Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 19:21, контрольная работа
Задание 1. Раскройте сущность исторического познания и охарактеризуйте его основные функции. Какие из них представляются наиболее важными? Приведите аргументы в защиту своей точки зрения.
Ответ:
Историческое познание – форма отражения исторической действительности. Существуют различные уровни познания – мышление, эмпирическое, теоретическое. Основные функции исторического познания:
Первая функция – познавательная, интеллектуально развивающая, состоящая в самом изучении исторического пути стран, народов и в объективно-истинном, с позиции историзма, отражении всех явлений и процессов, составляющих историю человечества.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Всероссийский
заочный финансово-
(ВЗФЭИ)
Кафедра
Истории экономики,
политики и культуры
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Вариант
5
Преподаватель: Елена Михайловна Скворцова
Москва – 2010 г.
Задание 1. Раскройте сущность исторического познания и охарактеризуйте его основные функции. Какие из них представляются наиболее важными? Приведите аргументы в защиту своей точки зрения.
Ответ:
Историческое познание – форма отражения исторической действительности. Существуют различные уровни познания – мышление, эмпирическое, теоретическое. Основные функции исторического познания:
Первая функция – познавательная, интеллектуально развивающая, состоящая в самом изучении исторического пути стран, народов и в объективно-истинном, с позиции историзма, отражении всех явлений и процессов, составляющих историю человечества.
Вторая функция – практически-политическая. Сущность ее в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений. В единстве прошлого, настоящего и будущего – корни интереса людей к своей истории.
Третья функция – мировоззренческая. История создает документально точные повести о выдающихся событиях прошлого, о мыслителях, которым общество обязано своим развитием. Мировоззрение – взгляд на мир, общество, законы его развития – может быть научным, если опирается на объективную реальность, то есть на исторические факты.
Четвертая функция истории – воспитательная.
Эта функция, на мой взгляд, является самой
главной, так как знание истории своего
народа и всемирной истории формирует
гражданские качества – патриотизм и
интернационализм; показывает роль народа
и отдельных личностей в развитии общества;
позволяет познать моральные и нравственные
ценности человечества в их развитии,
понять такие категории, как честь, долг
перед обществом, видеть пороки общества
и людей, их влияние на человеческие судьбы.
Задание 2. Охарактеризуйте важнейшие культурные достижения древневосточных государств.
Ответ:
Основные
достижения и символы материальной
и духовной культуры восходят еще
к концу III тысячелетия до н. э. Искусство
Древнего Востока монументально, спокойно
и торжественно, в нем особенно ощутима
та размеренность, ритмичность, величавость,
которая так характерна для древнего искусства
вообще. Важнейшим достижением материальной
культуры Древнего Востока и определяющим
фактором его развития, стало создание
культуры земледелия и строительство
ирригационных сооружений (Южная Месопотамия).
На Востоке были впервые выведены культурные
злаки и растения: пшеница, ячмень, просо,
лен, виноград, бахчевые, финиковая пальма.
Тысячелетиями вырабатывались ценные
земледельческие навыки, изобретались
новые орудия труда, в том числе тяжелый
плуг. Наряду с земледелием пастбища в
поймах рек способствовали широкому развитию
скотоводства, были одомашнены многие
виды животных: коза, овца, бык, осел, лошадь,
верблюд. В городских центрах, высокого
уровня достигло развитие ремесел,
связанных с обработкой камня, стекла,
металла (Египет и Двуречье). Древним египтянам
человечество обязано созданием десятичной
системы счисления. Математики Египта
умели определять поверхности многих
фигур, вычислять объем усеченной пирамиды
и полушария, решали алгебраические уравнения
с одним неизвестным. В древней Месопотамии
еще шумерами была создана шестидесятеричная
система счисления: знали они и десятичную
систему. Сочетание двух систем нашло
свое отражение в делении года на 360 дней
и круга на 360 частей. Дошедшие до нас математические
тексты говорят об умении жителей Двуречья
возводить число в степень, извлекать
квадратные и кубические корни по особым
формулам, вычислять объем. При расчетах
применялись дроби. Предполагается, что
им была известна арифметическая и геометрическая
прогрессия. Довольно обширные знания
имели цивилизации Востока и в астрономии.
Древние ученые установили взаимосвязь
природных циклов, разливов рек с изменением
положения небесных светил. На основе
тысячелетних наблюдений, передававшихся
от поколения к поколению, были составлены
календарные системы, созданы звездные
карты. Глубокие познания были накоплены
учеными Древнего Востока и в области
медицины. Так, мумификация умерших в Древнем
Египте позволила врачам в совершенстве
изучить анатомию человеческого тела
и систему кровообращения. До наших дней
дошло огромное количество остатков величественных
храмов, изображений богов, предметов
культов и религиозных текстов древневосточных
цивилизаций. Это свидетельствует о том,
что вся жизнь этих народов была теснейшим
образом связана с религией. Древние цивилизации
Востока оставили человечеству богатейшее
литературное наследие. Наиболее характерными
особенностями древневосточной литературы
является ее неразрывная связь с религиозно-мистическим
мировоззрением и, в соответствии с этим,
непременная традиционность древних сюжетов,
литературных мотивов, жанров и форм, которые
сохранялись в течение тысячелетий.
Задание 3. Перечислите основные процессы и факторы развития общества в странах Западной Европы в 18 веке. Обоснуйте свой выбор.
Ответ:
Привилегированные верхи Западноевропейского общества состояли из купцов-пайщиков, финансистов, откупщиков налогов. Удельный вес и политическое влияние этого слоя в разных странах были различными. В раннебуржуазных государствах представители этого слоя фактически стояли у власти, даже если высшие посты в государственном аппарате занимали представители дворянской аристократии. Так было и в Англии, и во Франции. Позиции этого слоя были слабыми в экономически менее развитых государствах Центральной и Северной Европы.
На большей части территории Европы XVIII в. господствовало мелкое крестьянское землепользование с характерным для него формированием капиталистических элементов из меж - крестьянских отношений в результате социально-экономической дифференциации производителей. Новым слоем в составе буржуазии стали мануфактуристы, а развитие мануфактуры привело и к увеличению численности мануфактурного пролетариата. Превращение крестьянина в рабочего деревенской мануфактуры, на мой взгляд, представляло собой важный шаг в развитии всего Европейского континента. Соответственно, общий хозяйственный подъем приводил к демографическому росту и население Европы увеличилось. Наиболее быстро росло население Англии, за столетие оно увеличилось вдвое. И в развитии производительных сил из европейских стран лидировала Англия, которая опередила другие страны не только по времени социальной революции, но и промышленной. Таким образом, одним из важнейших процессов XVIII в., я считаю, является начало промышленного переворота в Англии.
Последняя четверть XVIII в. во всемирно-историческом масштабе стала временем крушения феодализма, временем начала эпохи буржуазных революций. В общественно-политической жизни Европы XVIII в. определяющими явлениями и событиями стали Просвещение, вступление абсолютизма в нисходящую фазу и укрепление парламентаризма. Просвещение XVIII в. было крупным явлением европейской жизни, и влияние его отразилось не только на умственном развитии европейского общества, но и на всестороннем освещении и критике устаревших, сохранившихся от Средневековья форм быта. В основных чертах политическая программа Английского Просвещения была сформулирована философом Джоном Локком (1632-1704), который рассматривал государство как продукт взаимного соглашения людей. Конституционные идеи Локка в значительной мере воплотились в политическом строе Англии, так как в нем реализовался классовый компромисс буржуазии и дворянства. В 1701 г. парламент принял два документа, которые лишали возможности возврата на британский престол династии Стюартов. Первый документ – «Билль о престолонаследии передавал престол представителям Ганноверской династии». Второй документ «Статус об устройстве королевства» вводил парламентаризм - ответственность министров перед парламентом. В течение 45 лет (с 1714 г.) Англией управлял не король, а министры из партии вигов, защищающие интересы крупной буржуазии. Положение изменилось в 1760 г. с приходом к власти короля Георга т (1738-1820), все 60 лет его правления правящей партией оставалась Тори, защищающая интересы сторонников абсолютизма.
Ярким свидетельством назревающего общественного
кризиса являлась Великая французская
буржуазия революция. Главной её причиной
стало широкое недовольство всех слоев
населения господствующим феодально-абсолютистским
строем и его несоответствием задачам
экономического, социального и политического
развития страны. Национальным Учредительным
собранием (26 августа 1789 г.) была принята
Декларации прав человека и гражданина.
В основу документа положена концепция
равноправии и свободы, принадлежащей
каждому от рождения. Естественными правами
человека и гражданина объявлялись свобода
личности, свобода слова, свобода убеждений,
право на сопротивление угнетению.
Задание 4. Перечислите основных деятелей российской истории 14-16 вв. Кто из них внес наибольший вклад в развитие государства? Обоснуйте свой выбор.
Ответ:
Основными деятелями российской истории 14-16 вв. являются:
1) Сергий Радонежский (3 мая 1314 (дата условная) — 25 сентября 1392)
монах Русской церкви, основатель Троицкого
монастыря под Москвой (ныне Троице-
3) Дмитрий Донской (12 октября 1350 —19 мая 1389). По моему мнению, внёс огромнейший вклад в развитие государства. Под предводительством именно этого князя русские полки разгромили войско Мамая в Куликовской битве, что стало поворотным пунктом в борьбе русского народа с игом Золотой Орды.
4) Иван III Васильевич, известен также как Иван Великий (22 января 1440 — 27 октября 1505). Великий князь московский с 1462 по 1505 год, сын московского великого князя Василия II Васильевича Тёмного. В ходе правления Ивана Васильевича произошло объединение значительной части русских земель вокруг Москвы и её превращение в центр общерусского государства, что является большим вкладом в развитии страны. Было достигнуто окончательное освобождение страны из-под власти ордынских ханов; принят Судебник — свод законов государства, и проведён ряд реформ, заложивших основы поместной системы землевладения. Положен конец татаро - монгольскому игу.
5) Максим Грек (в миру Михаил Триволис) (ок. 1470 – 12 XII1555) – писатель, публицист, переводчик.
6) Иоанн IV Васильевич (25 августа 1530 — 18 марта 1584) — великий князь Московский и всея Руси (с 1533), первый царь всея Руси (с 1547). К заслугам првителя можно отнести присоединение Астраханского и Казанского ханства, освоение Сибири, создание нового Судебника. Расширил границы государства и торговые пути, что тоже очень важно.
7) Ермак Тимофеевич (1539 — 6 августа 1585) — казачий атаман, завоеватель Сибири.