Развитие образования в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 20:51, курсовая работа

Краткое описание

Образование определяет положение государства в современном мире и человека в обществе. Социально-экономическое и духовное развитие любого общества во многом определяется состоянием в нем образования и воспитания. Именно эта сфера человеческой деятельности оказывает решающую роль в разработке научной политики, оптимальной модели реформирования общественных отношений, формирования образа жизни людей.

Файлы: 1 файл

введение.docx

— 94.56 Кб (Скачать)

Значительную роль в развитии женского образования в России сыграли  курсы Герье и особенно — Бестужевские курсы. Общеобразовательные курсы  Герье вначале были двухгодичными, с 1879 года был введен трехлетний, а  затем и четырехлетний срок обучения. Преподавали на курсах профессора Московского  университета, в том числе выдающиеся русские ученые В. О. Ключевский, Ф. А. Бредихин, Ф. И. Буслаев, Д. Н. Анучин. Как  и другие женские курсы, курсы  Герье в конце 80-х годов были закрыты. В 1900 году они открылись, имея в своем составе три факультета: историко-филологический, физико-математический и собственно математический; в 1906 году был создан медицинский факультет.

Бестужевские курсы были первым женским университетом в  России. В состав курсов входили  три факультета: словесно-исторический, физико-математический и специально математический, в 1906 году открылся четвертый  факультет — юридический. Лекции читали профессора Петербургского университета, в частности Д. И. Менделеев, И. М. Сеченов, И. А. Бодуэн де Куртенэ, Д. Н. Овсянико-Куликовский, О. Ф. Миллер.

Попытка добиться для девушек, окончивших курсы, права преподавания во всех классах женских гимназий была отклонена правительством. Хотя высшие курсы давали знания в объеме историко-филологического факультета университета, выпускницам не присваивалось  никакого звания.

Сравнительно в меньшей  степени, нежели другие учебные заведения, связанные опекой Министерства народного  просвещения, курсы имели возможность  применять передовые методы преподавания, основанные на самостоятельной работе слушательниц. В 1886—89 годах прием  на Бестужевские курсы был прекращен, но они были единственными женскими курсами, которые продолжали работать в эти годы благодаря широкой  общественной поддержке. В 1889 году правительство  было вынуждено разрешить новый  прием слушательниц на курсы, но лишило их автономии, которой они пользовались в первые годы: была повышена плата  за обучение, слушательницам было разрешено  проживание только у родных или в  общежитии и так далее. После 1905 года на курсах была введена предметная система обучения. Число слушательниц на Бестужевских курсах в год их организации составляло свыше 880 человек (в том числе 348 вольнослушательниц), в 1914 году – уже около семи тысяч. Выпускницы курсов получали право преподавать  в женских средних учебных  заведениях и в младших классах  мужских средних школ.

На высших женских курсах учились многие деятельницы революционного движения. Многие курсистки участвовали  в народовольческом движении и в  первых марксистских кружках. Из среды  слушательниц женских курсов вышло  немало замечательных деятелей науки  и искусства. После Октябрьского переворота все женские курсы были закрыты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХХ ВЕКА

4.1  Образование в Российской  Империи до 1917 года

Начало XX века - это время  усвоения российским образованием глобальных педагогических идей. Речь идет в первую очередь о педоцентризме - развороте  образовательного процесса в сторону  ребенка. Одновременно происходило  и проникновение комплекса психолого-педагогических знаний, интегрированных тогда в  новую и очень модную дисциплину "педологию", или науку о  ребенке.  
В это время заявили о себе, пожалуй, все основные типы образовательных учреждений. Наряду с традиционными - гимназиями, лицеями, прогимназиями, начальными училищами, земскими и церковно-приходскими школами, начинают возникать школы нового типа. В первую очередь это частные гимназии, строящиеся по типу английских привилегированных школ, где детей учили не только двум-трем языкам и комплексу естественно-научных знаний, но и прививали им навыки гигиены, воспитывали любовь к физическому труду. Здесь стремились выращивать будущих хозяев жизни - образованных помещиков, капиталистов, которые должны были в дальнейшем способствовать прогрессу России.

Другой характерной особенностью является развитие учреждений дополнительного  образования. Это были своеобразные социально-педагогические комплексы, где на основе самоуправления действовали  различные кружки, мастерские. Разумеется, их было немного.  
Первая мировая война остро поставила вопрос о создании в России русской национальной школы, а также о решительном повороте в содержании образования к «патриотическим предметам» - истории, литературе, географии наравне с предметами техническими.

Февральская революция разбудила  дремавшие до поры силы общественно-педагогического  движения. Был сформирован орган  общественно-государственного управления - Комитет по народному образованию. В результате был подготовлен  ряд проектов о развитии образования  в России, построенных на самых  прогрессивных для того времени  основаниях. Но приняты они, к сожалению, так и не были.

Октябрьская революция дезорганизовала  систему образования, особенно среднюю  и высшую школу. А развернувшаяся масштабная гражданская война расколола  образовательное пространство на территории красных, белых, зеленых, интервентов. Однако, несмотря на все жестокие потрясения, школа выжила и даже обновлялась, пусть и не всегда в лучшую сторону. На смену доминировавшей прежде парадигме  «школы учебы» стала приходить новая  образовательная парадигма –  «школа труда».

4.2  Советская  школа до начала 1930-х годов

 После Октябрьской  революции упраздняются духовные  и частные учебные заведения,  школа отделяется от церкви. Уже  в конце 1917 г. начала проводиться  национализация всех типов учебных  заведений. Школа была объявлена  не только единой и трудовой, но и бесплатной, общеобязательной  и общедоступной. Была заявлена  преемственность ступеней образования,  обеспечивалось равенство возможностей  образования. Гимназии, реальные  училища, церковно-приходские школы  преобразуются в единую трудовую  школу I и II ступеней. Кроме того, организуются различные краткосрочные  образовательные курсы, школы-клубы,  школы для работающих подростков (впоследствии школы рабочей молодежи). В 1918 г. — открыт первый советский  детский сад (до революции в  Москве было 12 частных детских  садов, из них 2 бесплатных для  рабочих). В 1919 г. при Институте  народного хозяйства и Московском  университете организованы первые  рабфаки. 

В результате введения всеобщего  обучения и движения за ликвидацию неграмотности в городах были охвачены обучением все дети, а  в селах около половины. Конечно, те идеалы, которые проповедовались  тогда и позже, те ценности, которые  были заявлены как ориентир для развития системы образования, и та практика, к которой в конце концов и  довольно быстро пришла советская власть, - вещи совсем разные. В школе тех  лет бился живой пульс творчества, а педагогика была ищущей, антидогматической. А главное - это была школа, пронизанная  идеями развивающего образования, демократии, самоуправления и сотрудничества. В  создании единой трудовой школы участвовали  такие замечательные педагоги и  психологи, как С.Т. Шацкий, Л.С. Выготский, А.П. Пинкевич, М.М. Пистрак.

Российское образование 20-х гг. было ярко идеологически ориентированным. Школа рассматривалась как орудие коммунистического перерождения общества, как проводник «идейного, организационного, воспитательного влияния пролетариата на непролетарские и полупролетарские слои»19. Основной целью школы объявлялось формирование нового человека. Строительство коммунистического общества, писал Ленин, приведёт «к воспитанию, обучению и подготовке всесторонне развитых и всесторонне подготовленных людей»20 На практике решалась узкая и ограниченная задача - обеспечить среднее и высшее профессиональное образование, необходимое в условиях ускоренной индустриализации страны. Отсюда резкое сокращение основного общего образования (преобладала семилетка) и распространение фабрично-заводских училищ. Отсюда появление так называемых рабфаков, ускоренно и часто довольно поверхностно готовивших детей рабочих и крестьян, не имевших законченного среднего образования, к поступлению в высшие учебные заведения (в основном технические). Выпускники рабфаков имели преимущества при поступлении.

Советская власть очень боялась  «дурного» влияния старых, «буржуазных» специалистов на так понимаемое образование. Особенно пострадала вузовская профессура. Она постоянно подвергалась «чистке», все время была под жестким идеологическим контролем, кого-то высылали (знаменитый «философский пароход»), кого-то арестовывали по выдуманным обвинениям, а то и убивали (например, поэт Н.С. Гумилев21 был арестован и расстрелян по сфабрикованному «делу Таганцева» - это был профессор, выдающийся русский юрист). В 1928 году были не заняты около четверти вакансий профессоров и ассистентов. Появилась необходимость создать новый преподавательский корпус. Для этой цели была основана сеть Коммунистических университетов и Институтов красной профессуры. В то же время вузы были лишены автономии. Вновь, как сто лет назад, были закрыты кафедры философии (вместо них открывались кафедры, специализировавшиеся на марксизме-ленинизме), были закрыты юридические факультеты, а филологические и исторические преобразованы в факультеты общественных наук и педагогические, ставившие своей основной задачей подготовку учителей. Был ограничен прием студентов - дети дворян, духовенства и буржуазии в вузы вообще не принимались, строго проверялись социальное происхождение и «политическая грамотность» студентов и абитуриентов.

4.3  Российское  образование в 1930-1980-х годах

Сложившаяся к началу 30-х  гг. в СССР тоталитарная государственная  система не могла не отразиться и  на школе. И.В. Сталин лично участвовал в разработке серии постановлений  ЦК ВКП(б) 1931-1932 гг. о школе. Эти постановления  полностью отменяли идеи единой трудовой школы. Вводились всестороннее централизованное управление и централизованный контроль. Вся деятельность школы, в том  числе содержание образования, были подвергнуты унификации и жесткой  регламентации. Вводились единые обязательные программы и учебные планы, единые стабильные учебники. Приоритетами являлись дисциплина и послушание, а вовсе  не развитие личности ребенка. Были строго запрещены любые эксперименты и  творческий поиск, школа была сориентирована на традиционную методику и дидактику, восходящую к официальной дореволюционной  школе. Система образования стала  полностью подчинена идеологии.

С конца 30-х гг. стало резко  уменьшаться количество национальных языков, на которых велось преподавание в школах. Если в 1934 году таких языков (в СССР) было 104, то к моменту последней  переписи (1989 г.) их осталось всего 44. Была провозглашена официальная политика, направленная на массовое двуязычие всех народов России («русский язык как второй родной язык»). Большая часть активно работавших в системе образования в 20-х гг. творчески мыслящих педагогов и психологов была отстранена, многие из них подверглись репрессиям. Главным официальным педагогом страны был объявлен А.С. Макаренко, действительно бывший выдающимся практиком воспитания и образования в целом, но во многом развивавший как раз идеи прогрессивной российской педагогики и педагогической психологии 20-х гг. (В.Н. Сорока-Росинский, С.Т. Шацкий, Л.С. Выготский).

В течение 11 лет, с 1943 по 1954 г., обучение в школах было раздельным (мужские и женские школы). Была введена обязательная школьная форма, скопированная с гимназической.

В высших учебных заведениях произошел частичный возврат  к прежнему положению: была восстановлена  разрушенная в 20-е гг. университетская  система, восстановлены гуманитарные факультеты, частично вузам предоставлялась  автономия. Ограничения на прием  студентов по социальному происхождению  фактически были сняты. Однако в то же время продолжалась унификация учебных  планов и содержания высшего образования. Огромное место в этих планах занимали предметы идеологического цикла (история  КПСС, диалектический и исторический материализм, политэкономия социализма и т.п.). Под строжайшим государственным  и партийным контролем было содержание высшего образования, включая отдельные  курсы.

В 50-60-х гг. продолжался  процесс увеличения числа средних  школ за счет начальных и неполных средних (в это время они уже  были не семилетними, а восьмилетними). Открылись школы с углубленным  изучением ряда предметов (так называемые спецшколы), прежде всего - иностранных  языков и математики. Негативные тенденции  в российском образовании, проявлявшиеся  уже в 30-х гг., к началу 80-х все  больше укреплялись. Стало падать качество обучения, особенно в маленьких городах  и сельских местностях. Еще больше стало в школах унификации и уравниловки - дошло до того, что во всей России от Калининграда до Чукотки все уроки  того или иного предмета в том  или ином классе были одинаковыми. Ведь учебник был один, стабильный, программа  была одна, общеобязательная, учебный  план тоже один.

Индивидуальные особенности  детей и подростков фактически игнорировались. Весь учебный процесс был ориентирован на несуществующего «среднего» ученика. Закрытость школы, ее изолированность  от общества привели, в частности, к  росту инфантилизма, потере школой ответственности перед обществом  и государством за судьбу подрастающего  поколения. Упал даже сам социальный престиж образования.

На всех уровнях системы  образования не было права выбора и самостоятельного решения. Директор школы в массе своей превращался  в госчиновника, он мог лишь реализовать  указания свыше, и главным критерием  его хорошей работы стал уровень  формальной успеваемости и «воспитательной  работы». Учитель был загнан в  жесткую клетку общеобязательного  учебника, унифицированной программы, диктуемых министерством дидактических  и методических требований, практически  лишен права на творческий поиск. Ученик не мог выбирать свою собственную  образовательную траекторию, даже в  школу он формально мог поступить  лишь в границах своего микрорайона.

Информация о работе Развитие образования в России