Культурное строительство Чечено-Ингушетии

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 05:09, диссертация

Краткое описание

Вое это обусловливает возрастающее внимание советских ученых к истории и современным процессам культурного развития социалистического общества. Исследование проблем культурного строительства раскрывает важную сторону деятельности Коммунистической партии и Советского государства, местных партийных и советских органов, профсоюзных и общественных организаций, помогает научной разработке общих вопросов истории СССР. Опыт культурного строительства в нашей стране, в ее национальных регионах имеет и международное значение, так как в настоящее время все больше стран и народов, освободившихся из-под гнета империализма, порывают с капитализмом и становятся на путь

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3-27
ГЛАВА I. УКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ
КУЛЬТУРЫ СЕЛА 28-67
ГЛАВА П. РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И
УЛУЧШЕНИЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ СЕЛЬСКОЙ
ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ 68-136
§ I. Осуществление всеобщего среднего
образования 68-83
§ 2. Повышение качества школьного образования. Укрепление связи шкоды с
жизнью 83-Ю7
§ 3. Подготовка кадров специалистов для седа. Рост трудовой и общественно-политической активности сельской
интеллигенции. ,107-136
ГЛАВА Ш. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ,ОРГАНОВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
ПО ПОДЪЕМУ КУЛЬТУРЫ СЕЛА 137-189
§ I. Совершенствование работы сельских
учреждений культуры 137-170
§ 2. Роль органов массовой информации в
подъеме культуры села 170-189
ЗАКЛЮЧЕНИ Е 190-195
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 196-222

Файлы: 1 файл

ДАГЕСТАНСКИЙ ФИЛИАЛ АН СССР.doc

— 903.00 Кб (Скачать)

    В октябре 1970 года Чечено-Ингушский обком партии провел совещание с обсуждением вопроса о подготовке учреждений культуры к работе в зимних условиях. На нем присутствовали секретари и заведующие отделами пропаганды  и агитации райкомов и горкомов партии, заместители председателей, заведующие отделами культуры райисполкомов, комсомольские работники. На совещании отмечалось, что к работе в условиях зимы подготовлено лишь около 80 % культурно-просветительных учреждений республики.

     Это объяснялось неудовлетворительным освоением средств,выделяемых из государственного бюджета на строительство и ремонт культурно-просветительных учреждений, недостаточной помощью им со стороны колхозов и совхозов, комсомольских организаций, слабой укомплектованностью клубов, Домов культуры, библиотек кадрами специалистов^.

    В исследуемый период родились новые формы клубной работы -праздники улиц, театрализованные представления, фестивали самодеятельного искусства. Разнообразнее и богаче стали программы выступлений агитационно-художественных бригад. Клубы, Дома культуры на деле стали опорными пунктами пропагандистской,массово-культурной работы на селе.

    

1 ЦГА ЧИАССР, ф.Р-238, оп.З, д.656, л.14; д.769, д.89-90; Д.Ю20, л.28,

2 См.: Грозненский рабочий, 1970, 17 октября.

    Благодаря заботе партийных, советских и комсомольских организаций с каждым годом совершенствовалась работа сельских культурно-просветительных учреждений. Только за четыре года девятой

пятилетки ими было проведено 129 тыс.массовых мероприятий, на

                    т

которых присутствовало 13 млн.400 тыс.человек . В 1975 г.в учреждениях культуры и на производственных участках было проведено 3885 лекций, бесед,докладов,устных журналов и обзоров с охватом 25 540 человек. В Домах культуры и клубах организовано 1770 тематических вечеров, в них участвовало 74 800 человек. Силами агитационно-художественных бригад дано 3120 концертов,

которые посетило 194 240 человек. Республиканские агитпоезда

                      р

обслужили 70 участков сельскохозяйственного производства .

     С целью повышения методического мастерства работников культурно-просветительных учреждений седа проводились семинары,научно-практические конференции и практикумы. Курсы повышения

                    3

квалификации прошли 1300 работников культуры .

    Большая роль в культурно-массовой и идеологической работе на селе принадлежит музеям.Совершенствованию их деятельности способствовало постановление ЦК КПСС "О повышении роли музеев в коммунистическом воспитании трудящихся" (май 1964 г.), в котором определены конкретные меры по дальнейшему укреплению материальной базы, улучшению всей работы этих учреждений.В исследуемый период в республике работали: музей изобразительных искусств имени академика П.З.Захарова, краеведческий музей и три его филиала: дом-музей Г.К.Орджоникидзе в селении Мужичи Сунженского района,музей А.Шерипова,руководителя чеченской бедноты, активного участника борьбы за Советскую власть на Северном Кавказец селении Советском одноименного района, музей боевой и трудовой славы в Назрани Назрановского района.Работа филиалов краеведческого музея оказывала положительное влияние на подня-

тие культуры села республики. В результате  возникла необходи-

  1. Текущий архив Президиума Верховного Совета ЧИАССР,д.591,л.74.
  2. Там же, л.76.
  3. Там же, лл.74-75.

мость в расширении их сети. В 1978 г. был открыт музей Л.Н.Толстого в станице Старогладовской Шелковского района, где проживал великий русский писатель, и в ГЭ81 г. - музей Г.Ахриева, пламенного революционера,наркома национальной Терской народной республики,председателя Ингушского ревкома,в ауле Фуртоуг Наз-рановского района.

     В республике было два историко-архитектурных заповедника -Джейрахский - Назрановского района и Аргунский - Шалинского, работало  множество музеев боевой,трудовой славы при школах.

    Работу крупнейшего музея республики - краеведческого характеризуют следующие данные: в 1965 г, было обслужено 126 683 человека, прочитано 1456 лекций; научными сотрудниками музея  -550 лекций, проведено 706 экскурсий с охватом 18 023 экскурсантов. В филиале, расположенном в селении Мужичи, побывало 7026 человек, для которых прочитано 184 лекции. Передвижной музей посетило 18 669 человек, для его посетителей прочитано 502 лекции. Выставками-передвижками было обслужено 50 тыс.человек, прочитано 132 лекции в районах республики*. В 1975 г. фонд краеведческого музея насчитывал 100 тыс.подлинных музейных предметов,

              2

фотографий и других документов .

    Работа этого музея не замыкалась только в стенах здания. Организовывались выезды с экспозицией передвижного музея и выставками-передвижками в сельские районы республики.

    

1 ЦГА ЧИАССР, ф.Р-1112, ол.1, д.238, л.2.

2 Текущий архив краеведческого музея, научно-просветительный отдел.

    На фермах, в бригадах работниками музея велась пропаганда решений мартовского (1965г.) Пленума ЦК КПСС. По этой теме в 1965 г. передвижки выезжали в Шелковской,Назрановскяй, Наурский, Надтеречный, Шалинский, Гудермесский районы. Выставка "Интенсификация сельского хозяйства и задачи трудящихся республики" экспонировались во всех районах ЧИАССР. Экспозиции были хорошо оформлены художниками, представлены объемные экспонаты, муляжи районированных сортов овощей и фруктов. Много места отводилось местному материалу о работе полеводов, виноградарей, животноводов.

    В сельские школы рассылались пригласительные билеты, афиши с планами воскресных чтений, перечень тематических лекций по экспозиции краеведческого музея. Все научные сотрудники музея закончили курсы я. получили удостоверение кинедемонстраторов, умели пользоваться в работе другими техническими средствами*.

     Росту интереса широких масс сельского населения к краеведческой работе способствовали выступления сотрудников музея с лекциями и беседами по радио, телевидению, в печати со статьями по отдельным вопросам истории, культуры и искусства республики.

    

     О том, как музей выполнял свою миссию приобщения людей к миру прекрасного, свидетельствуют цифры: за девять лет, с 1961 по 1970 год, в нем и его филиалах побывало около полутора миллионов посетителей, тридцать девять книг отзывов были заполне-I

ЦТА ЧИАССР, ф.Р-Ш2, оп.1, д.238, лл.8-Ц.

    Значительный вклад в повышение общекультурного уровня сельского населения, приобщение его к искусству вносил и музей изобразительных искусств имени академика П.З.Захарова. Он, так же как и краеведческий музей, устраивал для тружеников села выставки-передвижки, встречи местных художников с сельскими жителями, организовывал лекции, беседы об искусстве, его высоком назначении в условиях социализма.

ны критическими я похвальными замечаниями посетителей.

     Особенно большой популярностью пользовались экспозиции,посвященные жизни и деятельности В.И.Ленина. В годы восьмой пятилетки в республиканском музее комсомольской славы был организован отдел музея изобразительных искусств, в котором постоянно экспонировалась выставка, рассказывавшая о творчестве советских художников и их работах о В.И.Ленине.

    В 1968 и 1969 году музеем было организовано шесть выставок произведений юных художников республики "О революции, о Ленине? несколько выставок работ художников-любителей, в которых принимали участие и представители сельских районов ЧИАССР.

Образ В.И.Ленина - целая эпоха, огромная, неисчерпаемая

тема в искусстве. Научные сотрудники музея подготовили   для общества "Знание" и обкома ВЛКСМ лекции: "Творчество советских художников о В.И.Ленине", "Ленинский план монументальной пропаганды", был издан буклет "Летопись в бронзе" о В.И.Ленине*.

    В республике имелись музеи, организованные на общественных началах. Один из них - ясторяко-краеведческяй музей при Карга-линской средней школе Шелковского района. Он был создан учащимися и учителями школы. В сборе экспонатов - подлинных документов, старинных книг,, фотоснимков, других реликвий прошлого, предметов была - активное участие приняли родители учащихся, жители станицы.

    

1 Грозненский рабочий, 1970 , 30 января.

    В музее имелось множество самых разных экспозиций. Специальный стенд был посвящен истории станицы Каргалинской. Он рассказывал о первых поселениях, истории становления станицы.Есть в музее разделы, посвященные гражданской и Великой Отечественной войнам, и, конечно, раздел, посвященный истории развития родного колхоза "Красный пахарь".

     По инициативе учащихся школы местный колхоз поставил памятник воинам-каргалинцам, павшим в боях за Родину.

    В музее имеются портреты первых колхозников, вожаков артель ского хозяйства. Бережно хранятся документы 30-х годов: Почетные грамоты времен довоенных пятилеток, трудовые книжки, опись имущества при организации артели. В отделе старинных книг - редкие письменные памятники культуры ХУ1-ХК веков*.

     И таких музеев в школах республики, в рассматриваемые годы, работало немало. За большую работу 21 школьный музей был награжден Почетными грамотами Центрального Комитета ВЛКСМ2.

    Рост самодеятельного художественного творчества масс нашел свое отражение в приобщении сельских жителей к изобразительному искусству. В 60-х - 70-х годах в республике возросло, число самодеятельных художников. Работы их экспонировались в музеях, на специальных выставках. Так, только в 1970 г. в ЧИАССР состоялось 8 районных выставок, в которых участвовало 70 самодеятельных художников. Содержательная и полезная работа творческой группы сельских самодеятельных тружеников будила интерес к изобразительному искусству среди населения я привлекала к ее деятельности новых любителей. Координировал и направлял работу творческих групп республиканский клуб - централизованная организация самодеятельных художников. Такая организация позволяла вести последовательную и целенаправленную работу по воспитанию и обучению художников-любителей, усовершенствованию их мастерства, воспитанию политической и эстетической зрелости.

    В 1970 г. 25 самодеятельных сельских тружеников занимались

в заочном народном университете искусств в Москве.В последующие годы их число еще более возросло.

Важным шагом на пути развития из©самодеятельности в респуй-

  1. Грозненский рабочий, 1969, 7    января.
  2. ЦТА ЧИАССР, ф.Р-235, оп.З, д.219, л.71.

лике явилась организация в годы восьмой пятилетки сельских объединений художников-любителей. Впоследствии эти объединения выросли в целые творческие коллективы.

    Чечено-Ингушетия не имела давних национальных традиций в области изобразительного искусства. Этот вид творчества был самый молодой в художественной деятельности народов республики. Почти все художники республики работали как самодеятельные. Они, как правило, не имели специального образования, не состояли членами Союза художников и отдавали искусству лишь свободное от основной работы время. Поэтому учреждения культуры Чечено-Ингушетии призваны были действенно помогать самодеятельным художникам в развитии их творчества28.

    

     В годы восьмой пятилетки в республике получило распространение такое новое начинание, как открытие театрального сезона премьерой спектакля ... на селе. 9 марта 1969 года труппа драматического театра имени Героя Советского Союза Ханлаши Нурадилова показала на сцене районного Дома культуры Веденского района свою премьеру - пьесу Лопе де Вега "Собака на сене" (перевод Н.Музаева). Эти гастроли драматического коллектива вылились в настоящий праздник искусства. Газета "Грозненский рабочий" сообщала: "...Голубые автобусы еще только подходили к границе Веденского района, когда за окном раздались звуки гармошки - это

    Большое влияние на культуру села оказывала деятельность профессиональных коллективов республиканских театров и филармония. Недели, декады и месячники искусства стали одной из распространенных форм творческого общения профессиональных коллективов искусства и тружеников седа. Это общение приносило обоюдную радость, помогало наладить контакты, способствовало воспитанию у широких масс населения художественного вкуса.

песнями, танцами встречали веденцы своих гостей. Хлеб-соль преподнес один из старейшин, участник гражданской войны Тимар Бай-суркаев. Тепло приветствовали посланцев искусства секретарь райкома партии В.П.Попов, заместитель председателя райисполкома П.Д.Алтаев, директор Дома культуры Х.Н.Муталябова"29. Помимо премьеры артисты театра показали сельским зрителям несколько других спектаклей, в том числе пьесу для детей "Кот в сапогах" по сказке Шарля Перро.

Информация о работе Культурное строительство Чечено-Ингушетии