Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 14:43, контрольная работа
Предметом исследования являются закономерности возникновения и развития неограниченной монархии как формы правления в российском государстве.
Цель исследования заключается в выявлении и анализе внутренних и внешних предпосылок формирования абсолютизма в России на основании изучения историко-правовой литературы.
1. Введение………………………………………………………………….3
2. Основные предпосылки возникновения абсолютной монархии как формы правления государством (XVI – XVII века)..……………..….................5
3. Значение основных реформ Петра Ι и Екатерины ΙΙ в процессе развития и окончательного становления абсолютизма………………………...9
4. Заключение……………………………………………………………..15
5. Библиография…………………………………………………………..17
6. Приложения…………………………………………………………….18
4
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Введение…………………………………………………………
2. Основные предпосылки возникновения абсолютной монархии как формы правления государством (XVI – XVII века)..……………..…...............
3. Значение основных реформ Петра Ι и Екатерины ΙΙ в процессе развития и окончательного становления абсолютизма………………………...9
4. Заключение……………………………………………………
5. Библиография………………………………………………
6. Приложения……………………………………………………
1. ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность темы исследования. Абсолютизм является одним из наиболее значимых вопросов в истории России. Процесс возникновения и последующего оформления неограниченной монархии как формы правления происходил в течение нескольких столетий. В эту эпоху произошли существенные изменения в политической и экономической системе страны, социальной структуре общества, коренным образом изменилось и законодательство.
В теоретико-правовой науке вплоть до настоящего времени отсутствует единый взгляд на определение феномена «российский абсолютизм». Среди отечественных и зарубежных ученых продолжаются дискуссии относительно целого ряда важнейших проблем. К спорным вопросам можно отнести следующие: сущность абсолютизма, его особенности, предпосылки и причины становления, время возникновения, периодизация, а также его исторические последствия.
Несмотря на многообразие точек зрения, существующих по проблеме российского абсолютизма, можно выделить общий тезис, с которым соглашаются все ученые: для возникновения абсолютной монархии необходимо наличие экономических, социальных и политических предпосылок как внутренних, так и внешних.
Вышеназванные обстоятельства обуславливают научно-теоретическую значимость проводимого автором исследования.
Степень научной разработанности темы. Определение предпосылок становления неограниченной монархии с давних времен привлекал внимание историков и юристов. Среди крупнейших мыслителей прошлого, изучавших явление абсолютизма, можно назвать таких как Ключевский В.О., Куракин Б. И., Соловьев С. М., Татищев В. Н., Феофан Прокопович, П. П. Шафиров П. П., Щербатов М. М. Обстоятельно рассматривал данную тему В. И. Ленин. В настоящее время особого внимания заслуживают работы Анисимова Е. В., Буганова В. И., Валишевского К. И., Ерошкина Н. П., Зимина А. А., Исаева И. А., Мавродина В. И., Насонова А. Н., Павленко Н. И., Сахарова А. М., Тихомирова М. Н. и других.
Предметом исследования являются закономерности возникновения и развития неограниченной монархии как формы правления в российском государстве.
Цель исследования заключается в выявлении и анализе внутренних и внешних предпосылок формирования абсолютизма в России на основании изучения историко-правовой литературы.
Поставленная цель конкретизируется в ряде исследовательских задач, а именно:
1) определить основные предпосылки возникновения абсолютизма как формы правления государством на первоначальном этапе (XVI – XVII);
2) проанализировать роль основных Петровских преобразований и реформ Екатерины ΙΙ в последующем развитии и становлении абсолютизма;
3) сформулировать основные выводы по итогам проделанной работы.
Методологическую основу исследования составляет диалектический метод познания. В процессе работы применялись такие методы как описание, сравнение, анализ, синтез, а также сравнительно-правовой, логический и метод историзма.
Структура работы сформирована с учетом цели и задач исследования и состоит из введения, двух параграфов, заключения, библиографии и приложений.
2. Основные предпосылки возникновения абсолютной монархии как формы правления государством (XVI – XVII века).
С формально-юридической точки зрения абсолютизм характеризуется тем, что глава государства – монарх рассматривается как главный источник законодательной и исполнительной власти (последняя осуществляется зависимым от него аппаратом); он устанавливает налоги и распоряжается государственными финансами, является верховным главнокомандующим.
Русский абсолютизм начал складываться еще в XVI веке. Российское государство имело различные причины возникновения абсолютизма, сложившиеся в силу всей совокупности исторических, экономических, социальных, территориальных, внутри- и внешнеполитических особенностей страны.
Возникновение абсолютной монархии было вызвано ходом экономического развития в XVI – XVII веках. В этот период происходит подъем сельского хозяйства, специализация районов на производстве определенных продуктов. В связи с ростом производительных сил в стране возникают ремесленные мануфактуры, развивается процесс первоначального накопления капитала. Постепенно происходила подготовка слияния местных рынков в один общерусский.[1] Однако рыночными связями были охвачены далеко не все вотчины, лишь крупные землевладельцы имели возможность создавать многоотраслевое хозяйство, организовывать промыслы и сбывать товарные излишки. В целом, феодальная вотчина с развитым иммунитетом, утверждавшим независимость его владельца от центральной власти, мешала экономическому и политическому единству страны. В то время государство распадалось на отдельные «земли», частью даже княжества, сохранявшие автономию, особенности в управлении. [2]
В этой связи ликвидация политической раздробленности в государстве приобретала ключевое значение. Начало борьбы с децентрализацией России положила реформа Ивана Грозного – опричнина (1565 – 1572 г. г.). Уже накануне опричнины в 1562 г. Иван Грозный ликвидировал особое Новгородское наместничество, а два года спустя на церковном соборе правительство добилось правовой санкции подчинения новгородского архиепископа митрополиту всея Руси. В 1568 г. в Вологде начали строительство Софийского собора. Опричная Вологда должна была стать противовесом земскому Новгороду с его Софийским архиепископским домом. Возможно, именно в это время вологодской епископии передаются опричная Двина, Вага и Каргополь, до этого находившиеся в ведении новгородского архиепископа. [3]
Монархия по своей природе тяготеет к самостоятельности единоличного правителя, поэтому нельзя не отметить, что мероприятия опричнины были направлены, прежде всего, на усиление личной власти Ивана Грозного. «Монархия XVI – XVII веков в Российском государстве исторически характеризовалась стремлениями к полновластию государей». [4]
Изменения, происходящие в социальной сфере XVI века, также были важной предпосылкой к формированию неограниченной монархии. Утверждение в XV-XVI веках поместной формы землевладения выдвинуло дворянство, являвшееся опорой монарха в борьбе с боярской и церковной оппозицией, выступавшей против усиления царской власти. Так по С. M. Соловьеву, Иван IV «решил покончить окончательно с князьями и боярами, искать опоры в лицах другого происхождения, в младшей дружине», дворянстве. [5] Абсолютизм делал все, чтобы укрепить свою социальную базу. Это выражалось в росте феодального землевладения, привлечении посадских торговых людей в качестве дьяков в вещевую казну, различных привилегиях российских купцов на внутренних рынках страны.
В то же время государство приобретает при абсолютизме известную независимость от господствующего дворянского класса, используя противоречия между ним и нарождавшейся буржуазией, еще не претендующей на захват власти, но экономически достаточно сильной, чтобы противопоставлять свои интересы интересам феодалов. Так, ряд историков считает, что абсолютизм в России – это продукт борьбы внутри господствующего класса, между феодальной аристократией (боярством) и дворянством. Н. И. Павленко, в частности, писал: «Особенность российского абсолютизма состояла в том, что он возник на базе противоборства сил внутри одного класса сословия, то есть между дворянством и боярством. [6]
По мнению других ученых, переход к абсолютизму был связан с обострением борьбы народных масс против класса феодалов. Укрепление господства феодалов, а также положения купечества шло за счет эксплуатации крестьянства и приводило к обострению классовой борьбы в стране. Показательными в этом плане являются, народные движения XVII века. После издания Соборного Уложения (1649г.), которое прикрепляло посадских людей к городам без права перехода в другие местности, вспыхнуло восстание в Пскове и Новгороде (1650 год), затем в Москве (1662г.). В этот период происходят крестьянские войны под руководством Степана Разина (1670-1671г.г.) и Кондрата Булавина (1707-1709г.г.) Восстания крестьян, выступления низов посадского населения заставили господствующий класс перейти к созданию абсолютной монархии, при которой он мог эффективней подавлять любые выступления народа. [7]
Утверждение абсолютизма невозможно без усиления централизации государственного аппарата. На первом этапе становления монархии большое значение имели Земские соборы, начальной целью которых было укрепление класса феодалов, а затем установления крепостного строя. Земский собор представлял систему, состоящую из царя, боярской думы, духовенства, в земские соборы входили также представители дворянства и посадских верхов. Он являлся временным совещанием для обсуждения и решения важнейших вопросов внутренней и внешней политики государства.
В первые годы правления царя Михаила Романова в условиях разрухи и тяжелого финансового положения после интервенции и социальных потрясений правительство особо нуждалось в опоре на основные группировки господствующего класса, поэтому земские соборы заседали почти непрерывно, но они в некоторой мере ограничивали власть монарха. Однако Л. В. Черепнин утверждает, что земские соборы в своих решениях поддерживали московских царей и служили всего лишь орудием укрепления самодержавия.[8]
Примерно с 20-х годов XVII века государственная власть несколько окрепла и земские соборы стали собираться реже. Восстановление экономики страны и дальнейшее развитие феодального хозяйства позволили укрепить государственный строй России с самодержавной монархией: упраздняются сословно-представительные органы, создается сложная и разветвленная приказная система, наполненная чиновниками-дворянами, подчиненных непосредственно царю.
По итогам проведенных преобразований, царь приобрел значительную финансовую самостоятельность, получая доходы от своих вотчин, сбора подати, таможенных сборов, возросших в связи с развитием торговли. Большое значение имели налоги (стрелецкие, ямские и т.д.), царская монополия на изготовление и продажу водки, пива, меда. Это давало в свою очередь, возможность создавать и содержать государственный аппарат.
3. Значение основных реформ Петра Ι и Екатерины ΙΙ в процессе развития и окончательного становления абсолютизма.
Реформаторская деятельность Петра I знаменовала дальнейшее становление абсолютистского государства и была вызвана, в первую очередь, внешнеполитическими причинами: необходимостью борьбы за экономическую и политическую независимость страны, за выход к морю. Как в дальнейшем покажет история, абсолютная монархия оказалась более приспособленной к решению этих задач, нежели сословно-представительная. Так, двадцатипятилетняя Ливонская война закончилась поражением России, а абсолютная монархия в результате Северной войны справилась с решением этой проблемы. По справедливому замечанию В. О. Ключевского, война была главным движущим рычагом преобразовательной деятельности Петра, военная реформа – ее начальным моментом, а устройство финансов – ее конечной целью.[9]
Военная реформа была обусловлена тем, что русское войско в значительной части состояло из отсталого дворянского ополчения и стрельцов, плохо вооруженных и обученных. Указ 1699 года «О приеме в службу в солдаты из всяких вольных людей» положил начало наборам в рекрутскую армию: была введена рекрутская повинность, устанавливалась норма выставления солдата на пожизненную службу – с 20 крестьянских дворов один рекрут. Система основывалась на классовом принципе организации: офицеры набирались из дворян, солдаты – из крестьян и иного податного населения. Выход к Азовскому и Балтийским морям позволил приступить к созданию военно-морского флота. Петр одновременно создавал флот на юге и севере страны. Во флот также набирали рекрутов, обучали для него офицеров. С помощью флота Россия утвердилась на берегах Балтики, что сделало ее морской державой. В результате военной реформы были создана большая армия и флот, обладавшие лучшими боевыми качествами. Они составляли неотъемлемую часть абсолютистского государства, были орудием укрепления господства дворянства.
Проведенная Петром реформа высших и центральных органов власти в значительной мере закрепили неограниченный характер царской власти. Вместо Боярской думы указом 1711 г. был учрежден новый государственный орган – Сенат. Он возглавлял систему государственного управления и был по отношению ко всем другим органам высшей инстанцией. Все его члены назначались царем. Издаваемые Сенатом нормативные акты не имели высшей юридической силы, он лишь принимал участие в обсуждении законопроектов и давал толкование закона и был подотчетен царю. В 1718 году Петром I вместо громоздкой системы приказов были созданы новые органы центрального управления – коллегии. Каждая коллегия ведала строго определенной сферой. Они подчинялись непосредственно Сенату и монарху, только от них получали указы. При этом был определен примат царских указов: коллегии могли не исполнять указы Сената, если те противоречили указам царским.
Учреждение института фискалов и прокуратуры в системе органов государственной власти также было одним из явлений связанных с развитием абсолютизма. Фискалитет создавался как отрасль сенатского управления, его глава – обер-фискал состоял при Сенате и назначался царем. Указ 17 марта 1714 г. наметил компетенцию фискалов: проведывать про все, что «ко вреду государственному интересу быть может»; докладывать «о злом умысле против персоны его величества или измене, о возмущении или бунте»,[10] а также борьба со взяточничеством и казнокрадством. Первым законодательным актом о прокуратуре был указ от 12 января 1722 г., по которому в коллегиях образовывались должности прокуроров, а при Сенате – должность генерал-прокурора. Позднее были учреждены прокуроры в провинциях и надворных судах. Прокурорский надзор распространялся даже на Сенат – «смотреть накрепко, дабы Сенат свою должность хранил.[11] Генерал прокурор имел право: ставить вопрос перед Сенатом для выработки проекта решения, представляемого императору, выносить протест и приостанавливать дело, сообщая об этом императору.