Контрольная работа по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 12:26, контрольная работа

Краткое описание

Первобытная история: предпосылки формирования. Возникновение и развитие древнерусского раннефеодального государства. Основные этапы внешней политики России в ХIХ веке. Политическая смена государственного строя. Падение Советской власти. Опыт парламентаризма в царской России. Превращение русского государства в многонациональную державу. Опричнина. Формирование принципов и органов защиты государства (от древности до Петра I).

Файлы: 1 файл

отечественная история(контрольная).docx

— 108.54 Кб (Скачать)

НОУ ВПО «ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине «Отечественная история» студента 1 курса, обучающегося по направлению «Юриспруденция» на заочной форме обучения

Белова Артёма Геннадьевича

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Жуковский

ВАРИАНТ № 1

1.Первобытная история: предпосылки  формирования Возникновение  и развитие древнерусского раннефеодального государства

 В IX веке оформились  два крупнейших центра образования  древнерусского государства –  Новгород (столица славян, кривичей  и части финно – угорских племен) и Киев (центр полян, северян и вятичей), между, которыми шла напряжённая борьба за лидерство в объединении всех восточнославянских земель. Победил в этой борьбе Север в лице Новгорода. Перенесение политического центра созданного древнерусского государства Киев в 882 году в результате победоносного похода новгородского князя Олега – выходца из варягов (норманнов) считается годом основания древнерусского государства. Роль варяжского фактора в образовании Киевской Руси была на  протяжении нескольких веков предметом острых научных и политических дискуссий. Одни считали, что сами славяне не могли создать собственного государства и государственность на Русь привнесли варяжские князья и дружинники во главе с Олегом. Другие полагали, что славяне к моменту прихода варягов уже имели государственность, причем стояли на более высоком уровне её развитии. Следует иметь в виду, что варяги, скорее всего, сыграли роль ускорителя процессов образования древнерусского государства. Они были приглашены в Новгород первоначально в качестве наемной дружины самими местными жителями, а затем захватили власть и использовали её для распространения своего влияния на Юг. Причины же образования древнерусского государства связаны не с личностью того или иного человека, а с объективными процессами проходившими в экономической и политической эволюции восточных славян. Установив свою власть в Киеве, Олег сумел в короткий срок привести покорности древлян, северян, радимичей, а его преемник князь Игорь – уличей и тиверцев. Сын Игоря Святослав  воевал против вятичей, покорил Волжскую Булгарию, предпринял ряд удачных походов на Византию. В ходе этих многочисленных походов и войн в основных чертах оформилась территория, подвластная киевскому князю.

Важным явлением хозяйственной  и политической жизни  Древней  Руси было появление большого числа  городов. Основными по численности  и экономическому положению категориями  населения в них были ремесленники и торговцы.

 На первом этапе существования древнерусского государства, несмотря на усиливавшуюся  зависимость от власти князя и  бояр, сохранялось традиционно высокая  роль свободных общин в сельской местности и вечевых органов  власти в городах. Городское вече, к примеру, ведало вопросами войны  и мира, объявляло созыв ополчения, порой даже меняло князей. Однако право  голоса в вечевых структурах принадлежало боярам, иерархам церкви, богатым горожанам и купцам. Крещение Руси, начатое Владимиром Святославичем, князем новгородским, киевским, встретило сопротивление народа и языческого жречества. В 988 – 989 годах христианство стало основной государственной религией.

Своего расцвета древнерусское  государство достигло при Ярославе Мудром (1019 – 1054). По его  инициативе был введен первый из  дошедших до нас кодекс законов древнерусского государства – «Русская правда». При Ярославе заметно укрепились и международные позиции Руси: его дети были связаны родственными узами с крупнейшими европейскими королевскими дворами. Широко шло каменное строительство. В Киеве по образцу Константинополя был построен Софийский собор. Была поострена первая на Руси школа в Новгороде для детей священнослужащих, специальная школа по подготовке кадров для государственной службы. Достаточно спокойным было и внешнеполитическое положение Древней Руси – борьба с печенегами, а затем и половцами хотя и шла непрерывно, но победа была всегда на стороне Руси. К числу крупнейших достижений следует отнести строительство и расширение городов Древней Руси. Были созданы крупнейшие для того времени каменные сооружения: Софийский собор в Новгороде, Золотые ворота, Десятинная церковь и Софийский собор в Киеве. Приметой Новгорода стали деревянные мостовые, появившиеся здесь раньше, чем в Париже. Были открыты первые школы – в Новгороде и Киеве. Ярославом Мудрым была собрана богатейшая библиотека, включавшая не  только современные для того времени рукописи, но и часть дошедших древнегреческих источников. Были заложены начала летописания – введение ежегодных записей крупнейших событий по годам, с включение документов и их оценок. Зародилась и древнерусская литература, представленная такими произведениями, как «Житие Бориса и Глеба», «Поучение детям» В. Мономаха, «Слово о законе и благодати» Иллариона, былинами. Особенностью древнерусского эпоса было то, что его героями выступали не князья и бояре, а простые люди с их проблемами и заботами. Большое влияние на культурное развитие Древней Руси оказала христианство. Кроме каменного строительства и грамотности оно принесло иной, отличный от прежнего, взгляд на нравственность. Вместо славянских имен вводились имена святых православной церкви. Таким образом, культура Древней Руси явилась сокровищницей единой древнерусской народности. В условиях начинающегося удельного периода развития Руси она стала не только основой для развития и расцвета культуры отдельных земель, но и фактором, позволяющим наряду с единым языком говорить о русских территориях как о едином целом.

 

2.Основные  этапы внешней   политики России  в ХIХ веке.

  Начало нового века  характеризовалось двумя важнейшими  международными обстоятельствами  для  России. Во-первых, несмотря  на все попытки  прежнего  монарха ограничить французскую  экспансию в Европе и на  ближнем Востоке, она продолжалась  и даже усиливалась. Союз Павла  с Наполеоном не привел к  ее ограничению и в тоже  время лишил Россию традиционных  довольно тесных отношений с  Англией. Во-вторых, расширение русского  влияния на Кавказе вызывало  объективное противостояние России  с Турцией и Ираном. Сохранялись  напряженные отношения со Швецией,  грозившие разразиться новой  войной. Резкие выпады Павла I против Пруссии поставили Россию  на грань войны и с этой  державой. Напряженными были и  отношения с Австрией, которая  после неудачной борьбы с Наполеоном  была вынуждена заключить с  ним в 1801г. Мир, по которому  закреплялись интересы и позиции  Франции в Италии, Бельгии, на  левом берегу Рейна. Все это  объективно требовало от нового  императора «смены вех» во  внешней политике.

Сразу после  переворота Александр  возобновил торговлю с Англией. Были немедленно отозваны казачьи части, направленные на покорение Индии.5 июня 1801 года Россия и Англия заключили  конвенцию «О взаимной дружбе», направленную против Наполеона. В начале Александр  опасался идти на открытый разрыв с  Францией. В сентябре 1801 г. в Париже был заключен франко-русский договор  и секретное соглашение, которые  носили компромиссный характер и  на время отсрочили открытый разрыв. Он последовал лишь в 1804г. К июлю 1805 г. Россия и Англия завершили формирование третьей антифранцузской коалиции.

В 1801г. в  состав России вошла  Восточная Грузия. В 1803г. была завоевана  Мингрелия. В 1804г. русскими владениями стали  Имеретия, Гурия и Гянджа. В 1805г. были завоеваны Карабах и Шивран. В 1806г. была присоединена Осетия. Такое стремительное проникновение России в Закавказье не только обеспокоило Турцию и Иран, но и великие Европейские державы, несмотря на их занятость борьбой с Наполеоном. В июне 1807г. на плоту на самой середине Немана в районе Тильзита, проходила встреча двух императоров. Она привела к заключению 25 июня мирного договора между двумя странами. Он носил компромиссный характер. Согласно этому документу Россия признавала все завоевания Наполеона. Она заключила с Францией союзнические отношения и обязалась вступить в войну с Англией в том случае, если та и впредь будет проводить прежний курс. Несмотря на компромиссный характер договора, более всего от Тильзитского мира выиграл Наполеон. Французская экспансия так и не была остановлена. Присоединение Александра к континентальной блокаде больно ударило не только по Англии, но и по самой России понесшей от этого большой экономический ущерб. Наконец резкий поворот во внешней политике привел нашу страну к международной изоляции, а также к падению авторитета самого Александра. Международное положение России после Тильзита было чрезвычайно сложным. С одной стороны, Россия утратила дружественные отношения с традиционными союзниками по антифранцузской коалиции – Англией, покоренными и разбитыми Австрией и Пруссией. С другой стороны – секретные договоренности в Тильзите о сферах влияния Франции и России в Европе открывали для Александра возможности раздвижения границ империи за счет соседних стран и благополучного завершения затянувшихся конфликтов с Турцией и Ираном. Эти направления и стали главными во внешней политике России.

 

3.Политическая смена государственного строя. Падение Советской власти.

К середине 1980-х гг. в СССР наступил экономический, социальный и политический кризис. Он выражался в падении темпов роста промышленного и сельскохозяйственного производства, снижении уровня жизни населения, усилении коррупции, развитии теневой экономики, нарастании социальной апатии. В общественном сознании зрело понимание необходимости глубоких перемен. Их желали все слои общества — от рядовых граждан до определенной группы партийных и государственных чиновников.

 

Страна стояла на пороге перемен. Начало   перестройки   связано  с   именем М. С. Горбачева, который в марте 1985 г. стал Генеральным секретарем ЦК КПСС. В апреле 1985 г. был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны. Предусматривалось усовершенствовать структуру управления народным хозяйством, за счет “Скрытых резервов” в короткий срок добиться подъема экономики, преодолеть застойные явления, значительно Улучшить материальное положение советских людей. Дальнейшее развитие событий не оправдало оптимистических прогнозов. Справиться с кризисом не удалось. По мере углубления перестроечных процессов выявилась необходимость политической реформы. Без обновления политических структур общества новые экономические методы хозяйствования не могли дать ощутимых результатов. Осознавая это, Горбачев и его единомышленники пошли на демократизацию политических структур. Главным ее инструментом стала гласность — объективное освещение всех сторон жизни общества. На Первом Съезде народных депутатов (май—июнь 1988 г.) Горбачев был избран главой государства — Председателем Верховного Совета СССР, а в марте 1990 г. — Президентом СССР с правом издавать указы и постановления, которые имели силу закона. В процессе дальнейшей демократизации общественной жизни в стране из Конституции СССР была исключена 6-я статья (о руководящей роли КПСС), ликвидирована однопартийная система руководства страной, стали возникать различные партии и общественные движения.

 

 Начало перемен в политической системе России связано с избранием Б. Н. .Ельцина Председателем Верховного Совета (май 1990 г.) и принятием Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации (июнь 1990 г.), что на деле означало возникновение в стране двоевластия. К этому времени народ все более отказывал в доверии, М. С. Горбачеву, стремительно падал авторитет КПСС. Перестройка, основывавшаяся на идеях демократического социализма, потерпела неудачу.

 

Убедительная победа Ельцина на президентских выборах в России 12 июня 1991 г. свидетельствовала о расшатывании основ старой государственной власти. Августовские события 1991 г. привели к кардинальному изменению ситуации в России. Все органы исполнительной власти Союза ССР, действовавшие на ее территории, перешли в непосредственное подчинение российскому президенту. По его указанию были закрыты и опечатаны здания ЦК КПСС, обкомов, райкомов, архивов. КПСС перестала существовать как правящая, государственная структура. Высшим органом власти в РФ стал Верховный Совет, реальная же власть все больше сосредоточивалась в руках президента.

 

Так, осенью 1991 г. все основные законодательные акты вводились в действие не постановлениями парламента, а его указами. К весне 1992 г. резко изменилось соотношение политических сил. Возникшая в парламенте оппозиция стремилась к ослаблению президентских структур, установлению контроля над правительством. Сторонники президента предложили распустить парламент и прекратить деятельность Съезда народных депутатов. Чтобы устранить достигшие, опасных пределов противостояние законодательной и исполнительной власти, Ельцин объявил об особом порядке управления страной. В России фактически вводилось президентское правление. На 25 февраля был назначен референдум о доверии президенту, и его проекту конституций. Хотя референдум упрочил позиции президента, конституционный кризис не был преодолен. Напротив, он принимал все более угрожающий характер. Оппозиция не скрывала своего намерения ограничить власть и полномочия президента. Тогда президент указом от 21 сентября 1993 г. “О поэтапной конституционной реформе в России” объявил о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета и проведении 12 декабря референдума по вопросу принятия новой Конституции и проведения выборов в двухпалатное Федеральное Собрание (Государственную Думу и Совет Федерации). Последовавшее за этим противостояние президента и парламента закончилось трагическими событиями октября 1993 г. в Москве.

 

4. Опыт парламентаризма в царской России.

 

В отличие от многих европейских  стран, где парламентские традиции складывались веками, в России первое представительное учреждение парламентского типа (в новейшем понимании этого  термина) было созвано лишь в 1906 году. Оно получило название Государственная  Дума. Дважды ее разгоняло правительство, но она просуществовала около 12 лет, вплоть до падения самодержавия, имея четыре созыва (первая, вторая, третья, четвертая Государственные Думы).

 Во всех четырех  думах (в разном, конечно, соотношении)  преобладающее положение среди  депутатов занимали представители  поместного дворянства, торгово-промышленная буржуазии, городской интеллигенции и крестьянства. Они принесли в это учреждение свои представления о путях развития России и навыки общественных дискуссий. Особенно показательным было то, что в Думе интеллигенция использовала навыки, приобретенные в университетских аудиториях и судебных прениях, а крестьяне несли с собой в Думу многие демократические традиции общинного самоуправления. В целом работа Государственной Думы являлась в России начала XX века важным фактором политического развития, оказывающим воздействие на многие сферы общественной жизни.

Информация о работе Контрольная работа по "Истории"