Культурное строительство Чечено-Ингушетии

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 05:09, диссертация

Краткое описание

Вое это обусловливает возрастающее внимание советских ученых к истории и современным процессам культурного развития социалистического общества. Исследование проблем культурного строительства раскрывает важную сторону деятельности Коммунистической партии и Советского государства, местных партийных и советских органов, профсоюзных и общественных организаций, помогает научной разработке общих вопросов истории СССР. Опыт культурного строительства в нашей стране, в ее национальных регионах имеет и международное значение, так как в настоящее время все больше стран и народов, освободившихся из-под гнета империализма, порывают с капитализмом и становятся на путь

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3-27
ГЛАВА I. УКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ
КУЛЬТУРЫ СЕЛА 28-67
ГЛАВА П. РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И
УЛУЧШЕНИЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ СЕЛЬСКОЙ
ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ 68-136
§ I. Осуществление всеобщего среднего
образования 68-83
§ 2. Повышение качества школьного образования. Укрепление связи шкоды с
жизнью 83-Ю7
§ 3. Подготовка кадров специалистов для седа. Рост трудовой и общественно-политической активности сельской
интеллигенции. ,107-136
ГЛАВА Ш. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ,ОРГАНОВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
ПО ПОДЪЕМУ КУЛЬТУРЫ СЕЛА 137-189
§ I. Совершенствование работы сельских
учреждений культуры 137-170
§ 2. Роль органов массовой информации в
подъеме культуры села 170-189
ЗАКЛЮЧЕНИ Е 190-195
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 196-222

Файлы: 1 файл

ДАГЕСТАНСКИЙ ФИЛИАЛ АН СССР.doc

— 903.00 Кб (Скачать)

В процессе работы по выполнению указанного постановления

1 ЦГА ЧИАССР, ф.Р-238, оп.З, д.613, л.25; Текущий архив Совета Министров ЧИАССР, д.1293, л.28.

Арутюнов А.А. Местные Советы и культура села на современном этапе, с.36,

правительства республики большое внимание уделялось библиотечным учреждениям высокогорных районов. Так, в одном из них -Советском - в 1967 г. работало 18 библиотек: 16 сельских,одна

районная, одна районная датская библиотеки* с книжным фондом 83 387 экземпляров томов. ^ библиотеках насчитывалось 5975 читателей. Только за 9 месяцев 1967 года читателям было выдано 73 127 экземпляров книг. Иначе говоря, почти каждая книга в течение года побывала в руках у читателей. В районе было проведено 23 читательских конференций. В библиотеках регулярно проводились диспуты, тематические вечера, громкие читки на разные темы, оформлялись плакаты, книжные выставки.   Организованно работали на отгонных пастбищах, фермах, в бригадах библиотечки-передвижки15.

     В связи с подготовкой к 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции большую работу проводили библиотечные учреждения Гудермесского района. Было подготовлено и проведено: 31 литературно-тематический вечер и читательская конференция, 213 библиографических обзоров советской и зарубежной литературы, 240 книжных выставок, оформлено 76 библиотечных плакатов и стендов16.

      Разнообразную работу по коммунистическому воспитанию проводили детские   сельские библиотеки. В 1965 году в системе Министерства культуры Чечено-Ингушской АССР вопросами детского обслуживания занимались 30 детских и 193 сельских библиотек.

    

1 ЦТА ЧИАССР, ф.Р-235, оп.З, д.236, л.13.

    Ведущее место в работе детских сельских библиотек занимало политическое и трудовое воспитание юных читателей.Повседневно велась пропаганда книг о жизни и деятельности В.И.Ленина и его ближайших соратников. Работники библиотек в доступной для детей форме рассказывали о важнейших постановлениях партии и правительства, о строительстве коммунизма в нашей стране,воспитывали чувство интернационализма. Они оформляли интересные стенды, выставки, устраивали встречи со знатными людьми республики. Так, например, в Курчалоевской детской библиотеке, где систематически велась пропаганда книг о В.И.Ленине, партии, Родине, только за 9 месяцев 1965 года ребятам было выдано 300 книг

0 жизни и деятельности вождя. Сунженская детская библиотека провела по радио с учащимися 4-х классов утренник, посвященный В.И.Ленину. Библиотеки г.Малгобека, Шалинского, Шелковского и других районов провели встречи со старыми большевиками, встречавшимися с В.И.Лениным. В честь 60-летия нашей партии библиотеки республики приняли участие во Всесоюзной читательской конференция "Партию нашу - оня создали".

     Многие библиотеки уделяли большое внимание в проводимых массовых мероприятиях, в частности в беседах, читательских конференциях, разборам отдельных произведений атеистической литературы. Так, Сунженская детская бябляотека провела для ребят 3-го класса начальной школы чяткя я беседы по княге "Медный крестик" В.Ф.Тендрякова*.

    Добрую славу в районе снискала Ассинская станичная библиотека. В станице с небольшим числом жителей бябляотека насчятыва-ла 1200 постоянных чятателей. В годы девятой пятилетки она достойно носила звание "Библиотека отличной работы". Больших успехов в работе достигла заведующая Сунженской районной библиотекой Лидия Ильинична Зуева, сумевшая не только хорошо организовать работу с читателями, но и превратить библиотеку в настоящий методический центр культпросветработы в районе^.

     

1 ЦГА ЧИАССР, ф.Р-235, оп.З, д.182, лл.86-87.

     В высокогорном селения Аллерой Ножай-Юртовского района добрым другом я помощником чятателей была бябляотекарь Тамара Эльбиева. Она для всех находила интересную книгу, помогала выбрать нужную литературу, знакомила читателей с библиотечными новинками. Благодаря умелому размещению книжного фонда в библиотеке можно было всегда быстро найти любую книгу. К началу 1969 года эта небольшая сельская библиотека насчитывала 7485 книг. Из 180 постоянных абонентов - 70 горянок, Тамара Эльби-вва постоянно бывала на фермах, где наряду с пропагандой книг, читкой газет и журналов проводила беседы, выступала с лекциями*.

     В годы восьмой пятилетки неоднократно завоевывали переходящее Красное знамя обкома КПСС и Совета Министров Чечено-Ингушской АССР работники культуры Шелковского района. В этом немалая заслуга принадлежала библиотекарям. Уже в 1966 году во всех станицах района имелись  клубы и, библиотеки, которые занимались культурным обслуживанием полеводов, животноводов, механизаторов. Лекции и доклады, тематические вечера, устные журналы и световые газеты, книжные выставки - вот далеко не полный перечень мероприятий, проводившихся в библиотечных учреждениях района. Лучшими библиотеками заведовали подлинные энтузиасты своего дела, такие, как М.ЛоЙко (станица Червленная), 0.Светличная (станица Каргалинская), Е.Давыденко (станица Гребенс-кая), О.Синюхаева (станица Старогладковская) и другие. В результате упорного труда библиотекарей число абонементов библиотек в районе уведичилось  с 1964 по 1966 год  на 20% и к 1966 году их было 13 тыс. В библиотеках насчитывалось свыше 150 тыс. книг17.

     

* Грозненский рабочий, 1969, 22 февраля. 2 Там же, 1966, 23 авгуота.

     Об улучшении библиотечной работы в республике свидетельствует  награждение десятков сельских библиотек республики дяпломами "Библиотека отличной работы", "Лучшая библиотека СССР", "Лучшая библиотека РСФСР". В 1973 г. в сельских районах ЧИАССР насчитывалось 82  таких библиотек: Ассинская сельская библиотека Сунженского района, Ищерская сельская библиотека Наурского района, Первомайская сельская библиотека Грозненского района, Каргалинская детская библиотека Шелковского района : . и др.* "Нам нужно громадное повышение культуры, - говорил В.И.Ленин в октябре 1924 года. - Надо, чтобы человек на  деле пользовался уменьем  читать и писать, чтобы он имел, что чи-тать..." . Наряду с библиотеками эту важную задачу решали и книжные магазины.

     

1 Арутюнов А.А. Местные Советы и культура села на современном этапе, с.36.

  Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.44, с.170. 3 ЦГА ЧИАССР, ф.Р-238, оп.З, д.690, л.8.

     Партийные советские органы республики в рассматриваемые годы многое делали для улучшения книжной торговли в сельской местности. Вопросы ее совершенствования нашли отражение в постановлениях Совета Министров Чечено-Ингушской АССР, в частности, от 17 июня 1967 года "О пропаганде и распространении общественно-политической литературы" и от I августа 1967 года "О состоянии и мерах по дальнейшему улучшению книжной торговли в республике". В постановлениях ставилась задача - довести книгу до жителей самых отдаленных сел. Совет Министров ЧИАССР решил открыть в 1967-1970 годах в глубинных населенных пунктах 20 книжных магазинов,. Совет Министров констатировал, что в целом ряде населенных пунктов сельской местности накоплен определенный положительный опыт по пропаганде и распространению общественно-политической литературы. "Работники магазинов станицы Орджоникидзевской, селения Урус-Мартан, города Гудермеса...проводят систематическую работу яо ознакомлению читателей с тематическими планами издательств, выпускающих общественно-политическую литературу, лучше стали анализировать качество и количе-ство заказов на нее" .

    В целях улучшения работы по пропаганде и распространению общественно-политической литературы Совет Министров ЧИАССР обязал правление респотребсоюза расширить отделы политической литературы в книжных магазинах в сел Назрань, Ведено, Урус-Мартан, Шали, Советское и станице Орджоникидзевекой18.

    Большое внимание уделялось организация массовых форм распространения книги - месячников книги, книжных базаров я ярмарок. Часто в роля продавцов книг здесь выступали сами авторы, покупатель приобретал книгу с автографом писателя.

     Такая целенаправленная работа обеспечила расширение объема книготорговли в республике. Так, объем розничного товарооборота в первом полугодии 1965 года по книготоргу составил 763 тыс.рублей19, а за тот же период 1966 года - 847 тыс.рублей20, за весь 1966 год - 1755 тыс.рублей . В последующие годы эти показателя быля еще выше. Так, в 1970 году по книготоргу объем оборота составял 2300 тыс.рублей , а в 1972 году - 2500 тыс.рублей .

     

1 ЦТА ЧИАССР, ф.Р-238, оп.З, д.686, л.85.

     

5 Там же, 1967, 17 января.

6 Там же, Г971, 15 января. Там же, 1973, 17 января.

     Важнейшими центрами идейно-политической, просветительной и культурно-массовой работы на селе являются клубные учреждения - клубы и Дома культуры. В.И.Ленян указывал, что необходимо превратить "... клуб в одну из важнейших позиций просвете-ния.••'  •

     В рассматриваемый период большинство сельских клубов и Домов культуры республики достойно выполняли роль активных помощников партийных организаций в повышении политической активности сельских тружеников. В них проводилась разнообразная культурная работа, концерты самодеятельных и профессиональных артистов, тематические вечера, вечера вопросов и ответов, лекции и доклады, демонстрировались кинофильмы, работали различные кружки художественной самодеятельности и т.д.

    Благодаря постоянному вниманию к клубной работе партийных, советских, хозяйственных и общественных организаций совершенствовались содержание и формы деятельности этих учреждений, становились более массовыми и интересными.

     Положительный опыт культурно-массовой работы накопали, в частности, учреждения культуры Советского, района. За 9 месяцев 1967 года здесь было прочитано 729 лекций о охватом 78 895 слушателей, проведено 918 бесед, на которых присутствовало 26 186 человек, организовано 98 тематических вечеров, в которых участвовало 9060 человек. Коллективами художественной самодеятельности было дано 549 концертов с охватом 41 399 человек. Агитбригады клубов провели 538 выступлений. Кроме того, было организовано 283 массовых мероприятия для детей с охватом 14 Ю1 ребенка.

    В клубах района работали 20 хоровых, 24 драматических, 24 танцевальных, 22 струнных кружков художественной самодеятельности, в которых занималось 2075 человек, из них 937 женщин-гоярнок21.

1 Ленин В.И. Поли.собр.соч., т.45, с.271.

    Работники клубных учреждений Советского района постоянно

оказывали помощь колхозам я сельским Советам в решении задач подъема сельскохозяйственного производства, в выполнении обязательств, делали многое по пропаганде, распространению передового опыта, обеспечению нужной литературой специалистов и руководителей колхозов и совхозов, культурному обслуживанию тружеников села, тем самым вносили свой вклад в развитие народного хозяйства республики.

     Во всех клубах имелись советы клуба, дуда входили учителя, колхозники, медицинские работники и руководители учреждений. Клубные учреждения проводили работу в тесной связи с партийными , советскими, комсомольскими и профсоюзными организациями района.

    Популярностью пользовались тематические вечера: "Встреча трех поколений", "Что дала Советская власть молодежи", "Нам жить при коммунизме", "50-летию Октября - достойную встречу", "Дорогой отцов" и многие другие.

     

    Хороших результатов добились также работники культурно-просветительных учреждений Гудермесского района. Так, в сельских клубах и районном Доме культуры этого района, в 1966 году я за 4 месяца 1967 года было прочитано 403 лекция я доклада на обще-ственно-политические, естественнонаучные, сельскохозяйственные, медицинские, научно-атеистические, технические я другие темы. За это время был проведен Ю1 тематический вечер. I ЦГА ЧИАССР, ф.Р-235, оп.З, д.236, лл.13-14. 16.

     Клубы проводили мероприятия, специально предназначенные для женщин-горянок. Это прежде всего лекция, беседы на темы: "О семье, браке", "О роли женщин в обществе"^ лекция на атеистические темы и др.Стал традицией районный праздник женщин, в котором принимали участив передовики сельского хозяйства, учителя, медицинские работники*.

    Большое внимание уделяли сельские клубные учреждения района такой форме пропаганды, как наглядная агитация. Работники учреждений культуры оформляли стенды, доски Почета,социалистические обязательства, витрины на производственных участках, на полевых станах, в тракторных бригадах, на фермах, выпускали "трудовые листки" и "молнии", в которых показывали достижения передовиков производства, критиковали отстающих.

    

     Совершенствованию содержания и форм деятельности клубных учреждений способствовали периодически проводившиеся смотры.На них подводились итоги проделанной работы, выявлялись узкие места в деятельности сельских клубов и Домов культуры, самодеятельных художественных коллективов. Смотры помогали выявлять талантливую молодежь для вовлечения в профессиональные коллективы и направления в культурно-просветительные учебные заведения, проходили как большие, подлинно народные праздники. С каждым годом в них принимало участие все больше людей.- Они становились более массовыми, рос их идейно-художественный уровень, исполнительское мастерство участников. Бюро Чечено-Ингушского обкома КПСС и Совет Министров ЧИАССР, подводя итоги Всероссийского я У1 республиканского смотра сельской художественной самодеятельности (январь 1965 года), отметили, что "В период смотра, в респуб-

Информация о работе Культурное строительство Чечено-Ингушетии