Развитие образования в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 20:51, курсовая работа

Краткое описание

Образование определяет положение государства в современном мире и человека в обществе. Социально-экономическое и духовное развитие любого общества во многом определяется состоянием в нем образования и воспитания. Именно эта сфера человеческой деятельности оказывает решающую роль в разработке научной политики, оптимальной модели реформирования общественных отношений, формирования образа жизни людей.

Файлы: 1 файл

введение.docx

— 94.56 Кб (Скачать)

Дальнейшее развитие горного  дела в России требовало все большего числа инженеров, поэтому встал  вопрос о расширении приема в вуз. При училище был создан гимназический  класс, который в течение нескольких лет готовил мальчиков для  последующего обучения по программе  инженерного вуза. Это позволило  уже в 80-е гг. XVIII века отказаться от приема в Горное училище студентов Московского университета. До конца века училище подготовило несколько десятков квалифицированных горных инженеров, среди которых выделялись А.Ф. Дерябин, М.И. Логинов, Е.И. Мечников, В.Ю. Соймонов и П.К. Фролов.

В конце XVIII века плата за обучение пансионеров была увеличена до 200 руб. в год, однако желавших поступить в горное училище стало все больше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В XIX ВЕКЕ

3.1 Развитие образования  в первой половине XIX века

Реформы системы образования  проводились каждым русским императором XIX века. Первая четверть XIX века ознаменовалась широкими реформами в сфере образования, сделанными императором Александром I. В 1802 г. организовано первое в России министерство народного просвещения.  Главной задачей Министерства было закрепление народным образованием политического состава общества. Так же оно должно было оберегать  самобытность и нравственный строй  народа от иноземного влияния, не отвергая при этом научные достижения других стран. Школьная реформа 1804 г. обеспечила преемственность между всеми  звеньями системы образования. Одногодичная начальная школа (приходская) готовила молодое поколение к поступлению  в 2-летнее уездное училище; уездные  училища готовили учащихся «всякого звания» для поступления в  гимназии; те в свою очередь - к поступлению  в университеты. Однако реформа 1804 г. обошла стороной вопрос о женском  образовании, которое продолжало развиваться вне общей системы народного образования. Для развития женского образования в России, особенно в первой половине XIX века, характерно стремление утвердить сословную организацию женских школ.

В первые годы после принятия Манифеста 1762 г.14, освободившего дворян от обязательной службы свыше 20% военных перешло в статскую службу15. Возникла потребность в создании специальных учебных заведений, дающих молодому поколению дворян общее гуманитарное образование на родине, а не в Европе. С 1811 г. начала развиваться сеть учебных заведений смешанного типа с классами гимназического курса и высших учебных заведений – лицеев (Царскосельский лицей, Ришельевский в Одессе), готовивших молодых дворян к статской службе. Вместе с тем начала развиваться сеть высших учебных заведений, целью которых по-прежнему оставалось решение практических задач, развитие наук, подготовка всесторонне развитого молодого поколения к созидательному труду. Выбор высшего образования в первой четверти XIX века был не только выбором профессии, но и гражданской позиции.

В связи с революционными ситуациями в Европе Александр I приостановил либеральные начинания и учредил строгий надзор за университетами и всей системой образования. Вследствие этого резко уменьшилось число студентов. Так в Казанском университете осталось 50 слушателей, а в Санкт-Петербургском всего 4016.

В период царствования императора Николая I Россия нуждалась в специалистах самых разных областей хозяйствования. Поэтому встал вопрос о расширении сети учебных заведений прикладного  характера, в том числе высших. Так в 1828 г. основаны Санкт-Петербургский  технологический институт, Горный институт, в 1835 г. открыто Училище Гражданских  инженеров, в 1848 г. – Лесотехнический  институт и др. На решение основного  вопроса были направлены и реформы  в сфере начального и среднего образования. Реформой 1828 г. Приходские школы, дающие возможность представителям любого сословия продолжить образование  в уездных училищах, были реорганизованы в одно- или двухгодичные школы  для низших слоев населения. В  таком виде они существовали до 1864 г. В этом же году был принят новый  Устав уездных училищ, который  утвердил их реорганизацию в трехлетний курс для детей купцов, мещан и  мелких служащих. Реформы 1828 г. имели  негативные последствия для всей системы образования России. Одно из них – частичное упразднение  связи между всеми звеньями системы  образования. Желание сориентировать молодежь на получение конкретной профессии  на деле вылилось в установление жестких  образовательных рамок.

Строгий надзор за всей системой образования, введенный Александром I, был усилен. Особенно это коснулось  университетов, считавшихся «воспитателями вольномыслия». В 1835 г. был принят новый общий устав университетов. С одной стороны, по новому уставу значительно увеличивалось число кафедр и профессоров, предусматривалось открытие новых университетов и факультетов. С другой стороны, упразднялись университетские суды и  утверждалось управление университетами попечителями учебных округов. Таким образом, университеты практически лишились элементов самоуправления, утвержденных уставом 1804 года. Жесткий надзор выражался так же в запрещении изучения в университетах трудов современных философов. Государство прекратило посылку молодых людей на учебу в Европе не только для получения высшего образования, но и для его совершенствования. В 1849 г. административный контроль над университетами усилился. Правила приема в университеты ужесточились, был ограничен прием студентов, повышена плата за слушание лекций. Таким образом, доступ к получению высшего образования для значительного числа молодых людей был затруднен.

3.2  Развитие  образования во второй половине  XIX века

Во второй половине XIX века нравственный климат в обществе существенно  изменился. Крестьянская реформа 19 февраля 1861 года устранила «безнравственное и бесправное» отношение человека к человеку. Передовые общественные деятели того времени рассматривали  отмену крепостного права как  важнейшее условие для дальнейшего развития  народа и страны. «Наше время, - писал К.Д.Ушинский, - во многих отношениях важнее Петровых преобразований: тогда энергетический гений употребил усилие, чтобы пробудить к деятельности народ; теперь проснувшиеся и получившие свободу народные силы сами требуют деятельности»17.

Русские университеты середины века давали молодому поколению не только образование и профессию, но, прежде всего, готовили ученых. Впервые  в истории России был остро  поставлен вопрос о женском образовании, которое к середине века пришло в  полное противоречие с требованиями жизни, существовавшего в основном как система закрытого привилегированного женского образования косного и узкосословного характера, оторванного от русской культуры и реальной жизни иноязычного обучения. В 1858 г. открыты Женские училища – средние учебные заведения с семилетним сроком обучения. Эти заведения относились к Ведомству учреждений императрицы Марии, в 1862 г. переименованы в Мариинские женские гимназии, позже прогимназии, существовавшие до 1917 г. Сеть женских гимназий и прогимназий быстро расширялась: к 1880 г. в России было 79 женских гимназий.

 Русская общественность  во главе с Александром III занялась делами просвещения. В 60-е гг. XIX в. появились учреждения и организации, деятельность которых была направлена на распространение знаний среди народных масс. По инициативе  передовой интеллигенции, главным образом студенческой молодежи, в середине ХIХ в. возникли воскресные школы - образовательные школы для взрослых крестьян, ремесленников и т.п.; были созданы первые народные библиотеки и читальни. Одной из наиболее распространенных форм популяризации общеобразовательных,  профессиональных и прикладных знаний стали народные чтения. Большое значение для развития народного просвещения  имела организация педагогических музеев. Одним из первых не  только в России, но и во всем мире был Педагогический музей  военно-учебных заведений в Соляном городке в Петербурге, созданный в 1864 г. В пореформенный период оживилась издательская деятельность. Появились первые  педагогические журналы («Журнал для воспитания», «Учитель»,  «Русский педагогический вестник», «Семья и школа» и др.). В 60-е годы непосредственная связь русских ученых с европейской научной жизнью была восстановлена. Более активной  стала деятельность Петербургской академии наук. В 1862-1863  гг. было отправлено за границу свыше 60 человек, готовившихся к занятию профессорских кафедр по всевозможным специальностям. В 1863 г. был принят новый университетский устав, согласно которому университеты рассматривались не только как высшие учебные заведения, но и как носители науки и просвещения,  как посредники между наукой и обществом. Университетам была возвращена автономия. Расширился  объем    университетского    образования, появилась научная специализация, вводились   новые научные дисциплины. Университетская реформа создала благоприятные условия для развития высшей школы, а тем самым и для развития науки.  Следствием этого явилась организация научных обществ, оказавших огромное влияние на развитие русской науки.

В 1863 г. было организовано Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете, к концу 60-х гг. общества естествоиспытателей были созданы при Петербургском, Киевском, Харьковском, Казанском и Новороссийском университетах. В 1867 г. в Петербурге прошел первый съезд естествоиспытателей. Задачами обществ естествоиспытателей были не только пропаганда и развитие естественных наук, проведение научных исследований, но и организация экспедиций по изучению России. Научные съезды, начавшиеся проводиться с 1867 г., способствовали объединению ученых разных специальностей. Позже были организованы научные общества в области гуманитарных наук.

Важное значение для развития русской науки имели съезды ученых. Первым был съезд естествоиспытателей, состоявшийся в 1867 г. в Петербурге. С этого времени съезды ученых различных специальностей стали мощным двигателем научного  прогресса. Особую роль в развитии педагогической мысли, в совершенствовании методов воспитания и обучения играли учительские съезды. Первый учительский съезд состоялся в 1867 г.  в Александровском уезде Екатеринославской губернии. В 1870  г. проходил съезд учителей в Симферополе; в его работе принимал участие К.Д.Ушинский. Съезд при Всероссийской политехнической выставке в 1872 году собрал около 700 участников,  перед которыми выступили видные педагоги и методисты.

В пореформенный период больше внимания стало уделяться и педагогическому образованию. Получили распространение  4-6-недельные педагогические курсы повышения квалификации  учителей начальной школы. К.Д.Ушинский разработал план  подготовки учителей начальной школы. По этому плану строили работу все земские учительские семинарии и школы. Он же  высказал идею создания в университетах педагогических факультетов. Все это стимулировало внимание к улучшению педагогического образования. В 1867 г. в Петербурге и в 1875 г. в Нежине были открыты историко-филологические институты для подготовки учителей средней школы. За четыре года обучения они  давали основательную педагогическую и методическую подготовку. Учителей для женских средних учебных заведений и младших классов мужских средних школ стали также готовить открывшиеся в 60-70-е годы высшие женские курсы.

К концу XIX века государственная  политика в сфере образования  была направлена на широкую поддержку образования и науки. Поддерживались десятки тысяч исследователей, научных обществ, лабораторий. С середины 1890-х гг. делались опыты чтения публичных университетских курсов в столицах и провинциальных городах. К концу XIX века в России было более 60 государственных вузов, в том числе 11 крупных университетов c очными отделениями. Однако перепись населения 1897 г. зафиксировала отставание России от передовых стран Запада в сфере народного образования минимум на сто лет – в 50 губерниях Европейской России лишь 28,4% населения в возрасте от 9 до 49 лет составляли грамотные18.

3.3  Высшие женские  курсы

Высшие женские курсы  — высшие учебные заведения для  женщин в дореволюционной России. Они возникли под влиянием демократического движения 60-х годов XIX века.

В 1863 году в ответ на запрос Министерства народного просвещения  большинство университетов, за исключением  Московского и Дерптского, высказались  за предоставление женщинам права на высшее образование. Несмотря на это, по университетскому уставу 1863 года доступ в университеты женщинам разрешен не был. Многие русские женщины получали высшее образование в Цюрихе.

Первые женские курсы  с разрешения правительства были открыты в 1869 году (Аларчинские курсы  в Петербурге и Лубянские — в Москве). За деятельностью женских курсов был установлен надзор. В 1872 году были открыты Высшие женские медицинские курсы при Медико-хирургической академии в Петербурге и Высшие женские курсы профессора Московского университета В. Н. Герье в Москве. Открывшиеся в 1876 году в Казани и в 1878 году в Киеве Высшие курсы для женщин имели по два факультета: физико-математический и историко-филологический. В 1878 году в Петербурге кружком прогрессивной интеллигенции во главе с ученым и общественным деятелем А. К. Бекетовым были учреждены Бестужевские высшие женские курсы (названы по имени профессора русской истории К. Н. Бестужева-Рюмина, который был официальным учредителем курсов и возглавлял их в 1878—82 годах).

В период контрреформ Александра III, в 1881 году, царское правительство  предрешило закрытие всех женских курсов. В 1886 году по распоряжению Министерства народного просвещения прием  на Высшие женские курсы был прекращен, и несколько позже они были закрыты.

Возрождение высших женских  курсов оказалось связано с расширением  демократического движением конца XIX — начала XX века. В Петербурге и в Москве были восстановлены  некоторые женские курсы, стали  открываться новые, однако с целым  рядом ограничений. В Петербурге в 1904 году открылись Стебутовские высшие женские сельскохозяйственные курсы, в 1906 году — Женский политехникум, Историко-литературные и юридические  женские курсы Раева, Юридические  курсы Песковской, Естественно-научные  курсы Лохвицкой. В Москве были организованы Историко-филологические и юридические  курсы Полторацкой, Высшие женские  педагогические курсы, Высшие женские  медицинские курсы, Высшие женские  сельскохозяйственные курсы. В течение 1905—16 годов высшие женские курсы  были также созданы в Одессе, Харькове, Киеве, Варшаве, Дерпте, Казани, Тифлисе, Новочеркасске, Томске. Курсы не финансировались  правительством и существовали на благотворительные  средства и плату за обучение.

Информация о работе Развитие образования в России