Культурное строительство Чечено-Ингушетии

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 05:09, диссертация

Краткое описание

Вое это обусловливает возрастающее внимание советских ученых к истории и современным процессам культурного развития социалистического общества. Исследование проблем культурного строительства раскрывает важную сторону деятельности Коммунистической партии и Советского государства, местных партийных и советских органов, профсоюзных и общественных организаций, помогает научной разработке общих вопросов истории СССР. Опыт культурного строительства в нашей стране, в ее национальных регионах имеет и международное значение, так как в настоящее время все больше стран и народов, освободившихся из-под гнета империализма, порывают с капитализмом и становятся на путь

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3-27
ГЛАВА I. УКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ
КУЛЬТУРЫ СЕЛА 28-67
ГЛАВА П. РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И
УЛУЧШЕНИЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ СЕЛЬСКОЙ
ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ 68-136
§ I. Осуществление всеобщего среднего
образования 68-83
§ 2. Повышение качества школьного образования. Укрепление связи шкоды с
жизнью 83-Ю7
§ 3. Подготовка кадров специалистов для седа. Рост трудовой и общественно-политической активности сельской
интеллигенции. ,107-136
ГЛАВА Ш. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ,ОРГАНОВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
ПО ПОДЪЕМУ КУЛЬТУРЫ СЕЛА 137-189
§ I. Совершенствование работы сельских
учреждений культуры 137-170
§ 2. Роль органов массовой информации в
подъеме культуры села 170-189
ЗАКЛЮЧЕНИ Е 190-195
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 196-222

Файлы: 1 файл

ДАГЕСТАНСКИЙ ФИЛИАЛ АН СССР.doc

— 903.00 Кб (Скачать)

    В результате повышения трудовой активности сельских медицинских работников в республике достигнуты высокие показатели в области медицинского обслуживания населения. Средняя продолжительность жизни поколения в ЧИАССР составляет свыше 70 лет. Рождаемость на 1000 человек выше, чем в целом по стране: 20,1 человека против 18,5 по СССР, смертность почти в два раза мень-ше, а естественный прирост населения в 1,7 раза выше .

    В рассматриваемый период заметно возросла общественно-политическая активность всех отрядов сельской интеллигенции. Увеличилась численность сельских специалистов-коммунистов. На начало 1977 г. в ЧИАССР насчитывалось 202 сельских территориальных и прочих парторганизаций. В системе сельского хозяйства республи-ки работало 7064 коммуниста, просвещения - 2583, здравоохранения и культуры - 1253. Подавляющее большинство их трудилось в сельской местности4. Всего в парторганизациях сельских районов Чечено-Ингушской АССР в конце 1975 г. насчитывалось 14090 коммунистов^. В состав райкомов и ревизионных комиссий сельских рай-парторганизаций в этом году было избрано 53 агронома, зоотехника и других специалистов сельского хозяйства, 63 работника нау-ки, культуры, просвещения и здравоохранения .

    Увеличение партийной прослойки среди тружеников совхозов, колхозов, в составе сельской интеллигенции оказывалось на росте сельскохозяйственного производства, его эффективности, деятельности сельских учреждений просвещения, культуры, здравоохранения, способствовало совершенствованию массово-политической и идеологической работы на селе.

    Представители сельской интеллигенции - учителя, врачи, агрономы, инженеры, техники, клубные работники - принимали активное участие в работе местных Советов депутатов трудящихся,Верховного Совета ЧИАССР. Из года в год увеличивался численный состав депутатов. Общее число депутатов местных Советов республики, избранных в 1975 г., составило 9356 человек. К этому времени в сельских районах Чечено-Ингушетии имелось 12 районных, 4 поселковых и 173 сельских (станичных) Совета депутатов трудящихся, в состав которых, соответственно входило: 948, 243 и 6568 человек3. Повысилоя образовательный уровень депутатов: 60,3 % избранных в 1975 г. депутатов имели высшее и среднее образование4. В составе сельских Советов республики были представлены почти все нации и народности, проживавшие на территории Чечено-Ингушской АССР, а численность депутатов коренной национальности уже в начале исследуемого периода составляла более 60 %5.

    Неоценима роль сельской интеллигенции в деле организации коммунистического воспитания трудящихся, поднятия культурного уровня жителей чечено-ингушского села. От их активности в общественно-политической жизни, от их гражданской позиции во многом зависит успех работы партийных и советских органов. Хорошо подготовленные в теоретическом отношении, идейно закаленные кадры интеллигенции являются надежной опорой в проведении политико-воспитательной работы. Специалисты села работали лекторами, пропагандистами, активистами Советов, способствовали оживлению клубной работы.

     Из года в год активизировалась работа Чечено-Ингушской организации общества "Знание", улучшался качественный состав лекторов. В 1966-1975 годах эта общественная организация значительно увеличила свои ряды за счет инженеров, техников, экономистов, директоров совхозов, председателей колхозов, других представителей сельской интеллигенции. Так, если в 1966 году республиканская организация насчитывала в своем составе 6130 членов, из них 2905 коммунистов, то к 1976 году среди членов общества только коммунистов было 6475 человек и 2201 - комсомолец, причем 6750 членов общества "Знание" систематически выступали перед трудящимися. Количество научных работников - лекторов общества "Знание"  увеличилось с 96 человек до 269, преподавателей  вузов, средних специальных учебных заведений и общеобразовательных школ - с 2904 человек до 4977. Численность инженеров и техников возросла с 671 до 1325 человек, врачей -с 551 до 944, специалистов сельского хозяйства - с 432 до 725 человек*.

     

1 Александров Н.Ф. Ленинская эстафета соревнования. (О движении за коммунистический труд на Северном Кавказе). Грозный, I969,c.I8I; Боевой отряд ленинской партии, с.61.

     Росло число читаемых лекций: в 1968-1969 гг. было прочитано 105430 лекций, в 1972 году - 64283, в 1973 г. - 67I6I, в 1974 году - 67239, в 1975 г. - 73925, а в 1976 г. - по реслублике было прочитано 82156 лекций, на которых присутствовало болев двух миллионов слушателей*.

     В 1970 году в ЧИАССР работало, на общественных началах, 35 народных университетов, в которых обучалось 5000 человек.' К концу 1976 года в 40 народных университетах занималось уже около II тыс.человек6.

     Придавая большое значение работе с сельской интеллигенцией, Верховный Совет республики на первой сессии шестого созыва в июле 1975 года обсудил вопрос "О задачах Советов народных депутатов республики по дальнейшему повышению общественно-политической активности и улучшению условий труда и быта сельской интеллигенции".   Сессия констатировала достигнутые успехи в области повышения культурного уровня чечено-ингушского села, дала обстоятельную характеристику роли сельской интеллигенции в его совершенствовании, определила основные направления я меры по усилению организаторской и воспитательной деятельности Советов депутатов трудящихся среди сельской интеллигенции. Сессия Верховного Совета республики наметила мероприятия по улучшению условий труда и быта сельских специалистов.

    

* Очерки истории Чечено-Ингушской АССР с древнейших времен до наших дней, т.2 (I9I7-I970 гг.), с.345; Боевой отряд ленинской партии, с60.

    Кадры сельской интеллигенции не только вдохновенно трудились над выполнением главной задачи - учить и воспитывать детей, лечить сельских жителей, поднимать экономику села, но и активно участвовали в пропаганде марксистско-ленинской теории, советского образа жизни. В каждом селе, станице, ауле имелись подлинные    бойцы    идеологического    фронта, беокорыстные энтут

зяасты культуры . Например, более 30 учителей Шелковского района вели кружки и семинары в системе политического просвещения, 16 - работали ректорами народных университетов, 54 - были депутатами местных Советов.За добросовестный труд, активное участие

в общественной жизни многие из них награждены орденами и меда-

                2

лями, отмечены почетными званиями .

    В Назрановском районе успешно использовалась такая форма воспитания сельского населения, как лектории на дому. В 1975 году их насчитывалось около 140 с охватом свыше 2 тыс.слушателей. Вся работа в них велась, в основном, силами учителей. При ее планировании основной упор делалоя на пропаганду идей дружбы народов, значительное внимание уделялось научно-атвистиче-окой работе . Плодотворную работу среди населения этого района проводили педагогические коллективы Кантышевской и Яндырской средних школ.

     Росту общественно-политической активности сельской интеллигенции способствовало регулярное межрайонное и межреспубликанское общение, встречи представителей различных ее отрядов, хорошо налаженный обмен опытом работы. В рассматриваемый период традиционными стали, например, встречи учителей и врачей Назрановского района со своими коллегами из Пригородненского района Северной Осетии. Регулярным было общение работников культуры этих районов. Только в 1974 году состоялось шесть таких встреч4.

    

1 Текущий архив Президиума Верховного Совета ЧИАССР,д.591,л.43,

2 Боков XJ. Советы и воспитание трудящихся. Грозный, 1984,с.71. Текущий архив Президиума Верховного Совета ЧИАССР,д.591,л.50.

4 Там же, лл.50-51.

    В Гудермесском районе силами местной интеллигенции ежегодно читалось более двух тысяч лекций и докладов на научно-популярные,    атеистические,   естественно-научные, общественно-политяческие я другие темы*.

    Учителя, врачи, агрономы, янженеры, другяе спецяалясты способствовали обогащению духовной жязня сельских тружеников,соз-

даняю того здорового климата, который позволял сельским жителям

                      р

стать в своем развитяи вровень с жителями города .

     Повышению ответственности янтеллигенцяя за порученное дело способствовало заслушиваняе отчетов о ее деятельностя на сесси-ях сельскях, поселковых Советов, заседаняях ясполкомов, коллегий мянястерств с выработкой деловых рекомендаций и советов. В выступлениях депутатов на сессиях отражалась глубокая заинтересованность партийных, советских, профсоюзных, комсомольских организаций, хозяйственных руководятелей, всей общественности республики в улучшении дела подготовки, более рационального использования кадров сельской интеллигенции, создании им необходимых условий для творческого труда, что вело к росту трудовой я общественно-политической активности последних. Высказывались крятяческяе замечания в адрес исполкомов, руководителей министерств, ведомств и хозяйств, вносились предложения по стимулированию работы сельской интеллигенции.

    Большое значение в деле улучшения работы Советов депутатов трудящихся имело возрастание в них партийной прослойки. В 1975

году среди депутатов местных Советов республики было 3512 комму-

                      з

1 Боков Х.Х. Советы и воспитание трудящихся, с71.

р

Текущий архив Президиума Верховного Совета ЧИАССР,д.591,л.43. Правенький Н.Я. Советы и пятилетка, с14,

нистов, или 37,5 процента от общего количества• Коммунисты-депутаты активно проводили политику партии в деятельности Советов, укрепляли партийную и государственную дисциплину, вели борьбу с бюрократизмом, организовывали исполнение решений партийных и советских органов.

    

     Сельские специалисты-депутаты, претворяя в жизнь наказы избирателей по самым разнообразным вопросам, вносили весомую лепту в решение важнейшей социальной задачи - преодолении существенных различий между городом и деревней. Своим трудом, примером, передовые представители интеллигенции в огромной степени способствовали росту общественно-политической активности всех т

Боков Х.Х. Советы и воспитание трудящихся, с.84.

    Депутаты - сельские специалисты, наряду с выполнением своих производственных обязанностей, работали на общественных  началах заместителями председателей исполкомов, председателями и членами постоянных комиссий Советов, возглавляли производственные и территориальные депутатские группы, посты, участвовали в работе различных комиссий, образованных при исполкомах районных Советов, органов общественной самодеятельности населения - уличных и домовых комитетов, родительских комитетов при школах и детских дошкольных учреждениях, женских советов, советов при культпросветучреждениях, групп и постов народного контроля, добровольных народных дружин, товарищеских судов. Так, например, коммунист - депутат Верховного Совета ЧИАССР, звеньевой совхоза "Атагинский", Герой Социалистического Труда Ш.Х.Гайтамирбв осуществлял контроль за рациональным использованием земель совхоза.При его активном участии в селе были благоустроены дороги, выполнены другие наказы избирателей. Коммунист-депутат, инженер Грозненского газоперерабатывающего завода Е.В.Янова возглавляла постоянную комиссию по торговле и общественному питанию районного Совета. Комиссия проверяла и обсудила вопрос о состоянии торгового обслуживания и соблюдении правил торговли в магазинах райпо, о состояний общественного питания в школах района. Кроме того, Е.В.Янова руководила депутатской группой на территории поселка Долинский*.

сельских жителей  Чечено-Ингушской АССР.

    Таким образом, в рассматриваемый период еще более возросла роль общеобразовательной и специальной школы в решении задач экономического, социального и культурного развития села. Поэтому КПСС, Советское государство, местные партийные и ооветские органы  уделяли огромное, постоянно возрастающее внимание улучшению их работы, укреплению материальной и учебной базы, совершенствованию учебного процесса, развития связи школы с жизнью.

     В исследуемый период в Чечено-Ингушетии, как и во воей стране, развитие сельских школ шло в соответствии с "Законом об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии системы народного образования", последующими решениями КПСС и Советского правительства о школе. Претворяя в жизнь постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы" (ноябрь 1966 г.), во всех школах республики активизировался учебно-воспитательный процесс, вследствие чего повысилось качество знаний учащихся, улучшилась воспитательная работа. В сельских школах ЧИАССР внедрялись новые методы и средства обучения, в том числе и технические. Учительство республики добилось новых успехов в вооружении учащихся глубокими знаниями,в выработке у них необходимых умений и навыков, в воспитании школьников в духе патриотизма и пролетарского интернационализма, коммунистической нравственности, высокой культуры поведения, сознательного отношения к учебе я труду. В школах совершенствовалсь  работа ученических производственных бригад, школьных лесничеств, опытнических участков и другие формы организации труда учащихся, улучшалась профориентационная работа среди школьников.

     В результате перехода ко всеобщему среднему образованию, бурных темпов научно-технического прогресса, механизации и интенсификации сельскохозяйственного производства в годы восьмой и девятой пятилеток резко увеличился приток молодежи в средние специальные, профессионально-технические и высшие учебные заведения. Их успешная работа оказала решающее влияние на формирование новых, соответствовавших    требованиям дня кадров для села, на количественный и качественный рост сельской интеллигенции.

    В период развитого социализма роль интеллигенции, в том числе сельской, в жизни общества неизмеримо возроола. Рост ее трудовой и общественно-политической активности оказывал огромное воздействие на развитие экономики, повышение культурного уровня всего населения. А от этого, как указывалось на ХХП съезде КПСС, "...в огромной мере зависят доджем производительных сил, прогресс техники и организация производства,... развитие демократических основ самоуправления, коммунистическое переустройство быта"*.

Информация о работе Культурное строительство Чечено-Ингушетии