Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 05:09, диссертация
Вое это обусловливает возрастающее внимание советских ученых к истории и современным процессам культурного развития социалистического общества. Исследование проблем культурного строительства раскрывает важную сторону деятельности Коммунистической партии и Советского государства, местных партийных и советских органов, профсоюзных и общественных организаций, помогает научной разработке общих вопросов истории СССР. Опыт культурного строительства в нашей стране, в ее национальных регионах имеет и международное значение, так как в настоящее время все больше стран и народов, освободившихся из-под гнета империализма, порывают с капитализмом и становятся на путь
ВВЕДЕНИЕ 3-27
ГЛАВА I. УКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ
КУЛЬТУРЫ СЕЛА 28-67
ГЛАВА П. РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И
УЛУЧШЕНИЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ СЕЛЬСКОЙ
ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ 68-136
§ I. Осуществление всеобщего среднего
образования 68-83
§ 2. Повышение качества школьного образования. Укрепление связи шкоды с
жизнью 83-Ю7
§ 3. Подготовка кадров специалистов для седа. Рост трудовой и общественно-политической активности сельской
интеллигенции. ,107-136
ГЛАВА Ш. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ,ОРГАНОВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
ПО ПОДЪЕМУ КУЛЬТУРЫ СЕЛА 137-189
§ I. Совершенствование работы сельских
учреждений культуры 137-170
§ 2. Роль органов массовой информации в
подъеме культуры села 170-189
ЗАКЛЮЧЕНИ Е 190-195
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 196-222
В страдную пору на полях, когда основная масса тружеников села не могла посещать сельские культурно-просветительные учреждения, работники сельских клубов, Домов культуры организовывали агитбригады и обслуживали их на полевых станах, в тракторных бригадах. В юбилейном 1967 году в районе действовало 7 агитбригад. В период весенне-летних полевых работ агитбригады 48 раз выезжали к работникам сельского хозяйства, силами участников художественной самодеятельности было дано 203 концерта*.
лике было создано 230 кружков сельской художественной самодеятельности. Всего в смотре приняли участие 26 127 человек, или на 3841 человека больше, чем в 7 республиканском смотре (1963 гД женщин-горянок участвовало в смотре 4414,. или больше, чем в 1963 году, на 2175 человек"22.
Постановление обязывало"Министерство культуры, райкомы КПСС и райисполкомы закрепить достигнутые в ходе проведения смотра сельской художественной самодеятельности результаты по улучшению культурно-просветительной работы на селе, не допускать спада в развитии художественной самодеятельности, в культурном обслуживании тружеников села и принять меры по дальнейшему улучшению работы сельских учреждений культуры, добиваясь более тесной связи ее с решением хозяйственно-политических задач,
о
стоящих перед тружениками сельского хозяйства республики.
В период между смотрами культурно-просветительные учреждения внесли значительный вклад в борьбу за. преодоление пережитков прошлого, в частности, в искоренение таких уродливых явлений, как выдача замуж несовершеннолетних, калым, мешавших, обеспечению на селе полного равноправия женщины, с мужчиной.
Под знаком дальнейшего совершенствования работы клубов Домов культуры в республике велась подготовка к проведению УП
з
смотра художественной самодеятельности . Обком КПСС я Совет Министров ЧИАССР уделяли особое внимание деятельности учреждений культуры в тех районах, где эта работа находилась не на должном уровне. Так, в постановлении от 8 февраля 1966 г. "0 ходе смотра работы кулыпросветучреждений и подготовке к УП республиканскому смотру художественной самодеятельности в Урус-Мар-
1 ЦТА ЧИАССР, ф.Р-238, оп.З, д,594, л.12.
2 ЦТА ЧИАССР, ф.Р-238, оп.З, д.594, л.13.
з
Грозненский рабочий, 1965, 24 сентября.
тановском, Веденском и Надтеречном районах" Совет Министров ЧИАССР отмечал, что в этих районах имелся ряд клубов и библиотек, которые неудовлетворительно подготовились к смотру художественной самодеятельности и слабо проводили культурно-просветительную работу среди населения. Созданный в Надтеречном районе решением райисполкома оргкомитет бездействовал, а сельские смотровые комиссии не были созданы, кружки художественной самодеятельности имелись только в 3-х клубах. Смотровые комиссии не были созданы в ряде сельских Советов-Веденского района. Из 23-х клубов художественную самодеятельность имели только 823.
На зональных смотрах в Ростове-на-Дону и Ставрополе 29 лучших коллективов и отдельных исполнителей художественной самодеятельности республики были награждены дипломами лауреатов Всерос-сийског смотра, 20 - дипломами I степени Всесоюзного, 20 - дипломами I степени и 6 грамотами оргкомитета Всероссийского смот-
Итоги УП республиканского смотра, посвященного 50-летию Октябрьской революции, подводились в течение двух лет в три этапа. По его итогам бюро обкома КПСС и Совет Министров ЧИАССР I июля 1967 г. приняли совместное постановление "Об итогах УП республиканского и Всероссийского смотров художественной самодеятельности". В нем отмечалось, что смотр явился знаменательным событием в культурной жизни республики. Он способствовал активизации деятельности культурно-просветительных учреждений, содействовал взаимообогащению культуры многонационального населения республики и росту профессионального мастерства художественной самодеятельности. Репертуар художественных коллективов пополнился лучшими произведениями советских, местных и зарубежных авторов, революционно-патриотической я интернациональной тематикой. В смотре приняло участие более 50 тыс.человек.
pa художественной самодеятельности24.
В УП республиканском смотре принимало участие 8 тыс.женщин-горянок, что почти вдвое больше, чем в предыдущем. Если учесть, что в смотре выступило свыше 30 тыс.школьников, то общее число участников его превысит 80 тыс.человек! Иначе говоря, в УП республиканском смотре принял участие каждый 12 житель ЧИАССР.Свое
о
искусство показали 3300 самодеятельных коллективов .
Интернаци опальная дружба народов нашей Родины особенно ярко проявилась в программе фестиваля самодеятельного искусства, посвященного ЮО-летию со дня рождения В.И.Ленина. Русские, чеченцы, ингуши, представители других национальностей, населяющих республику, в единой, дружной, братской семье ооздаваля яркие, искрометные, запоминающиеся образы народного песенного, музыкального и танцевального искусства. Особенно порадовали своим массовым участием и мастерством коллективы Советского и Урус-Мартановского, Сунженского и Веденского районов.
С большим успехом на фестивале выступили народные музыканты, игравшие на национальных инструментах - дечк-иондуре,атух-пондуре, гармонике. Значительное место в программе занимали танцы. Широко были представлены произведения о В.И.Ленине, Родине, партии. Эта благородная тема выразительно звучала в яс-полнении хоров, вокальных ансамблей, солистов и чтецов .
Праздник искусства показал, что в сельской местности республики много одаренных певцов, танцоров, музыкантов-самодвитальных артистов, творчество которых свидетельствовало о возросшем уровне культуры, всей духовной жизни чечено-ингушского села.
Знаменательной дате - 100-летию со дня рождения В.И.Ленина - был посвящен УШ республиканский смотр художественной самодеятельности.
Это был самый массовый смотр из всех проведенных. В нем участвовало одних женщин более 26 тыс.человек, из них 15 тыс чеченок и ингушек, что почти вдвое больше, чем в предыдущем. Первое место в очередной раз было присуждено коллективу художественной самодеятельности Ножай-Юртовского района, второе место поделили Урус-Мартановский и Сунженский районы, на третье место вышли Советский и Надтеречный районы. Сорока четырем коллективам и отдельным исполнителям было присвоено звание лауреатов УШ республиканского смотра художественной самодеятельности,дипломами и грамотами награждено более 300 коллективов и отдельных исполнителей25.
Большим успехом пользовались выступления девичьего хора самодеятельного художественного коллектива из высокогорного Советского района. Но путь их к искусству был очень не леший. Мешали и старые обычаи, я предрассудки, и территориальная отдаленность от культурных центров. Несмотря на эти трудности, хор стал лауреатом П республиканского смотра сельской художественной самодеятельности, а Советский район занял I место, разделив его с
о
Ножай-Юртовским .
Девятый республиканский смотр художественной самодеятельности был посвящен 50-летию образования СССР я Советской автономии Чечено-Ингушетии. Этот юбилейный праздник народных талантов примечателен массовостью, хорошо продуманным, содержательным репертуаром, возросшим исполнительским мастерством участников.
В начале февраля 1967 г. состоялся первый съезд работников культуры Чечено-Ингушской АССР, Он явился значительным событием в культурной жизни республики, символизировал больше достижения Чечено-Ингушетии в развитии ее культуры и искусства.
В докладе председателя Совета Министров Чечено-Ингушской АССР тов.Гайрбекова М.Г. приводились яркие примеры хорошей работы многих культпросветучреждвний республики. В их числе, в частности , был назван Дом культуры станицы Дубовской Шелковского района. Им 15 лет руководил Михаил Иосифович Кочетков, большой энтузиаст своего дела. Даже в годы, когда клуб ютился в старенькой избе и освещался керосиновой лампой, он сумел наладить дело, привлечь к работе много молодежи. В 1962 году колхоз "Путь к коммунизму" построил в станице новый Дом культуры, который располагал хорошей библиотекой. Был организован духовой оркестр, хоровой, драматический и танцевальный кружки. В Доме культуры систематически проводились диспуты, работал университет культуры, выходила звуковая газета.
На съезде отмечалась хорошая работа Эдястанжинского клуба Веденского района, которым много лет заведовал Ахмед Вахидович Активв. Здесь хорошо была организована пропаганда важнейших решений КПСС и Советского правительства, часто проводились вечера научного атеизма, читались лекции на общественно-политические и естественнонаучные темы, пропагандировались новые советские обряды.
Съезд продемонстрировал возросший уровень культуры чечено-ингушского села. Об этом убедительно говорили его участники. Так, делегат из Сунженского района отмечал: "Многообразными становятся интересы сельского жителя, выше образовательный и культурный уровень. Деревня не та стала. Приезжайте к нам в станицу Орджоникидзевекую: музей изобразительных искусств, народный театр, хореографическая студия, музыкальная школа...
Наш народный театр за пять лет своего существования поставил такие серьезные спектакля, как "Хозяин" я "Смертный приговор" по пьесам Сободева, оперу Гулак-Артемовского "Запорожец за Дунаем", к юбилею Октября готовят "Любовь Яровую" Тренева. Работают при театре детская я юношеская группы. Показали они зрителям премьеру "Самбреро", работают над постановкой спектаклей "Особое задание", "Ее друзья".
Недавно в станице был праздник: наши жители увидели балет -танцевальный коллектив Дома культуры и детская хореографическая студия показали свою первую постановку - балет "Коппелия"26.
Много интересных мероприятий на селе учреждения культуры проводили совместно с комсомольскими организациями. В частности, были проведены: республиканский фестиваль комсомольской песни, республиканский телевизионный фестиваль народного творчества "Цвети, моя республика". С каждым годом укреплялись связи комсомола и творческих организаций. Работники литературы и искусства организовывали творческие встречи с молодежью, шефствовали над самодеятельными коллективами. В конце 60-х я начале 70-х годов были организованы: республиканская выставка работ молодых художников, республиканский смотр творческих достяженяй артистической молодежи.
Широкую программу мероприятий по дальнейшему повышению уровня культуры республики, в частности, чечено-ингушского села, наметил Второй съезд работников культуры, состоявшийся в конце июля 1972 года. На нем большое внимание было уделено задачам учреждений культуры по интернациональному, патряотячеокому я атеистическому воспитанию населения. "В уоловяях нашей республики интернациональное воспитание имеет исключительно важное значение, - говорилось на съезде. - Надо поднять вое силы на борьбу против пережитков прошлого, серьезно улучшить пропаганду советского патриотизма. Задача кудьтпросветучрежденяй состоит в том, чтобы воспитывать у советских граждан любой национальности чувство гордости за свою Родину, принадлежности к единому многонациональному советскому народу.
Систематическое и продуманное атеистическое воспитание населения республики еще длительное время должно остаться одной из важных задач идеологической работы учреждений культуры и
т
искусства".
Идентичные вопросы рассматривались на X пленуме Чечено-Ингушского обкома КПСС в апреле 1973 года. На нем, в частности, был отмечен ряд недостатков в работе учреждений культуры и искусства, творческих организаций республики по коммунистическому воспитанию трудящихся, указывалось на неудовлетворительную постановку интернационального и атеистического воспитания в некоторых учреждениях культуры, на недостаточную пропаганду новых обрядов и традиций. Министерство культуры республики неудовлетворительно занималось подготовкой специалистов для работы в учреждениях культуры и искусства из числа ингушского населения. Недостаточной была признана работа по обслуживанию сельского населения профессиональными коллективами искусства27.
* Грозненский рабочий, 1972, 30 июля.
Большое внимание партийные и советские организации уделяли подготовке учреждений культуры к работе в зимних условиях. В сентябре 1966 г., ноябре 1969 г., июле 1971 г. Совет Министров ЧИАССР на своих заседаниях специально обсуждал вопросы, связанные с ходом подготовки клубов, Домов культуры, библиотек к работе в условиях зимы. Были выявлены имеющиеся в этом деле недостатки: не завершен ремонт ряда зданий учреждений культуры, не заготовлено потребное количество топлива, неудовлетворительно шло строительство объектов культуры и т.д.* Совет Министров республики наметил конкретные меры по устранению недостатков, периодически заслушивал отчеты и информации соответствующих организаций о ходе выполнения принятых решений.
Информация о работе Культурное строительство Чечено-Ингушетии