Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 20:51, курсовая работа
Образование определяет положение государства в современном мире и человека в обществе. Социально-экономическое и духовное развитие любого общества во многом определяется состоянием в нем образования и воспитания. Именно эта сфера человеческой деятельности оказывает решающую роль в разработке научной политики, оптимальной модели реформирования общественных отношений, формирования образа жизни людей.
Дальнейшее развитие горного дела в России требовало все большего числа инженеров, поэтому встал вопрос о расширении приема в вуз. При училище был создан гимназический класс, который в течение нескольких лет готовил мальчиков для последующего обучения по программе инженерного вуза. Это позволило уже в 80-е гг. XVIII века отказаться от приема в Горное училище студентов Московского университета. До конца века училище подготовило несколько десятков квалифицированных горных инженеров, среди которых выделялись А.Ф. Дерябин, М.И. Логинов, Е.И. Мечников, В.Ю. Соймонов и П.К. Фролов.
В конце XVIII века плата за обучение пансионеров была увеличена до 200 руб. в год, однако желавших поступить в горное училище стало все больше.
Глава 3. РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В XIX ВЕКЕ
3.1 Развитие образования в первой половине XIX века
Реформы системы образования
проводились каждым русским императором
XIX века. Первая четверть XIX века ознаменовалась
широкими реформами в сфере образования,
сделанными императором Александром
I. В 1802 г. организовано первое в России
министерство народного просвещения.
Главной задачей Министерства было
закрепление народным образованием
политического состава
В первые годы после принятия Манифеста 1762 г.14, освободившего дворян от обязательной службы свыше 20% военных перешло в статскую службу15. Возникла потребность в создании специальных учебных заведений, дающих молодому поколению дворян общее гуманитарное образование на родине, а не в Европе. С 1811 г. начала развиваться сеть учебных заведений смешанного типа с классами гимназического курса и высших учебных заведений – лицеев (Царскосельский лицей, Ришельевский в Одессе), готовивших молодых дворян к статской службе. Вместе с тем начала развиваться сеть высших учебных заведений, целью которых по-прежнему оставалось решение практических задач, развитие наук, подготовка всесторонне развитого молодого поколения к созидательному труду. Выбор высшего образования в первой четверти XIX века был не только выбором профессии, но и гражданской позиции.
В связи с революционными ситуациями в Европе Александр I приостановил либеральные начинания и учредил строгий надзор за университетами и всей системой образования. Вследствие этого резко уменьшилось число студентов. Так в Казанском университете осталось 50 слушателей, а в Санкт-Петербургском всего 4016.
В период царствования императора Николая I Россия нуждалась в специалистах самых разных областей хозяйствования. Поэтому встал вопрос о расширении сети учебных заведений прикладного характера, в том числе высших. Так в 1828 г. основаны Санкт-Петербургский технологический институт, Горный институт, в 1835 г. открыто Училище Гражданских инженеров, в 1848 г. – Лесотехнический институт и др. На решение основного вопроса были направлены и реформы в сфере начального и среднего образования. Реформой 1828 г. Приходские школы, дающие возможность представителям любого сословия продолжить образование в уездных училищах, были реорганизованы в одно- или двухгодичные школы для низших слоев населения. В таком виде они существовали до 1864 г. В этом же году был принят новый Устав уездных училищ, который утвердил их реорганизацию в трехлетний курс для детей купцов, мещан и мелких служащих. Реформы 1828 г. имели негативные последствия для всей системы образования России. Одно из них – частичное упразднение связи между всеми звеньями системы образования. Желание сориентировать молодежь на получение конкретной профессии на деле вылилось в установление жестких образовательных рамок.
Строгий надзор за всей системой образования, введенный Александром I, был усилен. Особенно это коснулось университетов, считавшихся «воспитателями вольномыслия». В 1835 г. был принят новый общий устав университетов. С одной стороны, по новому уставу значительно увеличивалось число кафедр и профессоров, предусматривалось открытие новых университетов и факультетов. С другой стороны, упразднялись университетские суды и утверждалось управление университетами попечителями учебных округов. Таким образом, университеты практически лишились элементов самоуправления, утвержденных уставом 1804 года. Жесткий надзор выражался так же в запрещении изучения в университетах трудов современных философов. Государство прекратило посылку молодых людей на учебу в Европе не только для получения высшего образования, но и для его совершенствования. В 1849 г. административный контроль над университетами усилился. Правила приема в университеты ужесточились, был ограничен прием студентов, повышена плата за слушание лекций. Таким образом, доступ к получению высшего образования для значительного числа молодых людей был затруднен.
3.2 Развитие
образования во второй
Во второй половине XIX века
нравственный климат в обществе существенно
изменился. Крестьянская реформа 19 февраля
1861 года устранила «безнравственное
и бесправное» отношение
Русские университеты середины века давали молодому поколению не только образование и профессию, но, прежде всего, готовили ученых. Впервые в истории России был остро поставлен вопрос о женском образовании, которое к середине века пришло в полное противоречие с требованиями жизни, существовавшего в основном как система закрытого привилегированного женского образования косного и узкосословного характера, оторванного от русской культуры и реальной жизни иноязычного обучения. В 1858 г. открыты Женские училища – средние учебные заведения с семилетним сроком обучения. Эти заведения относились к Ведомству учреждений императрицы Марии, в 1862 г. переименованы в Мариинские женские гимназии, позже прогимназии, существовавшие до 1917 г. Сеть женских гимназий и прогимназий быстро расширялась: к 1880 г. в России было 79 женских гимназий.
Русская общественность во главе с Александром III занялась делами просвещения. В 60-е гг. XIX в. появились учреждения и организации, деятельность которых была направлена на распространение знаний среди народных масс. По инициативе передовой интеллигенции, главным образом студенческой молодежи, в середине ХIХ в. возникли воскресные школы - образовательные школы для взрослых крестьян, ремесленников и т.п.; были созданы первые народные библиотеки и читальни. Одной из наиболее распространенных форм популяризации общеобразовательных, профессиональных и прикладных знаний стали народные чтения. Большое значение для развития народного просвещения имела организация педагогических музеев. Одним из первых не только в России, но и во всем мире был Педагогический музей военно-учебных заведений в Соляном городке в Петербурге, созданный в 1864 г. В пореформенный период оживилась издательская деятельность. Появились первые педагогические журналы («Журнал для воспитания», «Учитель», «Русский педагогический вестник», «Семья и школа» и др.). В 60-е годы непосредственная связь русских ученых с европейской научной жизнью была восстановлена. Более активной стала деятельность Петербургской академии наук. В 1862-1863 гг. было отправлено за границу свыше 60 человек, готовившихся к занятию профессорских кафедр по всевозможным специальностям. В 1863 г. был принят новый университетский устав, согласно которому университеты рассматривались не только как высшие учебные заведения, но и как носители науки и просвещения, как посредники между наукой и обществом. Университетам была возвращена автономия. Расширился объем университетского образования, появилась научная специализация, вводились новые научные дисциплины. Университетская реформа создала благоприятные условия для развития высшей школы, а тем самым и для развития науки. Следствием этого явилась организация научных обществ, оказавших огромное влияние на развитие русской науки.
В 1863 г. было организовано Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете, к концу 60-х гг. общества естествоиспытателей были созданы при Петербургском, Киевском, Харьковском, Казанском и Новороссийском университетах. В 1867 г. в Петербурге прошел первый съезд естествоиспытателей. Задачами обществ естествоиспытателей были не только пропаганда и развитие естественных наук, проведение научных исследований, но и организация экспедиций по изучению России. Научные съезды, начавшиеся проводиться с 1867 г., способствовали объединению ученых разных специальностей. Позже были организованы научные общества в области гуманитарных наук.
Важное значение для развития русской науки имели съезды ученых. Первым был съезд естествоиспытателей, состоявшийся в 1867 г. в Петербурге. С этого времени съезды ученых различных специальностей стали мощным двигателем научного прогресса. Особую роль в развитии педагогической мысли, в совершенствовании методов воспитания и обучения играли учительские съезды. Первый учительский съезд состоялся в 1867 г. в Александровском уезде Екатеринославской губернии. В 1870 г. проходил съезд учителей в Симферополе; в его работе принимал участие К.Д.Ушинский. Съезд при Всероссийской политехнической выставке в 1872 году собрал около 700 участников, перед которыми выступили видные педагоги и методисты.
В пореформенный период больше
внимания стало уделяться и
К концу XIX века государственная политика в сфере образования была направлена на широкую поддержку образования и науки. Поддерживались десятки тысяч исследователей, научных обществ, лабораторий. С середины 1890-х гг. делались опыты чтения публичных университетских курсов в столицах и провинциальных городах. К концу XIX века в России было более 60 государственных вузов, в том числе 11 крупных университетов c очными отделениями. Однако перепись населения 1897 г. зафиксировала отставание России от передовых стран Запада в сфере народного образования минимум на сто лет – в 50 губерниях Европейской России лишь 28,4% населения в возрасте от 9 до 49 лет составляли грамотные18.
3.3 Высшие женские курсы
Высшие женские курсы — высшие учебные заведения для женщин в дореволюционной России. Они возникли под влиянием демократического движения 60-х годов XIX века.
В 1863 году в ответ на запрос Министерства народного просвещения большинство университетов, за исключением Московского и Дерптского, высказались за предоставление женщинам права на высшее образование. Несмотря на это, по университетскому уставу 1863 года доступ в университеты женщинам разрешен не был. Многие русские женщины получали высшее образование в Цюрихе.
Первые женские курсы с разрешения правительства были открыты в 1869 году (Аларчинские курсы в Петербурге и Лубянские — в Москве). За деятельностью женских курсов был установлен надзор. В 1872 году были открыты Высшие женские медицинские курсы при Медико-хирургической академии в Петербурге и Высшие женские курсы профессора Московского университета В. Н. Герье в Москве. Открывшиеся в 1876 году в Казани и в 1878 году в Киеве Высшие курсы для женщин имели по два факультета: физико-математический и историко-филологический. В 1878 году в Петербурге кружком прогрессивной интеллигенции во главе с ученым и общественным деятелем А. К. Бекетовым были учреждены Бестужевские высшие женские курсы (названы по имени профессора русской истории К. Н. Бестужева-Рюмина, который был официальным учредителем курсов и возглавлял их в 1878—82 годах).
В период контрреформ Александра III, в 1881 году, царское правительство предрешило закрытие всех женских курсов. В 1886 году по распоряжению Министерства народного просвещения прием на Высшие женские курсы был прекращен, и несколько позже они были закрыты.
Возрождение высших женских
курсов оказалось связано с