Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 05:09, диссертация
Вое это обусловливает возрастающее внимание советских ученых к истории и современным процессам культурного развития социалистического общества. Исследование проблем культурного строительства раскрывает важную сторону деятельности Коммунистической партии и Советского государства, местных партийных и советских органов, профсоюзных и общественных организаций, помогает научной разработке общих вопросов истории СССР. Опыт культурного строительства в нашей стране, в ее национальных регионах имеет и международное значение, так как в настоящее время все больше стран и народов, освободившихся из-под гнета империализма, порывают с капитализмом и становятся на путь
ВВЕДЕНИЕ 3-27
ГЛАВА I. УКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ
КУЛЬТУРЫ СЕЛА 28-67
ГЛАВА П. РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И
УЛУЧШЕНИЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ СЕЛЬСКОЙ
ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ 68-136
§ I. Осуществление всеобщего среднего
образования 68-83
§ 2. Повышение качества школьного образования. Укрепление связи шкоды с
жизнью 83-Ю7
§ 3. Подготовка кадров специалистов для седа. Рост трудовой и общественно-политической активности сельской
интеллигенции. ,107-136
ГЛАВА Ш. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ,ОРГАНОВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
ПО ПОДЪЕМУ КУЛЬТУРЫ СЕЛА 137-189
§ I. Совершенствование работы сельских
учреждений культуры 137-170
§ 2. Роль органов массовой информации в
подъеме культуры села 170-189
ЗАКЛЮЧЕНИ Е 190-195
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 196-222
/'
ДАГЕСТАНСКИЙ ФИЛИАЛ АН СССР
ОРДЕНА "ЗНАК ПОЧЕТА" ИНСТИТУТ ИСТОРИИ, ЯЗЫКА
И ЛИТЕРАТУРЫ
На правах рукописи
КУЛЬТУРНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО НА СЕЛЕ В ГОДЫ ВОСЬМОЙ И ДЕВЯТОЙ ПЯТИЛЕТОК. (1966-1975 гг.)
(На материалах Чечено-Ингушской АССР) 07.00.02 - История СССР
Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Научный руководитель -заслуженный деятель науки РСФСР,
доктор исторических
наук, профессор КАЙМАРАЗОВ Г.Ш.
Махачкала
- 1986
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ 3-27
ГЛАВА I. УКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ
КУЛЬТУРЫ СЕЛА 28-67
ГЛАВА П. РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И
УЛУЧШЕНИЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ СЕЛЬСКОЙ
ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ 68-136
§ I. Осуществление всеобщего среднего
образования 68-83
§ 2. Повышение качества школьного образования. Укрепление связи шкоды с
жизнью 83-Ю7
§ 3. Подготовка кадров специалистов для седа. Рост трудовой и общественно-политической активности сельской
интеллигенции. ,107-136
ГЛАВА Ш. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ,ОРГАНОВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
ПО ПОДЪЕМУ КУЛЬТУРЫ СЕЛА 137-189
§ I. Совершенствование работы сельских
учреждений культуры 137-170
§ 2. Роль органов массовой информации в
подъеме культуры села 170-189
ЗАКЛЮЧЕНИ Е 190-195
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
И ИСТОЧНИКОВ 196-222
ВВЕДЕНИЕ
1 Продовольственная программа СССР на период до 1990 года и
меры по ее реализации. Материалы майского Пленума ЦК КПСС 1982 г, - М.: Политиздат, 1984, с.57.
Вое это обусловливает возрастающее внимание советских ученых к истории и современным процессам культурного развития социалистического общества. Исследование проблем культурного строительства раскрывает важную сторону деятельности Коммунистической партии и Советского государства, местных партийных и советских органов, профсоюзных и общественных организаций, помогает научной разработке общих вопросов истории СССР. Опыт культурного строительства в нашей стране, в ее национальных регионах имеет и международное значение, так как в настоящее время все больше стран и народов, освободившихся из-под гнета империализма, порывают с капитализмом и становятся на путь некапиталистического иди социалистического развития. Для коммунистических, социалистических, демократических и других прогрессивных партий этих стран в ходе социально-экономических преобразований встает задача культурной революции. Успешному ее решению, безусловно, поможет опыт культурных преобразований в СССР, в его национальных районах.
В решениях и материалах ХХУП съезда КПСС перед советскими обществоведами поставлена задача - значительно повысить идейно-теоретический уровень исследований, улучшить связь научных разработок с практикой коммунистического строительства. "Время ставит вопрос о широком выходе общественных наук на конкретные нужды практики, - подчеркивал в Политическом докладе съезду Михаил Сергеевич Горбачев, - требует, чтобы ученые -обществоведы чутко реагировали на происходящие перемены в жизни, держали в поле зрения новые явления, делали выводы, способные верно ориентировать практику. Жизнеспособны лишь те научные направления, которые идут от практики и возвращаются к ней, обогащенные глубокими обобщениями и дельными рекомендациями"*.
Актуальность всесторонней научной разработки проблем культурного строительства в СССР обусловлена также обострением идеологической конфронтации в современных условиях, необходимостью усиления борьбы против буржуазной идеологии, которая всячески пытается извратить политику КПСС в области культуры, принизить, а то и вовсе отрицать выдающиеся культурные достижения советских народов, в том числе и народов в прошлом отсталых окраин России.
1 Материалы ХХУП съезда КПСС, с.85.
Большой научный и практический интерес представляет исследование процессов культурного развития советской деревни, деяельности Коммунистической партии и Советского государства по преодолению значительного культурного отставания села от
да.
Изучение этих вопросов на материалах в прошлом отсталых национальных окраин России обогатит исторический опыт осуществления социалистической культурной революции в СССР, ликвидации фактического неравенства народов нашей страны.
Несмотря на актуальность, вопросы истории культурного строительства на селе, в частности в чечено-ингушском ауле, изучены недостаточно. Практически отсутствуют специальные работы, посвященные исследованию процесса культурного строительства в чечено-ингушском ауле на современном этапе развития советского общества.
Есть еще одно обстоятельство, которое повышает интерес к этой теме. Чечено-Ингушская АССР относится к числу автономных республик СССР, где сельское население преобладает над городским. Научный анализ и обобщение процесса культурного развития села в таком районе представляет значительный практический
интерес. Они помогут в решении сегодняшних практических, а также перспективных задач культурного строительства на селе. Все это побудило автора сделать попытку обобщить опыт Чечено-Ингушской АССР в области культурного строительства на селе, осветить деятельность партийных, советских и общественных организаций по повышению культурного уровня сельских жителей
республики в один из важных периодов развития советского общества.
В настоящем диссертационном исследовании, на большом фактическом материале, с позиций марксистско-ленинской методологии рассматриваются вопросы культурного развития села, роста духовного уровня сельских жителей Чечено-Ингушской АССР в годы восьмой и девятой пятилеток. Чечено-Ингушетия, в прошлом отсталая окраина царской России, превратилась за годы Советской власти в республику с развитой индустрией, крупным механизированным сельским хозяйством, передовой, социалистической по содержанию и национальной по форме, культурой.
Разительные успехи в развитии социалистической культуры народов Чечено-Ингушской АССР, как и всех наций и народностей СССР, достигнуты в годы восьмой я девятой пятилеток (1966-1975 гг.). В этот период в республике, как и повсюду в стране,
было завершено осуществление всеобщего восьмилетнего и введено всеобщее среднее обучение детей и молодежи, достигнуты крупные успехи в развитии высшего и среднего специального образования, росте кадров социалистической интеллигенции, науки, получили дальнейший расцвет социалистическая культура и искусство Чече но-Ингушетии. Значительные прогрессивные перемены произошли в духовном облике чеченцев и ингушей.
Характерной особенностью прогрессивных перемен в области культуры в рассматриваемый период является дальнейшее, все более ускоряющееся сближение уровня культурного развития городских и сельских жителей. Для такой республики, как Чечене-Ингу окая АССР, - факт особенно большого политического и соцаально-культурного значения.
Научная новизна диссертации состоит прежде всего в том,что она представляет собой по существу первую попытку специального исследования культурно-исторических процессов в чечено-ингушском селе в 60-70-е годы. На основе изучения и обобщения большого фактического материала в диссертации показаны общие закономерности роста культуры современного седа, особенности их проявления в условиях Чечено-Ингушетии.
В работе обстоятельно рассмотрены вопросы укрепления материальной базы культуры на селе, развития общеобразовательной я профессионально-технической школы, подготовки кадров специалистов для села, их производственной я общественно-лолятяческой работы. В специальном разделе ясследования освещены вопросы деятельности сельских культурно-просветительных учреждений, средств массовой информации и пропаганды, показана их роль в повышении культурного уровня сельекого населения.
Историография советской культуры насчитывает ныне огромное число работ, посвященных самым различным ее аспектам, вопросам и хронологически охватывающих практически все важнейшие этапы строительства социализма и его совершенствования. Первым историографом советской культуры, ее основоположником был В.И.Ленин, который научно обосновал законы преемственности культур в историческом процессе, разработал программные требования Коммунистической партии в области культуры. Все важнейшие вод-росы культурного строительства - ликвидация неграмотности населения, школьное образование, культурное и политическое просвещение масс, проблема использования культурного наследия, формирование советской интеллигенции, развитие науки, литературы и искусства - постоянно находились в поле зрения В.И.Ленина. В его докладах, выступлениях, а также в составленных и подписанных им партийных и государственных документах содержатся основополагающие указания по вопросам социалистического культурного строительства, о творческой роли народных масс в развитии культуры. В трудах В.И.Ленина глубоко обоснована необходимость руководства со стороны Коммунистической партии осуществлением культурной революции.
Изучение ленинского идейного наследия вооружает исследователя пониманием закономерностей культурно-исторического процесса. Оно является важнейшей методологической основой для изучения истории культуры.
Ценные указания по вопросам развития социалистической
культуры в СССР содержатся в трудах, речах руководящих деятелей КПСС и Советского государства.
В исторической литературе значительное внимание уделяется освещению огромного ленинского наследия, дающего ключ к пониманию закономерностей становления и развития социалистической культуры, деятельности КПСС по развитию ленинской теории культурной революции, осуществлению на практике ленинских принципов культурного строительства*.
* Новиков Ю.Е. Ленинское теоретическое наследие по проблеме культурной революции в советской исторической и философской литературе. - Некоторые проблемы научного коммунизма: Ученые записки ЛГПИ им.А.И.Герцена, 1968, т.364; Карпов Г.Г. Ленин о культурной революции. - Л.: 1970; Горбунов В.В. Ленин и социалистическая культура. Ленинская концепция формирования социалистической культуры. - М,, 1972; Ленинская теория культурной революций и современность. - М., 1974; Ешич СЗ. Очерки марксистско-ленинской теории культуры. - Минск,1974; Основы марксистско-ленинской теории культуры. - М., 1976; Ленинские принципы культурного строительства я современность. М., 1978; Горбунов В.В, Развитие В.И.Лениным марксистской теории культуры. - Вопросы истории КПСС, 1983, № 12; его же. Ленинская концепция культурной революции (к вопросу о методе исследования). - В кн.: Советская культура. История и современность. - М., ГЭ83 и др.
Большое значение для понимания и осмысливания процесса развития социалистической культуры, в том числе и культурного строительства в деревне, имеют труды, посвященные проблемам ее периодизации. Обозначение основных этапов, их характеристика являлись предметом обсуждения на ряде Всесоюзных и регионаяьных научных конференций, а также на страницах коллективных изданий1.
* Коммунизмя культура. Закономерности формирования и развития новой культуры. - М., 1966; Строительство коммунизма и духовный мир человека. - М., 1966; Культурная революция в СССР I9I7-I965 гг. - М,, 1967; Культурная революция в СССР и духовное развитие советского общества. - Свердловск,.1974; Культура развитого социализма: Некоторые вопросы теории и истории. - М.: Наука, 1978; Советская культура. История и современность. М., Наука, 1983 и др.
Информация о работе Культурное строительство Чечено-Ингушетии