Культурное строительство Чечено-Ингушетии

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 05:09, диссертация

Краткое описание

Вое это обусловливает возрастающее внимание советских ученых к истории и современным процессам культурного развития социалистического общества. Исследование проблем культурного строительства раскрывает важную сторону деятельности Коммунистической партии и Советского государства, местных партийных и советских органов, профсоюзных и общественных организаций, помогает научной разработке общих вопросов истории СССР. Опыт культурного строительства в нашей стране, в ее национальных регионах имеет и международное значение, так как в настоящее время все больше стран и народов, освободившихся из-под гнета империализма, порывают с капитализмом и становятся на путь

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3-27
ГЛАВА I. УКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ
КУЛЬТУРЫ СЕЛА 28-67
ГЛАВА П. РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И
УЛУЧШЕНИЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ СЕЛЬСКОЙ
ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ 68-136
§ I. Осуществление всеобщего среднего
образования 68-83
§ 2. Повышение качества школьного образования. Укрепление связи шкоды с
жизнью 83-Ю7
§ 3. Подготовка кадров специалистов для седа. Рост трудовой и общественно-политической активности сельской
интеллигенции. ,107-136
ГЛАВА Ш. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ,ОРГАНОВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
ПО ПОДЪЕМУ КУЛЬТУРЫ СЕЛА 137-189
§ I. Совершенствование работы сельских
учреждений культуры 137-170
§ 2. Роль органов массовой информации в
подъеме культуры села 170-189
ЗАКЛЮЧЕНИ Е 190-195
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 196-222

Файлы: 1 файл

ДАГЕСТАНСКИЙ ФИЛИАЛ АН СССР.doc

— 903.00 Кб (Скачать)

    В целях повышения квалификации руководящих работников народного образования министерство просвещения ЧИАССР организовало постоянно действующий оеминар, на котором рассматривались такие вопросы, как "Основные требования к современному уроку", "Формы я методы инспектирования школ","Цели и содержание методической работы", "0 программированном обучении" и другие .

    Свою работу с кадрами институт усовершенствования учителей организовывал в соответствии с директивами, письмами Министерства просвещения СССР и РСФСР, указаниями АПН СССР, Центрального института усовершенствования учителей, местных партийных и советских органов, Министерства просвещения республики4.

1 ЦГА ЧИАССР, ф.Р-873, оп.З, д.94,   л.П.

2 Там же, д.97, л.13.

3

  Там же, д.94, л.12. 4 Там же, д.97, л.12.

    Большую пользу приносили регулярно проводившиеся районные

кустовые семинары, методобъединений учителей. Основные вопросы, затрагивающиеся на них, - развитие познавательных интересов, анализ новых программ, повышение качества обучения и воспитания учащихся. На научно-теоретических конференциях обобщался передовой опыт педагогической работы лучших работников школ, органов народного образования, намечались мероприятия по его распространению.

     В 1967/68 учебном году в республике работали 22 опорных школы и 144 школы передового опыта. В них слушатели изучали систему работы передовых, более опытных учителей по достижению высоких показателей в учебной и воспитательной работе. Они,совместно о опытными учителями разрабатывали трудные темы, проводили собеседования по методическим и теоретическим вопросам, готовили наглядные пособия, дидактические материалы, подготавливали тексты самостоятельных и контрольных работ*.

     В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы" особое место уделено применению технических средств обучения в учебном процессе.

     

1 ЦТА ЧИАССР, ф.Р-873, оп.З, д.97, лл.16-18.

     Одним из важнейших средств технического обучения является учебное кино. Оно дает возможность учителю с большим педагогическим эффектом раскрыть на уроке суть изучаемых явлений и процессов, ярко освещать события давно минувших лет, недавнего прошлого, "оживлять" в ходе изложения материала образы литературных героев, наглядно иллюстрировать свой рассказ, расширять кругозор школьников. Особую значимость имело учебное кино для школ сельской местности, учащиеся которых, в силу определенных причин, получали несколько меньший поток общей информации, нежели городские.

    В середине 60-х годов учебное кино практически отсутствовало в учебном процессе сельских школ. Поэтому на I сессии Верховного Совета ЧИАССР 1У созыва (март 1967 г.) было  признано необходимым, чтобы учреждения кинофикации оказывали помощь школам республики. "И дело тут не только в том, чтобы регулярно демонстрировать детские и юношеские фильмы. Задачи тут гораздо шире. Нужно в течение 3-4 лет внедрить кино в жизнь школы. При этом мы имеем в виду и учебные цели, и цели идейно-политичеокие,

          т

и организацию досуга" . Сессия приняла по этому вопросу постановление, претворение в жизнь которого положительно сказалось на повышении качества школьного образования.

    К 1970 году в республике было организовано три фильмотеки, в которых в общей сложности было собрано около шести тысяч фильмокопий по различным учебным дисциплинам и отраслям знаний"? Одна из фильмотек, центральная, республиканская размещалась в г.Грозном, вторая - в селении Шали, одноименного района и третья - в станице Орджоникидзевской Сунженского района. Многие педагогические коллективы широко использовали учебное кино,учащиеся регулярно просматривали предусмотренные программой киноленты. К таким школам в сельской местности относились: Петропавловская и колхоза им.1 Мая Грозненского сельского района, многие школы Шалинского района и т.д. Такая увлекательная форма занятий, как киноурок, обогащала учащихся, более полно освещала материал, что, в конечном итоге, вело к повышению качества знаний, к расширению кругозора учащихся, к развитию у них художественно-эстетического вкуса.

    

1 ЦГА ЧИАССР, ф.Р-235, оп.З, д.219, л.55.

2

    "Грозненский рабочий", 1970, 5 февраля.

    Большой эффект приносили уроки, на которых демонстрировались школьникам такие фильмы, как "Драматургия Островского",

"Кинодокументы о Горьком", "Пушкин в изгнании", "Последние дни? различные фильмы по истории, математике, географии, биологии, физике. Фильмотеки имели множество кинолент, посвященных жизни и деятельности В.И.Ленина. Немало было специальных кинолент, которые оказывали помощь учителю во внеклассной, пионерской и воспитательной работе с учащимися*.

     Плодотворная работа по оснащению сельских школ ЧИАССР техническими средствами обучения проводилась республиканской фильмотекой Министерства просвещения. Так, только в 1971 году, ею было кинофицировано 30 школ, открыта фильмотека в г.Гудермесе, которая обслуживала школы высокогорного Ножай-Юртовского, Гу-дермесского и Грозненского районов**.

    Некоторые крупные сельские школы имели в наличии до 12 узкопленочных кинопроекторов, то есть с переходом такой школы на кабинетную систему каждый учитель имел возможность наглядно

проиллюстрировать урок, не покидая своего класса .

    В исследуемый период учителя сельских школ широко использовали в своей педагогической работе такие разнообразные аудиовизуальные средства обучения как магнитофоны, проигрыватели, радиоприемники, телевизоры, эпидиаскопы, диоскопы, диапроекторы, кодоскопы, фильмоскопы и другие, которые позволяли добивать ся наибольшей эффективности урока, положительно сказывалось на качестве знаний учащихся.

     

* "Грозненский рабочий", 1970, 5 февраля. 2

Там же, 1971, 14 октября.

Текущий архив государственной республиканской фильмотеки Министерства просвещения ЧИАССР.

     В восьмой пятилетке, говорилось в Отчетном докладе ЦК КПСС XX1У съезду, проделана "большая работа по обновлению содержания самого учебного процесса в наших школах и вузах. Он приводятся в большее соответствие с требованяямн научно-техническо-

                    т

го прогресса, с общим уровнем научных знаний   . Вместе с тем, на съезде КПСС отмечалось, что я впредь школе предстоят последовательно совершенствовать содержание я методы учебного процесса, "Тот, кто в этя годы поступят в школы, - говорялось в докладе А.Н.Косыгяна, - будет развивать экономяку и культуру страны в 90-х годах нашего столетия и в начале XXI века. Программы и методы обучения в школах, техникумах, вузах должны уже сейчас все больше учитывать перспективы развития науки и техники"2.

    Введенные в конце 60-х - начале 70-х годов новые учебные планы и программы были рассчитаны на то, чтобы не только дать ученику определенную сумму знаний, но и развить его познавательную активность, навыки самостоятельного мышления. В 1970/71 учебном году по новым программам начали заниматься дервые классы нерусских школ сельских районов Чечено-Ингушской АССР. Третьи классы так же перешли на обучение по новой программе, а четвертые - на предметное обучение. Новые программы по физике были введены в восьмых классах, по географии - в седьмых, по химии -в девятых, по родному языку и литературе - в девятых и десятых клаосах. Одновременно на новые программы обучения стали переходить вечерние и заочные школы.

     

2 Там же, с.180.

     С 1968 года в республике, в порядке эксперимента, было введено обучение детей в подготовительных классах с шестилетнего возраста. В 1971/72 учебном году во всех нерусских школах Чечено-Ингушской АССР функционировали подготовительные классы. В 1974/75 учебном году был полностью завершен переход общеобразовательной школы на новые программы.

     Обучение детей в нерусской школе с шестилетнего возраста способствовало совершенствованию изучения родных и русского языков, что положительно сказывалось на овладении учащимися основами наук, повышении качества воей учебно-воспитательной работы школы. С 1970/71 учебного года чеченские и ингушские школы стали заниматься по программе, разработанной на основе плана для национальных школ Российской Федерация, с некоторыми дополнениями. Этот план предусматривал изучение родного языка как предмета со второго полугодия подготовительного класса по десятый  класс включительно, а с четвертого по десятый класс -родной литературы.

     Исследуемый период был ознаменован творческими поисками я начинаниями среди широких масс учительства Чечено-Ингушетии, направленными на коренное улучшение процесса обучения и воспитания. Ряд школ республики сумел практически ликвидировать неуспеваемость и второгодничество. Из года в год высоких показателей добивались школы Ml, 2, 3 станицы Орджоникидзевской, школы ЛЛ I, 2 станицы Ассиновской Сунженского района, Шелковская средняя и восьмилетняя школы, Каргалинская, Дубовская школы Шелковского района, ряд школ Наурского района, Малгобекского, Грозненского сельского, Ножай-Юртовского района1. Хороших резуль татов в учебно-воспитательной работе добивались также педагогические коллективы Даргинской, Гунибской средних школ Веденского

                      о

района, средней школы № I селения Шали и другие .

1967/68 учебный год более 1300 учителей республики закончи-

            Q

1 ЦТА ЧИАССР, ф.Р-873, оп.З, д.97, л.36.

2 Там же, д.89, л.2.

3 Там же, д.97, л.36.

ли с полной успеваемостью0. Говоря иными словами, каждый десятый учитель республики добился наивысшей, стопроцентной, успеваемости, закончил учебный год без второгодников..

     Опыт учителей, работавших без второгодников, характеризовался стремлением повысить интенсивность   труда школьников,добиваться высокой мысленной активности. Перед учащимися ставились, соответствовавшие их возможностям, познавательные задачи, требовавшие активного наблюдения, напряженного мышления.Большое внимание уделялось осуществлению межкурсовых,, внутрикурсовых и межпредметных связей, преемственности в обучении, практиковался дифференцированный подход к учащимся в процессе преподавания.

    В 1967/68 учебном году 3900 учащихся школ Сунженского района учились на "хорошо" и "отлично", что составляло 30 % от общего числа учащихся района. В том же учебном году в Шелковском районе 31 % школьников учились на "хорошо" и "отлично"*.

    

     Из года в год улучшался качественный состав учителей начальных классов республики. В 1975 году из 3547 учителей этих классов 431 имели высшее образование, 346 - незаконченное высшее, * ЦТА ЧИАССР, ф.Р-873, оп.З, д.97, лл.37-38.

    Для большинства учителей начальных классов сельских школ, таких как Цицаева О.А., Юровских Л.А., Калиниченко А.Ф. из Урус-Мартановского района; Дижевская Л.В., Мельникова Г.П., Сумен-ко Т.Ф., Козенко Л.Д. из Наурского района; Сметанина А.И., Филимонова В.А. - из Надтеречного района и ряда других девизом являлось: "Работать на совесть - работать без второгодников". Перечисленные учителя достигали хороших результатов благодаря успешному применению разнообразных методов обучения, а самое главное - обучали своих учеников активно участвовать в самом учебном процессе, приучали логически рассуждать, ясно и содержательно излагать свои мысли; настойчиво прививали навыки самостоятельной работы.

2531 - среднее специальное я 241 учитель - общее среднее образование*.

     Одним из основных предметов, изучаемых в школе, является математика. Ее школьный курс, обогащенный новым программным материалом в начале 70-х годов, давал возможность вооружать учащихся более прочными знаниями, формировать у них диалектико-ма-териадиетическое мировоззрение, учить правильно математически мыслить, рассуждать, доказывать выдвигаемые положения, прививать им соответствующие практические навыки.

     В ГЭ76 году в республике работало 1458 учителей математики. Из них 1165 - с высшим педагогическим образованием, 140 - с незаконченным высшим, 153 - со специальным и общим средним образованием2. С 1970 по 1976 год на курсах республиканского института усовершенствования учителей прошли переподготовку 1718 преподавателей математики. Рост квалификации преподавательских кадров, совершенствование содержания и методов обучения способствовали росту успеваемости учащихся по этой дисциплине. Так, в 1975/76  учебном году она достигла по школам республики 99,0# против 96,8 % в 1971/72 учебном году3.

     

1 ЦГА ЧИАССР, ф.Р-874, оп.1, д.196, л.2. о

    Там же, л.14.

3 Там же, л.15.

4 Там же, л.17,

Информация о работе Культурное строительство Чечено-Ингушетии