Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 05:09, диссертация
Вое это обусловливает возрастающее внимание советских ученых к истории и современным процессам культурного развития социалистического общества. Исследование проблем культурного строительства раскрывает важную сторону деятельности Коммунистической партии и Советского государства, местных партийных и советских органов, профсоюзных и общественных организаций, помогает научной разработке общих вопросов истории СССР. Опыт культурного строительства в нашей стране, в ее национальных регионах имеет и международное значение, так как в настоящее время все больше стран и народов, освободившихся из-под гнета империализма, порывают с капитализмом и становятся на путь
ВВЕДЕНИЕ 3-27
ГЛАВА I. УКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ
КУЛЬТУРЫ СЕЛА 28-67
ГЛАВА П. РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И
УЛУЧШЕНИЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ СЕЛЬСКОЙ
ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ 68-136
§ I. Осуществление всеобщего среднего
образования 68-83
§ 2. Повышение качества школьного образования. Укрепление связи шкоды с
жизнью 83-Ю7
§ 3. Подготовка кадров специалистов для седа. Рост трудовой и общественно-политической активности сельской
интеллигенции. ,107-136
ГЛАВА Ш. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ,ОРГАНОВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
ПО ПОДЪЕМУ КУЛЬТУРЫ СЕЛА 137-189
§ I. Совершенствование работы сельских
учреждений культуры 137-170
§ 2. Роль органов массовой информации в
подъеме культуры села 170-189
ЗАКЛЮЧЕНИ Е 190-195
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 196-222
На культуру оказывают большое влияние средства массовой пропаганды и информация. Укрепление их материальной базы во многом способствовало духовному развитию советского села. Радио, телевидение, газета, журнал, художественная, политическая, научная литература стали неотъемлемой составной частью культурной жизни сельского жителя. Улучшилась обеспеченность сельского населения предметами культурно-бытового назначения длительного пользования.
"После мартовского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС в стране осуществлены крупные меры по решению социальных проблем села и переустройству сельских населенных пунктов"1.
Страна, как подчеркивал на апрельском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС Генеральный секретарь нашей партии М.С.Горбачев, -"... в короткий исторический срок совершила восхождение к вершинам экономического и социального прогресса" . Это результат сплочения в едином союзе всех народов Страны Советов, умноживший их силы, результат огромной созидательной работы в каждой союзной и автономной республике. Не является исключением и Чечено-Ингушская Автономная Советская Социалистическая Республика.
* Продовольственная программа СССР на период до 1990 года и меры по ее реализации, с.101.
р
Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 23 апреля 1985 г. - М,: Политиздат, 1985, - с.7.
В годы восьмой и девятой пятилеток трудящиеся Чечено-Ингушской АССР добились дальнейшего развития экономики,культуры, повышения благосостояния народа. В этот период на развитие народного хозяйства и культуры республики было израсходовано 2988 млн.рублей капитальных вложений, причем в годы
девятой пятилетки на 22,9 % больше, чем в годы предыдущей. Из общей суммы расходов 92$ составляли вложения государственных и кооперативных предприятий и организаций*. Введено в действие основных фондов государственными, кооперативными предприятиями и организациями (без колхозов) на 2212 млн.рублей, причем в годы девятой пятилетки - на 26$ больше, чем в годы восьмой.
Ведущими отраслями индустрии ЧИАССР являлись нефтехимия, машиностроение и металлообработка, пищевая, легкая, промышленность строительных материалов. Было введено в действие промышленных предприятий и отдельных крупных производств 95 единице.
Объем продукции всей промышленности в течение иссяедуемо-го периода увеличился на 175 # , а рост промышленно-производ-ственных основных фондов всей промышленности составил 196 %, в том числе в энергетике - 173 %, в топливной промышленности -188 %, в машиностроении и металлообработке - 199 %% в лесной и деревообрабатывающей промышленности - 134 %, промышленности строительных материалов - 523 %, легкой промышленности -480 %, в пищевой - 229 g4.
1 60 лет Чечено-Ингушской АССР, с61,
2 Там же, с.62-63.
. Чечено-Ингушская АССР за годы десятой пятилетки, с,23.
4 60 лет Чечено-Ингушской АССР, с.28-29. 5
Там же, с.63.
Капитальные вложения в сельское хозяйство по воему комплексу работ составили 734 млн.рублей, причем в годы девятой пятилетки было вложено в 1,4 раза больше по сравнению с восьмой5.
Капитальные вложения государства и колхозов в сельское хозяйство, направляемые по объектам непроизводственного назначения, составили в 1966-1975 гг. 78,6 млн.рублей. Из них на жилищное строительство - 61,9 млн.рублей, на коммунальное строительство - 6,7 млн.рублей, на объекты просвещения - 6,3 млн.рублей, объекты культуры - 1,9 млн.рублей, на объекты здравоохранения - 1,8 млн.рублей*.
В исследуемый период в несколько раз возросли производственные фонды колхозов и совхозов, их энерговооруженность, машинный парк. Объем валовой продукции сельского хозяйства
Чечено-Ингушской АССР в хозяйствах всех категорий вырос с
о
274,5 млн.рублей в 1965 году до 355,5 млн.рублей в 1976 г. В расчете на 100 гектаров сельхозугодий он увеличился о 9 тыс. рублей в 1965 году до 13,4 тыс .рублей в 1975 году*3.
Основную долю сельскохозяйственной продукции производил общественный сектор, состоявший к началу 1976 года из 45 колхозов, с 29,5 тыс .наличных дворов, 4 межхозяйственных пред-
4
приятии и 89 совхозов .
1 Текущий архив статистического управления ЧИАССР. Отдел капитального строительства; 60 лет Чечено-Ингушской АССР,
с.65.
р
Чечено-4Днгушская АССР за годы десятой пятилетки, с.41-42.
3 Там же, с.72.
4 Там же, с.41.
Рост экономического потенциала республики создавал необходимые условия для успешного решения вопросов культурного строительства в деревне. "... Как ни многогранны задачи, стоящие перед советской экономикой, все они в итоге сливаются в одну - обеспечить рост благосостояния трудящихся, создать материальные условия для дальнейшего расцвета их духовной,культурной жизни, общественной активности... Этим определяется и
т
генеральное направление экономической политики КПСС" ,
В исследуемый период партийные, советские органы ЧИАССР уделяли неослабное внимание укреплению материальной базы культуры села. Об этом свидетельствуют, в частности, постановления, принятые Советом Министров Чечено-Ингушской АССР по данному вопросу: "О расширений библиотечной сети и улучшении библиотечного обслуживания населения в сельской местности республики " (17 декабря 1966 года), "Об участии колхозов и совхозов в укреплении материальной базы учреждений культуры" (15 ноября 1966 года), "О практике работы Шелковского райисполкома по организация строительства культурно-бытовых объектов" (30 марта 1967 года), "О строительстве клубных, учреждений колхозами и совхозами республики в 1967-1970 гг." (5 мая 1967 года) , "О работе исполкома Грозненского районного Совета депутатов трудящихся по развитию культурно-бытового строительства на селе" (27 февраля 1969 года), "Об укреплении учебно-материальной базы сельских школ Чечено-Ингушской АССР" (30 июня 1971 года), "О состоянии и перспективах развития телевидения и радиовещания в Чечено-Ингушской АССР" (28 июня 1972 года), "О мерах по ускорению строительства объектов культуры я искусства в республике в 1973-1975 гг. (13 марта 1973 года), "Об обеспечении дальнейшего развития и укрепления учебно-материальной базы средних специальных учебных заведений" (19 ноября 1974 года) и другие.
* Андропов Ю.В. Избранные речи и статьи: - 2-е изд. - М.: Политиздат, 1983, с.237.
Ряд постановлений, относящихся к укреплению материальной
базы культуры села, был принят Советом Министров республики совместно с бюро областного комитета КПСС: "О состоянии и неотложных мерах улучшения культурного обслуживания сельского населения республики" (24 мая 1965 года), "О мерах по выполнению постановления Совета Министров РСФСР от 8 мая 1973 года
Л 242, "О недостатках в экономическом и социально-культурном развитии Чечено-Ингушской АССР" (28 июня 1973 года) и другие.
Вопросы культурной жизни сел республики в целом и укрепления ее материальной базы в частности постоянно находились в поле зрения Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР, В той или иной степени они рассматривались на сессиях: шестой,седьмой, восьмой (третьего созыва), второй, девятой (четвертого созыва), второй, пятой, седьмой, девятой (пятого созыва) и второй (шестого созыва) Верховного Совета республики. На них с докладами выступали депутаты Верховного Совета ЧИАССР, министры: просвещения, культуры, здравоохранения, бытового обслуживания республики, директора совхозов и председателя колхозов Чечено-Ингушской АССР.
Первая сессия Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР четвертого созыва (21 марта 1967 года) рассмотрела вопрос "О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы в республике в свете постановления Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР от ГО ноября 1966 года", а первая сессия шестого созыва (I июля 1975 года) - "О задачах Советов депутатов трудящихся республики по дальнейшему повышению общественно-политической активности и улучшению условий труда и быта сельской интеллигенции". Обсуждали вопросы укрепления материальной базы культуры седа постоянные комиссия Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР.
В годы восьмой и девятой пятилеток расширилась и укрепилась материальная база культуры сельских районов ЧИАССР. Возрос приток средств, как государственных, так и колхозных, необходимых для ввода в строй и дальнейшей успешной работы общеобразовательных, музыкальных и художественных школ, техникумов, профессиональных училищ, детских дошкольных и медицинских учреждений, клубов, домов, дворцов культуры, кинотеатров, музеев, библиотек, а также других сельских культурно-просветительных учреждений.
Центральный Государственный архив ЧИАССР, ф.Р-238, оп.З, д.643, л.19; Текущий архив Совета министров ЧИАССР, д.1396, л.ЗО.
Чечено-Ингушская АССР за 60 дет Советской власти, с.102. 3 ЦГА ЧИАССР, ф.?-238, оп.З, д.679, л,21; Д.717, л.42; д.755, л.29; д,780, л.28; д.ЮП, д.17; д.1072, д.ЗО; текущий архив Совета Министров ЧИАССР, д.1154, л.35; д.1221, л.33; д.1309, л,31; д.1396, д.ЗО.
Ведущее место в Государственном бюджете республики занимали расходы на социально-культурные мероприятия: просвещение, здравоохранение, физическую культуру и социальное обеспечение. Так, расходы на эти мероприятия с 1965 по 1975 годы увеличились в 1,8 раза, с 58 052 тыс.рублей до ЮЗ 693 тыс.рублей* и составили в 1975 г. 67 % от расходной части государственного бюджета Чечено-Ингушской АССР*\ Всего за десятилетие на социально-культурные мероприятия из государственного бюджета было израсходовано 869,796 млн.рублей . Помимо этого расходовались средства из республиканского бюджета, которые составили около 200 млн.рублей1.
Одним
из показателей развития культуры является
состояние народного образования. Меры
по его совершенствованию,
р
специалистах и квалифицированных рабочих" . Заметно увеличились расходы на содержание детских дошкольных учреждений, начальных, восьмилетних, средних шкод, а также заочных, вечерних школ рабочей и сельской молодежи, шкод-интернатов и пришкольных интернатов, учреждений по внешкольной работе с детьми, техникумов и училищ.
Основы коммунистического воспитания закладываются в дошкольных детских учреждениях. Забота о них, о создании образцовых учреждений, яслей, "работа по устройству всех этих учреждений"^ находилась в постоянном внимании партийных, советских и хозяйственных органов республики. На содержание детских садов Министерства просвещения ЧИАССР в сельской местности с 1965 по 1976 год было израсходовано 7188 тыс.рублей4.
1 ЦТА ЧИАССР, ф.Р-238, оп.З, д.679, л.25; д.717, л.47; д.755, л.34; д.780, л.34; д.1011, л.22; д.1072, д.35; текущий архив Совета Министров ЧИАССР, д.П54, л.39; д.1221, л.37; д.1309, л.35; д.1396, л.34.
2 Материалы ХХУ1 съезда КПСС, с.181.
з
Ленин В.И, Полн.собр.соч., т.39, с.202. 4 Подсчитано автором. Текущий архив Министерства финансов ЧИАССР. Годовые отчеты об исполнении государственного бюджета Чечено-Ингушской АССР (1965-1975 гг.), д.34-57.
Ежегодные расходы на эти учреждения возросли с 512 тыс.рублей в 1965 году до 771 тыс.рублей в 1975 году1.
Возросли расходы на содержание домов ребенка, подведомственных Министерству здравоохранения республики. Строительство садов и яслей, их оборудование, содержание персонала полностью финансировало государство, родители вносили лишь часть платы (около 20%) за содержание ребенка. Многие ясли и сады в сельской местности находились полностью на обеспечении колхозов Чечено-Ингушской АССР.
В 1966-1975 гг. в республике было введено в действие детских дошкольных учреждений на Ю782 места, в том числе государственными и кооперативными организациями и предприятиями -на 9400 мест, колхозами - на 1382 места .
В 1975 году в ЧИАССР имелось 320 детских яслей я садов, а также яслей-садов всех министерств, ведомств и учреждений, в которых находилось 27633 детей , против, соответственно, 280 и 19 9254 в 1966 году. Около 1/3 всех мест в детеких дошкольных учреждениях республики было введено в действие в исследуемый период.
* Там же, годовые отчеты об исполнении государственного бюджета ЧИАССР за 1965 год, л.34; за 1975 г., 1.57.
2
Чечено-Ингушская АССР за годы десятой пятилетки, с.90.
Информация о работе Культурное строительство Чечено-Ингушетии