Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 20:51, курсовая работа
Образование определяет положение государства в современном мире и человека в обществе. Социально-экономическое и духовное развитие любого общества во многом определяется состоянием в нем образования и воспитания. Именно эта сфера человеческой деятельности оказывает решающую роль в разработке научной политики, оптимальной модели реформирования общественных отношений, формирования образа жизни людей.
14 января 1701 г. Петр I издал указ об учреждении в Москве Школы математических и навигационных наук. В школу принимали сыновей «дворянских, дьячих, подьячих, из домов боярских и других чинов» в возрасте от 12 до 20 лет. Штатная численность школы доходила до 500 человек. Учащиеся состоятельных родителей содержались на собственный счет, а все остальные получали «кормовые деньги» из казны. Размещалась эта школа в Сухаревой башне недалеко от Сретенских ворот8.
Большинство учеников из
В 1715 г. на
базе высших (навигаторских) классов
школы была создана Морская
академия (Академия морской гвардии),
которую разместили в
Общее руководство Морской академией в период ее становления осуществлял граф А.А. Матвеев. Учащиеся числились на военной службе и находились на полном государственном обеспечении. Жизнь, учеба и служба в Морской академии регламентировалась специальной инструкцией, которую Петр I утвердил 1 октября 1715г.9. Много сделал для развития Морской академии ее директор Г.Г. Скорняков-Писарев. Обучение в академии было весьма престижным из-за возможности получить хорошее образование и офицерский чин. Среди первых ее выпускников выделялись адмирал С.И. Мордвинов, географ-исследователь Д.Л. Овцын и известный мореплаватель А.И. Чириков.
Развитие специальных
учебных заведений в России
сдерживалось недостатком
В тот период
в российской провинции, кроме
церковных приходов, очагами цивилизации
являлись военные гарнизоны.
Также по указам Петра I были открыты адмиралтейские школы в Петербурге, Кронштадте и Ревеле (в 1719 г.), в Таврове ( в 1720 г.) и при Петербургской партикулярной верфи (в 1722 г.). В этих школах детей матросов, плотников и других мастеров учили «грамоте и цифири». Аналогичные задачи ставились и перед горнозаводскими школами, которые создавались в Карелии, на Урале и в других регионах России.
Важную инициативу
проявил вице-губернатор А.А.
Таким образом, в первой четверти XVIII века в России начала складываться государственная система образования молодежи. Это создало определенные предпосылки для открытия светских высших учебных заведений.
2.2 Создание Петербургской Академии наук с университетом и гимназией
По поручению императора Петра I российский подданный лейб-медик Л.Л. Блюментрост подготовил доклад о проекте создания в Петербурге Академии наук и художеств. Идея создания академического университета пришла к монарху во время его поездок по странам Европы, где он наблюдал деятельность классических университетов. При академии предполагалось учредить также университет и гимназию. 28 января 1724 г. Сенат своим указом утвердил проект учреждения в Петербурге Академии наук и художеств. В документе, в частности, отмечалось, что Академия нужна не только «для размножения наук», но и чтобы «чрез обучение и расположение оных, польза в народе впредь была»11.
Петр I пригласил несколько
крупных зарубежных ученых для работы
в Академии наук и преподавания в
академическом университете. Уже
после кончины императора из Европы
в Петербург прибыли: математики
Н. Бернулли, Я. Герман и Ф.-Х. Майер, астроном
И.-Н. Делиль, физик Г. Бюльфингер, физиолог
Л. Бернулли и другие. Кроме того,
для работы в академической гимназии
и участия в научных
7 декабря 1725 г. был подписан
императорский указ «О
Становление Петербургской
Академии наук и художеств и ее
учебных подразделений
Кризис коснулся и Академической гимназии, где сократилось число учащихся. По подсчетам графа Д.А. Толстого, в 1729 г. в гимназию поступило лишь 74 мальчика. Еще хуже складывалось положение со студентами. Профессора-иностранцы лекции читали только на латинском языке, так как русский знали плохо. Отыскать в России молодых людей, владевших латынью, было довольно сложно. Поэтому в период 1726-1733 г.г. среди академических студентов числилось только 38 человек.
Среди студентов преобладали
дети священнослужителей и солдат,
которые получали начальное образование
в церковно-приходских и гарнизонных
школах. Затем они продолжали обучение
в специальных школах (лекарской,
монастырской, посольской, приказной
и типографской), Славяно-греко-латинской
академии и академической гимназии.
Кроме того, среди академических
студентов были дети иностранцев, состоявших
на русской государственной
По тем временам академические студенты получали хорошее образование, о чем свидетельствует их последующая деятельность. Так, с 1733 г. начал самостоятельную преподавательскую работу первый русский адъюнкт высшей математики В.Е.Адодуров. Многие из выпускников академического университета стали учеными и педагогами (П.З. Кондоиди, И.Л. Магницкий), другие пошли на государственную службу (князь А.Д. Кантемир, П.А. Фельтер, Г.-В. Эйхлер), а братья Карл и Фридрих Вольф стали офицерами русской армии.
В 1736 г. в истории Академии наук и художеств произошло событие, которое имело важные последствия для развития отечественной науки и высшей школы. В начале этого года в академический университет был зачислен Михаил Ломоносов - один из лучших учеников Славяно-греко-латинской академии. Осенью 1736 г. М.В.Ломоносов и его товарищ Д.И.Виноградов были направлены для продолжения образования в Германию. В январе 1742 г. Михаил Васильевич Ломоносов вернулся на родину и был назначен адъюнктом физического класса Петербургской Академии наук. В 1745 г. М.В.Ломоносов стал профессором химии и был избран в состав Академии наук. Научная деятельность русского ученого успешно сочеталась с педагогической работой. В 1746 г. академик Ломоносов впервые в России начал читать публичные лекции для студентов на русском языке. Это смелое нововведение поддержали другие отечественные ученые и педагоги.
В 1758 г. М.В.Ломоносов вступил
в должность ректора
2.3 Московский университет в XVIII веке
Экономическое и социально-политическое развитие Российской империи в середине XVIII века требовало значительного числа образованных людей. Петербургский академический университет, военно-учебные заведения и профессиональные школы не в полной мере удовлетворяли потребности государства в отечественных специалистах. В среде наиболее просвещенных людей России зрела мысль о необходимости создания классического государственного университета, где могли бы обучаться не только дворяне, но и разночинцы.
Занявшая в 1741 г. российский престол императрица Елизавета Петровна позитивно относилась к развитию отечественной науки и культуры; она приблизила к себе образованных людей. Её официальная политика в области образования заключалась в продолжении дел, начатых отцом - императором Петром I. Он же мечтал об университете, который бы стал центром науки и культуры.
Эта идея была воплощена в проекте И.И. Шувалова, написанного совместно с М.В. Ломоносовым, который императрица утвердила 24 января 1755 г. именным указом «Об учреждении Московского университета и двух гимназий». 26 апреля того же года состоялось торжественное открытие Московского университета и двух его гимназий. Лучших учеников обеих гимназий зачисляли на первый курс университета. Однако первые студенты набирались преимущественно из выпускников духовных семинарий. Многих из них подобрали кураторы Московского университета граф И.И. Шувалов и академик Л.Л. Блюментрост. Кураторы пригласили и первых профессоров в новый университет. Из Петербурга прибыли А.А. Барсов и Н.Н. Поповский, из Тюбингенского университета - И.М. Шаден и И.Г. Фромман, из Венского университета - Ф.Г. Дильтей.
Становление Московского
университета проходило трудно. Медленно
росла численность студентов - в
1758 г. их было лишь 100 чел. Только тридцать
студентов из числа казеннокоштных
получали от казны жалованье в
размере 40 руб. в год, а остальные
жили на собственные средства. В
протоколе конференции
В силу особого указа от 5 марта 1756 г. Московский университет был подчинен только Правительствующему Сенату. Директор коллежский советник А.М. Аргамаков имел право посылать во все судебные места от имени университета указы, которые подлежали исполнению. Эта существенная привилегия делала Московский университет достаточно независимым от чиновников.
2.4 Первый инженерный вуз в России
Во второй половине XVIII века
в Российской империи началось бурное
развитие горного дела, особенно на
Урале. Для горной промышленности нужны
были многочисленные специалисты, в
т.ч. высшей квалификации. В связи
с этим группа башкирских рудопромышленников
в 1771 г. обратилась в Берг-коллегию (орган
руководства горнорудной
Согласно уставу Горного
училища 1774 года в первый инженерный
вуз России разрешалось
Устав горного училища требовал от преподавателей формировать у студентов профессиональные инженерные качества. Для этого по инициативе первого директора училища М.Ф. Соймонова во дворе вуза был построен «примерный рудник», в забоях выработки которого находились вмазанные естественные штуфы различных горных пород ископаемых рудных элементов. Позже учебный рудник училища стал составной частью первого отечественного Горного музея в Петербурге.
С момента основания в горном училище преподавали крупные ученые и педагоги: академики физик Л.Ю. Крафт, минералог В.М. Севергин, член-корреспонденты математик А.М. Вильдбрехт, химик А.М. Карамышев и др. Они являлись авторами учебников и пособий, которые с 1775 г. печатали в типографии училища. Примечательно, что эту типографию оснастили первоклассным оборудованием на деньги меценатов - купца Я.К. Шульгина и статского советника П.А. Демидова13.
Параллельно с учебным
процессом преподаватели вуза проводили
и научные исследования. 18 декабря
1774 г. в Горном училище было учреждено
ученое собрание, которое имело целью
разрабатывать горные науки и
обогащать отечественную