Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 05:09, диссертация
Вое это обусловливает возрастающее внимание советских ученых к истории и современным процессам культурного развития социалистического общества. Исследование проблем культурного строительства раскрывает важную сторону деятельности Коммунистической партии и Советского государства, местных партийных и советских органов, профсоюзных и общественных организаций, помогает научной разработке общих вопросов истории СССР. Опыт культурного строительства в нашей стране, в ее национальных регионах имеет и международное значение, так как в настоящее время все больше стран и народов, освободившихся из-под гнета империализма, порывают с капитализмом и становятся на путь
ВВЕДЕНИЕ 3-27
ГЛАВА I. УКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ
КУЛЬТУРЫ СЕЛА 28-67
ГЛАВА П. РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И
УЛУЧШЕНИЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ СЕЛЬСКОЙ
ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ 68-136
§ I. Осуществление всеобщего среднего
образования 68-83
§ 2. Повышение качества школьного образования. Укрепление связи шкоды с
жизнью 83-Ю7
§ 3. Подготовка кадров специалистов для седа. Рост трудовой и общественно-политической активности сельской
интеллигенции. ,107-136
ГЛАВА Ш. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ,ОРГАНОВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
ПО ПОДЪЕМУ КУЛЬТУРЫ СЕЛА 137-189
§ I. Совершенствование работы сельских
учреждений культуры 137-170
§ 2. Роль органов массовой информации в
подъеме культуры села 170-189
ЗАКЛЮЧЕНИ Е 190-195
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 196-222
сельские школы, а в 1974 году не поехал на работу в сельские
о
районы Ю1 выпускник . Недостатки в распределении молодых специалистов, укомплектовании сельских школ педагогическими; кадрами подверглись справедливой критике в центральной печати.Газета "Известия" в статье "Когда приедет учитель?" указывала , что школы сельской местности Чечено-Ингушской АССР неудовлетворительно укомплектованы педагогическими кадрами с высшим образованием. Между тем среди студентов Чечено-Ингушского государст-
3
венного университета мало студентов из села. А дефицит педа-
* Текущий архив Министерства просвещения ЧИАССР, отдел кадров: Ежегодная статистическая отчетность Министерства просвещения ЧИАССР о направлении и явке молодых специалистов к местам распределения, д.03-12, лл.1-3.
2
Текущий архив Президиума Верховного Совета ЧИАССР, д.591, л.39.
з
Известия, 1972, 23 апреля.
гогических кадров в сельских школах республики в 1975 году составил более 800 учителей*.
В связи с этим обком КПСС и Совет Министров ЧИАССР приняли ряд мер по увеличению притока в педагогические учебные заведения молодежи из сельской местности. Последним предоставлялись льготные условия при поступлении в эти учебные заведения. Правительство РСФСР приняло решение о приеме вне конкурса в педагогические вузы Российской Федерации ежегодно абитуриентов из числа окончивших чечено-ингушские сельские школы. По окончании обучения молодые специалисты направлялись на работу в соответствующие сельские районы. Министерство высшего и среднего специального образования РСФСР предоставило возможность обучаться 150 представителям чеченской и ингушской национальностей на подготовительных отделениях ряда вузов.
Вне конкурса зачислялись ежегодно на отделение ингушского языка Чечено-Ингушского государственного университета 50 представителей коренной национальности, проживавших в ЧИАССР и Пригородном районе СОАССР2.
Специальные меры, призванные облегчить поступление в вузы сельской молодежи, были приняты и в самой республике. По постановлению Совета Министров ЧИАССР в 1974 году Министерству просвещения республики рекомендовалось организовать трехнедельные курсы по подготовке выпускников сельских школ для поступления в Чечено-Ингушский госуниверситет с охватом 600 человек, обеспечить направление на них соответствующего контингента сельской
молодежи, выделить помещение для занятий и общежития, обеспе-
з
1 Текущий архив Президиума Верховного Совета ЧИАССР,д.591,л.32.
2 Текущий архив Совета Министров ЧИАССР, д.П64, л.54.
3 -Там же, д. 1229, л.40.
чить указанные курсы преподавательским составом •
В годы восьмой и девятой пятядеток вузами республикя быдо подготовлено 16,9 тыс.специалистов высшей квалификации*. Значительная часть из них направлялась на работу в сельскую местность ЧИАССР.
Большую, поистине неоценимую помощь в подготовке кадров специалистов с высшим образованием для села Чечено-Ингушской АССР оказывали вузы братских автономных республик и областей Северного Кавказа2. Насыщению сельского хозяйства республики дипломированными специалистами во многом способствовала работа старейших вузов Северного Кавказа - Горского и Дагестанского сельскохозяйственных институтов, сельхозфака Кабардино-Балкарского государственного университета. В них обучались сотни представителей ЧИАССР. В 1972 г., например, в республику было направлено II зоотехников, 36 агрономов, 19 инженеров-механиков и инженеров-электриков, окончивших Горский сельскохозяйственный институт . В 1976 году в этом вузе обучалось 399 студентов из Чечено-Ингушской АССР. Только из Шалинского района республики на агрономическом факультете института училось 40 студентов. Этот ведущий факультет окончили секретари многих районных комитетов КПСС Чечада-Ингушетии: Гераб С.Т., Табацкова В.Г., Осмаев А.Г., Хариков А.Г., Махаури Г.Г. и другие4.
2
См.: Абилов А.А. Высшая школа и ее влияние на развитие экономики и культуры национальных автономий Северного Кавказа в условиях развитого социализма. - В кн.: Великий Октябрь и передовая Россия в исторических судьбах народов Северного Кавказа, с.228-233.
3 Дагестанская правда, 1972, 12 августа.
4 Грозненский рабочий, 1976, II июля.
Медицинские кадры высшей квалификации готовились в Дагестанском, Северо-Осетинском, Краснодарском, Ставропольском, Астраханском it ряде других медицинских институтах. Так, например, десятки врачей-терапевтов, педиатров, стоматологов из чеченцев и ингушей подготовил в эти годы Дагестанский медицинский институт. В 1977 г. только вне конкурса в Дагмедднстятут было зачислено 16 человек из Чечено-Ингушской АССР. В республику, в том числе ее сельские районы направлялись выпускники практически., всех технических вузов я факультетов Северо-Кавказского региона.
В исследуемый период в высших учебных заведениях самой республики резко возросла численность студентов из коренной национальности. Так, число студентов чеченской национальности выросло с 1750 человек в 1965/66 учебном году до 3057 в 1976/77 учебном году, или более чем в 1,7 раза, а ингушкой, соответственно, с 472 до 990 человек*, т.е. более чем в 2 раза.
Численность специалистов с высшим образованием, занятых в народном хозяйстве республики, увеличилась с 1966 по 1975 гг.: ингушей в 2,5 раза, с 0,6 тыс. до 1,6 тыс.человек, чеченцев -
о
в 4 раза - с 1,4 тыс. до 5,2 тыс.человек .
Количество специалистов с высшим образованием, занятых в сельском хозяйстве, возросло за эти годы: в совхозах - с 311 до
о
* Народное хозяйство Чечено-Ингушской АССР за 1966-1970 годы, с.68; Чечено-Ингушская АССР за 60 лет Советской власти, с.113.
877 человек, в колхозах - со 121 до 312 человек . Число руководителей и специалистов совхозов с высшим образованием увеличилось с 262 человек в 1965 году до 859 человек в 1977 году , а
колхозов - с 91 человека в 1965 году до 297 человек в 1977 году1.
В исследуемый период в Чечено-Ингушской АССР расширились масштабы подготовки кадров специалистов со средним образованием для седа. В соответствии с постановлениями Совета министров РСФСР м0 мерах по дальнейшему улучшению подготовки специалистов в средних сельскохозяйственных учебных заведениях" (9 сентября 1969 г.), "О мерах по обеспечению сельского хозяйства специалистами с высшим и средним специальным образованием в области животноводства я производства кормов" (3 декабря 1972 г.) Чечено-Ингушский обком КПСС и Совет министров ЧИАССР приняли 22 сентября 1969 года я 12 января 1973 года аналогичные решения, в которых намечались меры по улучшению работы средних специальных учебных заведений по подготовке кадров для сельского хозяйства, а также повышению квалификация руководящих кадров и специалистов колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных органяз.аций и учреждений.
Подготовкой кадров специалистов для села в Чечено-Ингушской АССР занимался ряд техникумов. Старейшими из них были Назранов-окий и Серноводокий сельскохозяйственные техникумы. Обком КПСС я Совет министров ЧИАССР удаляли постоянное внимание работе этих средних специальных учебных заведений. В рассматриваемый период была улучшена структура сельскохозяйственных техникумов, приняты меры к укреплению их учебной и производственной базы.
50 лет автономия Чечено-Ингушетия, с.174; 177; Чечено-Ингушская АССР за 60 лет Советской властя, с 118; 120.
Решением
правительства республики в 1968 г. Назрановскому
сельскохозяйственному техникуму было
выделено 857 га земля для организация учебно-производственного
хозяйства. В том же году были объединены
Шелковской я Серноводскяй сельскохозяйственные
ш
техникумы. Укрупненному учебному заведению быдо передано отделение плодоовощеводства, а Назрановскому сельхозтехникуму - отделение бухгалтеров-плановиков*.
В целях улучшения учебно-воспитательной работы, приближения учебно-воспитательного процесса к сельскохозяйственной практике в феврале 1970 года Советом Министров ЧИАССР было принято постановление об организации на базе Назрановского сельскохозяйственного техникума и земель 1-го отделения совхоза "Плиевский" Назрановского совхоза-техникума, который разместился на земельной площади в 3497 га, из них 1897 га - пашни. Новому совхозу-техникуму были переданы основные и оборотные фонды, принадлежа-Щие совхозу "Плиевский", который был упразднен .
К концу девятой пятилетки Назрановский совхоз-техникум выпустил около 4-х тыс.специалистов сельского хозяйства со средним образованием. Среди выпускников техникума много ставших известными за пределами республики специалистов - заместитель министра сельского хозяйства Эстонской ССР Геннадий Салазкин,доктор сельскохозяйственных наук, профессор Краснодарского сельскохозяйственного института Петр Михайлюк, кандидат наук, доцент кафедры сельскохозяйственной академии им.Тимирязева А.Циклаури. В числе воспитанников техникума есть Герои Социалистического Труда. Это председатель Сунженского колхоза "Победа" В.Емельянов, старший чабан племовцесовхоза "Шелковский" Н.Эсмухамбетов. Только в одном Назрановском районе ЧИАССР в 70-х годах работало более ста выпускников этЬго техникума.
1 ЦГА ЧИАССР, ф.Р-238, оп.З, д.593, л.7. 1ам же, д. 779, л.51.
В годы девятой пятилетки на двух отделениях совхоза-техникума - зоотехническом и ветеринарном - одновременно занималось
700 учащихся, а на заочном отделения - 400 человек. В составе учащихся техникума представителя семнадцати национальностей страны: посланцы Дагестана, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Калмыкии, Ставрополья я других республик и областей страны.Учебно-воспитательную работу среди них вели 43 опытных преподавателя.
Техникум располагал хорошей учебной и производственной базой. В 1973 году площадь пашни достигла 3800 гектаров. На ней выращивались пшеница, овощи, кормовые культуры. Совхоз-техникум имел молочнотоварную ферму, на которой содержалось около 800 голов крупного рогатого скота.
Умелое сочетание теории с практикой способствовало закреплению полученных в учебных кабинетах и лабораториях знаний,выработке у учащихся необходимых трудовых навыков, росту эффективности производства в хозяйстве. Так, в 1972 году совхоз-техникум успешно справился с планом продажи государству подсолнечника, овощей, мяса, обеспечил общественное животноводство гаран-
т
Тированным запасом кормов .
К концу девятой пятилетки техникум получил новые учебный я лабораторный корпуса на 600 мест и общежитие на 220 коек, а также жилой дом для преподавателей. Учебное заведение пополнилось оборудованием для двух новых кабинетов: хирургического и селекционного. Возросла численность учащихся. В 1975 году на дневном отделений техникума занималось 960 человек.Совершенствовались методы преподавания. В специально оборудованном кабинете технических средств применялись элементы программного обучения учащихся.
* Грозненский рабочий, 1973, 9 января.
В Серноводском сельскохозяйственном техникуме выпуск специалистов увеличился со 100 человек в 1965 году до 150 - в 1975 году, или в 1,5 раза. Техникум готовил гидромелиораторов, агро-
номов, механиков.
Специалисты сельского хозяйства средней квалификации всех специальностей готовились и в соответствующих техникумах братских республик Северного Кавказа. Так, большую помощь в подготовке этих специалистов оказывали 5 сельскохозяйственных и гидромелиоративный техникумы Дагестанской АССР, сельскохозяйственные техникумы Кабардино-Балкарской и Северо-Осетинской АССР. Ежегодно десятки выпускников средних сельскохозяйственных учебных заведений этих республик направлялись в колхозы и совхозы Чечено-Ингушской АССР.
Кадры средней квалификации для села готовились также двумя педагогическими училищами (Грозненским и Гудермесским), медицинским, культурно-просветительным и музыкальным училищами, кооперативным,статистическим и другими техникумами республики. Все выпускники этих учебных ааведеняй направлялись на работу в сельскую местность республики. Выпуск учителей начальных классов из педагогических училищ увеличился с 570 человек с дневного и заочного отделения в 1966 году до 740 - в 1975/76 учебном году*. Кроме того ежегодно в сельскую местность Чечено-Ингушской АССР направлялись до 50 учителей со средним специальным образованием - выпускников педагогических училищ РСФСР2.
Информация о работе Культурное строительство Чечено-Ингушетии