Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 05:09, диссертация
Вое это обусловливает возрастающее внимание советских ученых к истории и современным процессам культурного развития социалистического общества. Исследование проблем культурного строительства раскрывает важную сторону деятельности Коммунистической партии и Советского государства, местных партийных и советских органов, профсоюзных и общественных организаций, помогает научной разработке общих вопросов истории СССР. Опыт культурного строительства в нашей стране, в ее национальных регионах имеет и международное значение, так как в настоящее время все больше стран и народов, освободившихся из-под гнета империализма, порывают с капитализмом и становятся на путь
ВВЕДЕНИЕ 3-27
ГЛАВА I. УКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ
КУЛЬТУРЫ СЕЛА 28-67
ГЛАВА П. РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И
УЛУЧШЕНИЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ СЕЛЬСКОЙ
ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ 68-136
§ I. Осуществление всеобщего среднего
образования 68-83
§ 2. Повышение качества школьного образования. Укрепление связи шкоды с
жизнью 83-Ю7
§ 3. Подготовка кадров специалистов для седа. Рост трудовой и общественно-политической активности сельской
интеллигенции. ,107-136
ГЛАВА Ш. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ,ОРГАНОВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
ПО ПОДЪЕМУ КУЛЬТУРЫ СЕЛА 137-189
§ I. Совершенствование работы сельских
учреждений культуры 137-170
§ 2. Роль органов массовой информации в
подъеме культуры села 170-189
ЗАКЛЮЧЕНИ Е 190-195
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 196-222
Важным подспорьем в деле завершения всеобщего среднего образованяя были вечерние и заочные шкоды рабочей и сельской молодежи, число учащихся которых в сельской местности заметно возросло.
В рассматриваемый период вырос количественный состав учителей сельских школ республики, возрос их квалификационный уровень, увеличилась численность учителей с высшим образованием. В сельских школах не стало учителей, не имеющих общего среднего образования. Духовно-политический облик отряда сельских педагогов характеризовал рост в их составе числа коммунистов.
Огромное влияние на увеличение численности учительства оказывали педагогические учебные заведения Российской Федерации. Однако проблема полного обеспечения сельских школ республики квалифицированными педагогическими кадрами оставалась нерешенной и к концу исследуемого периода.
В годы восьмой и девятой пятилеток Чечено-Ингушский обком КПСС, местные партийные и хозяйственные органы приняла конкретные меры, способствовавшие коренному улучшению подготовки молодого поколения к труду, укреплению связи школы с жизнью, совершенствованию профессиональной подготовки сельских школьников. Осуществлялись специальные мероприятия по обучению учащихся сельских школ управлению сельскохозяйственной техникой: автомашин, тракторов, комбайнов и т.д. Улучшалось политехническое обучение, становились более эффективными и целенаправленными занятия, активизировалась работа на школьных учебно-опытных участках.
Большое внимание в исследуемый период в Чечено-Ингушской АССР уделялось вопросам подготовки кадров специалистов для села: учителей общеобразовательных школ, воспитателей детских дошкольных учреждений, работников культурно-просветительных учреждений, врачей и среднего медицинского персонала, руководящих кадров и специалистов сельскохозяйственного производства и других. Эта работа проводилась в вузах и средних специальных учебных заведениях как ЧИАССР, так и ряда краев и областей РСФСР,
в братских автономных республиках Северного Кавказа.
Увеличение численности и повышение профессионального уровня сельской интеллигенции, расширение партийной прослойки среди нее способствовали росту трудовой и общественно-политической активности последней.
На современном этапе развития советского общества резко возрастает роль культурно-просветительных учреждений и средств массовой информации. В рассматриваемый период в Чечено-Ингушской АССР расширилась сеть, укрепилась материальная база и улучшилась работа сельских клубов, домов и дворцов культуры, повысилась их роль как центров самодеятельного творчества трудящихся, идеологической работы, нравственного воспитания советских людей. Партийные, советские и хозяйственные органы уделяли большое внимание работе этих учреждений, строительству новых и своевременному ремонту существовавших зданий, подготовке к работе в зимних условиях, их планомерному размещению и архитектурному оформлению. Сельские очаги культуры несли жителям свет знаний, приобщали их к духовным богатствам, сокровищам литературы, искусства.
Важным
направлением роста культуры сельских
жителей ЧИАССР, обогащения их духовной
жизни в современную эпоху является народное
творчество во всем его многообразии.
В оелах и аулах получили дальнейшее развитие
народные песни, танцы, художественная
самодеятельность, которые становились
разнообразнее по форме, наполнялись новым
содержанием, способствовали совершенствованию
духовного облика и социалистического
образа жизни сельских тружеников. Лучшие
достижения трудящихся республики в этой
области явились достойным вкладом в сокровищницу
культуры всего советского народа.
гэз
В годы восьмой и девятой пятилеток положительно зарекомендовало себя испытанное средство повышения уровня культуры сельских жителей - шефство города над селом, укрепление сотрудничества мастеров искусства с сельчанами, улучшение театрально-концертного обслуживания последних.
Огромное влияние на развитие культуры села оказывали средства массовой информации: газеты, радио, телевидение. Из года в год возрастал тираж печатных изданий, объем радио- и телепередач, улучшалось их качество, разнообразнее становилась тематика материалов. "В жизни общества усиливается роль средств
т
массовой информации и пропаганды .
Дальнейший подъем культуры советского народа во все большей степени способствует успешному выполнению политических, экономических и социальных задач, повышению активности масс в коммунистическом сознании. Это привело к утверждению в духовной жизни народа Чечено-Ингушетии культуры, социалистической по содержанию, национальной по форме, интернациональной по своему существу, создала вое необходимые предпосылки для ее дальнейшего расцвета.
На примере
культурного развития чечено-ингушского
села на современном этапе аргументированно
доказано, что: "Партия рассматривает
социальную политику как мощное средство
ускорения развития страны, подъема трудовой
и общественно-политической активности
масс, формирования нового человека,
утверждения социалистического образа
жизни, как важный фактор политической
устойчивости общества. ...Неослабную заботу
о решении социальных вопросов труда,
быта, культуры и об удовлетворении интересов
я
1 Программа Коммунистической партии Советского Союза. Новая редакция. Принята ХХУП съездом КПСС, с.55.
нужд людей КПСС считает законом деятельности всех государственных и хозяйственных органов, общественных организаций"48.
На основе изучения вопросов, рассматриваемых в диссертации, автор пришел к следующим практическим рекомендациям, которые, на наш взгляд, будут способствовать дальнейшему подъему культуры села Чечено-Ингушской АССР:
-Продовольственная программа СССР, реализация в жизнь которой является всенародным делом, создала все предпосылки для поднятия уровня культуры села вообще и чечено-ингушского, в частности. Имеются все возможности для укрепления материальной базы сельских общеобразовательных школ и культурно-просветительных учреждений. Эти возможности необходимо использовать более полно;
-реформа общеобразовательной и профессиональной школы требует поднятия на качественно новый уровень организации работы сельских школ, выдвигает задачу расширения сети и улучшения деятельности межшкольных учебно-производственных комбинатов в крупных населенных пунктах республики;
-с целью более качественной и систематической переподготовки сельских учителей необходимо коренное улучшение материальной базы республиканского института усовершенствования учителей;
-в республике остро стоит вопрос насыщения сел кадрами высшей квалификации. Для его быстрого решения целесообразно создать факультет культпросветработы при Чечено-Ингушском государственном университете им.Л.Н.Толстого, факультеты: дошкольного воспитания, музыкально-педагогический и художественно-графический при Чечено-Ингушском государственном педагогическом институте;
-в условиях развитого социализма, когда значительно возрос культурный уровень жителей села, более шире и разностороннее стали их духовные запросы, становится необходимым создание и равномерное размещение в крупных населенных пунктах республики культурных комплексов;
-с целью дальнейшего совершенствования культурно-шефской работы города над селом имеет смысл создание общественного органа - Совета по координации культурно-шефских связей между городом и селом при Чечено-Ингушском совете профессиональных союзов, с участием представителей соответствующих министерств и ведомств, общественных организаций республики;
-для более полного охвата сельских жителей Чечено-Ингушской АССР, в особенности ее отдаленных горных районов, телевидением, ускорить строительство и ввод в действие ряда новых ретрансляционных станций.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
И ИСТОЧНИКОВ
I. Произведения классиков марксизма-ленинизма
Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. - Соч. 2-е изд., т.З, с.7-544.
республике. Речь на 1У Московской общегородской беспартийной конференции работниц 23 сентября 1919 г. - Полн.собр. соч., т.39, с.202.
17 октября 1921 г. - Поли.собр.соч., т.44, с.155-175,
1.25. Ленин В.И. о радио. - М.: Искусство, 1973. - 160 с.
2. Документы и материалы КПСС и Советского государства Документы и материалы КПСС
2.Х. Сентябрьский Пленум Центрального Комитета КПСС (1967 г.).-КПСС в резолюциях... Т.9. 1966-1969. - изд-е 8, доп. я испр. - М.: Политиздат, 1972, - с.381-382.
Информация о работе Культурное строительство Чечено-Ингушетии