Развитие образования в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 20:51, курсовая работа

Краткое описание

Образование определяет положение государства в современном мире и человека в обществе. Социально-экономическое и духовное развитие любого общества во многом определяется состоянием в нем образования и воспитания. Именно эта сфера человеческой деятельности оказывает решающую роль в разработке научной политики, оптимальной модели реформирования общественных отношений, формирования образа жизни людей.

Файлы: 1 файл

введение.docx

— 94.56 Кб (Скачать)

Педагогическая и родительская общественность была фактически отключена  от участия в деятельности органов  образования, даже Академия педагогических наук была де-факто подчинена министерству и финансировалась из его бюджетных  средств. Многие «реформы», спускавшиеся в школу сверху, были фиктивными и нереализуемыми. Была сделана попытка  ввести всеобщее начальное образование  с 6 лет; это имело негативные последствия. Малопродуктивной была и шумно пропагандировавшаяся школьная реформа 1984 года. Она лишь обострила те тенденции и противоречия, которые угрожали прогрессивному развитию российской школы.

В то же время в российской педагогике и педагогической психологии появлялись и укреплялись прогрессивные  тенденции. В 60-70-х гг. огромное влияние  на школу оказали идеи директора  сельской школы на Украине Василия  Александровича Сухомлинского, призывавшего к формированию «мыслящих личностей» и к утверждению в школе  гуманистической педагогики. Для  Сухомлинского главной целью  воспитания было свободное развитие ребенка как активной личности. В 70-80-х гг. широко известными стали  имена Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталова, С.Н. Лысенковой, Е.Н. Ильина, В.А. Караковского и др. - педагогов-экспериментаторов, противопоставивших свои педагогические убеждения, свои методы и находки  догмам официальной педагогики. Они объединились вокруг «Учительской газеты», возглавлявшейся тогда В.Ф. Матвеевым, где были опубликованы два их совместных манифеста под лозунгом «педагогики сотрудничества». Еще одной яркой фигурой тех лет был выдающийся педагог и журналист С.Л. Соловейчик. Их деятельности посильно препятствовали и министерство, и Академия педагогических наук. Параллельно в российском образовании утверждались новые, гуманистически и личностно ориентированные, психологические концепции учения: это были концепция Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова и концепция Л.В. Занкова.

4.4  Образовательная  реформа конца 80-х - начала 90-х  годов

В конце 80-х гг. необходимость  изменений в системе школьного  образования была принята высшим руководством страны. Эти изменения  не могли быть произведены в рамках существовавших структур и институтов. В 1987 г. на базе Академии наук СССР был  создан Временный научно-технический коллектив (ВНТК) «Школа» под руководством Вице-президента Академии Е. П. Велихова. ВНТК объединил и развил на современной технологической базе ряд направлений отечественной и мировой педагогики, практической деятельности учителей. Одним из этих направлений было использование информационных и коммуникационных технологий как инструмента в руках учителя и учащегося во всех школьных дисциплинах. 1988 году был создан Временный научно-исследовательский коллектив (ВНИК) «Школа» во главе с известным педагогом и публицистом Э.Д. Днепровым. В него вошли многие думающие педагоги и психологи страны. Целью создания ВНИКа была разработка принципиально новой образовательной политики, основанной на идеях развития личности школьника, вариативности и свободного выбора на всех уровнях образовательной системы, превращения образования в действенный фактор развития общества.

Были разработаны и  в декабре 1988 года одобрены Всесоюзным съездом работников образования  следующие основные принципы: демократизация; плюрализм образования, его многоукладность, вариативность и альтернативность; народность и национальный характер образования; открытость образования; регионализация образования; гуманизация  образования; гуманитаризация образования; дифференциация образования; развивающий, деятельностный характер образования; непрерывность образования.

Параллельно с реформой среднего образования в конце 80-90-х гг. осуществлялась и реформа высшего образования. Ее основным содержанием были гуманизация  и фундаментализация образовательных  программ, рационализация и децентрализация  управления вузами, диверсификация образования  и введение его многоуровневой структуры, дальнейшее развитие демократизации и  самоуправления в вузах. Однако эта  реформа осталась не доведенной до логического конца. В частности, не решены проблемы многоканальности финансирования вузов, осталось почти  без изменений высшее педагогическое образование и мн. др.

После 1985-го, а особенно после 1991 г. резко изменилось к лучшему  положение с национальным образованием. Многие языки народов РФ, ранее  бывшие бесписьменными, получили письменность и стали предметом обучения в  школах. Благодаря введению так называемого  национально-регионального компонента содержания школьного образования  стало возможным обучать детей  истории и культуре народа (региона). Изменения в системе образования были закреплены в «Законе об образовании» 1992г.22

 

 

 

Глава 5. СТАНОВЛЕНИЕ  СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5.1 Развитие образования  в 90-е годы XX века

Рассмотрим развитие системы  высшего образования в России с начала  90-х годов. По данным Госкомстата РФ, основанных на результатах  Всероссийской переписи населения 2002 г., порядка 109,4 млн. человек в России в возрасте 15 лет и более имеют  образование основное общее и  выше. Это составляет 90,2% данной возрастной группы. По сравнению с 1989 г. число  лиц с указанным уровнем образования  увеличилось на 18,3 млн. человек, или  на 20%. При этом из группы населения  в возрасте 15 лет и более 71,4 млн. человек (59%) имеют профессиональное образование. Всего с 1989 г. по 2002 г. число  специалистов с высшим образованием увеличилось на 6,6 млн. человек (на 52%), со средним профессиональным - на 11,2 млн. человек (на 52%), с начальным профессиональным - на 0,7 млн. человек (на 5%). Число лиц, имеющих послевузовское образование (закончивших аспирантуру, докторантуру, ординатуру), составило по итогам переписи 4 тыс. человек. Кроме того, увеличилось  на 5% (1 млн.) число лиц, имеющих среднее  образование.

Помимо всего прочего, по количественным характеристикам  наблюдается рост уровня образования  среди молодежи. Так, по данным Госкомстата, за 1989-2002 гг. было подготовлено и выпущено 7,1 млн. специалистов с высшим и 8,3 млн. специалистов со средним профессиональным образованием. При этом численность  молодых людей в возрасте 16-29 лет  с высшим образованием выросла по сравнению с 1989 г. на 42,5%, со средним  профессиональным - на 7,7%. В то же время  численность юношей и девушек  в возрасте 16-29 лет, имеющих только начальное общее образование, увеличилась  за указанный выше период в 2,1 раза и  составила 0,5 млн. человек, из которых 70% не учится.

На начало 2002 учебного года количество студентов в стране выросло  по сравнению с 1990 г. в 2,1 раза и составило 5,95 млн. человек. При этом наблюдались  схожие тенденции роста числа  высших учебных заведений (в 2 раза), количество которых к 2003 г. составило 1039. При этом, если наиболее высокие  темпы роста количества ВУЗов  наблюдались до 1997 г. (средние темпы  прироста - 8,1% в год), то в отношении  студентов картина обратная (12,3%).

Также наблюдается рост численности  профессорско-преподавательского состава, количество которого выросло с 1990 г. по 2002 г. на 54,6% до 339,6 тыс. человек. При  этом по соотношению количества студентов  на преподавателя наблюдается устойчивый рост. Так, на начало 2002/2003 учебного года на 1 преподавателя в среднем по стране приходилось 18 студентов23, что на более чем на 36% больше, чем в начале 90-х годов.

По показателям обеспеченности бюджетными ресурсами среднее образование  в России сталкивается с серьезным  недофинансированием. Так, согласно экспертным оценкам объем финансирования сферы  образования в России составляет порядка 4% ВВП, при этом 9,3% душевого ВВП на одного учащегося средней  школы. В странах же сопоставимого  уровня развития расходы на одного учащегося составляют от 20 до 25% душевого ВВП.

Следует также отметить, что помимо количественных оценок необходимо принимать во внимание качественные оценки системы образования. Так, необходимо оценивать уровень знаний и умений, которые получают учащиеся, и насколько  эти знания и умения востребованы экономикой в настоящее время. В  этой связи целесообразно рассмотреть  вопрос, как быстро трудоустраиваются  и насколько эффективно работают лица с различным видом образования.

Отметим, что в России в последние годы наблюдаются  процессы роста занятости дипломированных  специалистов в народном хозяйстве  страны. Однако, несмотря на указанные  выше тенденции, в России значительная часть выпускников профессионального  образования работают не по специальности. Основной рост безработицы приходится на население со средним общим  образованием.

5.2 Структура системы  образования в России в XXI веке

Сегодня  систему образования в Российской Федерации составляют три блока:

  1. последовательно реализуемые образовательные программы и государственный образовательный стандарт;
  2. образовательные учреждения, реализующие эти образовательные программы и государственный образовательный стандарт;
  3. органы управления и другие организации, осуществляющие руководство и управление системой образования.

В Российской Федерации реализуются  два типа образовательных программ: общее образование и профессиональное образование. Общее образование  направлено на интеллектуальное, нравственное, эмоциональное и физическое развитие личности; формирование общей культуры личности; развитие умения адаптироваться к жизни в обществе и созданию основ, позволяющих людям сделать  сознательный выбор программы профессионального  образования и успешно освоить  ее. Общее образование включает:

  1. дошкольное образование;
  2. начальное общее образование;
  3. основное общее образование;
  4. среднее (полное) общее образование.

Профессиональное образование  направлено на непрерывное развитие личности, в процессе которого идет освоение профессиональной квалификации, а также подготовку человека к  работе по профессии. Поскольку в  Российской Федерации все программы, за исключением программ общего образования, наряду с получением дипломов или  дипломов и степеней ведут к получению  профессиональной квалификации и дают право человеку работать по специальности, они называются программами профессионального  образования. Таким образом, профессиональное образование охватывает:

  1. Начальное профессиональное образование;
  2. Высшее образование неуниверситетского уровня (среднее профессиональное образование);
  3. Высшее профессиональное образование;
  4. Послевузовское профессиональное образование, в том числе программы последипломной подготовки. 

 

В настоящее время ведущей  идеей и центральной задачей  российской образовательной политики является модернизация образования. Модернизация образования— это комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной  системы и всех сфер образовательной  деятельности в соответствии с требованиями современной жизни, при сохранении и умножении лучших традиций отечественного образования. Это фронтальный пересмотр  принципов функционирования системы  образования, унаследованных от ушедшей  эпохи, равно как и принципов  управления данной системой. Это масштабные изменения в содержании, технологии и организации самой образовательной  деятельности, которая также несет  в себе значительные рудименты прошлого и во многом подчинена задачам  вчерашнего дня. Это, наконец, глубокие изменения в образовательном  мировоззрении, все еще в немалой  степени авторитарном и тоталитарном, в образовательной политике, пока еще оторванной от потребностей личности, общества, страны.

Два центральных направления  модернизации образования — кардинальное обновление содержания образования  и экономики образования. Ее стержневые задачи — повышение доступности, качества и эффективности образования. Без решения этих задач образование не сможет выполнить свою историческую миссию — стать двигателем поступательного развития страны, генератором роста ее человеческого капитала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Всестороннее исследование истории образования в России является важной задачей русской  не только педагогической, но и исторической науки.  История образования неразрывно связана с появлением письменности на Руси. Бурное развитие претерпела письменность с принятием христианства в 988 г. Православная Церковь распространяла богослужебную и житийную литературу. Уже в 80-х гг. X в. были осуществлены переводы многих библейских текстов, богослужебных  книг, жития святых. В первой половине XI в. при монастырях появились училища, а при княжеском дворе и при Киево-Печерском монастыре — школы повышенного типа.  Школы были не только учебными заведениями, но и центрами культуры, в них делались переводы древних и византийских авторов, переписывались рукописи.   Татаро-монгольское нашествие вызвало глубокие потрясения во всех сферах жизни страны, в том числе и образование. Упадок культурной жизни Древней Руси в результате татаро-монгольского нашествия (как известно, в это время погибла большая часть древнерусских рукописей) отразился и на образовании. Из в основном светского оно стало почти исключительно духовным (монастырским). Именно православные монастыри сыграли в это время (XIII-XV вв.) роль хранителей и распространителей российского образования.

Укрепление Московского  государства повлекло за собой и  подъем образования. После объединения  русских княжеств в централизованное Русское государство (конец 15 — начало 16 вв.) увеличивается число школ при  церквах и монастырях. Развитию просвещения  способствовало распространение книгопечатания с 16 в. (см. раздел Печать). Первый славяно-русский  букварь напечатан Иваном Федоровым  в 1574. С середины XVII в. в Москве стали открываться школы, созданные по образцу европейских грамматических школ и дававшие как светское, так и богословское образование. В 1687 г. в Москве была создана Славяно-греко-латинская академия – первое высшее учебное заведение в России.

В петровскую эпоху стали  создаваться новые учебные заведения, прежде всего военной направленности.

В тот период в российской провинции, кроме церковных приходов, очагами цивилизации являлись военные  гарнизоны. Поэтому Петр I решил создать школы для солдатских  детей   при   49   полках   русской   армии. С 1721 г. гарнизонные школы начали учреждать уже при каждом полку. Важную инициативу проявил вице-губернатор А.А.Курбатов, который в 1711 г.  открыл  в   Архангельске   начальную   школу для местных детей. Петр I приветствовал данное начинание и указом от 28 февраля 1714 г. потребовал создавать арифметические школы для обучения мальчиков основам математики и письму. Эти школы были всесословными и размещались при архиерейских домах, верфях, горных заводах и полках русской армии.

Информация о работе Развитие образования в России