Контрольная работа по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 12:26, контрольная работа

Краткое описание

Первобытная история: предпосылки формирования. Возникновение и развитие древнерусского раннефеодального государства. Основные этапы внешней политики России в ХIХ веке. Политическая смена государственного строя. Падение Советской власти. Опыт парламентаризма в царской России. Превращение русского государства в многонациональную державу. Опричнина. Формирование принципов и органов защиты государства (от древности до Петра I).

Файлы: 1 файл

отечественная история(контрольная).docx

— 108.54 Кб (Скачать)

Начало  „холодной войны” принято датировать речью У. Черчилля в американском городе Фултоне в марте 1946 г. , в которой он призвал народ США к совместной борьбе против Советской Россией и её агентов – коммунистических партий. Обрисовав новое состояние мира, образовавшееся после Второй мировой войны, он подчеркнул, что:

Во–первых, половина Европы оказалась в советской зоне влияния, и там лихорадочно возникли просоветские режимы.

Во–вторых, возникла мощная волна освободительного движения в колониях против метрополий.

В–третьих, мир быстро поляризовался и превратился  в двухполюсной.

В–четвёртых, на мировой арене сформировались две сверхдержавы, военно–экономическая мощь которых давала им существенное превосходство над другими. Плюс ко всему, интересы стран Запада в различных точках земного шара начинают наталкиваться на интересы СССР.

США проводили политику создания военно-политических блоков против СССР. В 1949 г. был создан Североатлантический блок (НАТО), в 1954 г. – организация Юго–Восточный Азии (СЕАТО), в 1955 г. – Багдадский пакт. Был взят курс на восстановление военного потенциала Германии. В 1949 г., в нарушение Ялтинских и Потсдамских соглашений, из тех зон оккупации – английской, американской и французской была создана Федеративная республика Германия, которая в том же году вошла в НАТО. Советский Союз также проводил политику конфронтации. В 1949г. в СССР была испытана атомная бомба, а в 1953г. создана термоядерная бомба (раньше, чем в США). Создание в СССР атомного оружия было ответом на американский атомный шантаж, но положило начало гонке вооружений между СССР и США. В противовес блоку западных государств стал формироваться экономический и военно-политический союз социалистических стран. В 1949г. был создан Совет Экономической Взаимопомощи – орган экономического сотрудничества государств Восточной Европы. В мае 1955г. – Варшавский военно-политический договор. Оформлялся раскол мира на два противостоящих друг другу лагеря. Раскол мира на два лагеря сказался на экономических связях. После принятия плана Маршалла и образования СЭВ сложились фактически два параллельных мировых рынка, мало связанных друг с другом. СССР и Восточная Европа оказались изолированными от развитых стран, что пагубно сказалось на их экономике.

После смерти И. Сталина новое руководство  стало проводить более реалистичную внешнюю политику. Были нормализованы  отношения с Югославией, заключено  перемирие в Корее, где с 1950г. шла  гражданская война, подписаны соглашения по Индокитаю. В 1955г. был заключён договор  с Австрией. В отличие от Германии, Австрия провозглашалась единым демократическим нейтральным государством. СССР ликвидировал военные базы в  Порт – Артуре и в Поркалла – Удд (Финляндия). Позитивные изменения внешней политики нашли отражение в решениях ХХ съезда КПСС (февраль – март 1956г.). Съезд по-новому поставил ряд коренных вопросов мирного развития. Если ранее вся внешняя политика СССР исходила из ленинского положения о неизбежности войн при империализме, то теперь был сделан вывод о возможности предотвращения мировой войны. В результате разгрома Германии и Японии, установлении демократических режимов в большинстве стран, достижении независимости большинством бывших колоний количество миролюбивых стран неизмеримо выросло, выросла и мощь миролюбивых сил. Исходя из этого положения, основным принципом внешней политики СССР провозглашался принцип мирного сосуществования. Он включал в себя отказ от применения силы или угрозы силой, невмешательства во внутренние дела, уважение суверенитета, территориальной целостности и нерушимости границ, сотрудничество на основе равноправия и взаимной выгоды. Вместе с тем подчёркивалось, что мирное сосуществование не означает отказа от классовой борьбы, просто эта борьба теперь принимает форму соревнования двух систем.

Решения ХХ съезда провозглашали новый курс советской внешней политики. Но нельзя не учитывать, что этот курс проводился часто непоследовательно, на практике нередки были отступления от декларированных  принципов (Венгрия – 1956, Чехословакия – 1968, Афганистан – 1979). Политика противоборства двух лагерей – продолжалась. В некоторых странах процессы десталинизации проходили крайне болезненно. В Венгрии (1956г.) они вылились в антикоммунистическое восстание и гражданскую войну. Правительство СССР в этих условиях приняло решение о вводе в Венгрию советских войск. Это решение резко осложнило международную обстановку, подорвало авторитет Советского Союза и внесло раскол в мировое коммунистическое движение.

В 60-е года был принят ряд соглашений, значительно улучшивших международную обстановку. В 1963г. СССР, США и Англия заключили договор о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космическом пространстве и под водой. Это решение резко уменьшило опасность радиоактивного заражения планеты. В это десятилетие мир пережил ряд острейших международных кризисов, ставивших человечество на грань войны. Наиболее опасными из них были Берлинский 1961г. и Карибский 1962г.

С 1970г. начинается период, вошедший в  историю как период разрядки международной  напряжённости. В потеплении международного климата были заинтересованы не только Запад, но и Восток. В конце 69-х  гг. капиталистические страны были охвачены энергетическим кризисом –  появилась заинтересованность в  развитии торговых взаимоотношении с СССР, крупнейшим производителем нефти и газа. США глубоко увязли в Индокитае. Им необходимо было посредничество Советского Союза, чтобы уйти оттуда с наименьшими потерями. Советский Союз, находясь перед лицом нарастающей угрозы со стороны Китая, также был заинтересован в улучшении отношений с Западом. Продажа нефти и газа позволяла развивать взаимовыгодную торговлю со странами Европы. Наконец и на Востоке, и на Западе росло понимание недопустимости ядерной войны, ширилось антивоенное движение, с которым правительство не могло не считаться.

В 70-е годы были подписаны ряд соглашений, понизивших опасность ядерной войны, оздоровивших международную обстановку. Кульминацией разрядки явилось проведение в августе 1975г. Совещания глав правительств 33-х европейских государств, США и Канады, в результате которого был подписан Заключительный акт, регламентирующий основные принципы взаимоотношений между государствами (мирное сосуществование, уважение суверенитета всех государств, незыблемость существующих границ, неприкосновенность личности). Однако и в годы разрядки противостояние двух военно-политических лагерей продолжалось, невиданный масштаб приняла гонка вооружений. В экономике СССР резко усилились позиции военно-промышленного комплекса. Был выдвинут лозунг „Создание и поддержание военно-стратегического паритета”, равенства с США по всем видам вооружений.

Начало  резкому обострению международной  обстановки, возвращение к политике „холодной войны” положило решение  о вводе советских войск в  Афганистан в 1979г. для оказания помощи афганской революции. СССР фактически превзошёл США по численности армии, количеству танков, самолётов, подводных лодок, стратегических ракет. Эта политика подрывала доверие к Советам западных партнёров и самым катастрофическим образом отражалась на ихней экономике.

Начало  резкому обострению международной  обстановки, возвращение к политике „холодной войны” положило решение  о вводе советских войск в  Афганистан в 1979г. для оказания помощи афганской революции. В то же время было принято непродуманное решение о модернизации советских ракет среднего радиуса СС-20, направленных против Западной Европы, об оснащении их разделяющимися самонаводящимися головками. В ответ западноевропейские страны обратились к США с просьбой разместить в Европе американские ракеты среднего радиуса. Советский Союз разместил в свою очередь тактические ракеты с ядерными боеголовками в ГДР и Чехословакии. Гонка вооружений набирала новый виток, грозила принять непредсказуемые масштабы. К началу 80-х годов политика противостояния двух блоков зашла в тупик. Развернувшаяся гонка вооружений разорила страну. Необходимы были решительные перемены.

В апреле 1985г. руководителем страны стал М.С. Горбачёв. К этому времени мир сталкивается  перед рядом глобальных проблем: разрушение озонового слоя, продовольственной проблемы и т.д. В середине 80-х гг. в арсеналах ядерных держав находилось более 50 тыс. ядерных боеголовок общей мощностью более 13 тыс. мегатонн. Накопленный ядерный потенциал позволял уничтожить все живое на Земле от 10 до 15 раз. Исследования показали, что в ядерной войне не может быть победителей. Даже если бы агрессору обезопасить себя от ответного удара, он все равно погиб бы от последствий своего собственного – радиации, выбросов пепла в верхние слои атмосферы и др. Ядерная война, таким образом, превращалась бы в коллективное самоубийство, а, следовательно, изготовление, накопление и испытание ядерного оружия становилось бессмысленным. Невозможной в современных условиях становится и широкомасштабная „обычная война”. В случае даже неядерного конфликта разрушение ядерных реакторов, а их в Европе свыше 200, а в мире около 20 тыс., вызвало бы последствия, сопоставимые с ядерной войной. Все эти глобальные проблемы, угрожающие самому существованию цивилизации, невозможно решить в условиях противостояния. В заявлении Правительства СССР от 15 января 1986г. была выдвинута программа поэтапной ликвидации ядерного оружия к 2000г. Поворотным пунктом в мировой политике явилась встреча президента Р. Рейгана и Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачёва в Рейкъявике в октябре 1986г. впервые конкретно обсуждались проблемы ликвидации ядерного оружия. В Заявлении М.С. Горбачева от 1 марта 1987 года было выдвинуто предложение – выделить проблему ракет средней дальности в Европе из блока вопросов и заключить по ней отдельное соглашение. Соглашение было подписано во время визита М.С. Горбачева в США в декабре 1987 года. По этому соглашению СССР ликвидировал 826 ракет средней дальности и 926 ракет меньшей дальности; США – 689 РСД и 170 РМД. Историческое значение этого соглашения трудно переоценить. Хотя сокращено было менее 5% ядерных арсеналов СССР и США, но впервые за всю историю международных отношений было заключено соглашение о ликвидации целого класса ракетно-ядерных вооружений. В июле 1991 года во время визита президента Д. Буша (старшего) было подписано новое соглашение – о 40-процентном сокращении стратегических вооружений СССР и США. После распада СССР линию на ликвидацию ядерных вооружений продолжило правительство России. Во время визита в США президента Б.Н. Ельцина в июне 1992 года было достигнуто соглашение о сокращении стратегических вооружений России и США к 2000 году более, чем в 3 раза.

В 1989 – 1990 гг. произошли кардинальные изменения в странах Восточной  Европы. В один год рухнули партийно-государственные структуры. С падением коммунистических режимов прекратился и раскол мира на два противостоящих друг другу лагеря. В 1991 году был распущен Совет экономической взаимопомощи, прекратил свое существование Варшавский договор. Еще более резко ситуация в мире изменилась после распада СССР. До 1991 года в мире существовало равновесие сил, основанное на страхе. Этот страх обеспечивал монолитное единство как восточного, так и западного блоков. Теперь равновесие в мире нарушилось, вместо двухполюсного мира образуется многополюсный. История, как процесс противостояния двух систем, закончилась. Несмотря на окончание „холодной войны” и прекращение противостояния, говорить о смягчении международной обстановки и победе нового мышления пока преждевременно. Возможно, и вполне реально новое обострение напряжения, вплоть до широкомасштабных конфликтов. Война в Ираке, начавшаяся 19 марта 2003г, реальное тому подтверждение.

 

16. Реформа политической системы советского общества в 80 - 90 гг. Итоги и уроки.

  Общее название нового курса советского партийного руководства, совокупности политических и экономических перемен, происходивших в СССР с 1985 по 1991 годы, стала «перестройка».

Вступление  СССР в эпоху радикальных преобразований (перестройки) относится к апрелю 1985 г. и связано оно с именем нового Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева. Новый курс М.С. Горбачева  предполагал внесение структурных  и организационных изменений  в хозяйственные, социальные, политические механизмы, а также в идеологию. Сущность перестройки была  в новой стратегии, в которой особое значение приобретала кадровая политика, которая выражалась, с одной стороны, в борьбе с негативными явлениями в партийно-государственном аппарате (коррупцией, взяточничеством и др.), с другой стороны, в устранении политических противников Горбачева и его курса (в московской и ленинградской партийных организациях, в ЦК компартий союзных республик).

Начиная с 1985 г., речь шла о совершенствовании  социализма и необходимости его  ускорения. На январском Пленуме  ЦК КПСС 1987 г., а затем на XIX партконференции (лето 1988 г.). М.С. Горбачевым впервые  была изложена новая идеология и  стратегия реформ. Теперь признавалось наличие деформаций в политической системе, и ставилась задача создания новой модели "социализма с человеческим лицом". В идеологию перестройки  включаются некоторые либерально-демократические  принципы (разделения властей, парламентаризм, гражданские и политические права  человека). На XIX партконференции впервые  была провозглашена цель создания в  СССР гражданского (правового) общества.

Демократизация  коснулась политической системы, но она рассматривалась также как  основа для осуществления радикальных  экономических реформ. На данном этапе  перестройки широкое развитие получила гласность, критика "деформаций социализма" в экономике, политике, духовной сфере. Демократизация и гласность стали  сущностным выражением в новой концепции  социализма. Она подразделялась на:

А). Производственную демократизацию. В 1987 г. был принят Закон о государственном предприятии (объединении). Предприятия переводились на самоокупаемость и хозрасчет, включая право на внешнеэкономическую деятельность, создание совместных предприятий. В то же время большинство производимой продукции включалось в госзаказ и следовательно, исключалось из свободной продажи. По Закону о трудовых коллективах вводилась система выборов руководителей предприятий и учреждений.

Б) Демократизацию политической системы. В рамках демократизации происходило оформление политического плюрализма. В 1990 г. была отменена 6-я статья Конституции, закреплявшая монопольное положение КПСС в обществе, что открывало возможность для формирования легальной многопартийности в СССР (основными политическими объединениями стали: президентский блок "Выбор России", блок "Яблоко", Либерально-демократическая партия, Аграрная партия России, политическое движение "Женщины России", Коммунистическая партия РФ). Вводились альтернативные выборы народных депутатов СССР.

Изменения в системе государственного устройства. Для определения законодательной  политики созывался новый высший орган власти - Съезд народных депутатов СССР, который формировал Верховный Совет СССР (фактически парламент). Первый съезд состоялся в мае-июне 1989 г., на нем Председателем Верховного Совета СССР был избран М.С. Горбачев (председателем Верховного Совета РСФСР - Б.Н. Ельцин). В 1990 г. вводится институт президентства. III съезд народных депутатов СССР (март 1990 г.) избрал М.С. Горбачев Президентом СССР. В декабре 1991 г. прошли выборы президентов в большинстве союзных республик. 12 июня 1991 г. президентом РСФСР был избран Б.Н. Ельцин.

Августовский  политический кризис 1991 г. Подписание нового союзного договора было намечено на 20 августа. Накануне, 19 августа, с целью сорвать заключение соглашения и восстановить власть центра и КПСС консервативные руководители СССР - Г.И. Янаев (вице-президент), В.С. Павлов (премьер), маршал Д.Т. Язов (министр обороны СССР), В.А. Крючков (председатель КГБ СССР), Б.К. Пуго (министр внутренних дел) и др. - создали Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП) и попытались устранить Горбачева от власти путем заговора (19-21 августа 1991 г.). Однако решительное неприятие путчистов широкими кругами общественности и твердая позиция российского правительства во главе с Б.Н. Ельциным привели к их поражению. Позицию осуждения или непризнания заняли также руководители большинства союзных республик, где центробежные тенденции в дальнейшем значительно ускорились.

Информация о работе Контрольная работа по "Истории"