Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 05:09, диссертация
Вое это обусловливает возрастающее внимание советских ученых к истории и современным процессам культурного развития социалистического общества. Исследование проблем культурного строительства раскрывает важную сторону деятельности Коммунистической партии и Советского государства, местных партийных и советских органов, профсоюзных и общественных организаций, помогает научной разработке общих вопросов истории СССР. Опыт культурного строительства в нашей стране, в ее национальных регионах имеет и международное значение, так как в настоящее время все больше стран и народов, освободившихся из-под гнета империализма, порывают с капитализмом и становятся на путь
ВВЕДЕНИЕ 3-27
ГЛАВА I. УКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ
КУЛЬТУРЫ СЕЛА 28-67
ГЛАВА П. РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И
УЛУЧШЕНИЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ СЕЛЬСКОЙ
ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ 68-136
§ I. Осуществление всеобщего среднего
образования 68-83
§ 2. Повышение качества школьного образования. Укрепление связи шкоды с
жизнью 83-Ю7
§ 3. Подготовка кадров специалистов для седа. Рост трудовой и общественно-политической активности сельской
интеллигенции. ,107-136
ГЛАВА Ш. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ,ОРГАНОВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
ПО ПОДЪЕМУ КУЛЬТУРЫ СЕЛА 137-189
§ I. Совершенствование работы сельских
учреждений культуры 137-170
§ 2. Роль органов массовой информации в
подъеме культуры села 170-189
ЗАКЛЮЧЕНИ Е 190-195
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 196-222
4 Там же, ф.Р-238, оп.З, Д.Ю13, л.56.
Улучшение производственного обучения способствовало тому, что с каждым годом росло число выпускников средних школ сельской местности, пожелавших остаться работать в родном хозяйстве. Многие поступали учиться в сельскохозяйственные высшие и средние учебные заведения. За годы восьмой пятилетки более 3 тысяч молодых людей приобрели, по окончании средней школы, наряду с аттестатами зрелости и различные специальности, необходимые в сельскохозяйственном производстве4. Только в течение двух лет девятой пятилетки (1973-1974 гг.) 2980 выпускников сельских школ получили различные специальности, 1296 из них остались работать в родных колхозах и оовхозах, 230 поступили в сельскохозяйст-
венные вузы1.
ХХШ и ХХ1У съездами КПСС была намечена грандиозная программа дальнейшего продвижения советского общества по пути к коммунизму. Необходимым условием успешного осуществления этой программы являлось повышение образованности и культуры народа,содействие всестороннему развитию способностей трудящихся, т.е. развитие главной производительной силы общества. Реализация этого условия невозможна без повышения качества работы школы,школьного образования.
В годы восьмой и девятой пятилеток в сельских школах Чечено-Ингушской АССР были достигнуты большие успехи в этом направлении :улучшилея учебный процесс, повысилось качество знаний учащихся, сократилось число второгодников. Огромная заслуга в достижении этих позитивных сдвигов принадлежит партийным, советским, хозяйственным организациям, органам народного образования республики, которые уделяли постоянное внимание насыщению сельских школ специалистами высшей квалификации, созданию для них нормальных жилищно-бытовых условий.
В исследуемые годы улучшилась политехнизация обучения сельских школьников, их профессиональная подготовка, занятия стали более эффективными и целенаправленными, повышалось качество работы на учебно-опытных участках. Базой производственного обучения, профессиональной ориентации школы служили учебные мастерские, мастерские колхозов и совхозов, ремонтно-тракторные станции. Работали десятки производственных бригад и звеньев, в которых трудились тысячи учащихся.
Успехи, достигнутые в повышении качества школьного образования, укреплении связи школы с жизнью, явились одной из важ-
* Текущий архив Президиума Верховного Совета ЧИАССР, д.393, л.75.
ных факторов социальных
преобразований на селе, способствовали
подъему культурного уровня его жителей,
постепенному стиранию граней между городом
я деревней.
§ 3. Подготовка кадров специалистов для села. Рост трудовой и общественно-политической активности сельской интеллигенция
Коммунистическая партия и Советское государство уделяли и уделяют большое внимание развитию высшего и среднего специального образования, подготовке квалифицированных кадров для всех отраслей народного хозяйства. Масштабы этой работы особенно возросли в связи с осуществлением всеобщего среднего образования в стране, ускорением темпов научно-технического прогресса.
Создание развитой системы специальных учебных заведений является одним из выдающихся социально-культурных завоеваний советского общества. В исследуемые годы во всех национальных регионах страны функционировала разветвленная система подготовки кадров специалистов для села с высшим и средним образованием. Она включала в себя высшие и средние специальные учебные заведения различного профиля: сельскохозяйственные, технические, медицинские, кооперативные, педагогические и другие. В результате улучшения подготовки кадров специалистов для села к началу десятой пятилетки примерно каждый второй работающий сельский житель имел высшее или среднее (полное или неполное) образова-I Материалы ХХ1У съезда КПСС, с.41.
В условиях развитого социализма "специальные знания, высокая профессиональная подготовка, общая культура человека превращаются в обязательное условие успешного труда вое более широких слоев работников", - отмечалось в Отчетном докладе ЦК КПСС ХХ1У съезду партии1.
ние, тогда как перед войной - лишь каждый шестнадцатый1.
На ХХУ съезде КПСС отмечалось, что: "За последние годы сделано немало в области укрепления сельского хозяйства квалифицированными кадрами. Однако в средних и низовых звеньях проблема остается острой. Надо повысить уровень подготовки руководителей отдалений, бригад, ферм" .
* Материалы ХХУ съезда КПСС, с.116.
2 Там же, с.52.
3
Андропов Ю.В. Избранные речи и статьи, с256,
Задача
обеспечения сельского хозяйства подготовленными
кадрами остается актуальной и сегодня.
На совещании первых секретарей ЦК Компартий
союзных республик, крайкомов и обкомов
партии в Центральном Комитете КПСС 18
апреля 1983 г. подчеркивалось: "Чтобы
быстрее решать задачи эффективного использования
земли, производственного потенциала
на селе, необходимо в лервоочеред-ном
порядке обеспечить колхозы и совхозы
постоянными кадрами" , В годы восьмой
и девятой пятилеток ЦК КПСС и Совет Министров
СССР приняли ряд постановлений, направленных
на дальнейшее совершенствование высшего
и среднего специального образования
в стране. Это постановления ЦК КПСС и
Совета Министров СССР "О мерах по улучшению
подготовки специалистов и совершенствованию
руководства высшим и средним специальным
образованием в стране" (3 сентября 1966 г.), "Об
организации подготовительных отделений
при высших учебных заведениях" (20 апреля
1969 г.), "О мерах по дальнейшему улучшению
материальных и жилищно-бытовых условий
студентов вузов и учащихся средних специальных
учебных заведений" (17 октября 1971 г.),
ЦК КПСС "О работе Алтайского крайкома
КПСС по повышению роли специалистов в
развитии колхозного производства"
(II июня 1972 г.), ЦК КПСС я Совета Министров
СССР "О мерах по дальнейшему совершенствованию
высшего образования в стране" (II июля
1972 г.), "О мерах по дальнейшему совершенствованию
руководства средними специальными учебными
заведениями и об улучшении качества подготовки
специалистов со средним специальным
образованием" (22 августа 1974 г.) и другие.
В них намечалась конкретная программа
развития высшего и среднего специального
образования, улучшения подготовки
кадров в условиях научно-технической
революции, повышения их роли в социально-экономической,
общественно-политической и духовной
жизни советского общества. В партийных
и государственных документах предусматривались
меры по укреплению учебной и материально-технической
базы специального образования, улучшению
культурных и жилищно-бытовых условий
студенчества и профессорско-
ХХ1У съезд КПСС выдвинул в качестве одной из главных задач в области сельского хозяйства подготовку кадров*. Дальнейшее развитие села немыслимо без активной деятельности сельской интеллигенции: учителей общеобразовательных школ, воспитателей детских дошкольных учреждений, работников культурно-просветительных учреждений, врачей и среднего медпероонала и, конечно, руководящих кадров и специалистов сельскохозяйственного производства.
В период развитого социалистического общества неизмеримо возросла роль инженерно-технических работников. Это было связано с индустриализацией сельскохозяйственного производства, оснащением его машинной техникой, техническим перевооружением,
о
1 Материалы ХХ1У съезда КПСС, с.47.
2 Там же, с.50.
химизацией и проведением
больших работ по мелиорации земель •
по
В исследуемый период происходит бурный рост численности сельской интеллигенции в Чечено-Ингушской АССР. Об этом наглядно свидетельствуют данные таблицы Я 4 "Численность специалистов, работающих в сельской местности"*:
1965 г. 1975 г.
Количество специалистов (тыс.человек)
учителей общеобразовательных школ 7001 9022
врачей всех специальностей 312 521
среднего медицинского персонала 1512 2220
руководителей и специалистов
сель-
скохозяйственного производства 2448
4560
в том числе:
инженерно-технических работников 253 413
работников районных, сельских и
детских библиотек 402 714
работников районных, сельских Домов
культуры, клубных учреждений, авто-
передвижек и народных театров 375 1057
Таким образом, численность сельских учителей в рассматриваемый период увеличилось в 1,3 раза, руководителей и специалистов колхозного производства - в. 1,9 раза, инженерно-технических Работников - более 1,6 раза, врачей - в 1,7 раза, среднего медицинского персонала - в 1,5 раза, работников библиотек - в 1»8 раза, клубных работников - почти в 3 раза.
* Текущий архив статистического управления ЧИАССР. Отдел статистики населения, здравоохранения, культуры; Текущий архив
Министерства финансов ЧИАССР.Годовой отчет о выполнении плана сети, штатам и контингента учреждений, состоящих на бюджете ЧИАССР за 1965 г., л,7; за 1975 г., л.7.
Областной комитет КПСС, правительство ЧИАССР, местные партийные и советские органы уделяли большое внимание подготовке специалистов высшей квалификации для села - агрономов, зоотех-
Ill
ников, ветврачей, работников культурно-просветительных учреждений, инженеров, учителей общеобразовательных школ, врачей.
Подготовкой дипломированных кадров несельскохозяйственных профессий для села в реопублике занимался Чечено-Ингушский государственный университет. В нем функционировали следующие факультеты: физико-математический, биолого-химический, исторический, филологический, романо-германской филологии, физвоспита-ния, экономический.
В 1975 году на очном и заочном отделениях университета обучалось более 5000 человек, из них около двух с половиной тысяч чеченцев и ингушей. Со студентами работало 295 квалифицированных преподавателей, в том числе ИЗ кандидатов и 12 докторов наук. В первой половине 70-х годов университет выпускал ежегодно только из дневного отделения в среднем 500 человек по 14 специальностям. Выпускники вуза серьезно укрепили сельские средние школы, работали во многих областях науки, культуры, некоторые стали партийными и советскими работниками, журналистами и т.д. Они во многом способствовали поднятию культуры чечено-ингушских сел, активно участвовали в деятельности партийных организаций по коммунистическому воспитанию трудящихся.
В исследуемый период значительно укрепилась материальная я учебная база университета, улучшились условия йнта студентов. Было введено в действие два студенческих общежития на 1480 человек, что позволило почти полностью удовлетворить потребности студентов из сельской местности ЧИАССР и других республик и областей страны в жилье.
В двух учебных корпусах ЧИ17 одновременно могли разместиться 2648 студентов, к услугам которых, кроме лекционных аудиторий, имелись десятки лабораторий, специализированных кабинетов и других помещений.
Книжный фонд библиотеки университета насчитывал в 1975 г. 400 тыс.экземпляров печатных единиц. Ее услугами пользовались все студенты. В течение учебного года читальные залы фиксируют До 200 тыс.человек. При библиотеке работали отделы справочно-библиографической и информационной работы, комплектования литературы,, научной, технической и обработки литературы, межбиблиотечный абонемент (МБА), через который по заказу читателей можно подучить любую книгу из центральных библиотек.
Многие студенты активно работали в студенческом научном обществе (ОНО) университета, которое насчитывало в своих рядах до тысячи человек. Каждый пятый студент ЧИТУ под руководством квалифицированных ученых трудился в кафедральных кружках, проблемных группах, лабораториях, участвовал в разработке хоздоговорных тем.
Университет - крупнейший учебно-научный центр, оказывающий серьезное влияние на развитие культуры в целом, школьного дела, в частности. В исследуемый период ЧИТУ играл важную роль в осуществлении всеобщего среднего образования. Ежегодно составлялся совместный план работы университета, министерства просвещения ЧИАССР и республиканского института усовершенствования учителей, по оказанию помощи школе, разрабатывались разнообразные формы связи со школой*.
Несмотря на из года в год увеличивающиеся выпуски из университета, в республике не хватало учителей с высшим образованием, в частности, преподавателей рисования, черчения, музыки. Их подготовка в ЧИАССР не осуществлялась.
* Чечено-Ингушский государственный университет, г.Грозный,1975, с.3-16.
Ежегодно
большое количество учителей с высшим
образованием прибывало в республику
из ряда областей Российской Федерации,
причем все они направлялись на работу
в школы сельской местнос-
из
ти. В рассматриваемые годы сельские школы ЧИАССР получили пополнение за счет выпускников Воронежского, Владимирского, Адыгейского, Кубанского, Махачкалинского, Тамбовского, Ростовского-на-Дону, Пензенского, Пятигорского, Московского, Ленинградского, Таганрогского и других педагогических вузов страны. В 1967 г. из других республик и областей в ЧИАССР было направлено 132 учителя с высшим образованием, а в 1975 году - 511?
Нехватка педагогических кадров высшей квалификации объяснялась в определенной мере и недостатками в распределении молодых специалистов.
Некоторая часть выпускников Чечено-Ингушского госуниверситета под различными предлогами старалась не выезжать на работу в село. Так, в 1973 году из 424 специалистов, окончивших университет, 96 человек не выехало на место назначения - в
Информация о работе Культурное строительство Чечено-Ингушетии