Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 05:09, диссертация
Вое это обусловливает возрастающее внимание советских ученых к истории и современным процессам культурного развития социалистического общества. Исследование проблем культурного строительства раскрывает важную сторону деятельности Коммунистической партии и Советского государства, местных партийных и советских органов, профсоюзных и общественных организаций, помогает научной разработке общих вопросов истории СССР. Опыт культурного строительства в нашей стране, в ее национальных регионах имеет и международное значение, так как в настоящее время все больше стран и народов, освободившихся из-под гнета империализма, порывают с капитализмом и становятся на путь
ВВЕДЕНИЕ 3-27
ГЛАВА I. УКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ
КУЛЬТУРЫ СЕЛА 28-67
ГЛАВА П. РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И
УЛУЧШЕНИЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ СЕЛЬСКОЙ
ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ 68-136
§ I. Осуществление всеобщего среднего
образования 68-83
§ 2. Повышение качества школьного образования. Укрепление связи шкоды с
жизнью 83-Ю7
§ 3. Подготовка кадров специалистов для седа. Рост трудовой и общественно-политической активности сельской
интеллигенции. ,107-136
ГЛАВА Ш. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ,ОРГАНОВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
ПО ПОДЪЕМУ КУЛЬТУРЫ СЕЛА 137-189
§ I. Совершенствование работы сельских
учреждений культуры 137-170
§ 2. Роль органов массовой информации в
подъеме культуры села 170-189
ЗАКЛЮЧЕНИ Е 190-195
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 196-222
2 0 реформ образовательной я професснонааьной школн.Ссор-ник документов и материалов. - М.: Политиздат, 1984, с.44.
Для ее решения: "Партия добивается того, чтобы человек воспитывался у нас не просто как носитель определенной суммы знаний, но прежде всего - как гражданин социалистического общества, активный строитель коммунизма, с присущими ему идейными установками, моралью и интересами, высокой культурой труда и поведения .
Руководствуясь решениями партии и правительства, школы
Чечено-Ингушетии в рассматриваемые годы добились определенных успехов в улучшении учебно-воспитательной работы. Передовые учителя республики, собравшиеся на свой Ш съезд в январе 1968 года, писали: "Все свои главные задачи школа решает через учебный процесс и никакая форма работы не может заменить значения преподавания. Отсюда первейшая обязанность учителей - повышать качество, идейно-научный уровень урока, творчески использовать педагогическую теорию и практику в борьбе за ликвидацию неуспеваемости и прочное овладение всеми учащимися учебными дисциплинами в тесной связи с жизнью и практикой коммунистического строительства. Каждый учитель должен повысить свою ответственность за всестороннюю подготовку к уроку, квалифицированное
о
применение принципов и методов обучения и воспитания" .
Решение задач, вставших перед школой в условиях развитого
социализма, зависело, прежде всего, от всех педагогических коллективов, от уровня подготовки учителей республики. Поэтому обком КПСС, Совет Министров Чечено-Ингушской АССР, местные партийные и советские организации уделяли большое внимание комплектованию школ подготовленными педагогическими кадрами, их воспитанию и закреплению. Многое делалось для повышения квалификации учительских кадров.
В рассматриваемый период вырос как количественный, так и качественный состав учителей школ республики. 1967/68 учебном году в республике работало I2I37 учителей, из них 8166 человек,
* Андропов Ю.В. Избранные речи и статьи, с.293. 2 Грозненский рабочий, 1968, 10 января.
или 67,3 % женщин. Из общего количества преподавателей было
2933 чеченца и 648 ингушей. В шкодах работало 923 педагога-че-ченок и ингушек. В школе рабочей молодежи работал 581 человек, в заочной средней школе - 420 учителей, в школе сельской молодежи - 330 человек*. На конец 1975 года в республике работало I25I4 учителей, из них 8374 женщины. В школах сельской местнос-ти работало 8928 учителей, из них 5434 женщины .
Изменился и качественный состав учителей. Число учителей с высшим образованием увеличилось с 4602 человек (38$) до 6983 человек (55,8 %). В сельской местности в 1975 году работало 4357 учителей с высшим образованием, или 48,8 % всех учителей, работавших в оельских школах республики. В 1975 г. в сельских
школах Чечено-Ингушской АССР не было учителей, не имевших обще-
з
го среднего образования .
В сельской местности республики в 1967/68 учебном году в 5-Ю классах работало 55 % учителей с высшим образованием4, в 1973/74 учебном году - 76 %5, а в 9-10 классах - 70,4 Я6. Таким образом, с каждым годом в сельских школах ЧИАССР возростал удельный вес учителей с высшим образованием.
1 ЦТА ЧИАССР, ф.Р-873, оп.З, д.97, л.63.
9
Текущий архив Министерства просвещения ЧИАССР. Материалы отдела кадров.
3 ЦТА ЧИАССР, ф.Р-873, оп.З, д.97, л.64; Текущий архив Министерства просвещения ЧИАССР, Материалы отдела кадров.
4 ЦТА ЧИАССР, ф.Р-873, оп.З, д.97, л.П.
5 Текущий архив Совета Министров ЧИАССР, д.1230, л.16.
6 Там же, д. 1298, л.П.
7 ЦТА ЧИАССР, ф.Р-873, оп.З, д.97, лл.Ю-П.
В рассматриваемые годы число учителей членов и кандидатов в члены КПСС возросло почти на 600 человек, с 2020 человек в 1967/68 учебном году до 2617 коммунистов к 1976 году, которые
т
объединялись 268 школьными партийными организациями . Подавляющее большинство молодых специалистов являлись членами ВЛКСМ.
Улучшался и качественный состав руководящих педагогических кадров - директоров и заместителей директоров школ. В 1971 году директора всех 220 средних школ ЧИАССР имели высшее образова-ниеи необходимый стаж и опыт работы, в восьмилетних школах
11,9 % директоров не имели такого образования, но все они обу-
2
чалясь на заочном отделении педагогического института .
Несмотря на успехи в расстановке и воспитании педагогических и руководящих кадров, в этой работе имелись недостатки я трудности. Министерство просвещения ЧИАССР, исполкомы городских и районных Советов народных депутатов иногда выдвигали на руководящую работу лиц, не пользовавшихся авторитетом, в прошлом себя скомпрометировавших. Эти недостатки стали возможны прежде всего в результате того, что органы народного образования республики, исполкомы районных и городских Советов народных депутатов не всегда достаточно, глубоко изучали и анализировали вопросы работы с педагогическими кадрами. Регулярность их обсуждения на заседаниях исполкомов, сессиях Советов, коллегии Министерства просвещения республики, а также контроль за выполнением принятых решений оставляли желать лучшего4.
* Тимошенко Р.Н. Партийная организация и школа, с.24.
2 ЦГА ЧИАССР, ф.Р-238, оп.З, д.Ю22, л.19.
3 Текущий архив Совета Министров ЧИАССР, д.1230, л.17.
4 Там же, л.18.
Совершенствованию профессионального и идейно-политического уровня учительских кадров, всей работы общеобразовательной школы способствовала аттестация учителей, введенная в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 июня 1972 года "О завершений перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы" Аттестация, при проведении которой проверялись профессиональные качества, идейно-политический уровень и моральное лицо учителей, мобилизовывала их, стимулировала труд педагогов, служила существенным подспорьем совершенствования всего дела народного образования. Благодаря аттестации, школы освобождались от лиц, непригодных к педагогической деятельности.
Большая забота проявлялась о материально-бытовых условиях учительства, особенно сельского. Так, I сессия Верховного Совета ЧИАССР шестого созыва (июль 1975 г.) была целиком посвящена "Задачам Советов депутатов трудящихся республики по дальнейшему повышению общественно-политической активности и улучшению условий труда и быта сельской интеллигенции". Положительно сказались на улучшение условий труда и быта учительства принятые Советом Министров республики постановления: "О приеме и создании жилищно-бытовых условий молодым специалистам сельской местности Чечено-Ингушской АССР" (июнь 1965 г.), "О жилищно-бытовых условиях сельской интеллигенции в Назрановском и Шалин-ском районах" (январь 1966 г.), "О состоянии и мерах улучшения жилищно-бытовых условий учителей сельских районов республики"
(январь 1969 г.), "О работе Шелковского и Веденского райисполкомов по созданию культурно-бытовых условий для сельской интеллигенции" (январь 1974 г.) и другие. В них давалась оценка проделанной работе, намечались мероприятия по улучшению условий работы и быта сельского учительства, роста их профессионального и идейно-политического уровня. Особое внимание в решениях, принятых сессией Верховного Совета ЧИАССР и Советом Министров республики, уделялось улучшению жилищных условий сельских учителей. В результате проведенной работы сократилось число учителей, проживающих на частных, арендованных квартирах. За годы
только девятой пятилетки количество сельских учителей, улучшивших жилищные условия, увеличилось в два раза. Так, в январе 1969 года из 8074 учителей, работавших в сельской местности, 2498 проживало на частных, арендованных квартирах*. К декабрю 1975 года на частных арендованных квартирах проживало 1280 молодых специалистов, работавших на селе2.
Некоторые районы, колхозы и совхозы республики накопили хороший опыт создания благоприятных условий для работы и жизни сельских учителей, в особенности в строительстве домов и квартир для них. Так, успешно решил жилищную проблему для учителей Шелковской район. Квартиры для них строили хозяйства района за
свой счет. В результате текучесть педагогических кадров в этом
з
районе была полностью ликвидирована .
Большую заботу о сельских учителях проявляли дирекции и общественные организации совхозов "Терек", "Восточный", "Ново-грозненский". Совхоз "Терек" построил 8-квартирный жилой дом для учителей, постоянно выделял транспорт для организации экскурсий,
других культурно-познавательных мероприятий, помогал организо-4
вать их досуг .
Но в деле жилищного строительства на селе имели место и недостатки, в частности в строительстве квартир для сельских учителей. Планы ввода в строй домов для них недовыполнялись. Это сказывалось на комплектовании сельских школ квалифицированными кадрами, усиливало их текучесть.
1 ЦГА ЧИАССР, ф.Р-238, оп.З, д.749, л.9. 2
Текущий архив Президиума Верховного Совета ЧИАССР, д.592, л.95.
3 Там же, д.591, л.29-30.
4 Там же, л.55.
В сельских школах не хватало преподавателей по ряду учебных
дисциплин - физики, математики, русского языка и литературы. Во многих сельских школах не преподавался иностранный язык. Так, в 1967/68 учебном году в сельских школах только по упомянутым выше дисциплинам не хватало 323 преподавателя. В некоторых сельских школах математику, физику, химию, русский язык вели неспециалисты,или специалисты, нагрузка которых составляла до 32-34 часов в неделю, что отрицательно сказывалось на уровне обучения и воспитания учеников*.
Качество обучения и воспитания подрастающего поколения, в конечном счете, зависит от учителя, уровня его профессиональной и методической подготовки, мировоззрения, широты кругозора. Поэтому органы народного образования, в исследуемый период,уделяли большое внимание повышению деловой и идейно-политической квалификации учителей.
1 ЦТА ЧИАССР, ф.Р-873, оп.З, д.97, л.П.
2 ЦТА ЛИАССР, ф.Р-873, оп.З, д.94, л.ГО.
В 1966/1975 гг. институт усовершенствования учителей Министерства просвещения ЧИАССР проводил значительную работу по переподготовке преподавательских и руководящих кадров народного образования республики. Курсы переподготовки учителей оканчивали ежегодно тысячи преподавателей, практически всех учебных дисциплин. Слушатели писали рефераты, сдавали зачеты, совершенствовали под руководством опытных преподавателей педагогического института, университета, методистов института усовершенствования учителей, работников Министерства просвещения ЧИАССР педагогическое маетерство, методические приемы. Летом (в июне-августе) 1966 года курсы повышения квалификации учителей прошли около 2 тысяч преподавателей различных дисциплин2. В Веденском и Гудермесском районах были организованы курсы кинодемонстраторов на 75 человек, в городе Гудермесе - курсы классных руководителей на 20 чедовек в старших пионервожатых с таким же контингентом слушателей*. Хорошо зарекомендовали себя курсы учителей труда и швейного дела, курсы переподготовки учителей черчения и рисования сельских школ на базе Грозненского нефтяного института. На базе Чечено-Ингушского педагогического института работали курсы учителей физического воспитания сельских школ по 126-часовой программе. С июня 1967 года начали работать месячные курсы учителей пения и музыки сельских школ на базе музыкального училища2.
Институтом усовершенствования учителей была организована серия телевизионных передач по наиболее актуальным темам. В 1966 году состоялось 14 передач по различным учебным дисциплинам, которые явились большим подспорьем для учителей отдаленных сельских районов.
Информация о работе Культурное строительство Чечено-Ингушетии