Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 05:09, диссертация
Вое это обусловливает возрастающее внимание советских ученых к истории и современным процессам культурного развития социалистического общества. Исследование проблем культурного строительства раскрывает важную сторону деятельности Коммунистической партии и Советского государства, местных партийных и советских органов, профсоюзных и общественных организаций, помогает научной разработке общих вопросов истории СССР. Опыт культурного строительства в нашей стране, в ее национальных регионах имеет и международное значение, так как в настоящее время все больше стран и народов, освободившихся из-под гнета империализма, порывают с капитализмом и становятся на путь
ВВЕДЕНИЕ 3-27
ГЛАВА I. УКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ
КУЛЬТУРЫ СЕЛА 28-67
ГЛАВА П. РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И
УЛУЧШЕНИЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ СЕЛЬСКОЙ
ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ 68-136
§ I. Осуществление всеобщего среднего
образования 68-83
§ 2. Повышение качества школьного образования. Укрепление связи шкоды с
жизнью 83-Ю7
§ 3. Подготовка кадров специалистов для седа. Рост трудовой и общественно-политической активности сельской
интеллигенции. ,107-136
ГЛАВА Ш. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ,ОРГАНОВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
ПО ПОДЪЕМУ КУЛЬТУРЫ СЕЛА 137-189
§ I. Совершенствование работы сельских
учреждений культуры 137-170
§ 2. Роль органов массовой информации в
подъеме культуры села 170-189
ЗАКЛЮЧЕНИ Е 190-195
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 196-222
В рассматриваемый период чечено-ингушское радио и телевидение всячески содействовали мобилизации тружеников села на решение задач, поставленных съездами партии. Широко освещались коренные вопросы колхозно-совхозного производства, вовремя замечалось и пропагандировалось все новое и прогрессивное в земледелии и животноводстве, люди учились на передовых образцах и методах работы. Пропаганда передового опыта в сельском хозяйстве занимала в программах радио и телевидения видное место. Журналисты глубоко и квалифицированно освещали созидательную работу, которая была развернута в эти годы на полях и фермах республики. Проводились циклы передач, новые радио-телевизионные журналы: "Решения съезда КПСС - в жизнь!", "Каждому полю - Знак качества!", "Специалисты советуют". В этих передачах, беседах, кинофильмах рассказывалось, как рабочие совхозов, колхозники, специалисты сельского хозяйства планировали производство с учетом конкретных условий и нужд хозяйств и государства, изыскивали пути повышения урожайности полей, увеличения продуктивности животноводства, укрепления экономики хозяйств.
Для тружеников сельского хозяйства Комитет по телевидению и радиовещанию совместно с Министерством сельского хозяйства республики организовал радиошколу сельскохозяйственных знаний. На ее занятиях внимание слушателей сосредоточивалось на глубоком анализе состояния различных отраслей сельского хозяйства, поисках новых источников укрепления экономики совхозов и колхозов.
Большое место в передачах Чечено-Ингушского телевидения и радиовещания занимала тема партийного руководства соревнованием в сельском хозяйстве. Опыт его организация раскрывался в таких передачах, как "Коммунист и время", "На правом фланге", "В авангарде соревнующихся", "Аграрная политика КПСС в действии" и других.
Определенную помощь партийным организациям в улучшении организаторской и политической работы на селе оказали материалы заочной радиошколы секретарей парторганизаций45. В них рассматривались вопросы текущего я перспективного планирования, партийного руководства профсоюзными, комсомольскими и другими общественными организациями, проверки и контроля исполнения принимавшихся решений, идейно-политического и атеистического воспитания сельских тружеников.
По телевидению и радио в исследуемый период было передано немало интересных материалов, рассказывающих о больших изменениях в экономике и культуре Чечено-Ингушской АССР. Удачными являлись циклы передач "День района", "Слово району", "За круглым столом". В этих программах принимали участив первые секретари горкомов и райкомов КПСС, Герои Социалистического Труда, передовики производства, специалисты сельского хозяйства. Редакции, готовившие эти программы, старались подчеркнуть особенности районов, их долевое участие в развитии экономики и культуры республики*.
В программах передач Чечено-Ингушского телевидения я радиовещания большое место занимали темы идейно-политического, интернационального, атеистического воспитания населения республики. Грозненская студия телевидения поставила ряд спектаклей по пьесам местных драматургов. В записи на видиомагнитофон неоднократно, по заявкам телезрителей, показывались спектакли "Баудди", "Месть", "Чертов мост", "Обжегся на калыме", "Юсуп, его жены и шайтан", "Бабка Ворониха и ангел". В них остро критиковались пережитки прошлого в сознании отсталой части населения, высмеивались их конкретные носители. Положительную роль в интернациональном атеистическом воспитании тружеников села сыграли и фильмы Грозненской студии телевидения "К счастью пути - не тропою сектантов", "Тени на светлой дороге" .
Научно-атеистическая пропаганда в республике велась на трех языках: русском, чеченском и ингушском. Ежегодно по телевидению и радио передавались десятки лекций, бесед на темы: "Ленинизм
0 задачах атеизма", "Как возникли религиозные пророчества","Человек - властелин природы", "Космос и религия", "Почему мы боремся с пережитками ислама", "Брак и религия", "Как ислам угнетает женщину", "Медицина и знахарство","Об атеистическом воспитании учащихся в школе"и другие.
В передачах принимали активное участие партийные, советские, комсомольские работники, ученые, врачи, агрономы, инженеры,передовики сельскохозяйственного производства.
Ряд лет раз в месяц на трех языках выходил радиожурнал "Атеист". В нем участвовали активисты антирелигиозной пропаганды, давались материалы о практике атеистического воспитания в трудовых коллективах, сами трудящиеся рассказывали о вреде религиозных праздников и обрядов, велись беседы на естественно-научные и научно-атеистические темы.
Большое влияние на тружеников села оказывали антирелигиозные рассказы, инсценировки произведений местных авторов, которые передавались по радио и телевидению. Так, хорошо был встречен рассказ М.Плиева "Девушка Исы", неоднократно передававшийся по радио. В рассказе высмеявались"порядки", существовавшие в мусульманской религиозной школе. В острой форме критиковались тунеядцы и носители старых реакционных традиций в инсценировке рассказа А.Хамидова "Падение Бож-Али". Успешно прошла по радио передача "Люди и религия", подготовленная писателем СЛахкяевым.
Эффективной формой антирелигиозной пропаганды по телевидению являлись беседы атеистов за "Круглым столом". В их проведении участвовали преподаватели Чечено-Ингушского государственного университета А.М.Терентьева, Г.И.Успаев и О.М.Матвеев и другие. После таких передач демонстрировались научно-атеистические и естественно-научные фильмы.
На студии телевидения и радио были организованы передачи -отклики на письма девушек-горянок "Наше счастье в наших руках". Они были посвящены борьбе против калыма. Ежемесячный сатирический журнал "Телезу" (Телееж) остро бичевал пережитки прошлого, разоблачал людей, нарушавших советские законы.
По радио и телевидению ежемесячно выпускались журналы "Горянка" и "Для вас, женщины". В них давались инсценировки,атеистические рассказы, бичевавшие пережитки прошлого. В передачах принимали участие женщины-юристы, которые разъясняли права женщин-горянок. Были там и страницы о работе женсовета46.
Кроме республиканского радио, во всех сельских районах и на некоторых предприятиях было организовано радиовещание. В исследуемый период было создано 12 районных и 18 совхозных,заводских и учрежденческих редакций радиовещания.
Хорошо была организована работа местного радио в Ножай-Юр-товском районе (корреспондент-организатор Л.У.Осмаев). В выпусках регулярно сообщалось о результатах социалистического соревнования, передовом опыте. По районному радио передавались беседы на интернациональные и атеистические темы. К выступлению перед микрофоном привлекались партийные, советские и комсомольские работники, передовики производства и учителя.
Немало внимания вопросам социалистического соревнования уделяла редакция Сунженского радио (корреспондент-организатор Л.В.Владимиренко). Были подготовлены и транслировались по радио такие интересные передачи, как "Широкую дорогу - механизированным отрядам", "Машинный двор в колхозе", "Знатный кукурузовод Лебеденко". Был организован ряд передач по вопросам интернационального, атеистического воспитания в школе, о торжественной регистрации браков, о проводах в ряды Советской Армии и на другие темы.
Комитет по телевидению и радиовещанию уделял много внимания работе районного радиовещания. На заседаниях коллегии заслушивались отчеты о работе редакций, проводились семинары, совещания, в редакциях республиканского радио организовывалась практика
корреспондентов-организаторов, рецензировались микрофонные материалы, оказывалась методическая помощь. Редакторы, корреспонденты, бывая в командировках в сельских районах, на месте оказывали помощь в работе радио. Многие корреспонденты-организаторы регулярно сотрудничали с редакциями республиканского радио и телевидения.
В канун ленинского юбилея ЦК профсоюза работников культуры и Комитет по телевидению и радиовещанию при Совете Министров СССР "За успешную творческую организаторскую работу по подготовке радио- и телевизионных программ, посвященных столетию со дня рождения В.И.Ленина", наградили Чечено-Ингушский комитет по телевидению и радиовещанию Почетной грамотой47.
С каждым годом разнообразнее и совершеннее становились передачи Чечено-Ингушского телевидения и радиовещания, посвященные различным сторонам духовной жизни чечено-ингушского села.
В поле зрения средств массовой информации и пропаганды постоянно находились вопросы школьного строительства, деятельности общеобразовательных школ и специальных учебных заведений,осуществления всеобщего среднего обучения, культурно-просветительных учреждений и учреждений здравоохранения, развития культуры быта сельских жителей. Особое внимание работники телевидения и радиовещания уделяли передачам на темы воспитания подрастающего поколения, в частности его трудового воспитания. По этим вопросам организовывались выступления опытных педагогов, партийных и комсомольских работников, руководителей и специалистов колхозов и совхозов.
Телевидение и радио периодически информировали население о ходе строительства объектов культуры на селе, критиковали имевшиеся в этом деле недостатки. Большое значение для повышения
культуры села имела телевизионные и радиопередачи по обмену передовым опытом в культурном строительстве: укреплении материальной базы и деятельности школ, культурно-просветительных учреждений, больниц, организации лекционной пропаганды,развитии художественного творчества и санитарной культуры жителей села.
Итак, совершенствование социалистического общества, задача культурного строительства на селе выдвигалась все более на передний план. В ее решении важное место занимает успешная работа сельских культурно-просветительных учреждений, органов и средств массовой информации и пропаганды. В годы восьмой и девятой пятилеток под руководством партийных организаций в деятельности сельских библиотек, домов и Дворцов культуры, кинотеатров, в развитии художественного творчества сельского населения были достигнуты новые успехи. Культурно-просветительные учреждения чечено-ингушского села пополнились новыми кадрами, улучшилась работа по интернациональному, атеистическому, патриотическому воспитанию сельских тружеников, повысился уровень и стала более целенаправленной борьба с пережитками прошлого, обветшалыми обычаями, совершенствовалась пропаганда и внедрение в быт новых традиций и советских обрядов. Усилилась тяга жителя чечено-ингушского села к культурным ценностям, он активнее стал участвовать в их создании.
Увеличение числа самодеятельных художественных коллективов, повышение уровня их работы, возраставшая потребность в лекциях, концертах, широкая сеть народных университетов свидетельствовали о значительных достижениях в духовном развитии сельского населения республики.
Большую роль в подъеме культуры села, его жителей играли органы и средства массовой пропаганды и информации. Периодическая печать, радио, телевидение в огромной степени способствовали росту идейно-политического я культурного уровня сельского жителя, формированию его активной жизненной позиции. Журналисты улучшали качество материалов, освещающих жизнь чечено-ингушского села, его культурные будни. Они активнее стали вовлекать в работу периодической печати, телевидения и радиовещания специалистов оела, колхозников и рабочих совхозов.
Деятельность сельских культлрооветучреждений, органов и средств массовой пропаганды и информации во многом способствовала постепенному преодолению культурного отставания села от города, различия сельскохозяйственного труда от труда индустриального.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На всех этапах строительства нового общества КПСС, Советское государство придавала огромное значение развитию культуры села, стиранию различий между городом и деревней. Процесс этих
культурных преобразований стал особенно интенсивным в период современного развития советского общества.
Глубокие изменения происходят в годы восьмой и девятой пятилеток в духовной жизни сел Чечено-Ингушской АССР. Партийные,советские и профсоюзные органы республики особое значение придавали повышению сознательности тружеников села, воспитанию коммунистической убежденности, ответственности за успешное решение стоящих задач. Еще более укрепилась материальная база органов народного образования и учреждений культуры, значительно возросли расходы на социально-культурные мероприятия, проводимые в сельской местности Чечено-Ингушетии.
В результате проведенной работы в развитии общеобразовательной и профессиональной школы республики были достигнуты определенные успехи: к 1976 году был, в основном, завершен переход ко всеобщему среднему образованию, увеличилось количество средних общеобразовательных школ в сельской местности, значительно вырос выпуск учащихся 8-х и Ю-х классов сельских школ, возросла численность молодежи, получавшей среднее образование.Вследствие этого общеобразовательная подготовка молодежи поднялась на уровень задач, выдвигаемых научно-технической революцией. Десятилетний всеобуч способствовал повышению культурно-технического уровня рабочих и колхозников, что создавало возможность более полно и эффективно использовать достижения науки я техники для интенсивного развития общественного производства, для повышения производительности труда.
Информация о работе Культурное строительство Чечено-Ингушетии