Культурное строительство Чечено-Ингушетии

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 05:09, диссертация

Краткое описание

Вое это обусловливает возрастающее внимание советских ученых к истории и современным процессам культурного развития социалистического общества. Исследование проблем культурного строительства раскрывает важную сторону деятельности Коммунистической партии и Советского государства, местных партийных и советских органов, профсоюзных и общественных организаций, помогает научной разработке общих вопросов истории СССР. Опыт культурного строительства в нашей стране, в ее национальных регионах имеет и международное значение, так как в настоящее время все больше стран и народов, освободившихся из-под гнета империализма, порывают с капитализмом и становятся на путь

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3-27
ГЛАВА I. УКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ
КУЛЬТУРЫ СЕЛА 28-67
ГЛАВА П. РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И
УЛУЧШЕНИЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ СЕЛЬСКОЙ
ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ 68-136
§ I. Осуществление всеобщего среднего
образования 68-83
§ 2. Повышение качества школьного образования. Укрепление связи шкоды с
жизнью 83-Ю7
§ 3. Подготовка кадров специалистов для седа. Рост трудовой и общественно-политической активности сельской
интеллигенции. ,107-136
ГЛАВА Ш. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ,ОРГАНОВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
ПО ПОДЪЕМУ КУЛЬТУРЫ СЕЛА 137-189
§ I. Совершенствование работы сельских
учреждений культуры 137-170
§ 2. Роль органов массовой информации в
подъеме культуры села 170-189
ЗАКЛЮЧЕНИ Е 190-195
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 196-222

Файлы: 1 файл

ДАГЕСТАНСКИЙ ФИЛИАЛ АН СССР.doc

— 903.00 Кб (Скачать)

77 Т

учащихся не посещали школу , а на начало сентября 1969 года на

                о

занятия не явилось более 200 детей .

     Много учащихся отсеивалось из школ без уважительных причин. В 1966-67 учебном году отсев учащихся        классов школ респуб-лики составил 934 человека . По сохранности детей в школах Чечено-Ингушская АССР занимала одно из последних мест в Российской Федерации. В 1974/75 учебном году в ЧИАССР отсев составил 3,4 %, тогда как по РСФСР - 1,1 Я4.

    Для устранения этих недостатков партийные и советские организация, работники народного образования приняли ряд дополнительных мер организационного, воспитательного и материально-бытового характера с целью доведения до минимума отсева учащихся из школ. В годы девятой пятилетки была усилена работа о родительской общественностью, увеличено число мест и улучшены условия работы пришкольных интернатов, групп продленного дня, улучшен подвоз учащихся из населенных пунктов в школы, расширена сеть школьных столовых, буфетов, позволявших учащимся получить своевременное питание, в том числе и горячее.

     

1 См.: ЦТА ЧИАССР, ф.Р-873, оп.З, д.89, л.З.

2

См.: там же, ф.Р.238, оп.З, д.767, л.8.

3 См.: ЦТА ЧИАССР, ф.Р-873, оп.З, д.89, д.1.

4 Текущий архив Президиума Верховного Совета ЧИАССР, д.591, д.31.

     Во второй половине 60-х   - первой половине 70-х годов по этим вопросам правительство ЧИАССР приняло ряд постановлений, периодически проверяло ход их выполнения. 17 августа 1972 года Совет министров Чечено-Ингушской АССР в постановлении"О мерах по дальнейшему улучшению общественного питания в общеобразовательных школах, высших и средних специальных учебных заведениях и профессионально-технических училищах республики" констатировал, что в школах ЧИАССР имелось 187 столовых и буфетов на 3230 посадочных мест*.

      В республике получило широкое распространение социалистическое соревнование за лучшую подготовку школ к новому учебному году, за осуществление всеобщего среднего образования, улучшение работы сельской общеобразовательной школы. В 1968-1972 гг. районам, добивавшимся наилучших результатов в этом важном деле, присуждались переходящее Красное Знамя обкома КПСС и Совета Министров ЧИАССР и Почетные грамоты. В последующие годы практика присуждения переходящего Красного Знамени, Почетных грамот, а также денежных премий  передовым районам, добивавшимся высоких показателей в области народного образования, получила дальнейшее развитие, что стимулировало работу школы, особенно сельской. Так, не раз отмечалась хорошая работа в области народного образования высокогорного района ЧИАССР - Но-жай-Юртовского, а также Наурского, Гудермесского, Грозненского сельского, Веденского, Шелковского районов.

    

     Важным подспорьем в деле завершения всеобщего среднего об-1 ЦТАЛИАССР, ф.Р-238, оп.З, д.1082, д.15.

    Переход к всеобщему среднему образованию имел огромное политическое, социальное и культурное значение. Он позволил резко повысить общеобразовательную подготовку молодежи республики, поднять ее на уровень задач, выдвигаемых научно-технической революцией. Десятилетний всеобуч способствовал повышению культурно-технического уровня рабочих и колхозников. Повышая общеобразовательный уровень всей молодежи, всеобщее среднее образование создавало возможность более полно и последовательно использовать достижения науки и техники для интенсивного развития общественного производства, для повышения производительности труда.

разованяя служили вечерние и заочные школы рабочей и сельской

молодежи. Число учащихся этих школ с 1965 по 1975 гг. возросло

в республике с 16045 до 20200 человек, т.е. более чем на 20

Численность обучавшихся в сельской местности увеличилась с

          о

1 ЦТА ЧИАССР, ф.Р.238, оп.З, д.596, д.14; Текущий архив Совета Министров ЧИАССР, д.1302, л.156.

2 ЦТА ЧИАССР, ф.Р.238, оп.З, д.600, лл.165-166; Текущий архив Совета Министров ЧИАССР, д.1302, л.156.

3 ЦТА ЧИАССР, ф.Р.873, оп.З, д.97, д.32.

7305 до 9160 человек*. Увеличение притока рабочей и колхозной молодежи в вечерние и заочные шкоды объяснялось, прежде всего, тем, что часть   ее не имела восьмилетнего и среднего образования. В 1967 году в республике насчитывалось свыше 30 тысяч человек в возрасте от 16 до 30 лет, не получивших неполного и полного среднего образованяя. Молодежи без восьмилетнего образования среди работавших в сельском хозяйстве было II782 чело-век . Современное сельскохозяйственное производство, его широкая механизация диктовали необходимость повышения образовательного уровня сельской молодежи. Партийные, советские и хозяйственные органы республики оказывали ей в этом всяческое содействие. В рассматриваемые годы Совет Министров Чечено-Ингушской АССР принял ряд постановлений о развитии вечернего и заочного образования в республике. Среди них особо следует выделить постановление Совета министров от 9 февраля 1965 года "О состоянии и мерах улучшения вечернего и заочного общего образования работающей молодежи" и от 10 сентября 1974 года "О мерах по улучшению общего среднего   вечернего и заочного образования рабочей и сельской молодежи". В них предусматривались разнообразные меры, направленные на более полный охват работающей молодежи заочными и вечерними школами, укрепление их учебно-материальной базы, лучшее укомплектование преподавательскими кадрами, совершенствование работы. Постановления обязывали советские органы, руководителей хозяйств оказывать всестороннюю помощь органам народного образования в деле улучшения учебно-воспитательной работы этих школ, предоставления учащимся льгот, установленных правительством.

     Партийные, советские, общественные организации, педагогические коллективы, органы массовой пропаганды и информации республики вели большую работу по разъяснению работающей молодежи необходимости получения среднего образования без отрыва от производства. В республике был проведен смотр "Каждому молодому труженику - среднее образование"*. В результате в 1973/74 учебном году народнохозяйственный план по контингентам учащихся вечерних и заочных школ был выполнен на 112,6 %. Количество учащихся в школах по сравнению с 1971/72 учебным годом увеличилось более чем на 3,7 тыс.человек2.

     В исследуемый период число окончивших восьмые классы вечерних (сменных) школ рабочей и сельской молодежи, заочных общеобразовательных школ возросло в 1,3 раза и составило 2438   человек в 1975 году, а количество учащихся, выпускников 10-11 клас-сов - в 1,8 раза, составив 2961 человек .

    Только за четыре года девятой пятилетки (I97I-I974 гг.) вечерние я заочные средние школы республики окончили 8372 человека4.

    Среднее образование молодежь получала не тоиько в учебных

1 См.: Текущий архив Совета Министров ЧИАССР, д.1238, л.20.

2 Там же, л.19.

з

Народное хозяйство Чечено-Ингушской АССР за 1966-1970 годы,

с.91; Народное хозяйство Чечено-Ингушской АССР за I97I-I975 годы, с.107.

4 Текущий архив Совета Министров ЧИАССР, д.1238, л.19.

заведениях системы народного образования, но в средних специальных учебных заведениях, профессионально-технических училищах. За годы восьмой и девятой пятилеток эти учебные заведения в республике окончили 33,4 тыс.человек. В 1975 году в средних специальных учебных заведениях ЧИАССР обучалось 15,3 тыс.человек1.

    К этому времени в республике работало 8 профессионально-технических училищ, дававших среднее образование, в которых обучалось 3,5 тыс.человек2.

    За четыре года девятой пятилетки среднее образование получили 44914 юношей и девушек, или на 20,5 % больше, чем за соответствующий  период восьмой пятилетки. В 1975 году всеми формами среднего образования в республике было охвачено 90,2 % вы-

                      о

пускников восьмых классов, против 70,1 % в 1971 году .

     В годы восьмой и девятой пятилеток во всех видах общеобразовательных школ среднее образование получило 105 427 человек4. Если учесть, что в этот период средние специальные учебные заведения подготовили 33 433 специалиста, то общее число получив-ших среднее образование составит 138 860 человек  или почти 
 

Чечено-Ингушская АССР за годы десятой пятилетки, с.139. ' Народное хозяйство Чечено-Ингушской АССР за I97I-I975 годы, с.82.

- Текущий архив  Совета Министров ЧИАССР, д.1298, л.II.

^ Народное хозяйство Чечено-Ингушской АССР за 1966-1970 годы,

с.91; Народное хозяйство Чечено-Ингушской АССР за I97I-I975

годы, с.107.

Народное хозяйство Чечено-Ингушской АССР за 1966-1970 годы,

с.93; Народное хозяйство Чечено-Ингушской АССР за I97I-I975 годы, с 108.

каждый восьмой житель республики*.

     Всеобщее среднее образование - неотъемлемая и весьма существенная черта социалистического образа жизни. Взаимодействие всеобщего среднего образования с социальной структурой развитого социалистического общества обусловливает прогрессивные изменения как в духовном облике советских людей, так и в их трудовой, общественно-политической деятельности.

    Намеченные ХХШ и ХХ1У съездами КПСС рубежи экономического и социального развития советского общества были достигнуты в органической связи с дальнейшим подъемом культуры и образованности всех классов и социальных групп. Ускоренное движение нашего общества к социальной однородности неизбежно вызывает структурные изменения и в системе среднего образования.

    Дальнейшее совершенствование работы всех звеньев системы образования составляло важную сферу деятельности КПСС и Советского правительства в годы восьмой и девятой пятилеток. На это нацеливали постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР о народном образовании. Вопросы совершенствования народного образования находились в центре внимания У1 сессии Верховного Совета СССР восьмого созыва (июль 1973 г.), утвердившей "Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о народном об-разовании   . Принятие такого закона способствовало завершению перехода ко всеобщему среднему образованию советской школы, в том числе сельской, развитию всей системы народного образования в стране.

    В результате большой организаторской, культурно-воспята-

т

х См.: Народное хозяйство Чечено-Ингушской АССР за I97I-I975 годы, с.II.

"Заседание Верховного Совета СССР (восьмого созыва) (шестая сессия)".Стенографический отчет. М., 1973, с.346.

тедьной работы партийных организаций, Советов, органов народного образования, педагогических коллективов в годы восьмой и девятой пятилеток в Чечено-Ингушской АССР, как и в целом в стране, к началу 1976 года в основном был завершен переход к всеобщему среднему образованию. 

          § 2. Повышение качества школьного образования. Укрепление связи школы с жизнью

     Коммунистическая партия Советского Союза и Советское государство всегда уделяли и уделяют большое внимание качеству подготовки школьников, совершенствованию работы советской школы. Как указывалось на ХХ1У съезде КПСС, партия "...считает важной задачей дальнейшее совершенствование всей системы образования...". Для этого необходимо "... поднять качество обучения школьников, активнее и целеустремленнее готовить их к общественно полезному труду"1.

    В "Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы", одобренных Пленумом ЦК КПСС 10 апреля и Верховным Советом СССР 12 апреля 1984 года, подчеркивается: "Важнейшая, непреходящая задача советской школы - давать подрастающему поколению глубокие и прочные знания основ наук, вы-

                      2

рабатывать навыки и умение, применять их на практике..." .

    

1 Материалы ХХ1У съезда КПСС, с.206.

Информация о работе Культурное строительство Чечено-Ингушетии