Контрольная работа по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:45, контрольная работа

Краткое описание

Русское средневековое зодчество - одна из наиболее ярких страниц в истории культуры Руси.

Оглавление

1. Зодчество Х- ХI вв.
2. Культура народов Азии.

Файлы: 1 файл

история Doc1.docx

— 31.73 Кб (Скачать)

ВАРИАНТ-3

 

1. Зодчество Х- ХI вв.

2. Культура народов Азии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Зодчество Х-ХI в.в.

Русское средневековое зодчество - одна из наиболее ярких страниц  в истории культуры Руси. Памятники  архитектуры наполняют живым, образным содержанием наши представления  о развитии культуры, помогают понять многие стороны истории, не нашедшие отражения в письменных источниках. В полной мере это относится и  к монументальному зодчеству  древнейшего, домонгольского периода. Как и в западно-европейском средневековье, русская архитектура X-XIII вв. была главным видом искусства, подчинявшим и включавшим в себя многие другие его виды, в первую очередь живопись и скульптуру. От этой поры до наших дней сохранились блестящие памятники, зачастую не уступающие по своему художественному совершенству лучшим шедеврам мировой архитектуры.

Грозы, пронесшиеся над Русью, к  сожалению, стерли с лица земли многие памятники зодчества. Более трех четвертей древнерусских монументальных построек домонгольского периода не сохранилось и известно нам лишь по раскопкам, а иногда даже по одним только упоминаниям их в письменных источниках. Конечно, это очень затрудняло изучение истории древнерусского зодчества. Тем не менее, за три последних десятилетия в данной области достигнуты очень большие успехи. Они обусловлены несколькими причинами. Прежде всего, следует отметить методологический подход, предусматривающий анализ развития зодчества в неразрывной связи с социально-экономической и политической историей Руси, с развитием русской культуры. Не менее важно и то, что благодаря широкому размаху архитектурно-археологических исследований значительно увеличилось количество памятников, привлекаемых к изучению. Реставрационные работы, проведенные на многих из них, позволили приблизиться к пониманию первоначального облика сооружений, который за долгие годы существования и эксплуатации, как правило, оказывался искаженным. Очень важно также, что памятники зодчества рассматривают теперь комплексно, учитывая в равной степени и исторический, и художественный, и строительно-технический аспекты.

Десятый век - век становления Русского государства, век объединения восточнославянских племен вокруг Киева, век принятия христианства. Век уничтожения культуры языческой  Руси и первых шагов культуры христианской. Век многочисленных войн с кочевниками, равно как и предыдущие, равно как и два последующих. Этим обусловлено, что любой архитектурный памятник данного периода имеет все признаки фортификационного сооружения. Даже храмы строились с расчетом на использование в качестве крепости. Кстати, это характерно не только для Руси, но и для Европы, и для Азии эпохи средневековья. Для Руси также было естественно использование в качестве основного строительного материала дерева (только в десятом веке, поскольку уже с начала одиннадцатого века все чаще начинает применяться камень и кирпич), в то время как в Европе изначально основным материалом был именно камень. Причем, коль скоро христианство пришло на Русь из Византии, неудивительно, что базой для развития русской храмовой архитектуры становится византийский тип храма - четырехстолпный крестовокупольный.

Десятый век - век единства, поэтому  региональные различия, причем весьма несущественные, проявляются пока лишь в технике кладки.

Следующий век, век XI, был богат  на события. Строительство обеих  Софий - киевской и новгородской, отказ  в 1014 году новгородского князя платить  Киеву дань, выделение Новгорода  в "государство в государстве", упадок Киева, Любечский съезд князей в 1097 году, результатом которого стало знаменитое " Кождо да держит отчину свою!", т.е. фактическое начало феодальной раздробленности. Следствием стал серьезный кризис, как во внутренней, так и во внешней торговле, и, соответственно, в сфере духовной, поскольку все прежние связи были разрушены. Как всегда, политический кризис повлек за собой изменения не в лучшую сторону и в области культуры. Наблюдается некоторый упадок княжеского строительства. И храмовая архитектура в этот период занимает главенствующие позиции.

Деревянное зодчество

Трудная, но завидная доля выпала памятникам русской народной деревянной архитектуры. Разрушающий бег времени, огни пожарищ  и вражеские нашествия уничтожали десятки и сотни замечательных  сооружений. Позднее многие из уцелевших варварски уродовались и искажались. Стерлись в памяти поколений имена их творцов – великих русских зодчих с плотницкими топорами.

И все же народное зодчество выдержало  все, выстояло, сбереглось, ибо нельзя уничтожить душу народа, его песни  и историю. В старину русский  человек не представлял себе Родины без золотистой рубленой избы, сторожевой башни под шатром, «чудного и дивного» храма. Радость и счастье в доме он связывал со светлым и красивым жилищем, безопасность и воинскую доблесть – с несокрушимыми башнями крепостных стен, идеал красоты и величия духа – с глубокой человечностью и монументальностью архитектурных памятников. Душа народа – в этих строениях, созданных простыми русскими крестьянами. Это все звенья одной цепи, и ни одно из них не может быть изъято или навсегда потеряно.

Важным показателем уровня культуры является архитектура. Большинство  жилых построек в городах, укреплений, дворцов и даже церквей строилось  из дерева. Археологические раскопки показали многообразие деревянного  строительства и существование  в 11-13 веках трех- и четырехэтажных зданий («вежи»- донжоны, терема). Многие деревянные формы - башни, двускатное покрытие - повлияли впоследствии на каменное зодчество. Долгое время считалось, что древние  зодчие строили все на глазок, без  особых расчетов. Новейшие исследования показали, что архитекторы древней  Руси хорошо знали пропорции («золотое сечение» и др.)

Что же такое деревянное зодчество  как явление историческое и социальное, как особая часть и определенный этап развития всей русской национальной архитектуры, художественной и материальной культуры нашего народа?

Прежде всего, русское деревянное зодчество - народное зодчество, созданное  трудом и гением крестьян и посадского люда; живое, многогранное и талантливое  воплощение в формах архитектуры  эстетических идеалов народных масс, духовных и материальных потребностей самых широких слоев феодального  общества. Деревянное зодчество - одно из наиболее значительных и выдающихся проявлений художественной и строительной культуры русского народа, культуры древней, уходящей корнями в глубокие недра истории, и на протяжении целого ряда столетий упорным трудом и творческими поисками многих поколений наших дальних предков; культуры яркой, большой, национальной, незамутненной посторонними влияниями, воплотившей в себе духовное величие создавшего ее народа; наконец, культуры общечеловеческой по своему значению, одарившей историю мировой архитектуры памятниками непреходящей художественной ценности.

От Белого до Черного моря, от Карпат до Урала воздвигались деревянные соборы и дворцы, хоромы, монастыри, крепости, избы и амбары, мельницы и мосты. Многие из них, по свидетельствам древних  летописцев т путешественников, отличались необычайной красотой и высоким  художественным совершенством. От одной  деревни к другой, от города к  городу шли артели русских плотников  с топорами за поясом. Они создавали  чудесные и удивительные памятники  архитектурного строительного искусства.

Имена их неизвестны. Ведь все это  строили не бояре и воеводы, не заезжие прославленные архитекторы-мастера, а простые русские мужики. Строил народ - тот, который всегда жил на своей земле, пахал, оборонял ее, орошая своим потом и кровью, слагал о ней песни, украшал «великими» и «чудными» строениями. «…Древние церкви,- писал Максим Горький, - говорят нам о талантливости нашего народа, выраженной в церковном зодчестве». Истоки русского народного деревянного зодчества восходят к древней художественной и архитектурно-строительной культуре Киевской Руси, Великого Новгорода, Владимиро-Суздальского княжества. НО расцвет его, кристаллизация в классически совершенных формах шатрового зодчества находится в теснейшей зависимости от становления Московской Руси в 15-17 веках – сложного, противоречивого, но неуклонно прогрессивного исторического процесса консолидации русской нации, формирования и укрепления русского национального централизованного государства.

Как и древнерусская литература, русская архитектура и искусство  были теснейшим образом связаны  с историей русского народа и русской  государственности.

Имевшее глубокие исторические традиции древнее русское деревянное зодчество  отразило эстетические представления  русского народа. Накануне превращения  христианство в государственную  религию русский народ обладал  развитым и своеобразным архитектурным  искусством. Это было причиной быстрого освоения техники каменного зодчества  и его выдающихся художественных и конструктивных особенностей.

Каменное зодчество

Древнейшим каменным храмом на Руси является Десятинная церковь в Киеве (989-996) о которой мы судим лишь по ее открытым раскопками фундаментам. Первоначально это был крестово-купольный, шестистолпный храм, вскоре расширенный путем обстройки открытыми пониженными галереями. По свидетельству письменных источников храм был 25-главным, напоминал многоглавие деревянной Новгородской Софии. Десятинной церковь эта была названа потому, что великий князь выделял одну десятую своих доходов на содержание и храма, и митрополита со всем его двором. Первый храм на Руси отличался величием архитектурных форм и художественным богатством внутреннего убранства.

Киевский Софийский собор –  прекраснейшее и наиболее величественное создание зодчих 11 века. Внутреннее пространство собора было сложным и живописным. Могучие лестничные башни с шатровыми  верхами, расположенные в живописной асимметрии у западных углов собора, усиливали величавую торжественность  храма. Над его закомарами поднимались 13 куполов, образующих пирамидальную  композицию верха. Грандиозность и  пышность внутреннего пространства храма подчеркивалась сверкающей поверхностью мозаичных полов, тонкой резьбой, обилием  драгоценной утвари и богатых  тканей. Смелостью и оригинальностью  замысла зодчие Ярослава превзошли  своих византийских собратьев. В  целом образ Софийского собора был  проникнут идеей величия и  силы русского народа, объединенного  в могучем государстве, чувством его торжества и ликования.

Древнейшие памятники каменного  зодчества 10-11 веков являются органической частью Культуры Киевской Руси. Прежде всего, в них запечатлена идея величия и могущества русской  державы, триумфа русского народа, объединенного  в единое государство, выраженная в  грандиозности и пышности зданий; многоглавие храмов, мощные лестничные башни способствуют выявлению этой идеи. В целом архитектура проникнута торжественным и оптимистическим настроением.

Высокое художественное совершенство и своеобразие памятников древнего русского зодчества10-11 веков ставят их в первом ряду шедевров мировой архитектуры.

Ни в Византии, ни на Западе нельзя было встретить храмов с большим  количеством куполов. Это - чисто  русское явление, наследие деревянного  зодчества, перенесенное затем на каменную постройку. Первая София - в Новгороде была дубовая, тринадцатикупольная. Эта старая традиция жила в деревянном зодчестве очень долго и, между прочим, дошла до нас в деревянной 23-главой церкви Кижского погоста.

В ознаменовании побед поэты  и летописцы слагали песни  и исторические хроники, талантливые  зодчие возводили величественные храмы, художники украшали их замечательными фресками и иконами.

Лучшие русские художники и  зодчие сумели выразить в своем творчестве мысли, чувства и надежды полного  сил и дерзания народа, его горделивое самоутверждение как независимой  нации, его душевную чистоту и  возвышенную мечту о совершенной  гармонии человека, о жизни и согласии и мире, законам добра и красоты.

«Подводя итоги всему, что сделано  Россией в области искусства,- писал И.Э. Грабарь,- приходишь к  выводу, что это по преимуществу страна зодчих. Чутье пропорций, понимание  силуэта, декоративный инстинкт, изобретательность  форм,- словом, все архитектурные  добродетели встречаются на протяжении русской истории так постоянно  и повсеместно, что наводят на мысль о совершенно исключительной архитектурной одаренности русского народа».

Природная архитектурная одаренность  русского народа была развита наследственной выучкой древнерусских зодчих и любовным изучением многочисленных образцов, так что ремесленный навык перерастал в тонкое чутье и понимание красоты, равное по силе могучему и безошибочному врожденному инстинкту. Это качество русские зодчие передали и мастерам нового времени.

Мудрая простота и ясных архитектурных  композиций и форм, практическая, функциональная оправданность всех деталей и  приемов, органическое единство художественного  и конструктивного начал, подлинная  монументальность, достигаемая за счет не величины сооружения или обилия украшений, а высокой гражданственности  и патриотической идеи, воплощенной  в нем, последовательный реализм. Полное слияние архитектуры и природы, наконец, та человечность, гуманизм, которые  так волнуют нас при встрече  с каждым произведением истинного  искусства, - вот чему учит нас история  русского деревянного зодчества. Это  не временные, преходящие, но вечные и  неизменные принципы архитектурного искусства.

Русская деревянная архитектура –  неотъемленная составная часть всей отечественной художественной культуры. Для всего русского зодчества она являлась как бы гигантской творческой лабораторией, в которой народ создавал и испытывал новые формы и приемы. Между деревянной и каменной архитектурой существовали всегда теснейшие взаимосвязи и взаимовлияния. «Сама история московского зодчества, - писал один из крупнейших русских художников и искусствоведов академик И.Грабарь, - есть в значительной степени история перенесения деревянных форм на каменные сооружения».

Значительные успехи, достигнутые  в исследовании русского зодчества  домонгольского периода, дали возможность достаточно полно и ярко обрисовать этот этап истории русской архитектуры. Большое количество памятников, изученных за три последних десятилетия, позволило историкам архитектуры привлечь к исследованию уже не единичные постройки, а целые их серии, что обеспечило достоверность и объективность выводов.

Информация о работе Контрольная работа по "Истории"