Развитие образования в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 20:51, курсовая работа

Краткое описание

Образование определяет положение государства в современном мире и человека в обществе. Социально-экономическое и духовное развитие любого общества во многом определяется состоянием в нем образования и воспитания. Именно эта сфера человеческой деятельности оказывает решающую роль в разработке научной политики, оптимальной модели реформирования общественных отношений, формирования образа жизни людей.

Файлы: 1 файл

введение.docx

— 94.56 Кб (Скачать)

    14 января 1701 г.  Петр I издал указ об учреждении в Москве Школы математических и навигационных наук. В школу принимали сыновей «дворянских, дьячих, подьячих, из домов боярских и других чинов» в возрасте   от  12  до  20  лет.   Штатная   численность   школы доходила  до 500 человек. Учащиеся состоятельных родителей содержались на  собственный счет, а все остальные получали «кормовые деньги» из казны. Размещалась эта школа в Сухаревой башне недалеко от Сретенских ворот8.

         Большинство учеников из простого  люда оканчивали образование  в русской школе, лишь немногие - в цифирной (арифметической) школе,  а в высших (навигаторских) классах  могли обучаться только дети  дворян. Ученики из низших сословий  после завершения учебы назначались  на службу писарями, помощниками  архитекторов и на различные  вспомогательные должности в  Адмиралтейство. Выпускники школы  из дворян направлялись служить  во флот, в артиллерию, в инженерные  войска и кондукторами к генерал-квартирмейстеру.  Петр I внимательно следил за работой Школы математических и навигаторских наук, интересовался службой ее выпускников, многих из которых знал лично.

    В 1715 г. на  базе высших (навигаторских) классов  школы была создана Морская  академия (Академия морской гвардии), которую разместили в Петербурге. Младшие классы Школы математических  и навигационных наук еще несколько  лет оставались в Москве и  играли роль подготовительного  училища для академии.

Общее руководство Морской  академией в период ее становления  осуществлял граф А.А. Матвеев. Учащиеся числились на военной службе и  находились на полном государственном  обеспечении. Жизнь, учеба и служба в Морской академии регламентировалась специальной инструкцией, которую  Петр I утвердил 1 октября 1715г.9. Много сделал для развития Морской академии ее директор Г.Г. Скорняков-Писарев. Обучение в академии было весьма престижным из-за возможности получить хорошее образование и офицерский чин. Среди первых ее выпускников выделялись адмирал С.И. Мордвинов, географ-исследователь Д.Л. Овцын и известный мореплаватель А.И. Чириков.

    Развитие специальных  учебных заведений в России  сдерживалось недостатком грамотной  молодежи. Во всех учебных заведениях  начала XVIII века приходилось заниматься повышением общеобразовательного уровня учащихся. Это отвлекало преподавателей от занятий по основным предметам и удлиняло сроки обучения. Необходимо было создать сеть начальных учебных заведений в разных регионах страны.

    В тот период  в российской провинции, кроме  церковных приходов, очагами цивилизации  являлись военные гарнизоны. Поэтому  Петр I решил создать школы для солдатских  детей   при   49   полках   русской   армии. С 1721 г. гарнизонные школы начали учреждать уже при каждом полку. Требовалось, чтобы в школе грамоте и различным ремеслам обучалось 50 человек10 .

    Также по указам  Петра I были открыты адмиралтейские школы в Петербурге, Кронштадте и Ревеле (в 1719 г.), в Таврове ( в 1720 г.) и при Петербургской партикулярной верфи (в 1722 г.). В этих школах детей матросов, плотников и других мастеров учили «грамоте и цифири». Аналогичные задачи ставились и перед горнозаводскими школами, которые создавались в Карелии, на Урале и в других регионах России.

    Важную инициативу  проявил вице-губернатор А.А.Курбатов, который в 1711 г.  открыл  в   Архангельске   начальную   школу  для  местных  детей.  Петр I приветствовал данное начинание и указом от 28 февраля 1714 г. потребовал создавать арифметические школы для обучения мальчиков основам математики и письму. Эти школы были всесословными и размещались при архиерейских домах, верфях, горных заводах и полках русской армии.

    Таким образом,  в первой четверти XVIII века в России начала складываться государственная система образования молодежи. Это создало определенные предпосылки для открытия светских высших учебных заведений.

2.2  Создание  Петербургской Академии наук  с университетом и гимназией

По поручению императора Петра I российский подданный лейб-медик  Л.Л. Блюментрост подготовил доклад о проекте создания в Петербурге Академии наук и художеств. Идея создания академического университета пришла к  монарху во время его поездок  по странам Европы, где он наблюдал деятельность классических университетов. При академии предполагалось учредить также университет и гимназию. 28 января 1724 г. Сенат своим указом утвердил проект учреждения в Петербурге Академии наук и художеств. В документе, в частности, отмечалось, что Академия нужна не только «для размножения  наук», но и чтобы «чрез обучение и расположение оных, польза в народе впредь была»11.

Петр I пригласил несколько  крупных зарубежных ученых для работы в Академии наук и преподавания в  академическом университете. Уже  после кончины императора из Европы в Петербург прибыли: математики Н. Бернулли, Я. Герман и Ф.-Х. Майер, астроном И.-Н. Делиль, физик Г. Бюльфингер, физиолог Л. Бернулли и другие. Кроме того, для работы в академической гимназии и участия в научных исследованиях  были приглашены 8 студентов старших  курсов из немецких университетов. Академическая  гимназия предназначалась для подготовки будущих слушателей университетов. Она состояла из пяти классов, в которых  ученикам преподавали русский, латинский, немецкий французский, итальянский  и греческий языки, начала математики, истории и географии.

7 декабря 1725 г. был подписан  императорский указ «О заведении  Академии наук и о назначении  президентом оной лейб-медика  Блюментроста». 27 декабря того же  года императрица Екатерина I торжественно открыла первый  научный центр и высшее учебное  заведение России. 24 января 1726г. в  Академии наук и художеств  началось чтение на латинском  языке публичных лекций для  всех желающих (вход был свободный). Академические студенты эти лекции  посещали в обязательном порядке.  Профессорам академии предоставлялось  право открывать частные курсы  (приватные коллегии), однако, без  ущерба для обязательного чтения  публичных лекций.

Становление Петербургской  Академии наук и художеств и ее учебных подразделений проходило  сложно. После кончины в 1727 г. императрицы  Екатерины Алексеевны, академия наук лишилась своей покровительницы. Положение  усугублялось еще и тем, что вскоре царский двор переехал в Москву, за ним потянулись сановники и  крупные ученые. Новый император  Петр II захотел, чтобы президент  Академии наук и художеств поселился  в старой столице, где не было условий  для работы. Не став еще прочно на ноги академия наук начала приходить  в упадок из-за скудного финансирования и отъезда некоторых иностранных  ученых на родину.

Кризис коснулся и Академической  гимназии, где сократилось число  учащихся. По подсчетам графа Д.А. Толстого, в 1729 г. в гимназию поступило  лишь 74 мальчика. Еще хуже складывалось положение со студентами. Профессора-иностранцы лекции читали только на латинском  языке, так как русский знали  плохо. Отыскать в России молодых  людей, владевших латынью, было довольно сложно. Поэтому в период 1726-1733 г.г. среди академических студентов  числилось только 38 человек.

Среди студентов преобладали  дети священнослужителей и солдат, которые получали начальное образование  в церковно-приходских и гарнизонных  школах. Затем они продолжали обучение в специальных школах (лекарской, монастырской, посольской, приказной  и типографской), Славяно-греко-латинской  академии и академической гимназии. Кроме того, среди академических  студентов были дети иностранцев, состоявших на русской государственной службе, а также дипломатов и купцов.

По тем временам академические  студенты получали хорошее образование, о чем свидетельствует их последующая  деятельность. Так, с 1733 г. начал самостоятельную  преподавательскую работу первый русский  адъюнкт высшей математики В.Е.Адодуров. Многие из выпускников академического университета стали учеными и  педагогами (П.З. Кондоиди, И.Л. Магницкий), другие пошли на государственную  службу (князь А.Д. Кантемир, П.А. Фельтер, Г.-В. Эйхлер), а братья Карл и Фридрих  Вольф стали офицерами русской  армии.

В 1736 г. в истории Академии наук и художеств произошло событие, которое имело важные последствия  для развития отечественной науки  и высшей школы. В начале этого  года в академический университет  был зачислен Михаил Ломоносов - один из лучших учеников Славяно-греко-латинской  академии. Осенью 1736 г. М.В.Ломоносов  и его товарищ Д.И.Виноградов были направлены для продолжения образования  в Германию. В январе 1742 г. Михаил Васильевич Ломоносов вернулся на родину и был назначен адъюнктом физического  класса Петербургской Академии наук. В 1745 г. М.В.Ломоносов стал профессором  химии и был избран в состав Академии наук. Научная деятельность русского ученого успешно сочеталась с педагогической работой. В 1746 г. академик Ломоносов впервые в России начал  читать публичные лекции для студентов  на русском языке. Это смелое нововведение поддержали другие отечественные ученые и педагоги.               

В 1758 г. М.В.Ломоносов вступил  в должность ректора академического университета и нашел его в  упадке. Новый ректор добился увеличения финансирования университета в 1,5 раза. 4 апреля 1765 г. великий ученый и педагог  М.В.Ломоносов скончался. Достойного преемника на посту ректора не нашлось, и академический университет  стал быстро угасать. Попытки нового директора Академии наук Е.Р. Дашковой в 1783 г. реанимировать деятельность университета успеха не имела. К концу XVIII века академический университет был закрыт.

2.3 Московский  университет в XVIII веке

Экономическое и социально-политическое развитие Российской империи в середине XVIII века требовало значительного  числа образованных людей. Петербургский  академический университет, военно-учебные  заведения и профессиональные школы  не в полной мере удовлетворяли потребности  государства в отечественных  специалистах. В среде наиболее просвещенных людей России зрела мысль о  необходимости создания классического  государственного университета, где  могли бы обучаться не только дворяне, но и разночинцы.

Занявшая в 1741 г. российский престол императрица Елизавета  Петровна позитивно относилась к  развитию отечественной науки и  культуры; она приблизила к себе образованных людей. Её официальная  политика в области образования  заключалась в продолжении дел, начатых отцом - императором Петром I. Он же мечтал об университете, который  бы стал центром науки и культуры.

Эта идея была воплощена  в проекте И.И. Шувалова, написанного  совместно с М.В. Ломоносовым, который  императрица утвердила 24 января 1755 г. именным указом «Об учреждении Московского университета и двух гимназий». 26 апреля того же года состоялось торжественное открытие Московского  университета и двух его гимназий. Лучших учеников обеих гимназий зачисляли на первый курс университета.  Однако первые студенты набирались преимущественно из выпускников духовных семинарий. Многих из них подобрали кураторы Московского университета граф И.И. Шувалов и академик Л.Л. Блюментрост. Кураторы пригласили и первых профессоров в новый университет. Из Петербурга прибыли А.А. Барсов и Н.Н. Поповский, из Тюбингенского университета - И.М. Шаден и И.Г. Фромман, из Венского университета - Ф.Г. Дильтей.

Становление Московского  университета проходило трудно. Медленно росла численность студентов - в 1758 г. их было лишь 100 чел. Только тридцать студентов из числа казеннокоштных получали от казны жалованье в  размере 40 руб. в год, а остальные  жили на собственные средства. В  протоколе конференции университета от 2 июля 1759 г. есть такая запись: «Одной из причин, препятствовавших успешности занятий, было отсутствие учебников, которыми казеннокоштные не могли обзавестись  по бедности»12. Не случайно еще в конце 1757 г. граф И.И. Шувалов приказал отпускать деньги на обувь и платья, чтобы прилично одеть студентов. Тогда же было приказано выдавать казеннокоштным «в прибавок жалованья для пищи по полтине в месяц каждому». Инструкция директору университета запрещала студентам входить в классы в нагольных шубах, серых кафтанах и лаптях, что считалось одеждой бедняков.

В силу особого указа от 5 марта 1756 г. Московский университет  был подчинен только Правительствующему Сенату. Директор коллежский советник А.М. Аргамаков имел право посылать во все судебные места от имени  университета указы, которые подлежали  исполнению. Эта существенная привилегия делала Московский университет достаточно независимым от чиновников.

2.4 Первый инженерный  вуз в России

Во второй половине XVIII века в Российской империи началось бурное развитие горного дела, особенно на Урале. Для горной промышленности нужны  были многочисленные специалисты, в  т.ч. высшей квалификации. В связи  с этим группа башкирских рудопромышленников в 1771 г. обратилась в Берг-коллегию (орган  руководства горнорудной промышленности России) с предложением о создании училища по подготовке горных специалистов. Императрица Екатерина II 21 октября 1773 г. утвердила проект горного училища, а его торжественное открытие состоялось 28 июня 1774 г.

 Согласно уставу Горного  училища 1774 года в первый инженерный  вуз России разрешалось принимать  детей дворян и разночинцев,  владевших латинским, французским  и немецким языками, а также  основами арифметики, геометрии  и химии. В первый набор училища  вошли 23 чел., в т.ч. 19 студентов  Московского университета. Все студенты  являлись российскими подданными  в возрасте от 16 до 23 лет. По  первоначальному плану студенты  Горного училища должны были  обучаться 4 года и осваивать  математику, физику, химию, механику, гидравлику, металлургию, минералогию,  маркшейдерское искусство, черчение  и рисование.

Устав горного училища  требовал от преподавателей формировать  у студентов профессиональные инженерные качества. Для этого по инициативе первого директора училища М.Ф. Соймонова во дворе вуза был построен «примерный рудник», в забоях выработки  которого находились вмазанные естественные штуфы различных горных пород  ископаемых рудных элементов. Позже  учебный рудник училища стал составной  частью первого отечественного Горного  музея в Петербурге.

С момента основания в  горном училище преподавали крупные  ученые и педагоги: академики физик  Л.Ю. Крафт, минералог В.М. Севергин, член-корреспонденты математик А.М. Вильдбрехт, химик А.М. Карамышев  и др. Они являлись авторами учебников  и пособий, которые с 1775 г. печатали в типографии училища. Примечательно, что эту типографию оснастили  первоклассным оборудованием на деньги меценатов - купца Я.К. Шульгина и статского советника П.А. Демидова13.

Параллельно с учебным  процессом преподаватели вуза проводили  и научные исследования. 18 декабря 1774 г. в Горном училище было учреждено  ученое собрание, которое имело целью  разрабатывать горные науки и  обогащать отечественную литературу переводами сочинений крупных иностранных  специалистов. Председателем ученого  собрания являлся директор училища, а членами были известные горные специалисты А.А. Нартов, С.В. Нарышкин и П.И. Рычков. Финансирование училища  осуществлялось за счет государственной  казны, а также регулярными отчислениями от доходов уральских горнопромышленников.

Информация о работе Развитие образования в России