Культурное строительство Чечено-Ингушетии

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 05:09, диссертация

Краткое описание

Вое это обусловливает возрастающее внимание советских ученых к истории и современным процессам культурного развития социалистического общества. Исследование проблем культурного строительства раскрывает важную сторону деятельности Коммунистической партии и Советского государства, местных партийных и советских органов, профсоюзных и общественных организаций, помогает научной разработке общих вопросов истории СССР. Опыт культурного строительства в нашей стране, в ее национальных регионах имеет и международное значение, так как в настоящее время все больше стран и народов, освободившихся из-под гнета империализма, порывают с капитализмом и становятся на путь

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3-27
ГЛАВА I. УКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ
КУЛЬТУРЫ СЕЛА 28-67
ГЛАВА П. РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И
УЛУЧШЕНИЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ СЕЛЬСКОЙ
ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ 68-136
§ I. Осуществление всеобщего среднего
образования 68-83
§ 2. Повышение качества школьного образования. Укрепление связи шкоды с
жизнью 83-Ю7
§ 3. Подготовка кадров специалистов для седа. Рост трудовой и общественно-политической активности сельской
интеллигенции. ,107-136
ГЛАВА Ш. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ,ОРГАНОВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
ПО ПОДЪЕМУ КУЛЬТУРЫ СЕЛА 137-189
§ I. Совершенствование работы сельских
учреждений культуры 137-170
§ 2. Роль органов массовой информации в
подъеме культуры села 170-189
ЗАКЛЮЧЕНИ Е 190-195
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 196-222

Файлы: 1 файл

ДАГЕСТАНСКИЙ ФИЛИАЛ АН СССР.doc

— 903.00 Кб (Скачать)

о

Там же, с.135,

4 Народное хозяйство Чечено-Ингушской АССР  за  1966-1970 годы, с.98.

    Народное образование на селе, как и в городе, является неотъемлемой чертой социалистического образа жизни, составной частью социальной и культурной революции. Развитие его невозможно без укрепления материальной базы сельской общеобразовательной школы и других форм среднего образования молодежи села.

    Советское государство уделяло в годы восьмой и девятой пятилеток большое внимание укреплению материальной базы сельских школ. На содержание начальных, восьмилетних и средних школ сельской местности Чечено-Ингушской АССР в исследуемый период из государственного бюджета ЧИАССР Министерством просвещения республики было затрачено 209 млн.329 тыс.рублей. Расходы на приобретение оборудования, инвентаря составили 4199 тыс.рублей, на капитальный ремонт зданий и сооружений - 8226 тыс. рубЛЕй1.

    

Подсчитано автором. Текущий архив Министерства финансов ЧИАССР. Годовые отчеты об исполнении государственного бюджета ЧИАССР (1965-1975 гг.), лл.38-59.

Текущий архив Президиума Верховного Совета ЧИАССР, д.591, л.45.

Чечено-Ингушская АССР за годы десятой пятилетки, с.89.

    В рассматриваемый период рост контингента учащихся в республике опережал темпы строительства средних общеобразовательных шкод. Несмотря на то, что в 1966-1975. гг. было введено в действие 99 школ на 75967 ученических мест, Чечено-Ингушская АССР, как отмечалось на I сессии Верховного Совета республики (шестого созыва), еще имела школы, в которых занятия велись в три смены2. Тем не менее количество вводимых в строй новых школ и число ученических мест в них неуклонно росло.Это видно из таблицы Л Г "Ввод в действие общеобразовательных школ"3.

 

    

    Всего введе-i 

В том 

числе 

!Из общего 

годы 

но в дейст 

государств. я ! кооперативными ! организациями ! и предприятиями]

    школ !в них     ! !учениче- {

    |СКИХ

    (мест 
     

t ских {мест

 

колхозами 

,количества •введено в {действие в {сельской I местности 

1966-

1970      47      37443    35      35928      12      1515       36    26333

1971-

1975      52     38524    49      37864       3       660       24    29096 

Всего:   99     75967    84     73792     15     2175       78    55429

    Из общего числа школ, введенных в действие, 79 % приходилось на сельскую местность. Эти школы имели около 73 % всех ученических мест, введенных в действие. Кроме того за счет средств колхозов НожаЙ-Юртовского, Советского, Наурского, Гудермесского, Урус-Мартановского, Шелковского районов* было построено 15 школьных зданий и пристроек к ним на 2175 ученических мест.

    

* См.: Текущий архив Президиума Верховного Совета ЧИАССР,

    

д.591, л.29.

    Кроме государственных, кооперативных и колхозных средств на строительство школ расходовались средства, заработанные в результате проведения в республике Всесоюзных коммунистических субботников. Как отмечается в постановлении Совета Министров Чечено-Ингушской АССР от 9 декабря 1974 года "О ходе строительства школ, пристроек классных комнат и терапевтического корпуса  республиканской больницы за счет средств от проведения Всесоюзных коммунистических субботников в Чечено-Ингушской АССР в 1974 г.", на эти цели выделялось 6160 тыс.рублей, из которых за Ю месяцев было освоено 3828 тыс.рублей и введено в эксплуатацию 20 шкод и пристроек классных комнат на 40Ю ученических мест1.

      На первой сессии Верховного Совета ЧИАССР шестого созыва (июль 1975 г.) был приведен яркий пример чуткого отношения руководства совхоза "Терек" Гудермесского района к школе, укреплению ее материальной базы. В совхозе за счет средств хозяйства были построены два школьных здания, клуб, оборудованы учебные кабинеты, построены дома для учителей. Будучи в г.Москве, директор совхоза т.Осмаев У.Г, посетил выставку "Современное школьное оборудование". Увидев там новейшую мебель и технические средства обучения, он обратился в министерства просвещения СССР и РСФСР с просьбой продать часть этого оборудования для подшефной Энгель-Юртовской средней школы. В начале 1975 года по специальному заказу совхоза была получена первая партия мебели и два учебных кабинета на сумму 7 тыс.рублей, а всего заказ составил 50 тыс.рублей . Примеры участия колхозов, совхозов  в укреплении материальной базы сельских школ в исследуемый период можно найти практически  во всех районах республики.

     

Текущий архив Совета министров ЧИАССР, д.1244, л.71.

Текущий архив Президиума Верховного Совета ЧИАССР, д.591, л.ЗО.

     Советская школа была и остается общеобразовательной, трудовой, политехнической. Политехническое образование предполагает усиление трудового обучения, которое невозможно, без укрепления материальной базы. В 1965-1975 гг. количество сельских средних школ с производственным обучением увеличилось более чем в два раза, а контингент учащихся, работающих в ученических производствевных бригадах я школьных лесничествах увеличился в 3 раза? Понятно, что это увеличение потребовало определенных материальных затрат. Министерство просвещения ЧИАССР, Министерство сельского хозяйства, объединение "Сельхозтехника", колхозы и совхозы республики расходовали большие средства на приобретение для сельских школ автомобилей, тракторов, комбайнов и другой сельскохозяйственной техники на оборудование кабинетов машиноведения и трактороведения, на заработную плату инструкторам и пре-

              2

подавателям данных предметов .

    

1 Подсчитано автором. ЦТА ЧИАССР, ф.Р-£73, оп.З, д,55, лл.287-288; Текущий архив Совета Министров ЧИАССР, д.1391, д.ЗО.

2 ЦТА ЧИАССР. ф.Р-238, оп.З, д.765, дд.27-29; Д.Ю13, д.56; д.Ю70, лл. 180-188; Текущий архив Совета Министров ЧИАССР, Д.П73, лд.58-59; д.1243, л.70; д.1303, л.72.

  Умаров М.У. По пути ко всеобщему среднему образованию, с.67. 4 Текущий архив Совета Министров ЧИАССР, д.1298, л.12.

    В рассматриваемое десятилетие в основном был осуществлен переход общеобразовательных средних школ, в том числе школ сельской местности на кабинетную систему обучения. В результате резко возросло количество кабинетов в школах ЧИАССР. Так, за годы восьмой пятилетки увеличилось количество учебных кабинетов средних шкод: по физике - на 58, химии - на 62, биологии - на 18. К 1970 г. потребности средних школ в кабинетах по этим предметам были удовлетворены, соответственно, на 70, 68, 35$ . За годы девятой пятилетки было организовано вновь 340 учебных кабинетов физики, химии, биологии и по другим предметам4. В 1975/76 учебном году в основном все средние шкоды перешли на кабинетную систему, а в 1977 году - все восьмилетние.

    Кабинетная система обучения практически лишалась всякого смысла, если отсутствовали технические средства обучения. Оснащению ими сельских школ Чечено-Ингушской АССР в годы восьмой и девятой пятилеток уделялось большое внимание. Ежегодно только по линии Главснабпроса школы пополнялись новейшим  учебным оборудованием, техническими средствами обучения, наглядными пособиями приблизительно на миллион рублей. Две трети всех ассигнований направлялись в сельские школы1.

    На пятой сессии Верховного Совета ЧИАССР пятого созыва (август 1973 г.) отмечалось, что только на оснащение учебного процесса наглядными пособиями и техническими средствами обучения за три года девятой пятилетки было израсходовано более 2 млн.800 тыс.рублей2. Следствием явилось насыщение школ современными аудиовизуальными средствами обучения. Так, если в 1967 году из 362 сельских школ киноаппаратуру имели только 144, маг-

                з

нитофоны - 50, радиоприемники - 75°, то уже к концу 1971 года

    в республике было кинофицировано 370 школ, в том числе все 4

средние .

     В 1975/76 учебном году в Чечено-Ингушской АССР работало 6 школьных фильмотек, из них 4 - в сельской местности .

     

Умаров М.У. По пути ко всеобщему среднему образованию, с.71,

о

Текущий архив Президиума Верховного Совета ЧИАССР,д.393,д.35.

3 ЦТА ЧИАССР, ф.Р-873, оп.З, д.85, л.40.

4 Грозненский рабочий, 1971, 14 октября.

5 Текущий архив Совета министров ЧИАССР, д.1302, л.167.

     Одним из показателей укрепления материальной базы сельских школ является рост числа учащихся, получающих бесплатное и льготное питание. В сельских школах ЧИАССР в 1975 году бес-

платным питанием были обеспечены ЗГ76 человек1.

    

1 Текущий архив Министерства финансов ЧИАССР. Годовой отчет о выполнении плана сети, штатам я контингентам учреждений, состоящих на бюджете ЧИАССР (1975 г.), лл.4-5. Подсчитано автором. Текущий архив Министерства финансов ЧИАССР. Годовые отчеты об исполнении государственного бюджета ЧИАССР (1965-1975 гг.), д.35-37. . Подсчитано автором. Текущий архив Министерства финансов ЧИАССР. Годовые отчеты об исполнении государственного бюджета ЧИАССР (1965-1975 гг.), л.36; д.59; Годовые отчеты о выполнении плана сети, штатам и контингентам учреждений, состоящих на бюджете ЧИАССР (1965-1975 гг.), л.3-4.

    Значительно укрепилась материальная база школ-интернатов и интернатов при школах, находящихся в сельской местности. На содержание сельских школ-интернатов, в период с 1965-1975 гг. было затрачено 20 млн.356 тыс.рублей. В школах-интернатах сельской местности было израсходовано: на питание - 4638 тыс.рублей, на приобретение оборудования и инвентаря - 293 тыс.рублей, на приобретение мягкого инвентаря и обмундирования - 2199 тыс. рублей, на капитальный ремонт зданий и сооружений - 609 тыс. рублей. Расходы на содержание интернатов при школах составили 64Г7 тысрублей, в том числе: расходы на питание - 2637 тыс рублей, на приобретение оборудования и инвентаря - 202 тыс. рублей, на приобретение мягкого инвентаря и обмундирования -513 тысрублей, на капитальный ремонт зданий и сооружений -203 тысрублей2. В 1975 г. на содержание одного учащегося сельских школ-интернатов расходовалось 734 рублей против 593 руб. в 1965 году**. Более чем в 7 раз увеличилась за это время численность воспитанников интернатов, находившихся на государственном обеспечения*.

    Большое внимание уделялось внешкольной работе с детьми. Значительно укрепилась материальная база учреждений, занимающихся с детьми во внеурочное время. Расходы на учреждения и мероприятия по внешкольной работе с детьми выросли с 372 тыс.рублей в 1965 году до Ю66 тыс.рублей в 1975 году**, или почти  в 3 раза.

    Возросло количество Дворцов и Домов пионеров, детских спортивных школ, станций юных техников и юных натуралистов. Было построено 8 Дворцов и Домов пионеров. В 1975 году только в сельской местности работало 8 спортивных шкод, 3 станции юных тех-ников, 3 - юных натуралистов и 3 догопедпункта .

      Высокие темпы научно-технического прогресса усилили стремление к знаниям как у рабочей, так и у сельской молодежи. Повысился приток в заочные и вечерние школы. Это потребовало расширения строительства таких школ на селе. В исследуемый период их количество выросло о 7 до 46 школ, а число учащихся в них -соответственно с 3319 до 13753 человека4.

    

1 ЦТА ЧИАССР, ф.Р-238, оп.З, д.600, д.164; Текущий архив Совета Министров ЧИАССР, д.1302, д.162.

2

Текущий архив Министерства финансов ЧИАССР. Годовой отчет об исполнении государственного бюджета ЧИАССР за 1965 г.,л.37; за 1975 г., л.60. ^ Чечено-Ингушская АССР за 60 лет Советской власти, с.142; Текущий архив Совета Министров ЧИАССР, д.1302, л.167. Текущий архив Министерства финансов ЧИАССР. Годовые отчеты о выполнении плана сети, штатам и контингентам учреждений,состоящих на бюджете ЧИАССР (1965 г.), л.6; (1975 г.), д.6.

    Укреплялась материальная база учебных заведений, готовящих учительские кадры для сельских начальных школ, - педагогических

училищ. Для Грозненского я Гудермесского педучялящ быля построены новые учебные помещения, кабинеты. В 1965-1975 гг. на их содержание из государственного бюджета ЧИАССР было израсходовано I32I2 тысрублей1.

    Коммунистическая партия постоянно заботилась я заботиться о улучшения профессионально-технической подготовил рабочих и колхозников. Для обеспечения сельского хозяйства республики квалифицированными кадрами была создана оеть профессионально-технических училищ. Их материально-техническая база постоянно укреплялась. В исследуемый перяод Министерство сельского хозяйства я производственное объединение совхозов ЧИАССР выделяй этям учебным заведениям 40 тракторов различных марок, П грузовых автомобилей ЗИЛ-130 и ГАЗ-53, значительное количество запасных частей я узлов для ремонта сельскохозяйственной техники^. Это позволило укрепить ямевшуюоя базу. Так, например, в 1966 году только в учебном хозяйстве Калиновокого СИГУ Jf 2 находилось XI00 га пахотных земель, животноводческая ферма на 1000 голов окота, 45 комбайнов, более 60 тракторов и другой сельскохозяйственной техники. В середине 60-х годов были построены: отвечающие современным требованиям гаражи на 45 комбайнов, 25 автомобилей, два общежития для учащихся на 200 мест. Позднее были сданы в эксплуатацию

Информация о работе Культурное строительство Чечено-Ингушетии