Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2010 в 16:03, доклад
Адвокаты подразделялись на две группы: присяжных поверенных – корпорацию, дававших профессиональную присягу адвокатов – и частных поверенных, занимавшихся адвокатской практикой индивидуально. Присяжные поверенные играли среди адвокатов ведущую роль и набирались из наиболее образованной части русской элиты. Обязательным условием вступления являлся законченный университетский курс юридических наук и не менее 5 лет работы в судебном ведомстве. Профессиональные объединения присяжных поверенных организовывались по территориальному признаку. Совет и Общее собрание являлись органами самоуправления.
История образования
и развития адвокатуры
При самодержавии
развитие адвокатской деятельности
тормозилось нежеланием государства
разрешить создание профессиональных
адвокатских объединений. Все цари,
от Петра I до Николая I, были настроены
решительно против создания в России адвокатской
корпорации западного образца. В течение
всего дореформенного периода правовые
представители были аморфной группой
без соответствующего профессионального
обучения, организации и названия. Адвокатской
практикой занимались в основном государственные
служащие невысокого ранга в свое свободное
время или находясь в отставке.
Судебная реформа
1864 года заложила основы компетентной
и самоуправляемой организации
адвокатов. Сформировалась адвокатская
профессия, обладавшая как западными,
так и традиционно русскими чертами.
Адвокаты подразделялись
на две группы: присяжных поверенных
– корпорацию, дававших профессиональную
присягу адвокатов – и частных
поверенных, занимавшихся адвокатской
практикой индивидуально. Присяжные
поверенные играли среди адвокатов ведущую
роль и набирались из наиболее образованной
части русской элиты. Обязательным условием
вступления являлся законченный университетский
курс юридических наук и не менее 5 лет
работы в судебном ведомстве. Профессиональные
объединения присяжных поверенных организовывались
по территориальному признаку. Совет и
Общее собрание являлись органами самоуправления.
В отличии от
присяжных поверенных, имевших право
выступать в любом суде Российской
империи, частные поверенные могли
выступать только в судах, выдавших
им такое разрешение. Законодательство,
регулирующее деятельность частных поверенных,
сохраняло их дореформенный статус. Все
вопросы, касавшиеся деятельности частных
адвокатов, включая членство и дисциплинарные
вопросы, решались в первую очередь судами.
Более общий контроль осуществлялся Министерством
Юстиции. Работа адвоката заключалась
в ведении тяжб и выступлениях перед судом
и подготовке документов по уголовным
и гражданским делам. С 1890 года стала развиваться
коллективная форма работы в виде юридических
консультаций.
Кроме случаев
ведения дел по назначению суда,
вознаграждение за которые выплачивалось
из общего фонда, оплата труда адвоката
производилась по договоренности с
клиентом. Хотя Министерство Юстиции
и установило размеры оплаты услуг,
они были необязательны и применялись
лишь в случаях разногласий между адвокатом
и клиентом.
3 марта 1890 года
был принят закон,
Сразу после
падения старого режима были отменены
все ограничения на прием евреев,
а 1 июня 1917 года Временное правительство
приняло закон, позволяющий заниматься
адвокатской практикой женщинам.
Смена политической
власти в России привела к изменению
направления развития адвокатуры. Марксистская
теория порвала с вековой традицией,
согласно которой на правовую систему
налагались этические ограничения.
Право стало истолковываться как продолжение
политической власти, а правовые институты
становились инструментами, которые пролетариат
использовал так, как он считал нужным.
Каково же было
отношение большевиков к
Придя к власти,
большевики поняли, что тактика работы
в зале суда, оказавшая большую
помощь в разоблачении и ослаблении
системы царизма, может быть использована
и против нового режима.
24 ноября 1917 года
был принят Декрет о суде, который упразднял
адвокатуру, прокуратуру, отделы уголовных
расследований и практически всю судебную
систему. И если большинство юридических
учреждений должно было быстро реорганизоваться
на революционных началах, то адвокатской
корпорации законодательство замены не
предусматривало. Интересы личности в
суде было разрешено представлять любому,
обладающему гражданскими правами, не
опороченному гражданину.
Издание нового
Декрета N 2 о суде не привело к
немедленной замене старой адвокатуры
коллегиями правозащитников. Декрет N
2 предписывал создание при местных советах
коллегий правозащитников, но он не оговаривал
того, какими они должны быть и не обязывал
местные советы исполнять его положения.
На первом Всероссийском
съезде комиссаров юстиции в Москве в
апреле 1917 года было принято решение об
установлении для правозащитников государственных
окладов, разорвавшая таким образом связь
материального свойства между адвокатом
и его клиентом. Однако остался нерешенным
вопрос о том, каким образом полностью
содержащийся на окладах адвокатский
корпус будет финансироваться из и без
того скудной государственной казны.
Распад старой
правовой системы привел к массовому
уходу из адвокатской корпорации.
30 ноября 1918 года
ВЦИК принял Положение «О
Закон запрещал
гражданам обращаться за юридической
помощью к адвокату лично. Необходимые
прошения и по уголовным и по гражданским
делам должны были направляться руководству
коллегии или в суд, и тогда
эти инстанции назначали адвокатов.
Таким образом, государство приобретало
возможность влиять на дело еще до рассмотрения
его в суде. О саморегулировании коллегий
в законе не упоминалось.
С конца 1918 года
защитника, за редким исключением, перестали
допускать к участию в предварительном
следствии. Если по Декрету N 2 о суде присутствие
адвоката разрешалось на слушаниях всех
уголовных дел в народных судах, то по
Положению «О народном суде» 1918 года судьи
имели право не допускать защитника в
суд с целью представления интересов клиента,
за исключением небольшого числа случаев,
когда присутствовал государственный
обвинитель или когда дело рассматривалось
судом в составе 6 заседателей.
29 июня 1920 года
Третий всероссийский съезд
Ничтожное число
консультантов, работавших в местных
отделах юстиции, не могло удовлетворить
потребности населения, что привело
к распостранению подпольной адвокатской
практики.
Новый закон об
адвокатуре, вышедший к середине лета
1922 года, предусматривал возрождения института
защитника в каждой губернии. Но об организации
общероссийской коллегии адвокатов в
законе не говорилось. Обязанность надзора
возлагалась на суды и прокуратуру, куда
без промедления должны были высылаться
стенограммы всех заседаний коллегий.
Как и до революции, делами губернских
коллегий должен был руководить президиум,
избираемый на определенный период общим
собранием. Частная адвокатская практика
законом в целом не регулировалась. За
государственными органами закреплялось
право исключать адвокатов из корпорации.
Значительное
большинство членов новых коллегий
были так называемыми буржуазными
специалистами – членами
Партия начала
вводить в состав коллегий коммунистов,
пытаясь установить таким образом контроль
за деятельностью корпорации изнутри.
Но многие принятые в адвокатуру коммунисты
были адвокатами только на бумаге и вступали
в коллегию только для того, чтобы занять
руководящие посты.
Юридические факультеты
сразу после революции были ликвидированы.
Юридическое образование, пришедшее в
упадок в период революции, было восстановлено
весной 1935 года с созданием Всесоюзной
правовой академии. Но адвокатуре было
отведено периферийное место в схеме восстановления
правового образования. Ведущие юридические
факультеты готовили студентов для работы
в прокуратуре, судах и других государственных
учреждениях. И предназначенных для работы
в государственном секторе студентов
не обучали вопросам правовой защиты.
Те же, кто хотел поступить в адвокатуру,
проходили подготовку в других, менее
престижных институтах.
Юридическая пресса
стала не только менее обстоятельной
в освещении правовых вопросов, начиная
с 1930 года, но и многие журналы, публиковавшие
такую информацию, исчезли. После 1927
года перестали публиковаться ежегодные
отчеты коллегии защитников.
22 декабря 1938
года, через 9 месяцев после того,
как в результате начавшейся
чистки были произведены
Новое Положение
об адвокатуре 1939 года являлось моделью
для всех последующих законов
о корпорации. Самостоятельность
адвокатских коллективов теперь
считалась «вредной» для общества и их
предполагалось распустить. Адвокатские
услуги отныне должны были оказываться
через местные юридические консультации,
административно подчиненные президиуму
коллегии адвокатов. Президиум наделялся
правом определять местонахождение и
состав консультаций, а также назначать
заведующих. Заведующие, отчитывающиеся
непосредственно перед президиумом, а
не перед членами консультации, контролировали
профессиональную деятельность адвокатов.
Они также распределяли нагрузку среди
адвокатов и устанавливали размер оплаты,
пока не были определены твердые тарифы.
Положение 1939 года
подвело итог длительным спорам о
взаимоотношениях между адвокатурой
и юрисконсультурой. Было запрещено
сочетать работу в госучреждениях на
полную ставку с работой в адвокатуре,
что вынудило адвокатов выбирать между
работой в госсекторе и работой в адвокатуре.
Надзор за деятельностью
адвокатуру со стороны государственных
органов были переданы Наркомату
юстиции СССР, республиканским Наркоматоам
юстиции и региональным управлениям
Наркомюста. Помимо осуществления надзорных
функций и роли последней инстанции при
решении вопросов состава и профессиональной
дисциплины эти органы периодически издавали
обязательные к исполнению коллегиями
адвокатов директивы.
В последующие десятилетия
были приняты новые законы об адвокатуре.
В начале 60-х годов общесоюзное Положение
об адвокатуре СССР 1939 года было заменено
республиканскими законами. Адвокатам
все-таки удавалось сохранить определенную
ведомственную автономию. Они не стали
придатком бюрократической иерархии советского
государства, оказывая по возможности
засилью партии в корпорации, они остались,
по крайней мере, формально, самоуправляемой
корпорацией. Однако современная корпорация
адвокатов продолжает функционировать
на основах, заложенных в первые десятилетия
советской власти. Ограничения организационной
независимости корпораций и право адвоката
представлять интересы своего клиента
в системе безраздельно господствующей
государственной власти остались нетронутыми.
В современной адвокатуре остается еще
много нерешенных вопросов. Далее мы рассмотрим
некоторые из них.
После принятия брежневской Конституции 1977 года на сессии ВС СССР 30 ноября 1979 года был принят общесоюзный Закон об адвокатуре. Соответственно были введены в действие более подробные законы об адвокатуре на уровне союзных республик. В Российской Федерации Положение об адвокатуре РСФСР было утверждено на сессии ВС РСФСР Законом от 20 ноября 1980 года.
Информация о работе История образования и развития адвокатуры