Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 20:51, курсовая работа
Образование определяет положение государства в современном мире и человека в обществе. Социально-экономическое и духовное развитие любого общества во многом определяется состоянием в нем образования и воспитания. Именно эта сфера человеческой деятельности оказывает решающую роль в разработке научной политики, оптимальной модели реформирования общественных отношений, формирования образа жизни людей.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СТАВРОПОЛЬСКИЙ
Экономический факультет
КУРСОВАЯ РАБОТА
РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
Курсовая работа студентки 2 курса, специальности «социальная работа»
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук, доцент
Дата_____________________
Оценка___________________
Ставрополь, 2010
Введение
Образование определяет положение
государства в современном мире
и человека в обществе. Социально-экономическое
и духовное развитие любого общества
во многом определяется состоянием в
нем образования и воспитания.
Именно эта сфера человеческой деятельности
оказывает решающую роль в разработке
научной политики, оптимальной модели
реформирования общественных отношений,
формирования образа жизни людей.
Отечественное образование имеет глубокие
исторические традиции, признанные достижения:
в XX в. Россия стала страной всеобщей грамотности,
первой вышла в космос, достигла передовых
позиций во всех областях фундаментальной
науки, существенно обогатила мировую
культуру. Для России это было время надежд
и разочарований, приобретений и утрат.
В решении задач образования отчетливо
проступили позитивные и негативные тенденции
и противоречия. Постепенно вызревали
объективные и субъективные предпосылки
перестройки процесса обучения и воспитания.
Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена потребностью объективного освещения причин высокого подъема искусства, архитектуры, литературы, философской мысли и всей культурной жизни России с древнейших времён по сегодняшний день. Данная тема актуальна и потому, что сейчас необходимо изучать историю образования, так как она является важной составляющей истории России. История человечества свидетельствует, что образование и общество неотделимы. Все глобальные проблемы (экономические, социальные, политические, культурологические, демографические, экологические и др.), с которыми сталкивается общество, так или иначе сказываются на сфере образования.
История школы и образования в целом остается до сих пор менее изученной частью культуры (особенно Древней Руси). Особенность информации по вопросам грамотности и образованности русских людей состоит в том, что она рассредоточена по разным документам, не систематизирована, представлена преимущественно фрагментарно и не является для авторов предметом специального исследования.
Объект исследования — образование в России. Предметом исследования является процесс зарождения и развития системы образования в России.
Хронологические рамки исследования – IX-XXI вв.
Цель курсовой работы - на основе разнообразных исторических источников, работ крупнейших специалистов и проведенного исследования, сформировать целостное представление о сложившейся в Древней Руси системе образования и ее дальнейшее развитие. В работе рассматривается эволюция образования в России как единый диалектический процесс. Разрозненные факты и события приводятся в единую систему, применяется системный подход к изучению историко-социального аспекта отечественной системы образования.
Задачи курсовой работы:
При исследовании данной темы были использованы следующие методы исторического исследования: историко-генетический метод, который позволяет изучать исторические явления и событии в развитии, осуществить последовательное раскрытие свойств, функций, изменений изучаемой реальности в процессе ее исторического движения, выявить причинно-следственные связи; историко-сравнительный метод, основывающийся на сравнении, в процессе которого открывается возможность для объяснения исторических фактов, раскрытия их сущности; историко-системный метод, предполагающий рассмотрение исторических явлений как целостных систем. Также были использованы общенаучные методы, например: хронологический метод, дающий возможность рассматривать явления и события во временной последовательности, и др.
Глава 1. ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В КИЕВСКОЙ РУСИ И РУССКОМ ГОСУДАРСТВЕ (ДО XIII ВЕКА)
1.1 Зарождение образования в Древней Руси
История российского образования уходит в глубину веков. Особую роль в истории образования имеет появление письменности. По замечанию Л.П. Якубинского, письменность возникла в Киевской Руси прежде всего потому, что для этого создались внутренние предпосылки в развитии киевского общества.1 Целый ряд учёных (С.П.Обнорский, Д.С.Лихачёв и др.) указывали, что имеются неоспоримые свидетельства о наличии письменности у восточных славян задолго до крещения Руси. Черноризец Храбр в своих сказаниях «О письменах», датируемых концом IX - началом X в., писал «прежде убо словене, не имеху книг, но «чертами» и «резами» и гьтеху и гадаху», а после крещения они «римскими и гречьскими письмены нуждаахуся словенску речь без устроениа», т.е. он сообщает, что, пока славяне были язычниками, они пользовались в качестве письменности какими-то «чертами» и «резами», а после принятия христианства они стали применять латинские и греческие буквы. «Чертами» и «резами» можно было пользоваться как символами для обозначения определённых языческих понятий, но они стали непригодны с принятием христианства, и славяне по необходимости перешли на латинский и греческий алфавит. Неизвестно, когда старославянский язык и кириллический алфавит переносится на Русь. Во всяком случае, кириллической азбукой восточные славяне пользовались уже в X в. (гнёздовская находка2, монеты3, цилиндры-замки4, Новгородская псалтырь5, найденная в 2000 г.).
Значительным культурным
переворотом было введение единой письменности.
Принятие христианства способствовало
становлению городской
Найдены многочисленные берестяные
грамоты XI-XIII вв., причем не только в
Великом Новгороде, но и в других
древнерусских городах; по их содержанию
видно, что их авторами были люди самого
различного социального положения,
в том числе купцы, ремесленники,
даже крестьяне, встречались и грамоты,
написанные женщинами. Сохранилась
даже грамота, служившая ребенку
школьной тетрадкой. Есть и другие как
прямые, так и косвенные свидетельства
относительно широкого распространения
грамотности в Древней Руси. До
нас дошли сведения, что на территории
Древней Руси издавна существовали
центры создания рукописной книги. Для
новгородского посадника
С татаро-монгольским нашествием прекращают существование не только многие города, поселения, укрепленные поселки, но и обрывается этап блестящего расцвета русской культуры. Нашествие вызвало глубокие потрясения в политической, экономической и культурной жизни страны, во многом затормозило ее движение вперед. Упадок культурной жизни Древней Руси в результате татаро-монгольского нашествия (как известно, в это время погибла большая часть древнерусских рукописей) отразился и на образовании. Из в основном светского оно стало почти исключительно духовным (монастырским). Именно православные монастыри сыграли в это время (XIII-XV вв.) роль хранителей и распространителей российского образования.
1.2 Развитие
школы в русском
Укрепление Московского государства повлекло за собой и подъем образования. Стали возникать многочисленные приходские и частные школы, где обучались грамоте и счету дети не только духовенства, но и ремесленников и купцов. Была создана и закреплена решениями Стоглавого собора (1551 г.) система православного образования. После объединения русских княжеств в централизованное Русское государство (конец 15 — начало 16 вв.) увеличивается число школ при церквах и монастырях. Развитию просвещения способствовало распространение книгопечатания с 16 в. (см. раздел Печать). Первый славяно-русский букварь напечатан Иваном Федоровым в 1574.
В XVI-XVII вв. центрами просвещения в восточнославянских землях были Украина и Белоруссия. В борьбе против политического и идеологического (в особенности религиозного) наступления Польши украинские и белорусские просветители основывали так называемые «братские школы», тесно связанные с национально-освободительным движением. На Украине и в Белоруссии возникали типографии, где создавались и издавались учебники.
С середины XVII в. в Москве
стали открываться школы, созданные
по образцу европейских
В это время произошли и важные изменения в методике начального обучения. Буквослагательный метод обучения грамоте сменился звуковым. Вместо буквенного обозначения цифр (буквами кириллического алфавита) стали использоваться арабские цифры. В буквари вошли связные тексты для чтения, например, псалмы. Появились «азбуковники», т.е. толковые словари для учащихся. Грамматика Мелетия Смотрицкого появилась в 1648 году. И буквари, и грамматика описывали не живой разговорный русский язык, а литературный старославянский (церковно-славянский). Преподавалась практическая геометрия, астрономия. Очень высок был интерес к истории. В XVII веке появились первые учебники риторики и логики. На Руси издавалось до 2,5 тысяч экземпляров букварей ежегодно плюс три тысячи Часословов и полторы тысячи Псалтырей. Конечно, на 16 миллионов населения России это число невелико, но очевидно, что грамотность была уже массовым явлением.
В 1687 г. в Москве была создана
Славяно-греко-латинская
Академия содействовала
распространению общего
Глава 2. XIII ВЕК – ЭТАП ЗАРОЖДЕНИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В РОССИИ
2.1 Преобразования Петра I в сфере образования
В петровскую
эпоху стали создаваться новые
учебные заведения, прежде