Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 05:09, диссертация
Вое это обусловливает возрастающее внимание советских ученых к истории и современным процессам культурного развития социалистического общества. Исследование проблем культурного строительства раскрывает важную сторону деятельности Коммунистической партии и Советского государства, местных партийных и советских органов, профсоюзных и общественных организаций, помогает научной разработке общих вопросов истории СССР. Опыт культурного строительства в нашей стране, в ее национальных регионах имеет и международное значение, так как в настоящее время все больше стран и народов, освободившихся из-под гнета империализма, порывают с капитализмом и становятся на путь
ВВЕДЕНИЕ 3-27
ГЛАВА I. УКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ
КУЛЬТУРЫ СЕЛА 28-67
ГЛАВА П. РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И
УЛУЧШЕНИЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ СЕЛЬСКОЙ
ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ 68-136
§ I. Осуществление всеобщего среднего
образования 68-83
§ 2. Повышение качества школьного образования. Укрепление связи шкоды с
жизнью 83-Ю7
§ 3. Подготовка кадров специалистов для седа. Рост трудовой и общественно-политической активности сельской
интеллигенции. ,107-136
ГЛАВА Ш. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ,ОРГАНОВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
ПО ПОДЪЕМУ КУЛЬТУРЫ СЕЛА 137-189
§ I. Совершенствование работы сельских
учреждений культуры 137-170
§ 2. Роль органов массовой информации в
подъеме культуры села 170-189
ЗАКЛЮЧЕНИ Е 190-195
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 196-222
Многие преподаватели математики сельских школ: Буханцов И.В. и Лозовская А.А. (Сунженский район), Осипова Г.Ф., Шиянова В.М., Абдулмежидов А.А.(ШалинскиЙ район), Джанаралиев А.Я. (Урус-Мартановский район), ЗаЙков А.Е. и Микойлян В.Г. (Шелковской район), Султыгова Э.Я. (Малгобекский район) и другие обучали школьников математике на высоком научном и методическом уровне, добивались глубокого усвоения ими учебного материала4'.
К числу основных предметов, изучаемых в школьном курсе.безусловно, относится и литература. Лучшие преподаватели этого пред мета умело использовали художественную литературу как могучее средство идейно-политического, нравственного и эстетического воспитания, с ее помощью формировали мировоззрение и характеры
своих воспитанников. Они учили своих учащихся вдумчиво читать художественные произведения, разбираться в их идейном содержании, понимать своеобразие изучаемых произведений, любить русскую и многонациональную советскую литературу, овладевать всеми ее богатствами.
Глубокими и прочными знаниями по литературе вооружали учащихся учителя сельских школ Тайсумова Н.В, (Шалинский район), Макарова Г.И. (Назрановский район), Музаева Н.В. (Грозненский район) и многие другие. Успеваемость учащихся по русской литературе по всем школам республики превысила в 1975/76 учебном году 99 процентов*.
Улучшился качественный состав преподавателей и уровень изучения в школах таких важных учебных дисциплин как химия, биология. Лучше стала проводиться учебно-опытническая работа на пришкольных участках, в ученических производственных бригадах,что способствовало приобщению школьников к сельскохозяйственному производству, облегчению выбора профессии. В школах и вне их улучшилась экологическая пропаганда. Активизировалась работа преподавателей биологии по накоплению разнообразного дидактического материала. Более 200 преподавателей широко использовали такой материал на уроках. Эта работа хорошо была организована,
в частности, в школах Наурского,Гудермесского, Шалинского и не-
о
1 ЦТА ЧИАССР, ф.Р-874, оп.1, д. 196, лл.31-32.
2 Там же, л.53.
которых других районов .
В результате ежегодного допредметного повышения качества знаний учащихся улучшилась их успеваемость в целом, сокращалось число второгодников. В 1975/76 учебном году успеваемость учащихся школ республики составила 99,1 %х против 90,3 % в 1966/67 учебном году2. Число неуспевающих в школах Чечено-Ингушской АССР уменьшилось с 21452 человека в 1966/67 учебном году*3 до 3850 в 1974/75 учебном году4, в то время как количество уча-щихся возросло с 220167° до 267200° человек. Успеваемость учащихся сельских школ в рассматриваемый период была несколько ниже, чем городских, хотя уровень ее все больше выравнивался. Отставание по этому показателю объяснялось рядом объективных причин: школы сельской местности были несколько хуже обеспечены квалифицированными учителями, имели более слабую материальную базу и т.д.
Работа вечерних и заочных школ рабочей и сельской молодежи в годы восьмой и девятой пятилеток так же характеризуется повышением качества знаний учащихся. Успеваемость неуклонно улучшалась. Так, в 1967/68 учебном году она составляла 88-89 $', в 1972/73 учебном году - 92,4 %, а в 1973/74 учебном году повысилась до 93,6
* Текущий архив Министерства просвещения ЧИАССР, отдел школ.
2 ЦТА ЧИАССР, ф.Р-873, оп.З, д.97, л.5.
3
Там же, д.89, л.4.
Текущий архив Совета Министров ЧИАССР, д.1298, л.12.
5 ЦТА ЧИАССР, ф.Р-873, оп.З, д.89, л.З.
6 Текущий архив Совета Министров ЧИАССР, д.1227, л.92.
7 ЦТА ЧИАССР, ф.Р-873, оп.З, д.97, л.34.
о
Текущий архив Совета Министров ЧИАССР, д.1238, л.19.
Положительные изменения произошли в рассматриваемый период в организации воспитательной работы. Совершенствование этого
процесса в сельских школах республики проходило по следующим направлениям: а) усиление идейной направленности всей воспитательной работы; б) совершенствование организации самодеятельного школьного коллектива и развитие на этой основе общественной активности школьников; в) создание системы разносторонней внеклассной воспитательной деятельности в каждой школе.
Заметно улучшились качественный состав и работа классных руководителей и организаторов. В 1975/76 учебном году в школах республики работало 279 организаторов, из которых 244 имели высшее образование, а 222 - являлись коммунистами и комсомольцами.
Хорошими организаторами сельских школ зарекомендовали себя Щербакова М.И. (Ищерская школа Наурского района), Лоткова В.К. (Шелковская школа одноименного района), Швецова Л.П. (Малгобек-ская средняя школа В 6 одноименного района), Хатуева З.М. (Аргунская средняя школа X 2 Шалинского района) и другие.
Многое делалось для улучшения работы классных руководителей, школьных комсомольских и пионерских организаций, ученического актива, привлечения обществннности, прежде всего родительской, к разнообразной внеклассной, внешкольной работе*.
ЦГА ЧИАССР, ф.Р-874, оп.1, д.196, лл.64-66.
В исследуемый период возросло внимание к трудовому обучению и воспитанию сельских школьников, улучшалась работа в учебных мастерских, по самообслуживанию, в лагерях труда и отдыха,кружках технического творчества, опытническая работа в ученических, производственных бригадах. На это же нацеливал школу и Закон "Об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии системы народного образования в СССР". Его принятие было обусловлено необходимостью приведения советской школы в соответствие с ленинским принципом политехнического обучения, т.е. обучения,
знакомящего "в теории и на практике со всеми главными отраслями производства**, укрепления связи "обучения с детским общественно-производственным трудом" .
В Директивах ХХ1У съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на I97I-I975 годы перед школой была поставлена задача "усилить работу по профессиональной ориентации учащихся с учетом склонностей молодежи и потребности народ-ного хозяйства в квалифицированных кадрах" .
О необходимости добиваться улучшения трудового воспитания и связи школы с жизнью на протяжении всего периода обучения говорится и в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров от 20 июня 1972 года "О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы".
Эта работа школы имела громадное социальное значение в условиях высоких темпов развития производства, повышения его эффективности, научно-технического прогресса и ускорения роста производительности труда. Дальнейшее развитие всех отраслей экономики и культуры страны связано с удовлетворением возрастающей потребности в квалифицированных кадрах. В годы восьмой и девятой пятилеток советская школа внесла достойный вклад в решение этой задачи.
Меры по развитию среднего образования в Чечено-Ингушской АССР сопровождались усилением внимания партийных, советских органов, органов народного образования к трудовому обучению учащихся, укреплению связи школы с жизнью.
* Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.32, с.155. 2 Материалы ХХ1У съезда КПСС, с.277.
Для профессиональной подготовки учащихся сельских школ недостаточно иметь хорошо оснащенные мастерские, лаборатории,
школьные кабинеты. Для этого нужна соответствующая материально-техническая база на предприятиях, в колхозах и совхозах. В сельских школах республики профессиональная подготовка учащихся организовывалась на базе механизированных животноводческих ферм, машинного парка, ремонтных мастерских колхозов и совхозов.
В соответствии с постановлениями Совета Министров РСФСР от 27 июня 1969 года "Об организации обучения учащихся сельских средних общеобразовательных школ работе на тракторах, комбайнах и других сельскохозяйственных машинах" и от 27 августа 1973 года "О мерах по дальнейшему улучшению условий работы сельской общеобразовательной школы", Чечено-Ингушским обкомом КПСС, Советом Министров республики, местными партийными, советскими и хозяйственными органами были приняты конкретные меры, призванные способствовать совершенствованию профессиональной подготовки сельских школьников. Осуществлялись специальные мероприятия по обучению этих учащихся управлению сельскохозяйственной техникой. Они учились вождению автомашин, тракторов, комбайнов и управлению другой сельскохозяйственной техникой. Обком КПСС и правительство республики в своих решениях нацеливали местные партийные и советские организации, органы народного образования, хозяйственных руководителей и руководителей школ на усиление работы по обучению учащихся сельскохозяйственным профессиям, укреплению материальной базы сельских школ, в частности обеспечению их соответствующей техникой, оборудованием и инвентарем, подготовленными кадрами инструкторов машиноведения, трудового обучения и т.д.
Уже в 1964/65
учебном году учащиеся сельских школ ЧИАССР
проходили подготовку по таким профессиям,
как тракторист-машинист 3 класса, овощевод-механизатор,
плодоовощевод, шофер,швея, животновод-механизатор,
полевод-механизатор, продавец, лаборант
сельскохозяйственного производства,
виноградарь, доярка, столяр,
юз
т
токарь, обмотчик, работник пищевой промышленности и т.д.
Начиная с 1969/70 учебного года в сельских школах республики, имевших необходимые условия, было введено обучение учащихся IX-X классов работе на тракторах, комбайнах и других сельскохозяйственных машинах. Для этого использовалось время, предусмотренное учебными планами по трудовому обучению, факультативные занятия и летняя практика. Министерствами сельского хозяйства, мелиорации и водного хозяйства ЧИАССР, республиканским объединением "Сельхозтехника" создавались сельским средним общеобразовательным школам, в которых было введено изучение сельскохозяйственных машин, все необходимые условия для трудовой подготовки учащихся путем оказания помощи в оборудовании учебных кабинетов по механизации сельского хозяйства, в закреплении сельскохозяйственной техники, обслуживании и ремонте этой техники, в выделении горюче-смазочных материалов, в предоставлении рабочих мест в мастерских и на животноводческих фермах, а также в выделении квалифицированных рабочих и специалистов для теоретического и практического обучения учащихся. В 1969/70 учебном году было организовано обучение учащихся работе на сельскохозяйственных машинах в 26 сельских средних общеобразовательных шко-лах Чечено-Ингушетии .
1 ЦТА ЧИАССР,ф.Р-873, оп.З, д.74, лл.184, 185, 185-а.
2 ЦТА ЧИАССР, ф.Р-238, оп.З, д.765, лл.27-29.
В ряде школ республики был накоплен определенный положительный опыт трудового обучения и сельскохозяйственного профессионального ориентирования учащихся. Хорошо была поставлена эта работа в Нестеровской, Каргалинской, Аргунской № I, Первомайской, Мекенской сельских средних общеобразовательных школах. Сложившаяся система трудового обучения и воспитания школьников
позволяла знакомить их, начиная с пятого класса, с основами сельскохозяйственного производства, вооружать необходимыми знаниями, навыками работы на тракторах, комбайнах, автомобилях и других машинах, а также привлекать учащихся школ к проведению опытнической работы.
В 1970/71 учебном году обучение учащихся 9-Ю классов работе на различных сельскохозяйственных машинах осуществлялось уже в 33*-х сельских школах республики. В пяти школах, в порядке эксперимента, было организовано изучение сельхозтехники с учащимися 5-8 классов. Для проведения практических и теоретических занятий школам были выделены тракторы, комбайны, автомашины и Другая сельскохозяйственная техника. Колхозы и совхозы республики помогли школам оборудовать новые учебные кабинеты машиноведения и выделили квалифицированных специалистов для обучения старшеклассников*.
К началу 1976 года в 99 из 243 сельских средних школ республики было введено профессиональное обучение старшеклассников вождению автомобиля, трактора, комбайна и другой сельскохозяй-
2
ственной техники .
Важной формой трудового воспитания сельских школьников стало их участие в ученических производственных бригадах и звеньях, в школьных лесничествах.
1 ЦГА ЧИАССР, ф.Р-238, оп.З, д.1013, д.56. 2
Текущий архив Совета Министров ЧИАССР, д.1391, л.30. 3 ЦГА ЧИАССР, ф.Р-873, оп.З, д.55, л.287.
В 1964 году в сельских школах республики работало 86 ученических производственных бригад и 172 звена, в которых принимало участие более 12 тысяч учащихся . В 1972 году уже имелось 188 производственных бригад и 25 звеньев, в том числе: 40 бригад и I звено овощеводов, 25 бригад виноградарей, 25 бригад и 3 звена
шелководов, 77 бригад и II звеньев полеводов, 16 бригад и 4 звена садоводов, 5 бригад строителей, 6 звеньев животноводов, в которых работало в общей сложности 18800 учащихся. Кроме того, в 27 школьных лесничествах работало I2ID школьников. В сельской местности работало 10 комсомольско-молодежных лагерей труда и отдыха, в которых принимало участие П60 ребят. 13 лагерей труда и отдыха с 8500 учащимися было организовано городскими шкодами для оказания помощи сельским труженикам1.
К концу 1975 года численность учащихся, охваченных работой в ученических производственных бригадах, звеньях и лесничествах, превысила 35600 человек .
В обучении учащихся сельскохозяйственным профессиям в 1965 году принимало участие: 54 агронома, 107 техников, 109 препода-вателей различных предметов и 39 квалифицированных рабочих .
1 ЦТА ЧИАССР, ф.Р-238, оп.З, д.1070, л.188. 2
Текущий архив Президиума Верховного Совета ЧИАССР, д.592, л.94,
3 ЦТА ЧИАССР, ф.Р-873, оп.З, д.74, л.185-а.
Информация о работе Культурное строительство Чечено-Ингушетии