Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 10:59, реферат
Период со второй половины XVII в. по XVIII в. - это время образования и развития в России абсолютной монархии. Оформление ее происходит в первой четверти XVIII в. в результате реформ Петра I. Перестают созываться Земские соборы. Ликвидируется Боярская дума. Усиливается процесс подчинения церкви государству. В системе государственного аппарата отсутствует орган, который в какой-либо мере ограничивал власть монарха. Развитие права знаменуется кодификацией уголовного и процессуального права
Образование и развитие абсолютной монархии в России. 5
1.1 Предпосылки образования и юридическое оформление абсолютизма. 5
1.2 Развитие общественного строя. 9
1.3 Государственный аппарат в период абсолютизма. 13
2. Военные и военно-судебные реформа Петра I 17
2.1 Исторические условия и предпосылки петровских реформ. 17
2.2 Военно-судебные реформы Петра. 21
2.3 Развитие права в период абсолютной монархии. 23
Заключение. 29
Список использованной литературы.. 30
Налоговые преобразования опирались на организационные меры, призванные упорядочить, централизовать и регламентировать эти мероприятия.
II Государственная реформа первой четверти XVIII в.
Характерным для
абсолютизма является стремление рационально
регламентировать правовое положение
каждого из существующих сословий.
Такое вмешательство могло
Правовой статус
дворянства был существенно изменён
принятием Указа о
1) юридическое слияние
таких форм собственности, как
вотчина и поместье привело
к возникновению единого
2) установление
института майората (наследование
недвижимости только одним
3) превратив поместье
в наследственное
Логическим продолжением Указа о единонаследии стала Табель о рангах (1722 г.). Её принятие свидетельствовало о целом ряде новых обстоятельств:
1) бюрократическое
начало в формировании
2) сформированная
Табелью о рангах новая
Принцип выслуги тем самым подчинял принцип аристократический;
3) Табель о рангах
уравнивал службу военную со
службой гражданской: чины и
звания присваивались в обеих
сферах, принципы продвижения по
службе были аналогичными. Практика
выработала способ прохождения
лестницы служебных чинов
4) подготовка кадров
для нового государственного
аппарата стала осуществляться
в специальных школах и
Реформы высших органов власти и управления, проведенные в первой четверти XVII в., принято подразделять на три этапа:
1) 1699-1710 гг. Для этого
этапа характерны лишь
2) 1710-1719 гг. Ликвидация прежних центральных органов власти управления, создание новой столицы, Сената, проведение первой областной реформы;
3) 1719-1725 гг. Происходит
образование новых органов
1. Местное управление в начале XVII в.
Местное управление осуществлялось на основе старой модели: воеводское управление в системе областных приказов. В процессе петровских преобразований в эту систему стали вноситься изменения. В 1702 г. вводится институт воеводских товарищей, выборных от местного дворянства. В 1705 г. этот порядок становится обязательным и повсеместным, что должно было усилить контроль за старой администрацией.
В 1708 г. вводится новое
территориальное деление
Во главе губернии
был поставлен губернатор или
генерал-губернатор (Петербургская
и Азовская губернии), объединившие
в своих руках всю
В ходе реформы (к 1715 г.) сложилась трёхзвенная система местного самоуправления и администрации: уезд-провинция-губерния. Провинцию возглавлял обер-комендант, которому подчинялись коменданты уездов. Контролировать нижестоящие административные звенья помогали ландратные комиссии, избранные из местного дворянства.
Вторая областная реформа была проведена в 1719 г. Суть её заключалась в следующем: одиннадцать губерний были разделены на сорок пять провинций. Во главе этих единиц были поставлены также губернаторы, вице-губернаторы или воеводы.
Делились провинции
на округа-дистрикты. Администрация
провинций подчинялась
В 1718-1720 гг. прошла реорганизация
органов городского самоуправления,
созданных в 1699 г. вместе с Ратушей
- земских изб и земских
Централизация государственного аппарата при абсолютизме требовала создания специальных контрольных органов. В начале XVII в. сложилось две контрольные системы: прокуратура (во главе с генерал-прокурором Сената) и фискалитет.
2. Военная реформа
Военная реформа была одним из важнейших звеньев в цепи государственных преобразований начала XVII в. После неудачных походов на Азов (1695-1696 гг.) прекратило свое существование дворянское конное ополчение. Образцом для преобразования военных частей стали полки личной охраны Петра 1 - Преображенский, Семеновский и Бутырский. Стрелецкое восстание 1698 г. ускорило ликвидацию старых стрелецких подразделений и их расформирование.
С 1699 г. начинается формирование рекрутской системы набора в армию. Из числа владельческих крестьян, дворовых и посадского населения были сформированы два полка. К 1705 г. было собрано уже двадцать семь полков, набор осуществлялся по установленным рекрутским округам. С 1723 г. на основе переписи была введена система подушной раскладки рекрутов (до 1725 г. было проведено пятьдесят три рекрутских набора, давших двести восемьдесят четыре тысяч солдат). Закреплённый порядок позволил сформировать многочисленную, хотя и плохо обученную армию.
Монарх являлся
источником всей исполнительной власти
и главой всех государственных учреждений.
Присутствие монарха в
Монарх утверждал все основные должности, осуществлял производство в чины (в соответствии с Табелью о рангах), стоял во главе орденской и наградной системы империи.
Монарх являлся верховным судьёй и источников всей судебной власти. Он мог решать любые дела, независимо от решения любых судебных органов. Его решения отменяли любые другие. Монарху принадлежало право помилования и право утверждения смертных приговоров. Монарх мог решать дела, не урегулированные законодательством и судебной практикой - достаточно было его воли.
Царь был верховным главнокомандующим армии, ведал формированием полков, назначением офицеров, устанавливал порядок и план боевых действий.
III Развитие государственной системы во второй четверти XVIII в.
После смерти Петра I роль Сената, как центрального органа управления, начинает снижаться. С 1711 по 1718 г. Сенат являлся коллективным регентом, заместителем государя в решении всех вопросов государственного управления, главой исполнительной власти (в отсутствии государя).
В 1718 г. начинает создаваться система коллегий, взявших на себя отраслевое управление. Власть Сената переносится на координацию их деятельности, а сам он превращается в совещательный орган при государе.
С 1722 г. Сенат фактически
приобретает функции
В 1726 г. создается Верховный Тайный совет, сосредоточивший в своих руках решение всех вопросов внутренней и внешней политики. Верховный Тайный совет стал рассматривать жалобы на действия Сената и подбирать кандидатуры сенаторов. При таком соседстве Сенат превратился в одну из коллегий.
Верховный Тайный совет
приобретает законодательные
В 1730 г. этот оран управления
упраздняется, и в 1731 г. его место
занимает Кабинет министров. Кабинет
министров фактически возглавил
исполнительную власть в стране, сосредоточив
всё государственное
В 1741 г. Кабинет министров
упраздняется, и Сенат вновь превращается
в высшее политическое учреждение,
активно включившись в
В 1762 г. Петром III учреждается
Императорский совет, состоявший из
восьми человек, который в 1769 г. заменяется
Советом при высочайшем дворе, сосредоточивший
свою деятельность на внутренней политике
и включавший всех руководителей
центральных органов
С 1763 г. Сенат превращается в высшее административно-судебное учреждение, состоящее из шести департаментов: первый ведал государственными финансами и секретным делопроизводством, второй - собственно судебными делами (надзором, обобщением практики, кадровым подбором, пересмотром дел), третий ведал делами провинций (администрацией, финансами), четвёртый - военными делами, пятый - местной администрацией, шестой - местными судами.
С 1801 г. Сенат фактически и окончательно превращается в высшую судебную инстанцию.
Столь частые изменения в структуре высших органов власти и управления были обусловлены борьбой двух начал власти: бюрократического и личного. Укрепление абсолютной монархии питало каждое из этих начал - власть монарха становилась неограниченной, но она должна была опираться на мощный бюрократический аппарат, который в свою очередь всё более начинает работать на себя. Законы бюрократии приводили к тому, что аппарат стремился стать господствующим. В этой коллизии монарх был вынужден обращаться к «верным людям», узкому кругу лиц, которым он перепоручал власть.
Постоянно действующими оставались полицейские учреждения, образованные ещё в 1718 г.
В 1729 г. была создана Канцелярия конфискации, организующая и обеспечивающая конфискационные акции по приговорам суда). В 1730 г. образуется Должный приказ, целью которого было проведение полицейских действий в отношении должников, неплательщиков и банкротов.
Информация о работе Образование и развитие абсолютной монархии в России