Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:45, контрольная работа
Русское средневековое зодчество - одна из наиболее ярких страниц в истории культуры Руси.
1. Зодчество Х- ХI вв.
2. Культура народов Азии.
ВАРИАНТ-3
1. Зодчество Х- ХI вв.
2. Культура народов Азии.
1.Зодчество Х-ХI в.в.
Русское средневековое зодчество - одна из наиболее ярких страниц в истории культуры Руси. Памятники архитектуры наполняют живым, образным содержанием наши представления о развитии культуры, помогают понять многие стороны истории, не нашедшие отражения в письменных источниках. В полной мере это относится и к монументальному зодчеству древнейшего, домонгольского периода. Как и в западно-европейском средневековье, русская архитектура X-XIII вв. была главным видом искусства, подчинявшим и включавшим в себя многие другие его виды, в первую очередь живопись и скульптуру. От этой поры до наших дней сохранились блестящие памятники, зачастую не уступающие по своему художественному совершенству лучшим шедеврам мировой архитектуры.
Грозы, пронесшиеся над Русью, к
сожалению, стерли с лица земли многие
памятники зодчества. Более трех
четвертей древнерусских
Десятый век - век становления Русского
государства, век объединения
Десятый век - век единства, поэтому региональные различия, причем весьма несущественные, проявляются пока лишь в технике кладки.
Следующий век, век XI, был богат на события. Строительство обеих Софий - киевской и новгородской, отказ в 1014 году новгородского князя платить Киеву дань, выделение Новгорода в "государство в государстве", упадок Киева, Любечский съезд князей в 1097 году, результатом которого стало знаменитое " Кождо да держит отчину свою!", т.е. фактическое начало феодальной раздробленности. Следствием стал серьезный кризис, как во внутренней, так и во внешней торговле, и, соответственно, в сфере духовной, поскольку все прежние связи были разрушены. Как всегда, политический кризис повлек за собой изменения не в лучшую сторону и в области культуры. Наблюдается некоторый упадок княжеского строительства. И храмовая архитектура в этот период занимает главенствующие позиции.
Деревянное зодчество
Трудная, но завидная доля выпала памятникам
русской народной деревянной архитектуры.
Разрушающий бег времени, огни пожарищ
и вражеские нашествия
И все же народное зодчество выдержало все, выстояло, сбереглось, ибо нельзя уничтожить душу народа, его песни и историю. В старину русский человек не представлял себе Родины без золотистой рубленой избы, сторожевой башни под шатром, «чудного и дивного» храма. Радость и счастье в доме он связывал со светлым и красивым жилищем, безопасность и воинскую доблесть – с несокрушимыми башнями крепостных стен, идеал красоты и величия духа – с глубокой человечностью и монументальностью архитектурных памятников. Душа народа – в этих строениях, созданных простыми русскими крестьянами. Это все звенья одной цепи, и ни одно из них не может быть изъято или навсегда потеряно.
Важным показателем уровня культуры является архитектура. Большинство жилых построек в городах, укреплений, дворцов и даже церквей строилось из дерева. Археологические раскопки показали многообразие деревянного строительства и существование в 11-13 веках трех- и четырехэтажных зданий («вежи»- донжоны, терема). Многие деревянные формы - башни, двускатное покрытие - повлияли впоследствии на каменное зодчество. Долгое время считалось, что древние зодчие строили все на глазок, без особых расчетов. Новейшие исследования показали, что архитекторы древней Руси хорошо знали пропорции («золотое сечение» и др.)
Что же такое деревянное зодчество как явление историческое и социальное, как особая часть и определенный этап развития всей русской национальной архитектуры, художественной и материальной культуры нашего народа?
Прежде всего, русское деревянное
зодчество - народное зодчество, созданное
трудом и гением крестьян и посадского
люда; живое, многогранное и талантливое
воплощение в формах архитектуры
эстетических идеалов народных масс,
духовных и материальных потребностей
самых широких слоев
От Белого до Черного моря, от Карпат до Урала воздвигались деревянные соборы и дворцы, хоромы, монастыри, крепости, избы и амбары, мельницы и мосты. Многие из них, по свидетельствам древних летописцев т путешественников, отличались необычайной красотой и высоким художественным совершенством. От одной деревни к другой, от города к городу шли артели русских плотников с топорами за поясом. Они создавали чудесные и удивительные памятники архитектурного строительного искусства.
Имена их неизвестны. Ведь все это
строили не бояре и воеводы, не
заезжие прославленные
Как и древнерусская литература,
русская архитектура и
Имевшее глубокие исторические традиции древнее русское деревянное зодчество отразило эстетические представления русского народа. Накануне превращения христианство в государственную религию русский народ обладал развитым и своеобразным архитектурным искусством. Это было причиной быстрого освоения техники каменного зодчества и его выдающихся художественных и конструктивных особенностей.
Каменное зодчество
Древнейшим каменным храмом на Руси
является Десятинная церковь в Киеве
(989-996) о которой мы судим лишь
по ее открытым раскопками фундаментам.
Первоначально это был
Киевский Софийский собор –
прекраснейшее и наиболее величественное
создание зодчих 11 века. Внутреннее пространство
собора было сложным и живописным.
Могучие лестничные башни с шатровыми
верхами, расположенные в живописной
асимметрии у западных углов собора,
усиливали величавую
Древнейшие памятники
Высокое художественное совершенство и своеобразие памятников древнего русского зодчества10-11 веков ставят их в первом ряду шедевров мировой архитектуры.
Ни в Византии, ни на Западе нельзя было встретить храмов с большим количеством куполов. Это - чисто русское явление, наследие деревянного зодчества, перенесенное затем на каменную постройку. Первая София - в Новгороде была дубовая, тринадцатикупольная. Эта старая традиция жила в деревянном зодчестве очень долго и, между прочим, дошла до нас в деревянной 23-главой церкви Кижского погоста.
В ознаменовании побед поэты и летописцы слагали песни и исторические хроники, талантливые зодчие возводили величественные храмы, художники украшали их замечательными фресками и иконами.
Лучшие русские художники и
зодчие сумели выразить в своем творчестве
мысли, чувства и надежды полного
сил и дерзания народа, его горделивое
самоутверждение как
«Подводя итоги всему, что сделано Россией в области искусства,- писал И.Э. Грабарь,- приходишь к выводу, что это по преимуществу страна зодчих. Чутье пропорций, понимание силуэта, декоративный инстинкт, изобретательность форм,- словом, все архитектурные добродетели встречаются на протяжении русской истории так постоянно и повсеместно, что наводят на мысль о совершенно исключительной архитектурной одаренности русского народа».
Природная архитектурная одаренность русского народа была развита наследственной выучкой древнерусских зодчих и любовным изучением многочисленных образцов, так что ремесленный навык перерастал в тонкое чутье и понимание красоты, равное по силе могучему и безошибочному врожденному инстинкту. Это качество русские зодчие передали и мастерам нового времени.
Мудрая простота и ясных архитектурных композиций и форм, практическая, функциональная оправданность всех деталей и приемов, органическое единство художественного и конструктивного начал, подлинная монументальность, достигаемая за счет не величины сооружения или обилия украшений, а высокой гражданственности и патриотической идеи, воплощенной в нем, последовательный реализм. Полное слияние архитектуры и природы, наконец, та человечность, гуманизм, которые так волнуют нас при встрече с каждым произведением истинного искусства, - вот чему учит нас история русского деревянного зодчества. Это не временные, преходящие, но вечные и неизменные принципы архитектурного искусства.
Русская деревянная архитектура – неотъемленная составная часть всей отечественной художественной культуры. Для всего русского зодчества она являлась как бы гигантской творческой лабораторией, в которой народ создавал и испытывал новые формы и приемы. Между деревянной и каменной архитектурой существовали всегда теснейшие взаимосвязи и взаимовлияния. «Сама история московского зодчества, - писал один из крупнейших русских художников и искусствоведов академик И.Грабарь, - есть в значительной степени история перенесения деревянных форм на каменные сооружения».
Значительные успехи, достигнутые в исследовании русского зодчества домонгольского периода, дали возможность достаточно полно и ярко обрисовать этот этап истории русской архитектуры. Большое количество памятников, изученных за три последних десятилетия, позволило историкам архитектуры привлечь к исследованию уже не единичные постройки, а целые их серии, что обеспечило достоверность и объективность выводов.