Развитие образования в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 20:51, курсовая работа

Краткое описание

Образование определяет положение государства в современном мире и человека в обществе. Социально-экономическое и духовное развитие любого общества во многом определяется состоянием в нем образования и воспитания. Именно эта сфера человеческой деятельности оказывает решающую роль в разработке научной политики, оптимальной модели реформирования общественных отношений, формирования образа жизни людей.

Файлы: 1 файл

введение.docx

— 94.56 Кб (Скачать)

    Таким образом,  в первой четверти XVIII века в России начала складываться государственная система образования молодежи. Это создало определенные предпосылки для открытия светских высших учебных заведений. Так, 28 января 1724 г. Сенат своим указом утвердил проект учреждения в Петербурге Академии наук и художеств.

Экономическое и социально-политическое развитие Российской империи в середине XVIII века требовало значительного  числа образованных людей. Петербургский  академический университет, военно-учебные  заведения и профессиональные школы  не в полной мере удовлетворяли потребности  государства в отечественных  специалистах. В связи с этими обстоятельствами 26 апреля 1755 г. состоялось торжественное открытие Московского университета и двух его гимназий. Во второй половине XVIII века в Российской империи началось бурное развитие горного дела, что породило нужду в квалифицированных специалистах. Так, 28 июня 1774 г. состоялось открытие Горного училища – первого инженерного ВУЗа в России.

В XVIII — середине XIX вв. были заложены основы современного европейского образования в России. Реформы Петра носили не только политический, но и просветительский характер. С его именем связано приобщение российской школы к европейской культуре.

В 1802 г. организовано первое в России министерство народного  просвещения. В первые годы после принятия Манифеста 1762 г., освободившего дворян от обязательной службы свыше 20% военных перешло в статскую службу. Возникла потребность в создании специальных учебных заведений, дающих молодому поколению дворян общее гуманитарное образование на родине, а не в Европе. С 1811 г. начала развиваться сеть учебных заведений смешанного типа с классами гимназического курса и высших учебных заведений – лицеев (Царскосельский лицей, Ришельевский в Одессе), готовивших молодых дворян к статской службе. Вместе с тем начала развиваться сеть высших учебных заведений.

В период царствования императора Николая I Россия нуждалась в специалистах самых разных областей хозяйствования. Поэтому встал вопрос о расширении сети учебных заведений прикладного  характера, в том числе высших. Так в 1828 г. основаны Санкт-Петербургский  технологический институт, Горный институт, в 1835 г. открыто Училище Гражданских  инженеров, в 1848 г. – Лесотехнический  институт и др.

Во второй половине XIX века нравственный климат в обществе существенно изменился в связи с отменой крепостного права в 1861 г. Русские университеты середины века давали молодому поколению не только образование и профессию, но, прежде всего, готовили ученых. Впервые в истории России был остро поставлен вопрос о женском образовании, которое к середине века пришло в полное противоречие с требованиями жизни, существовавшего в основном как система закрытого привилегированного женского образования косного и узкосословного характера, оторванного от русской культуры и реальной жизни иноязычного обучения. В 1858 г. открыты Женские училища – средние учебные заведения с семилетним сроком обучения.

Русская общественность во главе с Александром III занялась делами просвещения. В 60-е гг. XIX в. появились учреждения и организации, деятельность которых была направлена на распространение знаний среди народных масс. Важное значение для развития русской науки имели съезды ученых. В пореформенный период больше внимания стало уделяться и педагогическому образованию. Получили распространение  4-6-недельные педагогические курсы повышения квалификации  учителей начальной школы. К.Д.Ушинский разработал план  подготовки учителей начальной школы. К концу XIX века государственная политика в сфере образования была направлена на широкую поддержку образования и науки. Поддерживались десятки тысяч исследователей, научных обществ, лабораторий.

Начало XX века - это время  усвоения российским образованием глобальных педагогических идей. Речь идет в первую очередь о педоцентризме - развороте  образовательного процесса в сторону  ребенка. Одновременно происходило  и проникновение комплекса психолого-педагогических знаний, интегрированных тогда в  новую и очень модную дисциплину "педологию", или науку о  ребенке.  
В это время заявили о себе, пожалуй, все основные типы образовательных учреждений. Наряду с традиционными - гимназиями, лицеями, прогимназиями, начальными училищами, земскими и церковно-приходскими школами, начинают возникать школы нового типа.

 Первая мировая война остро поставила вопрос о создании в России русской национальной школы, а также о решительном повороте в содержании образования к «патриотическим предметам» - истории, литературе, географии наравне с предметами техническими.

Октябрьская революция дезорганизовала  систему образования, особенно среднюю  и высшую школу. Однако, несмотря на все жестокие потрясения, школа выжила и даже обновлялась, пусть и не всегда в лучшую сторону. На смену доминировавшей прежде парадигме «школы учебы» стала приходить новая образовательная парадигма – «школа труда».

После Октябрьской революции  упраздняются духовные и частные  учебные заведения, школа отделяется от церкви. Уже в конце 1917 г. начала проводиться национализация всех типов  учебных заведений. Школа была объявлена  не только единой и трудовой, но и  бесплатной, общеобязательной и общедоступной. Была заявлена преемственность ступеней образования, обеспечивалось равенство  возможностей образования. Гимназии, реальные училища, церковно-приходские школы  преобразуются в единую трудовую школу I и II ступеней. Кроме того, организуются различные краткосрочные образовательные  курсы, школы-клубы, школы для работающих подростков. В 1918 г. — открыт первый советский детский сад. В 1919 г. при Институте народного хозяйства и Московском университете организованы первые рабфаки. Российское образование 20-х гг. было ярко идеологически ориентированным. Школа рассматривалась как орудие коммунистического перерождения общества.

В 1928 году были не заняты около  четверти вакансий профессоров и  ассистентов. Это произошло в результате ликвидации старых, «буржуазных» специалистов, дабы исключить их «дурное» влияние на образование. Был ограничен прием студентов - дети дворян, духовенства и буржуазии в вузы вообще не принимались, строго проверялись социальное происхождение и «политическая грамотность» студентов и абитуриентов.

В 50-60-х гг. продолжался  процесс увеличения числа средних  школ за счет начальных и неполных средних (в это время они уже  были не семилетними, а восьмилетними). Открылись школы с углубленным  изучением ряда предметов (так называемые спецшколы), прежде всего - иностранных  языков и математики. Негативные тенденции  в российском образовании, проявлявшиеся  уже в 30-х гг., к началу 80-х все  больше укреплялись. Стало падать качество обучения, особенно в маленьких городах  и сельских местностях.

В то же время в российской педагогике и педагогической психологии появлялись и укреплялись прогрессивные  тенденции. В 60-70-х гг. огромное влияние  на школу оказали идеи директора  сельской школы на Украине Василия  Александровича Сухомлинского, призывавшего к формированию «мыслящих личностей» и к утверждению в школе  гуманистической педагогики. Для  Сухомлинского главной целью  воспитания было свободное развитие ребенка как активной личности.

Реформа конца 80-х гг. XX в. провозглашала принципы демократизации образования, его многоукладность, вариативность и альтернативность и др. Параллельно с реформой среднего образования в конце 80-90-х гг. осуществлялась и реформа высшего образования. Ее основным содержанием были гуманизация и фундаментализация образовательных программ, рационализация и децентрализация управления вузами, диверсификация образования и введение его многоуровневой структуры, дальнейшее развитие демократизации и самоуправления в вузах. Однако эта реформа осталась не доведенной до логического конца. После 1985-го, а особенно после 1991 г. резко изменилось к лучшему положение с национальным образованием. Многие языки народов РФ, ранее бывшие бесписьменными, получили письменность и стали предметом обучения в школах. Благодаря введению так называемого национально-регионального компонента содержания школьного образования стало возможным обучать детей истории и культуре народа (региона). Изменения в системе образования были закреплены в «Законе об образовании» 1992г.

После распада Советского Союза по данным Госкомстата наблюдаются  устойчивые тенденции роста числа  образованных молодых людей, числа  высших учебных заведений. Однако по показателям обеспеченности бюджетными ресурсами среднее образование в России сталкивается с серьезным недофинансированием.

Сегодня в России существует  автономная система образования, имеющая  относительную самостоятельность. Образование способно оказывать  активное воздействие на функционирование и развитие общества. Образование  всегда было и остается неотъемлемой и важной сферой человеческой деятельности. В этой области заняты одновременно около миллиарда учащихся и пятидесяти миллионов педагогов. Являясь фактором социально-экономического прогресса, образование относится к приоритетным аспектам политики государства.

От уровня образования  напрямую зависит качество трудовых ресурсов, а, следовательно, и состояние  экономики, промышленности, производства. Образование выступает фактором воспроизводства социально-профессиональной структуры общества. Система образования  формирует гражданина, тем самым  оказывает воздействие на политическую сферу общественной жизни. Через  культурно-воспитательную функцию  образование оказывает влияние  на духовную жизнь общества. Формирование общей культуры является условием любой  профессиональной подготовки в будущем, создает условия и предпосылки  для социальной мобильности человека или социальной группы, сохраняет  и передает культурное достояние  общества из поколения в поколение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

  1. Авдусин Д.А., Тихомиров М.Н. Древнейшая русская надпись.-Вестник АН СССР. - 1950. - №4;
  2. Белявский М. Т.-сост. Дворянская Империя XVIII в.: Сборник документов.-М., 1960;
  3. Веселаго Ф.Ф. Очерк русской морской истории. СПб.1875.Т.1;
  4. Валлатон А. Александр I.  Пер. с франц. – М.:Прогресс, 1966;
  5. Днепров Э. Д. Модернизация российского образования: документы и материалы.-М., 2002;
  6. Документы и материалы по истории Московского университета второй половины XVIII века. М. 1960. Т. 1;
  7. Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-I "Об образовании";
  8. Забелин И.Е. Материалы для истории археологии и статистики г. Москвы. М.1884. Т.1;
  9. Зализняк А.А., Янин В.Л. Новгородская псалтырь начала XI в. - древнейшая книга Руси//Вестник РАН. - T.7I.-№3.-2001;
  10. Козлова И. В. Утверждение абсолютизма в России. – 1977, № 4;
  11. Каиров И.А.-Глав. Ред. Высшие женские курсы.  Педагогическая энциклопедия в 4-х томах. Т. 1 – М.: Советская энциклопедия, 1964;
  12. Лаврентьевская летопись. (Полное собрание русских летописей. Том первый). Ленинград, 1926—1928;
  13. Лалаев М.С. Исторический очерк военно-учебных заведений. СПб.1880. Ч.1-2;
  14. Ленин В. И. Полное собрание сочинений, Т. 38, Т. 41;
  15. Народное хозяйство СССР. 1922-1972гг.: Юбилейный стат. ежегодник. – М.: Статистика, 1972;
  16. Пархоменко И.Т., Радугин А.А. Культурология.- М.:«Центр», 2001;
  17. Полное собрание законов Российской империи. СПб. 1830.Т.5, Т. 7;
  18. Русский биографический словарь. СПб. 1905. Т. 6;
  19. Смирнов С. С. История Московской славяно-греко-латинской академии. - М., 1855;
  20. Собрание биографий: Русские поэты ХХ века, Издательство Урал Л.Т.Д., 2001;
  21. Сотникова М.П., Спасский И.Г. Тысячелетие древнейших монет России. Сводный каталог русских монет X - XII вв.-Л., 1983;
  22. Ушинский К.Д. Т.З;
  23. Якубинский Л.П. История древнерусского языка. - М., 1953;
  24. Янин В.Л., Рыбина Е.А. Открытие древнего Новгорода/Путешествие в древность. - М, 1983.

1 Якубинский Л.П. История древнерусского языка. - М., 1953. - с.89

2 Авдусин Д.А., Тихомиров М.Н. Древнейшая русская надпись. - Вестник АН СССР. - 1950. - №4. - с.71-72.

3 Сотникова М.П., Спасский И.Г. Тысячелетие древнейших монет России//Сводный каталог русских монет X - XII вв.-Л., 1983.

4 Янин В.Л., Рыбина Е.А. Открытие древнего Новгорода/Путешествие в древность. - М, 1983. - с. 141.

5 Зализняк А.А., Янин В.Л. Новгородская псалтырь начала XI в. - древнейшая книга Руси//Вестник РАН. - T.7I.-№3.-2001.-с.202-210.

6 Пархоменко И.Т., Радугин А.А. Культурология, «Центр», 2001, с.283.

7 Забелин И.Е. Материалы для истории археологии и статистики г. Москвы. М.1884. Т.1.с.1114

8 Веселаго Ф.Ф. Очерк русской морской истории. СПб.1875.Т.1.с.591

9 Полное собрание законов Российской империи. СПб. 1830.Т.5.№2937

10 Лалаев М.С. Исторический очерк военно-учебных заведений. СПб.1880. Ч.1-2.с.10.

11 Полное собрание законов Российской империи. СПб.  1830. Т. 7. № 4443. §3

12 Документы и материалы по истории Московского университета второй половины XVIII века. М. 1960. Т. 1. с. 151

13 Русский биографический словарь. СПб. 1905. Т. 6. с. 231-232

14 Манифест о даровании вольности и свободы всему российскому дворянству от 18.02.1762 г. Дворянская империя XVIII в. [Основные законодательные акты]: Сборник документов. Сост. М. Т. Белявский.–М., 1960. – с. 224

15 Козлова И. В. Утверждение абсолютизма в России. – 1977, № 4. – с. 178

16 Валлатон А. Александр I.  Пер. с франц. – М.:Прогресс, 1966. – с. 303

17 Ушинский К.Д. Т.З  - с.320

18 Народное хозяйство СССР. 1922-1972гг.: Юбилейный стат. ежегодник. – М.: Статистика, 1972. – с. 848

19 Ленин В. И. Полное собрание сочинений, Т. 38, с. 431

20 Ленин В. И. Полное собрание сочинений, Т. 41, с. 33

21 Собрание биографий: Русские поэты ХХ века, Издательство Урал Л.Т.Д., 2001

22 Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-I "Об образовании"

23 Развитие системы образования в России. Вестник Русского экономического общества, № 127, 2004г.


Информация о работе Развитие образования в России