состоит в том, что она рассредоточена по разным документам, не систематизирована, представлена преимущественно фрагментарно и не является для авторов предметом  специального исследования.

Объект исследования — образование в России. Предметом исследования является процесс зарождения и развития системы образования в России.

Хронологические рамки исследования – IX-XXI вв.

Цель курсовой работы - на основе разнообразных исторических источников, работ крупнейших специалистов и проведенного исследования, сформировать целостное представление о сложившейся в Древней Руси системе образования и ее дальнейшее развитие. В работе рассматривается эволюция образования в России как единый диалектический процесс. Разрозненные факты и события приводятся в единую систему, применяется системный подход к изучению историко-социального аспекта отечественной системы образования.

Задачи курсовой работы:

  1. Исследовать процесс зарождения образования в  России.
  2. Проанализировать процесс становления образования в России в разных исторических эпохах.
  3. Выявить особенности и направления образования в России, определить его специфику во взаимосвязи и единстве с европейским образовательным процессом.
  4. Охарактеризовать современную систему образования в России.

При исследовании данной темы были использованы следующие методы исторического исследования: историко-генетический метод, который позволяет изучать  исторические явления и событии  в развитии, осуществить последовательное раскрытие свойств, функций, изменений  изучаемой реальности в процессе ее исторического движения, выявить  причинно-следственные связи; историко-сравнительный  метод, основывающийся на сравнении, в  процессе которого открывается возможность  для объяснения исторических фактов, раскрытия их сущности; историко-системный  метод, предполагающий рассмотрение исторических явлений как целостных систем. Также были использованы общенаучные  методы, например: хронологический  метод, дающий возможность рассматривать  явления и события во временной  последовательности, и др.

 

 

 

 

 

Глава 1.  ШКОЛА  И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В КИЕВСКОЙ РУСИ И РУССКОМ ГОСУДАРСТВЕ (ДО XIII ВЕКА)

1.1 Зарождение  образования в Древней Руси

История российского образования  уходит в глубину веков. Особую роль в истории образования имеет  появление письменности. По замечанию  Л.П. Якубинского, письменность возникла в Киевской Руси прежде всего потому, что для этого создались внутренние предпосылки в развитии киевского общества.1 Целый ряд учёных (С.П.Обнорский, Д.С.Лихачёв и др.) указывали, что имеются неоспоримые свидетельства о наличии письменности у восточных славян задолго до крещения Руси. Черноризец Храбр в своих сказаниях «О письменах», датируемых концом IX - началом X в., писал «прежде убо словене, не имеху книг, но «чертами» и «резами» и гьтеху и гадаху», а после крещения они «римскими и гречьскими письмены нуждаахуся словенску речь без устроениа», т.е. он сообщает, что, пока славяне были язычниками, они пользовались в качестве письменности какими-то «чертами» и «резами», а после принятия христианства они стали применять латинские и греческие буквы. «Чертами» и «резами» можно было пользоваться как символами для обозначения определённых языческих понятий, но они стали непригодны с принятием христианства, и славяне по необходимости перешли на латинский и греческий алфавит. Неизвестно, когда старославянский язык и кириллический алфавит переносится на Русь. Во всяком случае, кириллической азбукой восточные славяне пользовались уже в X в. (гнёздовская находка2, монеты3, цилиндры-замки4, Новгородская псалтырь5, найденная в 2000 г.).

Значительным культурным переворотом было введение единой письменности. Принятие христианства способствовало становлению городской культуры. Под влиянием христиан развивались  храмовое строительство, книжное дело, литература, история и философия. Православная Церковь распространяла богослужебную и житийную литературу. Уже в 80-х гг. X в. были осуществлены переводы многих библейских текстов, богослужебных  книг, жития святых. Затем был  осуществлен перевод «Богословия» Иоанна Дамаскина, а также славянский вариант «Шестиднева», повествования  о сотворении мира и его устройстве по представлениям христианского вероучения, а также «Хроника» Иоанна Малелы со сказанием о троянской войне. Эта литература приходила на Русь из Византии на греческом, из Болгарии — на старославянском языках. Письменность старославянского языка — старославянская  азбука — была составлена моравскими братьями Кириллом и Мефодием на основе греческого скорописного письма с добавлением  букв коптского и самаритянского алфавитов. Таким образом, в ней удалось учесть специфику славянской речи. Уже в XI—XII вв. древнерусская письменная литература достигла высокого уровня развития.6 В Киевской Руси элементарная грамотность была распространена среди разных слоев населения, о чем свидетельствуют ранние берестяные грамоты (самые ранние - XI в.). При церквах и монастырях существовали училища, а при княжеском дворе и при Киево-Печерском монастыре — школы повышенного типа. Князья на Руси, опирающиеся на монастыри и монахов, выступали основными проводниками книжной мудрости.  В первой половине XI века известны дворцовая школа князя Владимира в Киеве и школа, основанная Ярославом Мудрым в Новгороде в 1030 году. Содержание образования составляли восходящие к античности семь свободных искусств: грамматика, риторика, диалектика (так называемый тривиум), арифметика, геометрия, музыка и астрономия (так называемый квадривиум). Особые школы существовали для обучения грамоте и иностранным языкам. В 1086 году в Киеве было открыто первое женское училище. По образцу киевской и новгородской при дворах русских князей открывались и другие школы - например, в Переяславле, Чернигове, Суздале школы создавались при монастырях. Школы были не только учебными заведениями, но и центрами культуры, в них делались переводы древних и византийских авторов, переписывались рукописи.  

Найдены многочисленные берестяные грамоты XI-XIII вв., причем не только в  Великом Новгороде, но и в других древнерусских городах; по их содержанию видно, что их авторами были люди самого различного социального положения, в том числе купцы, ремесленники, даже крестьяне, встречались и грамоты, написанные женщинами. Сохранилась  даже грамота, служившая ребенку  школьной тетрадкой. Есть и другие как  прямые, так и косвенные свидетельства  относительно широкого распространения  грамотности в Древней Руси. До нас дошли сведения, что на территории Древней Руси издавна существовали центры создания рукописной книги. Для  новгородского посадника Остромира  в 1056-1057 гг. писцом Григорианом было написано «Остромирово евангелие» —  старейшая из сохранившихся датированных русских рукописных книг.

С татаро-монгольским нашествием прекращают существование не только многие города, поселения, укрепленные  поселки, но и обрывается этап блестящего расцвета русской культуры. Нашествие  вызвало глубокие потрясения в политической, экономической и культурной жизни  страны, во многом затормозило ее движение вперед. Упадок культурной жизни Древней  Руси в результате татаро-монгольского нашествия (как известно, в это  время погибла большая часть  древнерусских рукописей) отразился  и на образовании. Из в основном светского  оно стало почти исключительно  духовным (монастырским). Именно православные монастыри сыграли в это время (XIII-XV вв.) роль хранителей и распространителей  российского образования.

1.2  Развитие  школы в русском централизованном  государстве XII века

Укрепление Московского  государства повлекло за собой и  подъем образования. Стали возникать  многочисленные приходские и частные  школы, где обучались грамоте  и счету дети не только духовенства, но и ремесленников и купцов. Была создана и закреплена решениями  Стоглавого собора (1551 г.) система православного  образования. После объединения  русских княжеств в централизованное Русское государство (конец 15 — начало 16 вв.) увеличивается число школ при  церквах и монастырях. Развитию просвещения  способствовало распространение книгопечатания с 16 в. (см. раздел Печать). Первый славяно-русский  букварь напечатан Иваном Федоровым  в 1574.

В XVI-XVII вв. центрами просвещения  в восточнославянских землях были Украина  и Белоруссия. В борьбе против политического  и идеологического (в особенности  религиозного) наступления Польши украинские и белорусские просветители основывали так называемые «братские школы», тесно связанные с национально-освободительным движением. На Украине и в Белоруссии возникали типографии, где создавались и издавались учебники.

С середины XVII в. в Москве стали открываться школы, созданные  по образцу европейских грамматических школ и дававшие как светское, так  и богословское образование. В 1654 г. при Аптекарском приказе открылась лекарская школа, где обучалось около 30 чел. Ученики считались принятыми на службу, получали жалование и находились в полном подчинении приказа. В 1681 г. при Приказе печатного дела была основана Типографская школа, численность которой быстро росла и через несколько лет достигла 200 человек.7 Были в Москве и другие профессиональные школы с небольшой численностью учеников.

В это время произошли  и важные изменения в методике начального обучения. Буквослагательный  метод обучения грамоте сменился звуковым. Вместо буквенного обозначения  цифр (буквами кириллического алфавита) стали использоваться арабские цифры. В буквари вошли связные тексты для чтения, например, псалмы. Появились  «азбуковники», т.е. толковые словари  для учащихся. Грамматика Мелетия  Смотрицкого появилась в 1648 году. И буквари, и грамматика описывали  не живой разговорный русский  язык, а литературный старославянский (церковно-славянский). Преподавалась  практическая геометрия, астрономия. Очень  высок был интерес к истории. В XVII веке появились первые учебники риторики и логики. На Руси издавалось до 2,5 тысяч экземпляров букварей ежегодно плюс три тысячи Часословов и полторы тысячи Псалтырей. Конечно, на 16 миллионов населения России это число невелико, но очевидно, что грамотность была уже массовым явлением.

В 1687 г. в Москве была создана  Славяно-греко-латинская академия. При создании в ней было 76 учеников (не считая подготовительного класса, или "школы словенского книжного писания"), в том числе священники, дьяконы, монахи, князья, спальники, стольники  и "всякого чина москвичи" вплоть до челядинцев (слуг) и сына конюха. Славяно-греко-латинская академия — первое высшее общеобразовательное учебное заведение в Москве. Она была создана  как всесословное учебное заведение под именем Эллино-греческой академии на основе школы при Богоявленском монастыре. Инициатива организации академии принадлежала Симеону Полоцкому, составившему в 1680 году «Академический привилей» (учредительную грамоту), в котором были определены задачи, содержание, формы обучения и права академии. Академия готовила образованных людей для государственной службы и церкви, осуществляла цензуру книг духовного содержания и суд над отступниками от православия. В XVII в. в академии, объединявшей черты высшей и средней школы, преподавались греческий, латинский и славянский языки, «семь свободных искусств», богословие — основное внимание уделялось греческому языку. 

 Академия содействовала  распространению общего образования  в России. В ней учились дети  не только знати, приказного  дьячества, служителей церкви, купечества, но и кабальных людей — русские, украинцы, белорусы, греки, македонцы, грузины и другие (первоначально около 100 чел., в начале XVIII в. — 600 чел., в начале XIX в. — свыше 1600 чел.). Из академии наряду с крупнейшими руководителями православной церкви вышли многие видные деятели русской культуры XVII—XVIII вв.: Ф. П. Поликарпов-Орлов, К. Истомин, В. К. Тредиаковский, П. В. Постников, Л. Ф. Магницкий, первые профессора Московского университета Н. Н. Поповский и А. А. Барсов; в 1731—35 в академии учился М. В. Ломоносов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.  XIII ВЕК – ЭТАП ЗАРОЖДЕНИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В РОССИИ

2.1 Преобразования  Петра I в сфере образования

      В петровскую  эпоху стали создаваться новые  учебные заведения, прежде всего  военной направленности. Вернувшись  из своего первого путешествия  по Европе, Петр I решил открыть в Преображенском полку военную школу. Учебное подразделение было образовано в составе бомбардирской роты, где обучалось 48 штатных учеников-кадет. Занятия начались в 1898 г. Теория подкреплялась практической службой и обязательными стрельбами. Срок обучения установлен не был, а зависел от усвоения учениками своих будущих должностных обязанностей. Царь ПетрI принимал непосредственное участие не только в создании, но и в развитии учебного подразделения Преображенского полка, командиром (полковником) которого являлся. Он лично следил за ходом преподавания наук в бомбардирской роте, поощрял лучших учеников, присутствовал на экзаменах и стрельбах. Согласно приказу Петра I от 31 октября 1701 г. в бомбардирскую роту Преображенского полка могли добровольно поступать в солдаты «всяких чинов люди».

Информация о работе Развитие образования в России