Контрольная работа по "История"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 23:21, контрольная работа

Краткое описание

«Просвещенный абсолютизм» — политика, порожденная временем разложения феодальной системы и вызреванием в ее недрах капиталистических отношений, нацеленная на устранение мирными средствами устаревших феодальных порядков. Просвещенный абсолютизм отличался от обычного деспотизма декларированием соблюдения законов, одинаковых для всех подданных. Просвещенный абсолютизм складывался под влиянием идей Просвещения, осуждавших сословное неравенство, произвол власти, засилье церкви в идейной сфере и обосновывающих естественные права человека - свободу, равенство, право на частную собственность, а также принцип разделения властей, верховенство закона и другие. Философы-просветители не были революционерами, они полагали, что просвещенные монархи, проводя реформы, утверждая разумные законы и способствуя распространению знаний, смогут осуществить идеал общего блага, то есть добиться экономического процветания, социальной гармонии и безопасности для своих народов.

Оглавление

Содержание
Введение 3
Основная часть 4
Характер и сущность политики «просвещенного абсолютизма 4
Внутренняя политика Екатерининского правительства 10
после крестьянской войны
Внешняя политика Екатерининского правительства 12
после крестьянской войны
Заключение 17
Библиографический список 18

Файлы: 1 файл

Политика просвещенного абсолютизма.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

     В течение 1762—1764 гг. были отменены монополии на торговлю смолой, а также на производство обоев, сусального золота и серебра кроме того, объявлена свобода рыбных, тюленьих и табачных промыслов и свобода открывать сахарные заводы.

     В 1764 г. состоялось открытие Смольного  института благородных девиц. Это был новый тип учебных заведений.

     К этим же годам относятся две акции  Екатерины, внесшие существенные изменения  в структуру административных органов. Одна из них связана с проектом Н. И. Панина об учреждении Императорского совета и реформой Сената. Реформа Сената прошла безболезненно. Рациональное зерно разделения Сената на шесть департаментов с пятью сенаторами в каждом состояло в том, что его громоздкий состав позволял многим сенаторам бездельничать, считать своей главной обязанностью не работу, а присутствие в учреждении. В департаментах сокращалась возможность прятаться за спины других, повышалась в 6 раз эффективность работы Сената. Столь же безболезненно произошла и ликвидация гетманства на Украине. Восстановление гетманского правления, упраздненного еще при Петре Великом, являлось плодом фаворитизма, когда Елизавета Петровна в 1750 г. Назначила гетманом 22-летнего брата фаворита К. Г. Разумовского.

     В 1765 г. были введены еще два крупных  новшества. Первое из них — открытие Вольного экономического общества. Оно должно было помочь помещикам рационально организовать хозяйство, приспособить его к рыночным отношениям.

     В конце 1766 г. Екатерина приступила к осуществлению важнейшей акции своего царствования—созыву комиссии для составления нового Уложения. Уложенная комиссия, созванная Екатериной, отличалась от предшествующих по крайней мере тремя особенностями: более широким представительством — право избирать депутатов было предоставлено дворянам (по одному депутату от уезда), горожанам (по одному депутату от города), государственным и экономическим крестьянам (по одному депутату от провинции при трехступенчатых выборах: погост — уезд — провинция), оседлым «инородцам» (тоже по одному депутату). Кроме того, каждое центральное учреждение посылало в Комиссию по одному своему представителю. Таким образом, права избирать депутатов были лишены крепостные крестьяне, составлявшие большинство населения страны, а также духовенство. По словам С.Ф. Платонова: «При Екатерине дворянство становиться не только привилегированным классом, имеющим правильную внутреннюю организацию, но и классом, господствующим в уезде (в качестве землевладетельного класса) и в общем управлении (как бюрократия) /5.с 720/.

     В итоге в Уложенную комиссию было избрано около 450 депутатов, из коих 33% составляли выборные от дворянства, 36% — выборные от горожан, около 20% — выборные от сельского населения, 5%—правительственные чиновники. Если учесть, что чиновники являлись дворянами, а некоторые города и государственные крестьяне избирали депутатами дворян, то удельный вес дворянства в Уложенной комиссии, составлявшего 0,6% населения страны, значительно повысится.

     Депутатам предоставлялись существенные льготы и привилегии: помимо жалованья, выдававшегося  сверх получаемого на службе, депутаты до конца дней своих освобождались от смертной казни, пыток и телесных наказаний; имения депутатов не подлежали конфискации за исключением случаев, когда надлежало расплатиться за долги; решение суда относительно депутатов не приводилось в исполнение без благословения императрицы; за оскорбление депутата взыскивался двойной штраф; депутатам вы давался особый знак с девизом: «Блаженство каждого и всех».

     Вторая  особенность екатерининской комиссии состояла в новшестве, неведомом  предшествовавшим комиссиям: императрица составила «Наказ» с изложением своих взглядов на задачи Уложенной комиссии, которыми должны руководствоваться депутаты. Давая оценку «Наказу» Екатерины II, В.О. Ключевский писал: «Свободная от политических убеждений, она заменяла их тактическими приёмами политики. Не выпуская из рук ни одной нити самодержавия, она допускала косвенное и даже прямое участие общества в управлении… Самодержавная власть, по её мысли, получила новый облик, становилась чем-то вроде лично-конституционного абсолютизма. В обществе, утратившем чувство права, и такая случайность, как удачная личность монарха, могла войти за правовую гарантию». /3с. 212/.

     Основной  текст «Наказа» включал 20 глав, поделенных на 520 статей, из которых 245 восходят к  «Духу законов» Монтескье, 106— к  книге итальянского ученого-юриста Ч. Беккариа «О преступлениях и наказаниях».

     Императрица была глубоко убеждена, что размеры  территории России обусловили для нее  единственно приемлемую форму правления  в виде абсолютной монархии.

     Заслуживают положительной оценки статьи, предохранявшие общество от деспотизма, произвола монарха. Прогрессивное значение имели статьи, определившие экономическую политику правительства, включавшую заботу о строительстве новых городов, развитии торговли и промышленности и особенно земледелия как важнейшей отрасли хозяйства.

     «Наказ» предусматривал реформу судоустройства и судопроизводства. Автор руководствовался принципом: «Гораздо лучше предупреждать  преступления, нежели наказывать». «Наказ» протестовал против норм Уложения 1649 г., предусматривавшего одинаковое наказание за умысел и действие. Запрещались пытки в качестве способа судебного доказательства, содержание под стражей подозреваемого, вина которого не доказана. «Наказ» провозглашал также.

       Самым уязвимым местом «Наказа» считается решение им крестьянского вопроса. В первоначальном варианте «Наказа» , который императрица давала читать вельможам для критики, крестьянскому вопросу было уделено больше внимания и решался он более радикально, чем в опубликованном тексте. В опубликованном «Наказе» императрица излагала свое отношение к крестьянскому вопросу в духе секретного письма А. А. Вяземскому: «Надо относиться к крестьянам так, чтобы человеколюбивыми поступками предупредить грядущую беду» — выступления доведенных до отчаяния крепостных. Екатерина не предлагала регламентировать повинности крестьян в пользу помещика, а всего лишь рекомендовала помещикам, чтобы те рассчитывали сумму поборов.

     Третья  особенность Уложенной комиссии 1767—1769 гг. состояла в наличии наказов  депутатам, составленных участниками их выборов, — в наказах отражены сословные требования избирателей. Дворянские наказы требовали принятия строгих мер против побегов крестьян, в них были жалобы на обременительность рекрутской и постойной повинностей, разорявших крестьян и тем самым наносивших ущерб благополучию помещиков.

     Многие  наказы содержали жалобы на мздоимство канцелярских служителей, волокиту в  правительственных учреждениях, предлагали вместо назначаемых правительством чиновников заполнять административные должности дворянами, избранными на уездных и провинциальных собраниях.

     Важнейшая особенность городских наказов  состояла в отсутствии требований отменить крепостнический режим или заменить самодержавный строй более демократическим: напротив, горожане претендовали на дворянские привилегии — освобождение от телесных наказаний, предоставление права владеть крепостными, восстановление указа, разрешавшего промышленникам покупать крестьян к мануфактурам. Городские наказы требовали монополии горожан на занятия торговлей и лишения или ограничения этих прав для дворян и крестьян. Наказы горожан, как видим, не выходили за рамки существовавших социальных и политических порядков.

     Манифест  о созыве Уложенной комиссии был  обнародован 16 декабря 1766 г., а торжественное  открытие ее состоялось через полгода, 30 июля 1767 г. Оно сопровождалось молебном в Успенском соборе в присутствии императрицы, после чего депутаты дали присягу «проявить чистосердечное старание в столь великом деле».

     В октябре 1768 г. Османская империя  начала войну с Россией, 18 декабря маршал Уложенной комиссии А. И. Бибиков объявил о прекращении работы Большого собрания комиссии на том основании, что начавшаяся война требовала присутствия депутатов либо на театре военных действий, либо в учреждениях, обслуживавших военные нужды. Депутаты Большой комиссии распускались, «до коле от нас паки созваны будут», но, закончив войну победным миром и подавив движение под предводительством Е. И. Пугачева, Екатерина так и не возобновила работу Уложенной комиссии. Историки и поныне не могут ответить, почему императрица доверила составление Уложения выборным депутатам, а не компетентным чиновникам, как это сделал Николай 1. Такое решение Екатерины представляется тем более странным, что она многократно подчеркивала огромную роль законотворчества и законодательства как в личной жизни, так и в жизни страны.

     Надо  отметить три позитивных результата деятельности Уложенной комиссии. Одна из задач Уложенной комиссии, обозначенная в Манифесте 16 декабря, состояла в  том, чтобы узнать нужды и потребности народа. Наказы депутатам, а также прения в Уложенной комиссии дали на этот счет достаточный материал — они выполнили такую же роль во внутренней политике Екатерины II, какая выпала на долю шляхетских проектов в 1730 г., ставших программой действий правительства Анны Иоанновны.

     Деятельность  Уложенной комиссии способствовала распространению в России идей французского Просвещения. Роль распространителя этих идей, хотела того императрица или  нет, выпала на долю ее «Наказа»: с 1767 по 1796 г. он издавался не менее семи раз общим тиражом до пяти тысяч экземпляров. Указ требовал, чтобы «Наказ» читали в правительственных учреждениях наравне с «Зерцалом правосудия» петровского времени.

     Третий  итог деятельности Уложенной комиссии состоял в укреплении положения Екатерины на троне — она остро нуждалась в опровержении репутации узурпатора престола.

     Не  прошло и трех месяцев после ее вступления на престол, как возвращенный из ссылки А. П. Бестужев-Рюмин услужливо  выступил с инициативой поднесения ей титула «Матери Отечества». Постановление о поднесении императрице титула Матери Отечества, подписанное всеми депутатами Уложенной комиссии, имело огромное политическое значение. Это был своего рода акт коронации императрицы, совершенный не кучкой заговорщиков, возведших ее на трон, а представителями всех сословий страны. Эта акция подняла престиж императрицы как внутри страны, так и за ее пределами.

     Идея  французских просветителей разделяла  не только императрица, но и некоторые  русские вельможи. Граф Андрей Шувалов  был известен дружескими связями с Вольтером и считался среди просветителей «северным меценатом». На средства князя Д.А. Голицына (1734 –1803)  в Гааге печаталось запрещённое во Франции сочинение Гельвеция (1715 – 1771) «О человеке». Фаворит Екатерины граф Григорий Орлов (1734 – 1783) и граф Кирилл Разумовский (1728 – 1803) соревновались друг с другом в предоставлении благоприятных условий для творчества подвергшихся гонениям на родине, во Франции, Ж.Ж. Руссо. При дворе Екатерины обсуждали произведения известных французских просветителей, переводили их на русский язык.

     Крестьянская  война 1773 – 1775 гг. Емельяна Пугачёва (1740 – или 1742 – 1775) и Великая французская  буржуазная революция 1789 г. положили конец  заигрываниям Екатерины II и её окружения с идеалами Просвещения. Штурм Бастилии, тревожный сведения о сожжении дворянских замков напоминали русским феодалам о крестьянской войне в России.

     Получив известие о казни Людовика XVI, двор объявил шестидневный траур в Петербурге. Россия стала пристанищем для французских изгнанников. Любая информация о событиях во Франции подвергалась строжайшей цензуре, были разорваны дипломатические связи с Францией.

     Одновременно  усилилась и внутренняя реакция. Первой жертвой стал писатель, мыслитель  А.Н. Радищев (1749 – 1780) – автор «Путешествия из Петербурга в Москву». В 1749 г. А.Н. Радищеву был вынесен смертельный приговор, заменённый в 1792 г. ссылкой в Тобольск сроком на 10 лет. Вслед за Радищевым репрессиям был подвергнут издатель Н.И. Новиков (1744 – 1818), который в 1792 г. был арестован и заточён на 15 лет в Шлиссельбургскую крепость. Судьбу Радищева и Новикова разделили и некоторые другие активные представители Просвещения.

        Эти факты знаменовали открытый  конец политике просвещенного  абсолютизма в России.

 

     Внутренняя  политика Екатерининского правительства после крестьянской войны. 

     Крестьянская  война провела четкую разграничительную  линию в расстановке социальных сил: в борьбе с мятежным крестьянством  главную опору самодержавию составило  дворянство. Но во враждебном крестьянству лагере оказались также купцы и промышленники. Этот факт едва ли не убедительнее всего характеризует низкий уровень развития капиталистических отношений и такой же низкий уровень классового сознания формировавшейся буржуазии. Получая привилегии от феодального государства, используя ресурсы крепостнической системы, купцы и промышленники не выступали ни против самодержавия, ни против крепостничества. Более того, купцы и промышленники в Уложенной комиссия, как отмечалось выше, требовали не ликвидации дворянских привилегий и буржуазного равенства, а предоставления их им самим.

Информация о работе Контрольная работа по "История"