Культурное строительство Чечено-Ингушетии

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 05:09, диссертация

Краткое описание

Вое это обусловливает возрастающее внимание советских ученых к истории и современным процессам культурного развития социалистического общества. Исследование проблем культурного строительства раскрывает важную сторону деятельности Коммунистической партии и Советского государства, местных партийных и советских органов, профсоюзных и общественных организаций, помогает научной разработке общих вопросов истории СССР. Опыт культурного строительства в нашей стране, в ее национальных регионах имеет и международное значение, так как в настоящее время все больше стран и народов, освободившихся из-под гнета империализма, порывают с капитализмом и становятся на путь

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3-27
ГЛАВА I. УКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ
КУЛЬТУРЫ СЕЛА 28-67
ГЛАВА П. РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И
УЛУЧШЕНИЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ СЕЛЬСКОЙ
ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ 68-136
§ I. Осуществление всеобщего среднего
образования 68-83
§ 2. Повышение качества школьного образования. Укрепление связи шкоды с
жизнью 83-Ю7
§ 3. Подготовка кадров специалистов для седа. Рост трудовой и общественно-политической активности сельской
интеллигенции. ,107-136
ГЛАВА Ш. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ,ОРГАНОВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
ПО ПОДЪЕМУ КУЛЬТУРЫ СЕЛА 137-189
§ I. Совершенствование работы сельских
учреждений культуры 137-170
§ 2. Роль органов массовой информации в
подъеме культуры села 170-189
ЗАКЛЮЧЕНИ Е 190-195
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 196-222

Файлы: 1 файл

ДАГЕСТАНСКИЙ ФИЛИАЛ АН СССР.doc

— 903.00 Кб (Скачать)

власти*. Общая численность обучавшихся в СССР за 1965-1975 гг. возросла с 71,9 млн. до 92,6 млн.человек, или на 22,3 %. При этом численность учащихся 9-Ю (II) классов увеличилась на 2,8 млн.человек2.

    Годы восьмой и девятой пятилеток явились важной вехой совершенствования народного образования в Чечено-Ингушской АССР. Руководствуясь решениями ХХШ, ХХ1У съездов партии, постановлениями ЦК КПСС и Советского правительства о шкоде, а также постановлением Совета Министров РСФСР "0 руководстве Совета Министров Чечено-Ингушской АССР работой общеобразовательных школ" (май 1970 г.), в республике была проделана значительная работа по совершенствованию народного образования, деятельности общеобразовательной школы.

    В марте 1970 года на собрания актива областной партийной организации обсуждался вопрос "0 выполнении Закона о всеобуче и задачах областной партийной организации по переходу к всеобщему среднему образованию". Собрание актива подвело итоги проделанной работы по переходу школ Чечено-Ингушетии к всеобщему среднему образованию* совершенствованию на основе решений партии и правительства структуры средней общеобразовательной школы, укреплению материальной базы сельских шкод и пришкольных интернатов, профессиональной оряаытации школьников и повышению их успеваемости.

    

1 СССР в цифрах в 198I г., с.203.

2 Там же, с.201-202.

    Вопросы народного образования и работы средней общеобразовательной школы специально рассматривались на 1-й сессии Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР U созыва в марте 1967 г. В докладе на сессии и выступлениях депутатов подчеркивалось важное значение дальнейшего совершенствования процесса обучения и воспитания учащихся, подготовки молодых специалистов для сельских школ, укрепления материальной базы последних.

     Сессия приняла постановление, в котором Верховный Совет Чечено-Ингушской АССР обязал Совет Министров, Министерство просвещения, местные Советы депутатов трудящихся разработать конкретные практические меры дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной шкоды в республике.

     Важным событием в жизни общеобразовательной школы Чечено-Ингушской АССР явился Ш съезд учителей республики, состоявшийся в январе 1968 года. Передовые учителя, работники органов народного образования обсудили пути повышения качества обучения и воспитания подрастающего поколения, формы и методы укрепления связи школы с жизнью.

    Вопросы, связанные с осуществлением всеобщего среднего образования, находились под неослабным вниманием Совета Министров Чечено-Ингушской АССР. В постановлениях "О мерах ликвидации трехсменных занятий в некоторых школах республики" (июнь 1966 г. "О ходе подготовки к осуществлению в Чечено-Ингушской АССР всеобщего среднего образования молодежи* (август 1968 г.), "О состоянии и мерах улучшения учебно-воспитательной работы и укрепления учебно-материальной базы общеобразовательных школ республики" (февраль 1970 г.), "О мерах по выполнению постановления Совета Министров РСФСР " от 12 мая 1970 г., м0 руководстве Совета Министров Чечено-Ингушской АССР работой общеобразовательных школ" (август 1970 г.), "О дополнительных мерах по выполнению постановления Совета Министров РСФСР" "О руководстве Совета Министров Чечено-Ингушской АССР работой общеобразовательных школ" (июль 1972 г.), "О работе Министерства просвещения ЧИАССР по завершению перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи в республике" (апрель 1975 г.), "О состоянии

и мерах улучшения работы сети сельских общеобразовательных школ республики" (февраль 1976 г.) и других обстоятельно рассматривались состояние и меры по улучшению учебно-воспитательной работы школ, вопросы  укрепления их материальной базы, пути успешного осуществления всеобщего среднего образования молодежи республики.

    В условиях  Чечено-Ингушской АССР, где в рассматриваемый период, более 58 % населения проживало в сельской местности1, выполнение постановлений партии и правительства о введении всеобщего среднего образования в огромной степени зависело от решения этих задач в сельских школах.

    Благодаря усилиям местных партийных, советских организаций, органов народного образования, широкой общественности в деле перехода ко всеобщему среднему образованию в республике были достигнуты значительные успехи. Они выразились, прежде всего, в дальнейшем расширении в годы восьмой и девятой пятилеток сети средних школ в сельской местности, в опережающем темпе роста их числа на селе, по сравнению с городами и рабочими поселками.

                      о

    Это видно из таблицы Jf 3 "Сеть общеобразовательных школ" :

      (Данные на конец уч.года) 

              [       1964/65 *     1974/75

                                         1город!респуб!село !го- !рес- 
;яи   ? !лика   ! {род ?публ.

      121314    !5!б!7

Всего школ 373    82     455     384    98  482

    в том числе:

начальных 118    10      128     45       2    47

т

60 лет Чечено-Ингушской АССР, с.16. 2 ЦТА ЧИАССР, ф.Р-238, оп.З, д.600, д.159; Текущий архив Совета Министров ЧИАССР, д.1302, л,150. 


!   2   !   3   !   4   !   5 


7 

восьмилетних 

179 

29 

208 

ЮЗ 

18 

121 

средних 

76 

43 

119 

236 

78 

314 

    Таким образом, сеть средних общеобразовательных шкод в рассматриваемый период увеличилась в республике в 2,6 раза, в том числе в городах в 1,8 раза, в сельской местности - в 3,1 раза. Значительной была так же сеть начальных и восьмилетних шкод. В конце 1974/75 учебного года в сельской местности Чечено-Ингушской АССР работало 45 начальных и ЮЗ восьмилетних школ. Они функционировали в населенных пунктах преимущественно в горной местнооти, а также в хуторах, с небольшой численностью жителей, где было невозможно строительство средних школ из-за недостаточного контингента детей школьного возраста. Содержание мадокомплектных средних школ требовало больших дополнительных материальных затрат. Как отмечалось на I сессии Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР 1У созыва (март 1967 г.), стоимость I места в школе на 960 мест составляла 499 рублей, тогда как в школе на 320 мест - 672 Рубля1. Поэтому Чечено-Ингушской АССР наиболее приемлемым явился путь создания средних общеобразовательных школ в крупных сельских населенных пунктах, а учащихся из небольших - доставлять к месту обучения транспортом, предоставляемом колхозами я совхозами, иди определять их в школы-интернаты и пришкольные интернаты.

    В исследуемый период происходит укрупнение сельских интернатов - сокращается число этих учреждений, но возрастает количество воспитанников в них. Так, в 1965 году в 47 сельских интернатах воспитывалось 2385 детей, а в 1975 году в 29 - 2635 человек, из них 1835 были на полном государственном обеспечении, что в 
 

ЦТА ЧИАССР, ф.Р-235, оп.З, д.219, лд.78-79.

7,6 раза больше, чем в начале периода*.

    В сельской  местности функционировало 2 санаторно-лесные и 2 специальные школы с особым режимом для умственно отсталых, слабовидящих  и глухонемых детей. Численность воспитанников в них практически не менялась и составляла около 600 детей2.

      Важным показателем успехов в развитии среднего образования является рост контингентов учащихся 9-Ю классов общеобразовательных средних школ. В 1965-1975 гг. количество учащихся старших классов в республике возросло более чем в два раза, составив в 1975 году 29,9 тыс.человек. В сельских же школах контингент учащихся этих классов вырос более чем в три раза - с 6,5 тыс.

учащихся до 20,1 тыс.человек . В 2,8 раза возросло количество

                      4

    В результате осуществления мер по развитию среднего образования в Чечено-Ингушской АССР резко возрастает число учащихся, поступающих в 9-е классы сельских школ, а также количество выпускников 8-х и Ю-х классов этих школ. Так, в рассматриваемый период число выпускников 8-х классов по республике выросло в 2,1 раза, а в  сельской местности - в 2,4 раза. Выпуск из Ю-х классов увеличился, соответственно, в 7,1 и в 13,9 раза5. Прием

2 Текущий архив Совета Министров ЧИАССР, д.1302, л.162.

3 ЦГА ЧИАССР, ф.Р-238, оп.З, д.600, л.160; Текущий архив Совета министров ЧИАССР, д.1302, д.151.

4 ЦГА ЧИАССР, ф.Р-238, оп.З, д.600, д.161; Текущий архив Совета Министров ЧИАССР, д.1302, д.152.

5 ЦГА ЧИАССР, ф.Р-238, оп.З, д.600, л.162; Текущий архив Совета Министров ЧИАССР, д.1302, л.153.

классов-комплектов в старших классах сельских школ .

учащихся в 9-е классы от выпуска 8-х в селах ЧИАССР в 1975 году был равен 69$, тогда как в городской местности он составлял 63#*.

    Совершенствованию учебно-воспитательной работы средней общеобразовательной школы в большой степени способствовали группы продленного дня. Особую значимость они приобретали в сельской местности, где в силу специфики работы тружеников полей, родителя имели мало свободного времени для занятий с детьми, их воспитания. Хорошо отлаженная работа групп продленного дня способствовала улучшению качества знаний учащихся, стимулировала учебно-воспитательный процесс. В исследуемый период количество групп продленного дня в сельской местности увеличивается в 16 раз, а численность учащихся в них - в 17,7 раза. К 1975 году в селах

Чечено-Ингушетии работало 564 группы с контингентом учащихся в них - 18 628 человек, т.е. группы продленного дня посещаля 27 % учащихся начальных классов сельскях школ. Колячество групп продленного дня в городах республякя увеличилось за это время только в 2,1 раза, а численность детей в них - в 2,4 раза .

     Серьезной проблемой, оказывавшейся на работе средней общеобразовательной школы республики, в частности, на процессе перехода к всеобщему среднему образованию, являлась сохранявшаяся мно-госменность занятий. В I97I-I972 учебном году в ЧИАССР в две смены занимались 44,4 % школ и в три смены - 3,5 %f тогда как  в

                    о

Текущий архив Совета Министров ЧИАССР, д.1302, л.153.

2 ЦТА ЧИАССР, ф.Р-238, оп.З, д.600, л.163; Текущий архив Совета Министров ЧИАССР, д.1302, л.154.

3 ЦТА ЧИАССР, ф.Р-238, оп.З, Д.Ю79, л.7.

Целом по РСФСР, соответственно, 27,6 и 0,2

    В восьмой пятилетке темпы школьного строительства в республике отставали от роста численности учащихся. В результате, в 1970 году в три смены велись занятия в 85 школах, тогда как в 1965 году - 67*.

     В последующие годы благодаря усилиям партийных, советских и хозяйственных организаций положение со школьным строительством удалось заметно выправить. Это позволило сократить число школ, занимавшихся в три смены,до 23 в 1975 году2.

    

1 См.: ЦГА ЧИАССР, ф.Р-235, оп.З, д.202, л.78; ф.Р-238, оп.З, д,779, л.12.

о

Текущий архив Президиума Верховного Совета ЧИАССР, д.591, л.28.

3 См.: ЦГА ЧИАССР, ф.Р-238, оп.З, д. 1079, л.8.

4 См.: там же, ф.Р-873, оп.З, д.73, л.16.

    Важнейшим условием перехода ко всеобщему среднему образованию является охват всех детей школьного возраста обучением, недопущение отсева их до завершения среднего образования. В решении этих вопросов встречались определенные трудности, имелись недостатки. Чаще всего они были связаны с миграцией населения. Как отмечалось в постановлении Совета Министров Чечено-Ингушской АССР от 27 июля 1972 года: "ежегодно в апреле-мае сотни жителей вместе с детьми выезжают на заработки в другие районы страны и возвращаются в октябре-ноябре. Дети их, как правило, остаются на второй год или выбывают из школы". Совет Министров республики подверг критике ряд райисполкомов, особенно Урус-Мартановский, Ачхой-Мартановский, Надтеречный, Сунженский, которые не принимали должных мер в отношении нарушающих Закон о восьмилетнем всеобуче . На 15 сентября 1965 года было неохваченных обучением 75 детей 7-16 лет, в том числе 57 девочек чеченок я ингушек4. В начале 1967-68 учебного года 109 

Информация о работе Культурное строительство Чечено-Ингушетии