Культурное строительство Чечено-Ингушетии

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 05:09, диссертация

Краткое описание

Вое это обусловливает возрастающее внимание советских ученых к истории и современным процессам культурного развития социалистического общества. Исследование проблем культурного строительства раскрывает важную сторону деятельности Коммунистической партии и Советского государства, местных партийных и советских органов, профсоюзных и общественных организаций, помогает научной разработке общих вопросов истории СССР. Опыт культурного строительства в нашей стране, в ее национальных регионах имеет и международное значение, так как в настоящее время все больше стран и народов, освободившихся из-под гнета империализма, порывают с капитализмом и становятся на путь

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3-27
ГЛАВА I. УКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ
КУЛЬТУРЫ СЕЛА 28-67
ГЛАВА П. РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И
УЛУЧШЕНИЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ СЕЛЬСКОЙ
ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ 68-136
§ I. Осуществление всеобщего среднего
образования 68-83
§ 2. Повышение качества школьного образования. Укрепление связи шкоды с
жизнью 83-Ю7
§ 3. Подготовка кадров специалистов для седа. Рост трудовой и общественно-политической активности сельской
интеллигенции. ,107-136
ГЛАВА Ш. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ,ОРГАНОВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
ПО ПОДЪЕМУ КУЛЬТУРЫ СЕЛА 137-189
§ I. Совершенствование работы сельских
учреждений культуры 137-170
§ 2. Роль органов массовой информации в
подъеме культуры села 170-189
ЗАКЛЮЧЕНИ Е 190-195
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 196-222

Файлы: 1 файл

ДАГЕСТАНСКИЙ ФИЛИАЛ АН СССР.doc

— 903.00 Кб (Скачать)

    Важным подспорьем в деле завершения всеобщего среднего образованяя были вечерние и заочные шкоды рабочей и сельской молодежи, число учащихся которых в сельской местности заметно возросло.

    В рассматриваемый период вырос количественный состав учителей сельских школ республики, возрос их квалификационный уровень, увеличилась численность учителей с высшим образованием. В сельских школах не стало учителей, не имеющих общего среднего образования. Духовно-политический облик отряда сельских педагогов характеризовал рост в их составе числа коммунистов.

     Огромное влияние на увеличение численности учительства оказывали педагогические учебные заведения Российской Федерации. Однако проблема полного обеспечения сельских школ республики квалифицированными педагогическими кадрами оставалась нерешенной и к концу исследуемого периода.

     В годы восьмой и девятой пятилеток Чечено-Ингушский обком КПСС, местные партийные и хозяйственные органы приняла конкретные меры, способствовавшие коренному улучшению подготовки молодого поколения к труду, укреплению связи школы с жизнью, совершенствованию профессиональной подготовки сельских школьников. Осуществлялись специальные мероприятия по обучению учащихся сельских школ управлению сельскохозяйственной техникой: автомашин, тракторов, комбайнов и т.д. Улучшалось политехническое обучение, становились более эффективными и целенаправленными занятия, активизировалась работа на школьных учебно-опытных участках.

    Большое внимание в исследуемый период в Чечено-Ингушской АССР уделялось  вопросам подготовки кадров специалистов для села: учителей общеобразовательных школ, воспитателей детских дошкольных учреждений, работников культурно-просветительных учреждений, врачей и среднего медицинского персонала, руководящих кадров и специалистов сельскохозяйственного производства и других. Эта работа проводилась в вузах и средних специальных учебных заведениях как ЧИАССР, так и ряда краев и областей РСФСР,

в братских автономных республиках Северного Кавказа.

    Увеличение численности и повышение профессионального уровня сельской интеллигенции, расширение партийной прослойки среди нее способствовали росту трудовой и общественно-политической активности последней.

    На современном этапе развития советского общества резко возрастает роль культурно-просветительных учреждений и средств массовой информации. В рассматриваемый период в Чечено-Ингушской АССР расширилась сеть, укрепилась материальная база и улучшилась работа сельских клубов, домов и дворцов культуры, повысилась их роль как центров самодеятельного творчества трудящихся, идеологической работы, нравственного  воспитания советских людей. Партийные, советские и хозяйственные органы уделяли большое внимание работе этих учреждений, строительству новых и своевременному ремонту существовавших зданий, подготовке к работе в зимних условиях, их планомерному размещению и архитектурному оформлению. Сельские очаги культуры несли жителям свет знаний, приобщали их к духовным богатствам, сокровищам литературы, искусства.

    Важным направлением роста культуры сельских жителей ЧИАССР, обогащения их духовной жизни в современную эпоху является народное творчество во всем его многообразии. В оелах и аулах получили дальнейшее развитие народные песни, танцы, художественная самодеятельность, которые становились разнообразнее по форме, наполнялись новым содержанием, способствовали совершенствованию духовного облика и социалистического образа жизни сельских тружеников. Лучшие достижения трудящихся республики в этой области явились достойным вкладом в сокровищницу культуры всего советского народа. 

            гэз

    В годы восьмой и девятой пятилеток положительно зарекомендовало себя испытанное средство повышения уровня культуры сельских жителей - шефство города над селом, укрепление сотрудничества мастеров искусства с сельчанами, улучшение театрально-концертного обслуживания последних.

     Огромное влияние на развитие культуры села оказывали средства массовой информации: газеты, радио, телевидение. Из года в год возрастал тираж печатных изданий, объем радио- и телепередач, улучшалось их качество, разнообразнее становилась тематика материалов. "В жизни общества усиливается роль средств

                т

массовой информации и пропаганды  .

    Дальнейший подъем культуры советского народа  во все большей степени способствует успешному выполнению политических, экономических и социальных задач, повышению активности масс в коммунистическом сознании.  Это  привело к утверждению в духовной жизни народа Чечено-Ингушетии культуры, социалистической по содержанию, национальной по форме, интернациональной по своему существу, создала вое необходимые предпосылки для ее дальнейшего расцвета.

    На примере культурного развития чечено-ингушского села на современном этапе аргументированно доказано, что: "Партия рассматривает социальную политику как мощное средство ускорения развития страны, подъема трудовой и общественно-политической активности масс,   формирования нового человека, утверждения социалистического образа жизни, как важный фактор политической устойчивости общества. ...Неослабную заботу о решении социальных вопросов труда, быта, культуры и об удовлетворении интересов я 

1 Программа Коммунистической партии Советского Союза. Новая редакция. Принята ХХУП съездом КПСС, с.55.

нужд людей КПСС считает законом деятельности всех государственных и хозяйственных органов, общественных организаций"48.

    На основе изучения вопросов, рассматриваемых в диссертации, автор пришел к следующим практическим рекомендациям, которые, на наш взгляд, будут способствовать дальнейшему подъему культуры села Чечено-Ингушской АССР:

     -Продовольственная программа СССР, реализация в жизнь которой является всенародным делом, создала все предпосылки для поднятия уровня культуры села вообще и чечено-ингушского, в частности. Имеются все возможности для укрепления материальной базы сельских общеобразовательных школ и культурно-просветительных учреждений. Эти возможности необходимо использовать более полно;

     -реформа  общеобразовательной и профессиональной школы требует поднятия на качественно новый уровень организации работы сельских школ, выдвигает задачу расширения сети и улучшения деятельности межшкольных учебно-производственных комбинатов в крупных населенных пунктах республики;

     -с целью более качественной и систематической переподготовки сельских учителей необходимо коренное улучшение материальной базы республиканского института усовершенствования учителей;

     -в республике остро стоит вопрос насыщения сел кадрами высшей квалификации. Для его быстрого решения целесообразно создать факультет культпросветработы при Чечено-Ингушском государственном университете им.Л.Н.Толстого, факультеты: дошкольного воспитания, музыкально-педагогический и художественно-графический при Чечено-Ингушском государственном педагогическом институте;

   -в условиях развитого социализма, когда значительно возрос культурный уровень жителей села, более шире и разностороннее стали их духовные запросы, становится необходимым создание и равномерное размещение в крупных населенных пунктах республики культурных комплексов;

     -с целью дальнейшего совершенствования культурно-шефской работы города над селом имеет смысл создание общественного органа - Совета по координации культурно-шефских связей между городом и селом при Чечено-Ингушском совете профессиональных союзов, с участием представителей соответствующих министерств и ведомств, общественных организаций республики;

     -для более полного охвата сельских жителей Чечено-Ингушской АССР, в особенности ее отдаленных горных районов, телевидением, ускорить строительство и ввод в действие ряда новых ретрансляционных станций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 

        I. Произведения классиков марксизма-ленинизма

    Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. - Соч. 2-е изд., т.З, с.7-544.

  1. Маркс К., Энгельс Ф. Принципы коммунизма. - Соч. 2-е изд., т.4, с.322-339.
  2. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. -Соч. 2-е изд., т.4, с.419-459.
  3. Маркс К., Энгельс Ф. К критике политической экономии. -Соч., 2-е изд., т.13, с.1-167.
  4. Ленин В.И. Аграрный вопрос и "критики Маркса". - Поли, собр.соч., т.5, с.95-268.
  5. Ленин В.И. Письмо к товарищам. К выходу органа партийного большинства. - Поли.собр.соч., т.9, с.106.
  6. Ленин В.И. Что можно сделать для народного образования. -Поли.собр.соч., т.23, с.348-350.
  7. Ленин В.И. Материалы по пересмотру партийной программы. К проекту переработки программы. - Полн.собр.соч., т.32, с.155.
  8. Ленин В.И, Третий Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Ю-18 (23-31) января 1918 г. Заключительное слово перед закрытием съезда. 18 (31) января. - Полн.собр.соч., т.35, с.289.
 
  1. Ленин В.И. Первоначальный вариант статьи "Очередные задачи Советской власти". - Полн.собр.соч., т.36, с.127-164.
  2. Ленин В.И. О характере наших газет. - Полн.собр.соч.,т.37, с.91.
  3. Ленин В.И. О задачах женского рабочего движения в Советской

    республике. Речь на 1У Московской общегородской беспартийной конференции работниц 23 сентября 1919 г. - Полн.собр. соч., т.39, с.202.

  1. Ленин В.И. Речь на Всероссийском совещании политлросве-тов губернских и уездных отделов народного образования 3 ноября 1920 г. - Поли.собр.соч., т.41, с.398-408.
  2. Ленин В.И. О работе Наркомлроса. - Поли.собр.соч., т.42, с.328-330.
  3. Ленин В.И. Новая экономическая политика и задачи политпрос-ветов. Доклад на II Всероссийском съезде политпросветов

    17 октября 1921 г. - Поли.собр.соч., т.44, с.155-175,

  1. Ленин В.И. Директивы по киноделу. - Полн.собр.соч., т.44, с.360-361.
  2. Ленин В.И. Письма И.В.Сталину для членов Политбюро ЦК РКП(б) о развитии радиотехники 19 мая 1922 г. - Полн.собр. соч., т.45, с.194-196.
  3. Ленин В.И. Рабочим и служащим государственной электрической станции "Электропередача" 7 ноября 1922 г. - Полн.собр. соч., т.45,с.271.
  4. Ленин В.И, 0 кооперации. - Поли.собр.соч., т.45, с.369-377.
  5. Ленин В.И. М.А.Бонч-Бруевичуб февраля 1920 г. - Полн.собр. соч., т.51, с.130.
  6. Ленин В.И. Н.П.Горбунову 26 января 1921 г. - Полн.собр. соч., т.52, с.54,
  7. Ленин В.И. и библиотечное дело. - Сб.док-ов. И.: Книга, 1969. - 407 с.
  8. Ленин В.И. О литературе и искусстве. - Сб.док-ов, М.: Художественная литература.   4-е изд., доп. - 1969. - 822 с
  9. Ленин В.И. о воспитании и образовании. - Изд.З-е, М.: Просвещение, 1973. - 144 с.

1.25. Ленин В.И. о радио. - М.: Искусство, 1973. - 160 с.

2. Документы и материалы КПСС и Советского государства Документы и материалы КПСС

  1. Программа Коммунистической партии Советского Союза. Новая редакция. Принята ХХУП съездом КПСС. - М.: Политиздат, 1986. - 80 с.
  2. Устав Коммунистической партии Советского Союза. Утвержден ХХУП съездом КПСС, - М.: Политиздат, 1986. - 31 с.
  3. Восьмой съезд РКП(б). - Коммунистическая партия Советско го Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1981). Т.2. 1917-1922. Изд-е 8-е, доп. и испр. -М.: Политиздат, 1970, с.35-87,
  4. Материалы ХХП съезда КПСС. - М,: Политиздат, 1962, - 464
  5. ХХШ съезд Коммунистической партии Советского Союза. 29 марта - 8 апр.1966 г. Стенографический отчет. T.I. - М.: Политиздат, 1966. - 640 с; т.2. - М.: Политиздат, 1966. 672 с.
  6. Материалы ХОТ съезда КПСС. - М.: Политиздат, 1971. - 320
  7. ХХУ съезд Коммунистической партии Советского Союза. 24 февр. - 5 марта 1976 г. Стенографический отчет. - T.I. -М.: Политиздат, 1976. - 472 с; т,2. - М.: Политиздат, 1976. - 599 с.
  8. Материалы ХХУ съезда КПСС. - М.: Политиздат, 1976,- 256 с
  9. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. - М.: Политиздат, 1981, -223 с
  10. Материалы ХХУП съезда КПСС. - М.: Политиздат, 1986. -352 с.

    2.Х. Сентябрьский Пленум Центрального Комитета КПСС (1967 г.).-КПСС в резолюциях... Т.9. 1966-1969. - изд-е 8, доп. я испр. - М.: Политиздат, 1972, - с.381-382.

  1. Октябрьский Пленум Центрального Комитета КПСС (1968 г.). -КПСС в резолюциях... Т.9. 1966-1968. Йзд-е 8-е. доп. я испр. - М.: Полятиздат, 1972,-с.501-5Ю.
  2. Июльский Пленум Центрального Комитета КПСС (1970 г.). -КПСС в резолюциях... Т.Ю. I969-I97I. Изд-е 8-е, доп. я испр. - М.: Полятяздат, 1972, - с.279-288.
  3. Продовольственная программа СССР на перяод до 1990 года я меры по ее реализации. Материалы майского Пленума ЦК КПСС (1982 г.). - М.: Политиздат, 1984. - 112 с
  4. Пленум Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г.: Стеногр.отчет. - М,: Политиздат, 1983. - 222 с.
  5. Материалы Пленума ЦК КПСС, Ю апреля 1984 г. - М.: Полятиздат, 1984. - 31 с
  6. Материалы Внеочередного Пленума Центрального Комитета КПСС, II марта 1985 г. - М.: Политиздат, 1985. - 16 с
  7. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 23 апреля 1985 г. - М.: Политиздат, 1985. - 31 с.
  8. О повышении роли музеев в коммунистическом воспитании трудящихся. Постановление Центрального Комитета КПСС 12 мая 1964 г. - Справочник партийного работника. - М.: Политиздат, 1966, вып.б-й, - с.354-356,
  9. Об улучшения янформации по радио. Постановление Центрального Комитета КПСС 24 июня 1964 г. Справочник партийного работника. - М.: Политиздат, 1966, вып.б-й, - с.356-357.
  10. Об язмененяя срока обученяя в среднях общеобразовательных трудовых полятехняческях школах с производственным обучением. Постановление Центрального Комитета КПСС и Совета Минястров СССР Ю августа 1964 г. - Справочник партийного работника. -М,: Политиздат, 1966, вып.6-й, - с.357-358.

Информация о работе Культурное строительство Чечено-Ингушетии