Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 20:51, курсовая работа
Образование определяет положение государства в современном мире и человека в обществе. Социально-экономическое и духовное развитие любого общества во многом определяется состоянием в нем образования и воспитания. Именно эта сфера человеческой деятельности оказывает решающую роль в разработке научной политики, оптимальной модели реформирования общественных отношений, формирования образа жизни людей.
Педагогическая и родительская
общественность была фактически отключена
от участия в деятельности органов
образования, даже Академия педагогических
наук была де-факто подчинена
В то же время в российской педагогике и педагогической психологии появлялись и укреплялись прогрессивные тенденции. В 60-70-х гг. огромное влияние на школу оказали идеи директора сельской школы на Украине Василия Александровича Сухомлинского, призывавшего к формированию «мыслящих личностей» и к утверждению в школе гуманистической педагогики. Для Сухомлинского главной целью воспитания было свободное развитие ребенка как активной личности. В 70-80-х гг. широко известными стали имена Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталова, С.Н. Лысенковой, Е.Н. Ильина, В.А. Караковского и др. - педагогов-экспериментаторов, противопоставивших свои педагогические убеждения, свои методы и находки догмам официальной педагогики. Они объединились вокруг «Учительской газеты», возглавлявшейся тогда В.Ф. Матвеевым, где были опубликованы два их совместных манифеста под лозунгом «педагогики сотрудничества». Еще одной яркой фигурой тех лет был выдающийся педагог и журналист С.Л. Соловейчик. Их деятельности посильно препятствовали и министерство, и Академия педагогических наук. Параллельно в российском образовании утверждались новые, гуманистически и личностно ориентированные, психологические концепции учения: это были концепция Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова и концепция Л.В. Занкова.
4.4 Образовательная реформа конца 80-х - начала 90-х годов
В конце 80-х гг. необходимость изменений в системе школьного образования была принята высшим руководством страны. Эти изменения не могли быть произведены в рамках существовавших структур и институтов. В 1987 г. на базе Академии наук СССР был создан Временный научно-технический коллектив (ВНТК) «Школа» под руководством Вице-президента Академии Е. П. Велихова. ВНТК объединил и развил на современной технологической базе ряд направлений отечественной и мировой педагогики, практической деятельности учителей. Одним из этих направлений было использование информационных и коммуникационных технологий как инструмента в руках учителя и учащегося во всех школьных дисциплинах. 1988 году был создан Временный научно-исследовательский коллектив (ВНИК) «Школа» во главе с известным педагогом и публицистом Э.Д. Днепровым. В него вошли многие думающие педагоги и психологи страны. Целью создания ВНИКа была разработка принципиально новой образовательной политики, основанной на идеях развития личности школьника, вариативности и свободного выбора на всех уровнях образовательной системы, превращения образования в действенный фактор развития общества.
Были разработаны и
в декабре 1988 года одобрены Всесоюзным
съездом работников образования
следующие основные принципы: демократизация;
плюрализм образования, его многоукладность,
вариативность и
Параллельно с реформой среднего
образования в конце 80-90-х гг. осуществлялась
и реформа высшего образования.
Ее основным содержанием были гуманизация
и фундаментализация
После 1985-го, а особенно после
1991 г. резко изменилось к лучшему
положение с национальным образованием.
Многие языки народов РФ, ранее
бывшие бесписьменными, получили письменность
и стали предметом обучения в
школах. Благодаря введению так называемого
национально-регионального
Глава 5. СТАНОВЛЕНИЕ
СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В
5.1 Развитие образования в 90-е годы XX века
Рассмотрим развитие системы
высшего образования в России
с начала 90-х годов. По данным
Госкомстата РФ, основанных на результатах
Всероссийской переписи населения
2002 г., порядка 109,4 млн. человек в России
в возрасте 15 лет и более имеют
образование основное общее и
выше. Это составляет 90,2% данной возрастной
группы. По сравнению с 1989 г. число
лиц с указанным уровнем
Помимо всего прочего, по количественным характеристикам наблюдается рост уровня образования среди молодежи. Так, по данным Госкомстата, за 1989-2002 гг. было подготовлено и выпущено 7,1 млн. специалистов с высшим и 8,3 млн. специалистов со средним профессиональным образованием. При этом численность молодых людей в возрасте 16-29 лет с высшим образованием выросла по сравнению с 1989 г. на 42,5%, со средним профессиональным - на 7,7%. В то же время численность юношей и девушек в возрасте 16-29 лет, имеющих только начальное общее образование, увеличилась за указанный выше период в 2,1 раза и составила 0,5 млн. человек, из которых 70% не учится.
На начало 2002 учебного года количество студентов в стране выросло по сравнению с 1990 г. в 2,1 раза и составило 5,95 млн. человек. При этом наблюдались схожие тенденции роста числа высших учебных заведений (в 2 раза), количество которых к 2003 г. составило 1039. При этом, если наиболее высокие темпы роста количества ВУЗов наблюдались до 1997 г. (средние темпы прироста - 8,1% в год), то в отношении студентов картина обратная (12,3%).
Также наблюдается рост численности
профессорско-
По показателям обеспеченности бюджетными ресурсами среднее образование в России сталкивается с серьезным недофинансированием. Так, согласно экспертным оценкам объем финансирования сферы образования в России составляет порядка 4% ВВП, при этом 9,3% душевого ВВП на одного учащегося средней школы. В странах же сопоставимого уровня развития расходы на одного учащегося составляют от 20 до 25% душевого ВВП.
Следует также отметить,
что помимо количественных оценок необходимо
принимать во внимание качественные
оценки системы образования. Так, необходимо
оценивать уровень знаний и умений,
которые получают учащиеся, и насколько
эти знания и умения востребованы
экономикой в настоящее время. В
этой связи целесообразно
Отметим, что в России
в последние годы наблюдаются
процессы роста занятости
5.2 Структура системы образования в России в XXI веке
Сегодня систему образования в Российской Федерации составляют три блока:
В Российской Федерации реализуются
два типа образовательных программ:
общее образование и
Профессиональное образование направлено на непрерывное развитие личности, в процессе которого идет освоение профессиональной квалификации, а также подготовку человека к работе по профессии. Поскольку в Российской Федерации все программы, за исключением программ общего образования, наряду с получением дипломов или дипломов и степеней ведут к получению профессиональной квалификации и дают право человеку работать по специальности, они называются программами профессионального образования. Таким образом, профессиональное образование охватывает:
В настоящее время ведущей
идеей и центральной задачей
российской образовательной политики
является модернизация образования. Модернизация
образования— это комплексное, всестороннее
обновление всех звеньев образовательной
системы и всех сфер образовательной
деятельности в соответствии с требованиями
современной жизни, при сохранении
и умножении лучших традиций отечественного
образования. Это фронтальный пересмотр
принципов функционирования системы
образования, унаследованных от ушедшей
эпохи, равно как и принципов
управления данной системой. Это масштабные
изменения в содержании, технологии
и организации самой
Два центральных направления модернизации образования — кардинальное обновление содержания образования и экономики образования. Ее стержневые задачи — повышение доступности, качества и эффективности образования. Без решения этих задач образование не сможет выполнить свою историческую миссию — стать двигателем поступательного развития страны, генератором роста ее человеческого капитала.
Заключение
Всестороннее исследование истории образования в России является важной задачей русской не только педагогической, но и исторической науки. История образования неразрывно связана с появлением письменности на Руси. Бурное развитие претерпела письменность с принятием христианства в 988 г. Православная Церковь распространяла богослужебную и житийную литературу. Уже в 80-х гг. X в. были осуществлены переводы многих библейских текстов, богослужебных книг, жития святых. В первой половине XI в. при монастырях появились училища, а при княжеском дворе и при Киево-Печерском монастыре — школы повышенного типа. Школы были не только учебными заведениями, но и центрами культуры, в них делались переводы древних и византийских авторов, переписывались рукописи. Татаро-монгольское нашествие вызвало глубокие потрясения во всех сферах жизни страны, в том числе и образование. Упадок культурной жизни Древней Руси в результате татаро-монгольского нашествия (как известно, в это время погибла большая часть древнерусских рукописей) отразился и на образовании. Из в основном светского оно стало почти исключительно духовным (монастырским). Именно православные монастыри сыграли в это время (XIII-XV вв.) роль хранителей и распространителей российского образования.
Укрепление Московского государства повлекло за собой и подъем образования. После объединения русских княжеств в централизованное Русское государство (конец 15 — начало 16 вв.) увеличивается число школ при церквах и монастырях. Развитию просвещения способствовало распространение книгопечатания с 16 в. (см. раздел Печать). Первый славяно-русский букварь напечатан Иваном Федоровым в 1574. С середины XVII в. в Москве стали открываться школы, созданные по образцу европейских грамматических школ и дававшие как светское, так и богословское образование. В 1687 г. в Москве была создана Славяно-греко-латинская академия – первое высшее учебное заведение в России.
В петровскую эпоху стали
создаваться новые учебные
В тот период в российской провинции, кроме церковных приходов, очагами цивилизации являлись военные гарнизоны. Поэтому Петр I решил создать школы для солдатских детей при 49 полках русской армии. С 1721 г. гарнизонные школы начали учреждать уже при каждом полку. Важную инициативу проявил вице-губернатор А.А.Курбатов, который в 1711 г. открыл в Архангельске начальную школу для местных детей. Петр I приветствовал данное начинание и указом от 28 февраля 1714 г. потребовал создавать арифметические школы для обучения мальчиков основам математики и письму. Эти школы были всесословными и размещались при архиерейских домах, верфях, горных заводах и полках русской армии.